|
А.А.Фейгин На страже свободы
На первый взгляд одним из важнейших достижений современной
эпохи является свобода личности,
которая включает свободу слова,
свободу профсоюзов и ряд других.
Однако понятие свобода трансформируется в другое понятие: права личности. Согласно Галахе, свобода личности вытекает из запрета
порабощать человека, включая самопорабощение.
В светском обществе, в отличие
от этого, свобода личности вытекает из концепции, что человеку
принадлежат безусловные и абсолютные полномочия распоряжаться
своими правами, - как выражение
собственной свободы.
Согласно этой доктрине, неправомерно говорить о долге личности
поступиться своими правами для
себя же, из соображений нравственности или морали, или во благо
общества.
Доктрина западной демократии
превратила человека в Абсолют.
На смену авторитету Создателя
пришел его величество человек,
который ведет борьбу с себе
подобными за максимальное удовлетворение своих желаний и
прихотей.
И мы видим, как эта борьба
скатывается в сферу удовлетворения аморальных и низменных
запросов и животных инстинктов.
Речь уже идет не только о диких забастовках, парализующих
нормальную жизнь общества в
стремлении урвать еще кусок и
еще, но и о праве на "свободную" любовь - на узаконенный
разврат...
Извращенное поведение санкционируется обществом в качестве
легитимного и узаконивается им.
Еврейский закон не только категорически запрещает всякого
рода нарушения норм поведения и
морали, но и противопоставляет
вседозволенности западного образца великий принцип: освящай себя
в сфере дозволенного.
В своей повседневной жизни, в
быту не распускай себя, помни, что
над тобой Всевидящее Око и Всеслышащее Ухо, и более того:
работай над собой и исправляй свои недостатки - зависть, скаредность, самомнение и т.п.
Разумеется, такой подход находится в кардинальном противоречии с определенными концепциями
современной психологии и социологии, проповедующих раскрепощение и вседозволенность как средство избежать душевные депрессии
и внутренние конфликты.
Более того, эта доктрина утверждает, что общество не должно ограничивать свободу личности за
исключением крайних случаев, таких
как убийство, грабеж, бандитизм и
им подобные.
Согласно этой доктрине все
ограничения нравственно - этического характера являются всего
лишь чистыми условностями,
призванными служить определенным потребностям общества.
Разрушительные последствия
такой концепции наблюдаются
повсеместно во всех демократических
странах, в том числе и в Израиле.
Еврейский закон утверждает,
что свобода не означает анархию, а
наоборот - освобождение человека
от порабощения самим собой,
своими инстинктами и от порабощения другим человеком.
Именно об этом и говорится в
начале сегодняшней главы: "Судей
и стражей порядка назначь себе..."
Недельная глава "Шофтим".
"Судей и стражей поставь себе во
всех поселениях твоих..."
Писание подчеркивает: "во всех",
а это означает, что и за пределами
Израиля. Что, кстати, действительно
широко практиковалось в диаспоре,
если местные власти не слишком
вмешивались в дела еврейской
общины.
Существовало еще одно судебное учреждение, описанное в нашей
главе, которое было исключительной принадлежностью Святой
земли: это "города-убежища".
Они были равномерно расположены по границе Израиля, и туда
мог скрыться от кровной мести
человек, замешанный в неумышленном убийстве.
Там он был в безопасности и
должен был ожидать суда и окончательного приговора.
Очевидно, что оба эти института
служили в первую очередь для установления
справедливости в обществе и способствовали нравственному
очищению, как самого человека, так
и всей еврейской общины.
Сам аппарат принуждения -
включавший в себя "судей" и
"стражей порядка", следивших за
соблюдением закона и приводивших
приговор в исполнение, был, прежде
всего, инструментом духовного
исправления.
Согласно традиции, судья,
прежде всего, должен стремиться, не
наказать преступника и даже не
защитить права потерпевшего, а
отстоять справедливость и закон в
обществе. Что возможно только на
основе принципов Торы.
"Города-убежища" являлись
фактически местом изгнания или
ссылки. А изгнание - вынужденное
или даже добровольное (которому,
например, иногда подвергали себя
праведники) - всегда духовно
очищает.
Истинное раскаяние всегда
подразумевает, по крайней мере
вещи: сожаление по поводу
содеянного и принятие на
себя новых обязательств на будущее.
Иначе чего стоит раскаяние?
Поэтому "города-убежища" были
расположены только на Святой
земле, чтобы помочь еврею, если он
искренне раскаялся, изменить свое
поведение к лучшему. В этом ему
помогала особая атмосфера святости
Земли Израиля.
В случае с Судьями действует
иной принцип: "Не суди ближнего
своего, пока сам не окажешься на
его месте".
Человек, который пребывает в
состоянии особой святости и чистоты (в буквальном или в переносном
смысле "на Святой земле"), не
способен объективно оценить те
испытания и искушения, с которыми
приходится ежедневно сталкиваться
другому человеку, находящемуся в
изгнании.
Поэтому-то еврейские общины в
странах диаспоры должны были
иметь свои судебные коллегии,
которые были способны объективно
оценить все обстоятельства дела в
конкретной ситуации и вынести
справедливый приговор.
Ликутей Сихот, т. 2, стр. 78
"Восхождение" №676, 1 элуля, 29.08.2003
Издание Молодежной организации хасидов ХАБАД
http://www.chabad.org.il
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|