|
А.А.ФейгинЧей ты, раб? или Чей ты раб?
Месяц нисан - первый в календаре Торы, мудрецы называют
его "месяцем освобождения". И,
хотя мы ждем прихода Избавителя каждый день, изо дня в день,
ожидание Избавления в нисане
становится особенно напряженным, ведь сказано: "в нисане были освобождены [из Египта], в нисане будут освобождены [Машиахом]" (Рош а-Шана, 11а).
Кажется, освобождения ждет каждый, стремление к свободе свойственно любому.
Но не все так просто: мы пом
ним, что в Египте Моше не мог
докричаться не только до глухого
к чужому страданию фараона, но
и до своих братьев-рабов: "Скажи
сынам Израиля: Я - Б-г, и выведу
Я вас из-под ига египтян, и избавлю вас от
служения им... И приведу вас в
землю, которую Я поклялся отдать Аврааму, Ицхаку и Яакову...
И говорил Моше так сынам Израиля, но не слушали они его из-
за нетерпения (коцер руах можно
перевести и как "малодушие") и
тяжкого труда".
Да и после всех чудес и знаме
ний, явленных нашим праотцам в
Египте свободу выбрала всего
пятая часть рабов. Остальные
остались в рабстве по собственному выбору и их дальнейшая
судьба не связана с народом Израиля.
Стало быть, наше априорное
предположение об универсальной привлекательности свободы
не вполне соответствует реалиям
человеческой психологии. Есть в
рабстве нечто привлекательное,
соблазнительное, влекущее.
Раб свободен от заботы о будущем. Он может опасаться или надеяться, но никак не может повлиять на свою судьбу. Свободный от забот, раб свободен и от
ответственности. Ничего не решающий, он свободен и от норм
морали.
Знаете, в Гайд-Парке, символе
всяческих свобод, стоят обычные
садовые скамейки с именами тех,
кто их подарил городу. Эти скамейки прикованы цепями, чтобы
ночные хулиганы не уносили их и
не переставляли с места на место. И это вопиющая несправедливость. Свободу скамейкам! В
следующую поездку в Лондон обязательно возьму с собой мощные
кусачки и перережу цепи. Скамейки, наверняка, ринутся на свободу, сметая на своем пути узорные ворота. Вы думаете, не ринутся
Да, чтобы раб стал свободным, мало снять с него
цепи. Что же освобождает по-настоящему?! Великий поэт "золотого века", великого расцвета еврейской поэзии в Испании, раби
Иегуда га-Леви писал:
Рабы времени -
Рабы рабов.
Лишь раб Всевышнего
Свободен".
Освободиться - значит осознать
свое предназначение и место в
мире. Тот, кто гордо отмахивается
от ответственности перед Всевышним, от Его заповедей, может
быть и воображает себя свободным. На самом деле, отказываясь подчиниться Единому,
он выбирает подчинение тем, кому нет
числа: людям и обстоятельствам,
становится рабом денег, болезней, страстей. Нисан - время подготовки к Песаху. Мало купить
мацу и вино и очистить дом от
хамеца. Важно очистить душу от
накипи рабства.
Из бесед Любавичевского ребе:
"Кирпичи" созидания
Особые кирпичи
В Торе нет ни случайностей, ни "просто
подробностей", всё, каждое слово и каждый знак несет
важную и вечно актуальную информацию.
Мы знаем, что в Египте евреев-рабов заставляли
делать кирпичи, как сказано: "и отравляли жизнь их
тяжелым трудом: из глины делали кирпичи..."
Что же особенного в такой работе, что в ней
"еврейского" и какой вывод из этого следует?
Строить жилище Творцу
Миссия евреев в этом мире - построить "дом"
Вс-вышнему. Дом можно построить из кирпичей или из
камней. Камень-природный материал, его только
перемещают из каменоломни к месту строительства и
укладывают на точно отведённое место. Иное
дело-кирпич. Он сделан руками человека, замесившего
глину, добавившего солому, придавшего этой массе
форму и обжегшего его в печи. Строя дом из камня, мы
только пользуемся тем, что создано без нас и до нас.
Строя из кирпичей, мы своими руками создаём новую
реальность.
И в духовном служении еврея есть нечто подобное.
Можно служить Творцу, пользуясь элементами Его
творения, привнося в уже существующую материю
особую духовную направленность.
Но есть более высокий уровень служения: человек,
не удовлетворяясь существующей реальностью, "лепит"
новую реальность, как лепят кирпичи из глины, и из
"кирпичей" строит жилище Творцу.
Превратить тьму в свет
Рассказом о начале рабства в Египте, о "кирпичах",
Тора намекает на то, что главное предназначение
еврея в эпоху рабства и изгнания-это не пассивная, а
активная работа по преобразованию мира. Не рутинное
перемещение камней с места на место, а превращение
полужидкой глины и сухой соломы в кирпичи,
превращение зла в добро, тьмы в свет.
