А.А.Фейгин
ЕЩЕ ОДИН ОТВЕТ
Один из
лучших учителей хасидизма в прошлом поколении, р. Шмуэль
Левитин говорил, что не на всякий вопрос есть ответ, а на те вопросы, на
которые можно ответить есть не менее двух праильных ответов.
Один - ответ в привычном смысле слов рассеивает недоумение, выраженное вопросом. Другой - ультимативный, абсолютный ответ - делает сам вопрос излишним, указывая на неправильную посылку или абсурд в самом вопросе.К
примеру, учитель спрашивает ученика: «Почему ты опоздал на урок?» Тот может
ответить: «У меня была уважительная причина. Вот записка от мамы». Обычный ответ первого типа.
А может
ответить и так: «А я вовсе и не опоздал, у Вас спешат часы». Если первый ответ
просто соответствует вопросу, то второй делает его излишним, снимает его.
Вопросы
об иудаизме, которые приходится слышать от людей, не получивших еврейского
воспитания и образования, зачастую требуют именно такого ответа: не столько
прямого сообщения информации, сколько обнажения скрытой ошибки в самом вопросе.«Когда не было холодильников с морозильной камерой, ветеринарного и санитарного надзора,кашрут был необходим. Но в наше время?!» Кому из нас не приходилось слышать такой вопрос.Есть
несколько стандартных ответов, от попытки доказать, что кашерная пища действительно полезна для здоровья, до более «клерикальной» версии: «Так пожелал Всевышний, так сказано в Торе, не нам с Ним спорить». Кстати, оба ответа (и еще с десяток других) верны.
Но важно
расслышать в вопросе то, что не сказано вслух. Все те представления и понятия,
которые кажутся нам универсальными, имеют вполне определенный культурный
подтекст. Русская культура пропитана христианством (это ни в коей мере не
утверждается ей в упрек), поэтому и распространенный вопрос о кашруте изначально связан с христианским представлением о мире,Б-ге и религии. Вопрошающему
и в голову не приходит, что состав пищи может иметь отношение к религии. Неужели
Б-г интересуется такими мелочами?!
Эврика! Это наверняка древняя
диета,- думает недоумевающий еврей Осталось только выяснить, эффективна ли
она в наши дни или нет. Религия для спрашивающего имеет совершено определенные
границы: место ей в синагоге, время - суббота, а деятельные ее проявления: молитва,
пост, милостыня. Еда, торговля, политика и все прочее к религии никакого
отношения иметь не могут по определению. Поэтому, и наш ответ стоит начинать
не с морозильников и санэпидемстанции, а с вопроса
о границах религии.
Мы верим,
что Всевышний сотворил все,
правит всем и служение Ему должно
быть столь же тотальным, как Его
власть. Это и есть иудаизм - тотальная религия. Тело человека в этом контексте не воспринимается
как «сосуд греха», оно может грешить, а может и творить добро. Служить
Всевышнему можно и должно не только душой, но и всем, что составляет человека.Еврейское
представление о пути человека в этом мире говорит, что нельзя быть ангелом в
мгновения молитвы и скотиной за столом в кабаке. Сказано:
"На всех путях познай Его". И еще: "Из плоти моей узрю
Всевышнего". Нет
никакой сферы жизни, на которую мы могли бы повесить табличку "Всевышнему
вход воспрещается". Быть
достойным человеком во всем и везде в равной мере: в синагоге и на базаре, с
книгой или с вилкой в руке, в любви, во вражде, в учебе, на поле боя - этого ждет от нас Творец.
"Восхождение" , 25 ийара 5761 г. (18.05.2001)
Издание Молодежной организации хасидов ХАБАД
http://www.chabad.org.il
|