|
А.А.Фейгин Без иллюзий
«Тот, кто читает Свиток
Эстер, думая, что речь в нем
идет о событиях прошлого, не
исполняет заповедь».
В Песах «обязан каждый
видеть себя, словно он выходит
из Египта».
В Суккот худая крыша над
головой не только напоминает
облака над отцами нашими в
пустыне, но и «ставит на место»
нас самих, вводит в рамки
лучшего понимания места
человека в мире.
Праздники - не памятник
прошлому, но суть настоящего.
Верно это и в отношение
знаменательных дат в календаре, связанных с событиями
недавнего прошлого. День
освобождения Иерусалима
адресует нас не только к чудесным событиям 1967 года, но и к
сегодняшнему дню, к весне
2003 года.
В этот контекст вписываются
и взрывы на улицах города, и
новые миражи в нашей Иудейской пустыне. Обильно политый
еврейской кровью мираж мирного процесса, призрак «нового
Ближнего Востока» пожинающего кровавую жатву, все еще
бродит под окнами Иерусалима.
Сегодня злополучные наши
миротворцы с новой надеждой
говорят об Абу Мазене. Чтобы
понять всю нелепость этих
по-детски наивных, но не по-детски опасных иллюзий, позволю себе напомнить читателям
несколько деталей его биографии.
Махмуд Аббас (Абу Мазен)
родился в святом городе Цфате
в 1935 году. В 1960 (за семь лет
до начала «сионистской оккупации») присоединился к Арафату, вступил в террористическую организацию «Фатах».
Вы не поверите, как мир
тесен! Мы почти однокашники,
как и автор этих строк, Абу
Мазен защищает диссертацию в
МГУ, на востоковедении. Вот
только тема у него интереснее
моей: о сотрудничестве сионистов с нацистами, о том, что катастрофа европейского еврейства - вымысел, направленный
против арабского народа Палестины.
Тем, кто хочет видеть в этом
историке-террористе голубя
мира, сам Абу Мазен говорит
(ноябрь 2002 г.):
«Мы можем достичь постав ленные цели только силой».
Слушайте, евреи, что
говорят наши враги.
Не впадайте в смертоносные
иллюзии: Иерусалим будет
нашим, земля Израиля будет
нашей только если мы оставим,
наконец, опасные надежды и
прекратим болтовню о мире
между волками и овцами.
Возродить былое чувство
Позади 36 лет... Да, сегодня мы
отмечаем 36 лет освобождения нашей
вечной столицы - вечного Иерусали-
ма, когда прозвучали волнующие сло-
ва: "Храмовая гора в наших руках!"
Рав Нафтали Бар-Илан - тогда в 67
году парашютист-десантник принимал
участие в боях за освобождение Иерусалима в рядах 28 батальона резервистов, в составе полка под командованием
Моти Гура. Перед началом боев он
находился на базе возле кибуца Гиват
Бренер, а с вступлением Иордании в
войну его батальон перебросили в
Иерусалим.
- По дороге в Иерусалим, - вспоминает рав Н.Бар-Илан,
- я вынул книжечку псалмов и стал декларировать
отрывки, связанные с Иерусалимом.
Вокруг сидели совершенно свет ские бойцы. Но когда я прекратил чте-
ние, они попросили меня продолжить:
слова псалмов вдохнули в них ощуще-
ние личной причастности к великому
событию - участию в боях за
Иерусалим.
Война вспыхнула в понедельник
5 июня. Назавтра батальон прибыл в
Иерусалим и р. Нафтали был ранен
минными осколками. Его эвакуировали
в госпиталь, а на следующий день
его однополчане освободили старый
город. Храмовую гору и Западную
Стену после 19 лет пребывания под
властью Иордании.
- Невозможно передать словами
волнение и вдохновение, которое охватило всех,- вспоминает Н.Бар-Илан. -
В детские годы я с родителями жил в
Иерусалиме, и вместе со сверстниками
забирался на крыши высоких домов,
чтобы увидеть Храмовую гору. В отдельных местах мы знали, что следует
остерегаться стрельбы иорданских
снайперов.
И вот дорога открыта и реки людей
хлынули к Стене! Воздух был насыщен атмосферой святости и осознани -
ем великого чуда, и это чувство охватило все слои населения. Люди, казалось бы начисто оторванные от всего
святого и заявлявшие об этом в открытую, вдруг ощутили необычайную
взволнованность.
Евреи перестали стесняться своей
причастности к Святости, к своим
корням, к наследию своих предков.
Барьер был сломан.
Минуло 36 лет. Сегодня кажется,
что слова: "Иерусалим", "Западная
Стена" уже не вызывают такого
волнения, как раньше.
Рав Бар-Илан разумеется сожалеет
об этом, но находит этому объяснение:
как в супружеской жизни трудно ожидать
юношеского волнения и радости
после 36 лет совместной жизни, так и
здесь. Чувство взаимной привязанности надо лелеять, иначе оно меркнет и
охладевает.
Вернуть израильское общество к
тем волнующим минутам, заново возродить то неподражаемое чувство -
добиться этого можно только благодаря
чувству братства среди наших
евреев и подвижничеству во имя
Небес.
Читатели спрашивают:
Вопрос: Приближается праздник
Шавуот. Какие работы позволено
выполнять в праздник?
Ответ: Торой предписано следующее: "Никакой работы не делайте в
эти (праздничные) дни, кроме того,
что служит пищей для всего живого
среди вас" (Шемот, 12,16).
Из этого вытекает, что работы по
приготовлению пищи - замес теста —
выпечка, варка и перенос огня от
горящей горелки, свечки и т.п.
позволены в праздник.
Приготовление пищи, которое
можно выполнить накануне без
ущерба для вкуса - к примеру, компот
из сухофруктов - надо произвести до
праздника. Можно переносить предметы
в общественных местах где нет
эрува - в отличие от субботы.
Работы, связанные с большими
трудозатратами, как жатва, помол,
просеивание - запрещены в праздник.
Дозволенные работы по приготовлению) пищи, можно выполнять не
только для пищи, но и для других
потребностей тела (можно курить, но
окурок нельзя загасить), для выполнения
мицвы, время которой истекает
сегодня.
Нельзя варить в праздник на будни.
Нельзя включать и выключать электро
приборы. Чтобы варить в праздник на
следующий за ним субботний день,
необходимо заготовить эрув тавшилин
до наступления праздника.
"Восхождение" №663, 28 ияра, 30.05.2003
Издание Молодежной организации хасидов ХАБАД
http://www.chabad.org.il
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|