|
А.А.Фейгин Еврейские чудеса
Религиозное сознание опирается на
чудеса. Это кажется аксиомой, и, как
всякая аксиома, это высказывание
неприменимо к иудаизму. В рамках
нашей веры чудо не доказывает
ничего.
Разумеется, среди верующих евреев
можно найти немало любителей и
коллекционеров чудес, но и они не
выдают чудеса за доказательства или
подтверждения истинности тех или
иных элементов веры. Мой учитель
говорил так: то, что из стены течет
вино, не доказывает, что дважды два -
пять.
Один неевревский по форме, но
очень еврейский по содержанию
анекдот пфедает эту мысль так:
А: Если я прыгну с Эйфелевой
башни и не разобьюсь, —разве это не
чудо?
Б: Нет, это случайность.
А: А если-прыгну второй раз и
опять не разобьюсь?
Б; Это совпадение.
А: Хорошо, а если в третий? Уж
тогда-то чудо! ?
Б: Нет, это привычка!
И, если в еврейском мировоззрении
чудо рассматривается иначе, чем «у
людей», то стоит, наверное, начать с
определения. Собственно, в иврите
есть несколько слов, соответствующих
русскому «чудо»: «нес», «мофэт»,
«пеле».
Например, «пеле» - это
маловероятное или совсем уж
невероятное событие. А слово «нее»
означает совсем иное: это тоже чудо,
но чудо совсем иного рода — это знак
Всевышнего человеку. Собственно,
второй перевод слова «нес» - флаг - во
многом объясняет первый: событие,
обозначенное флагом, вывеской,
имеющее для человека особое
значение.
Р. Адин Штейнзальц иллюстрирует
это так: «Допустим, падает с неба
метеорит. Падает, и вдруг за два метра
от земли повисает в воздухе. Это -
«пеле». Однако, это невероятное
событие ничего, в сущности, не значит,
оно никак не влияет ни на чью жизнь.
Висит себе? Ну и пускай висит! Теперь
оставим все то же самое, правда, с
одним существенным добавлением:
метеорит зависает над чьей-то головой.
Это уже послание конкретному
человеку, который, казалось, был
обречен получить небесную оплеуху,
но почему-то не получил, — это, «нес».
Итак, любое «пеле» найдет дорогу
на экраны телевизоров и первые
полосы газет. Его обнюхают, измеряют
и опишут. Но из такого чуда ничего не
следует и оно ни о чем не говорит,
кроме как об ограниченности наших
знаний о мире. «Нес» - понятие
субъективное, оно обусловлено тем,
восприняли ли мы, люди, некоторое
событие как знак, сообщение. Поэтому
совершенно невероятное событие
может не стать «несом», а
обыкновенное «падение» компьютера
или во время прозвучавший звонок
превращаются в чудо.
Именно такие, обыкновенные
чудеса мы упоминаем трижды в день в
молитвах, благодаря Всевышнего за
«ежедневные чудеса, которые с нами»
Разумеется, такие чудеса надо
уметь и хотеть видеть. Три десятка лет
назад в брежневской России случилось
чудо: редакция «Философской
энциклопедии» заказала большому
ученому и глубоко верующему
человеку, моему доброму знакомому
профессору Велехову статью на тему
«чудо». Уже сам заказ был чудом, но
статья стала чудом двойным: в
качестве примера безусловного чуда
Велехов привел... рассечение
Чермного моря. А ведь Тора
подчеркивает, что воды разогнало
ветром.
В чем же чудо? В том, что
произошло это в точности тогда, когда
евреям было необходимо
переправиться на другой берег.
Таковы еврейские чудеса. Умеем
ли мы видеть их в повседневной
круговерти?
"Восхождение" №672, 21 ияра, 23.05.2003
Издание Молодежной организации хасидов ХАБАД
http://www.chabad.org.il
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|