|
А.А.ФейгинГромогласное молчание
Глава "Шмини" посвящена широкому кругу вопросов, среди которых и законы кашрута, фундаментальной области еврейского мировоззрения, и продолжение законов о жертвоприношениях, которым, в основном и посвящена третья книга Торы.
Всего несколько фраз посвящены трагедии Аарона. Два его сына, Надав и Авигу умирают страшной и внезапной смертью.
Это не случайная смерть, не слепая трагедия. Всевышний отнимает у них жизнь так, что все знают: это наказание.
"И вышел огонь от Всевышнего и пожрал их".
За что? Много мнений высказано в наших книгах об этом. Много в этой истории неясного, загадочного, но самой ее громкой нотой на все времена останется молчание Аарона.
Человека нельзя ловить на слове в минуты горя,- говорят наши мудрецы. Кто знает, какая буря бушует в душе отца, потерявшего в одночасье двух сыновей. И праведные и грешные в такие минуты теряют не только контроль над собой, но и ясность мышления.
Они проклинают день, когда появились на свет, бросают в Небеса обвинения и горькую хулу, рвут на себе одежды, бормочут скорбные слова раскаяния. Пройдет время, пока огонь превратится в тлеющие угли скорби. А пока - не слушай ошеломленного горем, он сам не свой.
Как же ведет себя Аарон, главной чертой которого была любовь ко всему живому?
Агарон молчит. О чем молчит Агарон? Есть ли в молчании нечто, чего нет в словах? Мишна возводит безмолвие или, по крайней мере, немногословие в высочайшую добродетель:
"Шамай говорил: установи время для занятия Торой, говори мало, а делай много... Шимон-пра-ведный говорил: я вырос среди мудрецов и провел среди них все дни свои, и не нашел я ничего лучше для тела, чем молчание, и не толкования - главное, а дело, а всякий, впадающий в многословие, множит грех".
Удивительны слова "Акедат Ицхак": "Не идет здесь речь о том, чтобы человек воздерживался от пустых слов. Болтовня, вообще, недостойна названия "речь". Она, скорее, подобна чириканью птички, в лучшем случае, "говорению" попугая.
Нет, мудрецы предостерегают нас от многословия в похвальных проявлениях: изучении Торы, молитве. Человек должен научиться молчать, когда ему есть, что сказать".
"Решит Хохма" обращает внимание на странную особенность текста Мишны: "Почему сказано "и не нашел я ничего лучше для тела, чем молчание"? Разве есть в нем польза именно для тела? Да, необузданность языка вводит в грех всего человека, всю его душу и тело".
Но почему так высоко ценим мы молчание? Вы видели токующего тетерева? Говорящий не слышит ни людей, ни Творца. Одного из наших учителей спросили: почему раньше люди слышали голос Б-га, а теперь не слышат? Учитель ответил: раньше люди умели молчать. А мы непрестанно обращаемся ко Всевышнему и Он просто не может вставить ни слова в наш монолог.
"Восхождение" №654, 24 адара бет, 28.03.2003
Издание Молодежной организации хасидов ХАБАД
http://www.chabad.org.il
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|