|
А.А.Фейгин"Святы будьте"
Когда речь заходит о святых,
каждый из нас с уверенностью
думает: это не обо мне. Мы выросли в культурной среде, где
христианская компонента была
весьма слабой: еврейская семья,
атеистическое общество эпохи
разлагающегося социализма,
космополитическая школа и студенчество. Но в основе всего, за
кулисами театра, между строками
книг, в полутонах общепринятой
морали можно без труда найти
следы ЕХЦ, что на "новоязе"
означает "Европейско
христианская цивилизация".
Это она устанавливает совершенно неприемлемое для нас
деление людей на клир (духовенство) и мир (мирян). Это она
именует святыми лишь мучеников
(на стороне христианства, разумеется, сожженные и замученные
христианами евреи и басурмане
святыми не считаются), отшельников да чудотворцев. Христиан -
ство говорит человеку: святые - это
особая порода, это не ты и не я.
Наша вера не знает деления на
касты. Нет мирян и духовенства,
нет профессиональных евреев.
Раввин не выучит за нас Тору, коэн
не отстоит за нас молитву. Каждый
стоит перед Б-гом сам и. служит
Ему сам.
И святость, как ни трудно в это
поверить,- удел и долг каждого.
Именно так говорит Тора в
недельной главе: "И говорил Б-г
Моше: говори всему Израилю:
святы будьте, ибо свят Я, Б-г ваш".
Альшех не оставляет места
сомнению: «Воля Все-вышнего
состоит в том, чтобы каждый
человек был свят. Глупцы
ошибочно полагают, что этого
способны достичь только немногие
избранные, один или два человека
в каждом поколении. Этот раздел
был провозглашен "во
всеуслышание", дабы было ясно,
что он обращен не к избранным, а
ко всему народу».
Туман рассеивается, когда
слово "святость" разменивается на
подробности: не обманывай, не
воруй, не распутничай, не будь
жесток и злопамятен, люби
ближнего, как самого себя. И даже
такие "мелочи", как "встань перед
седым", - тоже часть еврейской
повседневной святости. Именно
так: повседневная святость,-
можно сформулировать
удивительное, уникальное
свойство нашей "цивилизации в
цивилизации".
Еврейство прожило в чреве
средневековой христианской
Европы и мусульманского Востока
полторы тысячи лет. Их культура
была китайской грамотой для
соседей (кстати, по-английски
загадочный текст называют не
"китайской грамотой", а
"древнееврейской"). Но одно
соседи знали: евреи не воруют, не
убивают и не развратничают. Их
можно найти в лавках и
мастерских, но не в тюрьмах.
Впрочем, и в тюрьмах евреи
сиживали, но совсем по иным
причинам. Но каждому ли по зубам
святость? Рамбам с уверенностью
отвечает на этот вопрос:
«Ошибаются думающие, будто бы
Г-сподь предрешает, каким быть
человеку с рождения - праведным
или безнравственным. Каждый
способен стать праведным, как
Моше, или порочным, как Яровам».
Из бесед Любавического ребе
Два испытания
На протяжении веков вера евреев подвергалась
испытаниям. Характер испытаний менялся в
зависимости от времени и места, но в общем, их можно
подразделить на две категории: испытания, связанные
с нищетой и угнетением, и испытания, связанные с
богатством и процветанием. Из них наиболее трудным
является испытание богатством.
Пророк Йешаяу, предсказывая грядущее
освобождение нашего народа Машиахом, говорит:
"..придут пропавшие в стране Ашура и заброшенные в
стране Египетской. Ассирия и Египет символизируют
соответственно испытание богатством и испытание
нищетой.
В Египте евреи подвергались жестокому
физическому и духовному гнёту. Ввергнутые в самое
унизительное рабство, вынужденные тяжело трудиться
исполнять самую тяжкую работу, они не имели
возможности удовлетворить свои духовные и
материальные потребности.
В противоположность этому, Ассирия символизирует
испытание соблазном богатства и изобилия. Здесь не
было рабства и недостатка материальных благ, более
того, отсутствовали ограничения в сфере духовной и
религиозной жизни. Ассирийский царь Санхериб
изгнавший евреев с их родины, стремился лишь к тому,
чтобы еврейский народ покинул Святую землю, - "о
которой Г-сподь Б-г твой, печется, - взгляд Г-спода, Б-га
твоего, непрестанно на ней: от начала года и до конца
года", - и переселил их в Ассирию. На Святой земле
евреи постоянно ощущали Б-жественую опеку (они
могли, например, видеть десять чудес, постоянно
происходивших в Иерусалимском Храме). Однако
Санхериб хотел, чтобы евреи жили в стране Ашура, в
стране богатства, счастья и удовольствий. Таким
образом, полагал он, удастся заставить их забыть
своего Б-га и Его законы.
Несмотря на богатство и свободу ассирийского
изгнания, пророк, говоря о евреях Ассирии, применяет
наиболее суровое и резкое слово: "пропавшие". Говоря
же о евреях Египта, он использует умеренное
определение: "заброшенные". Очевидно, что египетское
изгнание не было столь опасным испытанием, как
ассирийское.
И в современной Ассирии еврейские общины
наслаждаются изобилием и свободой. Здесь есть
возможность исполнять заповеди Торы с тем
вдохновением и ревностью, которые были свойственны
восточноевропейским общинам лет 70-100 назад. Но
"ассирийские" евреи пренебрегают этой замечательной
возможностью. Под воздействием комфорта и
безопасности они стали "пропавшими". Как и во
времена Йешаяу, испытание богатством и
благополучием по-прежнему самое трудное.
"Восхождение" №659, 29 нисана, 1.05.2003
Издание Молодежной организации хасидов ХАБАД
http://www.chabad.org.il
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|