|
А.А.Фейгин"Отпусти народ Мой"
Мы так многословны во
второстепенном и так лаконичны в
главном! Самые важные слова нам
всегда недосуг сказать до конца.
Сколько семей развалилось из-за
неумения и нежелания говорить о
чувствах, а ведь, казалось бы, слово
денег не стоит и усилий не требует.
Все самое главное идет под нож
краткости, по слухам - сестры
таланта. Даже слова Торы, к
которым ни убавить, ни прибавить.
Скажем, ветераны еще помнят
некогда столь милый нашему сердцу
лозунг: «Отпусти народ мой!» Эти
слова, собственно, вывели нас,
русских евреев из рабства. И не
будет преувеличением сравнивать
наше рабство с египетским: ведь
пророк Иермиягу сказал: «Вот,
приходят дни, сказал Всевышний,
когда не скажут более «Жив
Всевышний, выведший сынов
Израиля из земли Египетской»,- но
будут говорить: «Жив Всевышний,
выведший их из земли Северной и
других стран, в которые изгнал их».
Только вот неувязка: цитата,
ставшая лозунгом движения за
освобождение советского еврейства
страдает рядом неточностей.
Прежде всего, буква «м» в слове
«мой» должна быть заглавной. Это
не народ Моше (при всем уважении к
отцу пророков), но народ
Всевышнего. И не Моше просит у
фараона вольную для своего
народа, а Творец требует отдать
Ему народ. Причем с вполне
определенной целью: «Отпусти
народ Мой и будут они служить
мне!»
Это отнюдь не второстепенный
нюанс, вспомним: Иоше и Аарон
говорят фараону: отпусти народ,
чтобы могли мы совершить
жертвоприношение в пустыне. Слова
о жертве - не уловка, а суть дела.
У рабов есть хозяин, но нет
Хозяина. Тот, кто открыл Б-га и
отдал себя в Его руки - свободен.
Маленькие земные хозяева,- от
плантатора в Алабаме до Сталина в
Кремле,- могут лишить человека
жизни, но не могут отнять у него
свободу. И тот, кто идет в пустыню
не на прогулку, а «совершить
служение», этим поступком заявляет
фараонам о своей свободе.
История нашего Исхода из
Северной страны требует
продолжения. Зачем мы тронулись с
места? Можно ли оправдать великую
ломку только тем, что «все побежали
- и я побежал»? Некоторые бежали
потому, что «там» им было плохо.
Кому-то жилось впроголодь, кому-то
затыкали рот, другим просто было
дискомфортно. Но и те, кому в
России было хорошо, и, даже те,
кому было плохо, все без
исключения должны найти ответ на
вопрос: куда они приехали и зачем?
О раби Натане из Чегирина
рассказывают, что однажды утром он
проснулся в холодном поту и сказал
домашним: «Мне снился страшный
сон и я решил в корне изменить свою
жизнь». Каково же было удивление
домашних, когда р. Натан рассказал
им свой сон: он видел себя идущим в
пекарню за свежими булочками.
«Разве это кошмар?!» - недоумевали
близкие. «Разумеется»,- ответил р.
Натан,- «разве только для того я
родился, чтобы покупать булочки?!»
Вот и нам, кажется, пора
задуматься: для того ли мы сменили
Дальний Восток на Ближний, чтобы
ходить в пекарню за свежими
булочками. Фараон рухнул и СССР
рассыпался в прах, требование
«отпусти народ Мой» поневоле было
исполнено. От нас зависит,
исполнится ли венец этого стиха:
«чтобы служили они Мне».
Великая суббота.
Нынешняя суббота - особая,
известная как Шаббат а-гадол, что
означает великая суббота. Каковы
истоки этого названия, и почему оно
звучит шаббат а-гадол, а не шаббат
а-гдола (ж .р.)?
Крупнейшие авторитеты галахи
дали несколько объяснений на эти
вопросы. Мы приведём наиболее
известное.