О грядущем избавлении сказано: "Ночь засветит как
день" . Превращение противоположностей, коренное
изменение реальности не произойдёт само по себе. Мы
"поденные рабочие" -рабочие дня, творцы дня,
отвечаем за превращение тьмы ночной в свет дня.
Законы Песаха
С Песах связано немало законов и
обычаев. Но одно правило надо знать
твёрдо и придерживаться строго.
В Песах нельзя есть "хамец" - квасное.
Что такое "хамец"?
Хамец - это любой продукт содержащий один из 5 злаков( пшеница, рожь,
овёс, ячмень, полба), и не признанный
годным для употребления в Песах. Это
хлеб, крупы из злаковых, мучные
кондитерские и макаронные изделия,
некоторые сорта детского питания,
пиво, виски, пшеничная водка.
В Песах не только запрещено есть
"хамец", но и пользоваться любыми
изделиями содержащими "хамец" -
лекарствами, чистящими средствами,
косметикой и др. Только консультация
с раввином или компетентным
человеком поможет выяснить, что
можно, а что нельзя.
"Хамец" на иврите означает
"квасное". Тонкая, хрупкая маца и
пышный хлеб сделаны из муки и воды.
Объём выпеченной мацы не больше,
чем объём составивших её
компонентов. Хлебное же тесто
дрожжами поднимается на глазах так,
что из скромной горстки муки и
плошки воды выходит пышная булка.
Наша душа тоже склонна "вспухать"
- проявлять гордыню и самомнение,
спесь и духовную слепоту.
Маца - символ скромности,
способности видеть и ощущать чужие
беды как свои. Отказавшись на Песах
от "хамеца", мы заряжаемся
скромностью на весь год.
Уборка.
Перед праздником нужно тщательно
убрать все свои владения - дом, машину, кладовые, очистив их от остатков
хамеца. Особенное внимание следует
уделить на те места, в которых обычно
можно найти остатки продуктов: на
кухне, в столовой и детской.
Посуда.
Вся столовая и кухонная посуда,
которой мы пользуемся в течение года,
непригодна для пасхальной пищи. В
большинстве еврейских семей
хранится особый набор посуды на
Песах. Часть посуды ( в зависимости от
способа её употребления и материала )
можно прокашеровать перед
праздником Песах.
Кухонный стол и раковины для
мытья посуды также должны быть
прокашерованы перед праздником.
Разобраться в способах подготовки
посуды к празднику может помочь вам
раввин.
Куда девать «хамец»?
От "хамеца" надо избавиться перед
Песахом. Продукты съедают и не
делают крупных "хамецовых" закупок
перед праздником. Но остатки
"хамеца" можно и продать.
Продажа «хамеца». Остатки хамеца,
которыми вы желаете воспользоваться
после праздника, можно сложить и
закрыть в определённом месте дома.
Очень важно с помощью раввина заключить сделку о продаже этого хамеца
нееврею. Таким образом находящийся
в вашем доме хамец на время действия
договора будет принадлежать нееврею,
а вы освобождаетесь от ответственноети за него.
Поиск и уничтожение «хамеца».
Вечером 13 нисана ( 15 апреля )
хозяин дома в сопровождении
домочадцев тщательно проверяет не
остались ли крошки квасного в доме.
Утром 14 нисана (16 апреля ) сжигают
остатки хамеца на костре вне дома.
Сжигание - обычай не только
торжественный, но и весёлый. В
молитве, которая его сопровождает,
вспоминают и тот "хамец", который
есть в наших сердцах - гордыня,
зависть, желание выпячить себя и
принизить других. А в конце
провозглашают, что весь "хамец"
который случайно завалялся в доме
нам уже не принадлежит, и он для нас
как "прах земной".
До какого времени можно есть
"хамец" накануне праздника?
В этом году можно есть "хамец" до
среды 14 Нисана 5763 года, ( 16 апреля
2003 г. ) до 10:29 утра. После этого
устраивают небольшой костёр во дворе
дома и сжигают на нём остатки хамеца
не позднее 11:34 утра. Порядок поиска
и сжигания хамеца приводится в начале "Пасхальной агады". В течение этого дня можно есть еду приготовленную
на праздник в пасхальной посуде, но не
едят мацы до Пасхального Седера.
Продукты.
Даже тот, кто в течение года
употребляет в пищу продукты с любым
клеймом кашерности, к празднику
Песах покупает продукты
изготовленные под особым надзором.
На упаковке такого продукта написано
"кашер ла-песах" .
"Восхождение" №654, 1 нисана, 03.04.2003
Издание Молодежной организации хасидов ХАБАД
http://www.chabad.org.il
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|