Первый Песах, который евреи
отмечали ещё в Египте, пришелся на
четверг. В 10-й день месяца Нисан
который в том году пришёлся на
субботу, Б-г повелел евреям
заготовить ягнят для пасхального
жертвоприношения. Как известно, в
Египте барашек был священным
животным. И вот в ту субботу евреи,
уже в четвёртом поколении рабы
фараона, осмелились взять
египетских божков и привязать их к
ножкам своих кроватей. Изумлённые
и возмущённые египтяне стали
спрашивать, что это всё значит.
Евреи отвечали, что готовят ягнят
для пасхального жертвоприношения
Б-гу, который поразит Египет десятой
казнью: гибелью всех первенцев.
Первенцы не только не посмели
тронуть евреев, наоборот, они пошли к
фараону и стали требовать отпустить
евреев. Когда он отказался, то
первенцы подняли восстание и
перебили многих египтян.
Для евреев это было чудом.
Память о нём сохраняется в обычае
праздновать Великую Субботу,
которая названа так в честь этого
события. Во многих общинах в эту
субботу принято читать Агаду
(начиная со слов: "Рабами были
мы...").
Путь к подлинной свободе.
Письмо Любавичского Ребе к празднику Песах.
Праздник Песах - праздник нашей свободы, - содержит уже
в своём названии напоминание и разъяснение смысла
понятия "свобода", понятия столь замусоленного, что мы
даже не задумываемся о его подлинном смысле. Праздник
Песах не только напоминает нам о смысле свободы, но и
разъясняет её подлинное значение во всех трёх измерениях
определяющих бытие человека: душа, тело и окружение.
Иными словами, еврей должен быть свободен в каждом из
этих измерений, так чтобы между ними не только не было
никакой борьбы и противодействия, но напротив, чтобы они
дополняли друг друга и гармонически взаимодействовали
Только тогда достигается подлинная свобода. Само собой
разумеется, что такого рода гармония и подлинная свобода
недостижимы, если душа - Б-жественная частица в человеке -
порабощена телом, которое вместе с заполонённой душой
порабощено окружающей их средой. Совершенно исключено
чтобы возвышенная субстанция - душа - прислуживала
нижестоящей - телу - и при этом испытывала удовлетворение
Душа никогда не смирится с услужением телу.
Достичь совершенства
Из этого вытекает неизбежный вывод, что подлинная
свобода достигается лишь тогда, когда нижестоящие
факторы, определяющие человеческое бытие - тело и
окружение - достигают пика своего возможного совершенств
и тем самым достигают близости к душе и её чаяниям. Тогда
и душа освобождается от пут, тормозящих её развитие.
Всё сказанное находит своё проявление в истории с
египетским рабством и Исходом. Египетское рабство
представляло полное порабощение во всех трёх плоскостях
определяющих человеческое бытие:
1. Духовное порабощение силами тьмы, безнравственности
и аморальности, процветавшими в Египте. По этим причина
Египет и назван "срамом земли".
2. Ужасное физическое закабаление, которое
сопровождалось каторжным трудом.
3. Полная утрата еврейским народом своего статуса как
интегральной части человеческого общества - факт тем более
трагичный, если учесть его происхождение от великих
праотцев.
Исход из Египта привел, таким образом, к полному
раскрепощению во всех трёх плоскостях:
1. Прежде всего, духовное раскрепощение, когда евреи
выполнили распоряжение : "Взять барашка и принести
пасхальную жертву". Это стало не просто отказом от
бытовавшего в Египте языческого культа, но и наглядной
демонстрацией его полной несостоятельности.
2. Полное освобождение от физического закабаления -
исход из Египта в открытую, с песнями и гордо поднятой
головой.
3. Обретение имущественного статуса - еврейский народ
покинул Египет с большим достоянием.
Игрот кодэш, том 22, стр. 203
Празднуем Песах!
Чтобы провести седер по всем
правилам, постарайтесь по крайней
мере ознакомиться с порядком его
проведения по Пасхальной Агаде,
которая наверняка имеется у всех
наших читателей.
Здесь мы вкратце коснёмся только
основных моментов проведения Седе -
ра. Название "седер" означает регла -
мент или порядок проведения пасхаль
ного вечера. Каждый момент в этом регламенте важен.
И так, что мы должны выполнить в
ходе пасхального вечера?
* Выпить 4 бокала вина (или
виноградного сока).
* Рассказать об исходе из Египта, то
есть читать Пасхальную Агаду. Нужно
заранее позаботиться о том, чтобы у
каждого была своя книга.
* Съесть требуемое количество мацы.
* Съесть горькие овощи (хрен, листья
салата).
И, конечно, быть весёлым,
радоваться празднику - ведь сам
Все-вышний радуется вместе с нами!
Праздновать по царски.
На древнем Востоке только богатые и
свободные люди ели "по царски":
полулёжа, опершись на руку. Каждый
из нас должен почувствовать себя
свободным человеком в пасхальную
ночь. По этому мы пьём традиционные
4 бокала вина и едим мацу полулёжа,
опершись на левую руку.
Кеара
Перед ведущим седер на кеару -
праздничное блюдо - кладут 3 мацы,
между которыми проложены салфетки.
Три мацы накрывают накидкой, на
которой разложены "знаки"
пасхального седера:
Зроа - обжаренное на огне
крылышко или шейка курицы, символ
пасхальной жертвы (Зроа не едят).
Бейца - сваренное вкрутую яйцо,
символ праздничной жертвы
Марор - горькие травы, хрен и
листья салата - символ горечи рабства.
Харосет - смесь молотых яблок,
груш и орехов, замешанная на красном
вине. По виду напоминает глину, из
которой наши предки изготовляли
кирпичи в Египте.
Карпас - лук, варёная картофелина.
Во время седера эту зелень макают в
солёную воду.
Хазерет -тёртый хрен.
4 бокала.
Каждый из участников седера должен
выпить 4 бокала вина (или чистого
виноградного сока). Каждый бокал
ёмкостью не менее 86 мл.
Агада.
Традиционый текст, читаемый за
праздничным столом, называется
"агада" - рассказ. Открывается агада
четыремя вопросами, которые задаёт
отцу ребёнок.
Весь рассказ о рабстве и Исходе,
сопровождающий трапезу, представ -
ляет собой ответ на эти вопросы.
Маца
Маца - скудный хлеб, хлеб нищеты -
стал символом самой возвышенной
веры всего еврейского народа.
Именно мацу ели евреи, выходя из
Египта, покинув насиженное место и
всецело полагаясь на Все-могущего.
Что такое маца "шмура "? Маца
"шмура"эт маца, испечённая из муки,
которую оберегали. От чего надо
оберегать муку для Песаха? От влаги,
которая может привести к образованию
"хамеца ". Муку для выпечки мацы
"шмура", оберегают от влаги со
времени жатвы пшеницы. В ходе
Пасхального Седера желательно есть
мацу ручного изготовления. Это маца,
все этапы изготовления которой:
замешивание, размятие, раскатывание
и выпечка делаются евреями во имя
выполнения заповеди. Такую мацу ели
также и наши прадеды.
Во время Пасхального Седера мацу
едят как минимум 3 раза. Каждый раз
следует съесть минимум 27 грам мацы
(примерно треть одной большой
круглой мацы).
1. После второго смывания рук и
благословений "...амоци лехем... " и
"...аль ахилат маца".
1. "Корех" - сендвич из мацы и
горькой зелени и наконец:
3. "Афикоман"- при завершении
пасхального ужина.
Афикоман.
В память о пасхальном жертвенном
ягнёнке, который завершал пасхальную
трапезу наших предков в период
Иерусалимского Храма, мы завершаем
седер афикоманом - куском мацы,
после которого нельзя есть и пьют
только третий и четвертый бокалы
вина. Афикоман должен быть съеден
не позднее полуночи (точное время
можно выяснить в местной синагоге).
Пасхальный Седер мы завершаем
словами, в которых выражаем своё
ожидание грядущего избавления:
В будущем году - в Иерусалиме!
"Восхождение" №656, 8 нисана, 10.04.2003
Издание Молодежной организации хасидов ХАБАД
http://www.chabad.org.il
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|