|
Моше ФейглинДезертирство как напрашивающаяся норма поведения
(Эта статья написана в сентябре 2003 года по поводу публикации письма левых летчиков-отказников, которые не хотели служить в Иудее и Самарии и отказались выполнять приказ исходя из идеологических убеждений. Тем не менее, сейчас она попала в брошюру, изданную движением "Еврейское руководство", которая защищает право людей отказаться выселять евреев из Гуш-Катифа и Самарии. В брошюре, открывающейся цитатами из Рамбама и Зеева Жаботинского, Иоси Сарида и Менахема Бегина, Амоса Оза и самого Ариэля Шарона, отказников не делят на левых и правых – в ней говорится об опасности слепого повиновения любым неправомочным армейским приказам. Из-за факта издания брошюры против главы движения "Еврейское руководство" Моше Фейглина расследуется обвинение в "подстрекательстве" )
"Лучшие парни – в летчики, лучшие девушки – летчикам" – на этих
пустых и кичливых девизах Эзера Вейцмана выросла гордая верхушка
израильского общества – летчики израильских ВВС.
И вот сейчас эта элита поднимает голову и издевательски бросает в
лицо господствующей в Израиле системы ценностей: "Ты аморальна!"
Чего хотят от летчиков?
Если государство Израиль отказалось от уничтожения верхушки
Хамаса, чтобы не причинить вред “невинному населению", почему бы
летчикам не сделать то же самое? Мораль не связана с какими-то
определенными государственными должностями. Чем моральные убеждения
министра обороны (Мофаза) лучше моральных убеждений летчика?
Государство Израиль было построено на основе системы ценностей,
логично приводящей любого думающего человека к тому же выводу, как и
в заявлении летчиков, вызвавшему такую шумиху. Виновны не летчики –
виновна система ценностей. На самом деле те, кто подписался под этом
письмом, принесли нам пользу, заставив нас прояснить для самих себя,
к чему приводят наши моральные убеждения.
Спросим себя: что дает право солдату, дежурящему на блокпосте,
проверять багаж местного араба, рыться в его сумке? Не стрелять в
него, Боже упаси, а лишь проверить багаж?
Ответ гениально прост: владение этой землей. Если это наша земля
(Зо арцейну), как кричат некоторые чудаки на улицах уже более десяти
лет, то у нас есть полное право жить здесь и проверять всех, кого мы
подозреваем в создании угрозы нашей власти. Я имею право потребовать
документы у человека, который хочет побыть в моем доме, я имею право
применить против него силу, если он не желает уходить. Но, если это
не наша земля – у меня нет никакого права вторгаться в жизнь
населяющих ее людей.
Государство Израиль устами своих правителей провозгласило, что
сердце Земли Израиля, земли Торы, Пророков и Писаний, колыбели
еврейской нации – не принадлежит нам, что оно, якобы, нами
захвачено; тем самым было уничтожено моральное основание нашего
пребывания здесь.
Если это не наша земля, то как же государство оправдывает свои
жестокие действия на "территориях" (даже не затрагивая вопрос о
"колониализме" жителей иерусалимских районов Рамот и Гило)? Израиль
утверждает, что речь идет о действиях в целях самообороны. Мы
вынуждены проверять багаж каждого "пежо" и устраивать точечные
ликвидации, потому что они нас убивают. Пусть они первые перестанут
убивать, тогда и мы перестанем! Иначе говоря, наше моральное право
проистекает из права на самооборону.
Однако согласитесь, что это очень слабая аргументация.
Во-первых, они убивают (во всяком случае, по их словам) потому,
что мы заняли их землю. И пока мы «не уйдем отсюда, забрав с собой
последнего из своих мертвых» (слова Махмуда Дервиша), мы не сможем
ссылаться на право самообороны, ведь мы - агрессоры.
Во-вторых, израильский принцип самообороны вторичен по отношению
к западным христианским морально-этическим нормам, согласно которым
самооборона разрешается только слабому против сильного. Ты не имеешь
права уничтожить того, кто не угрожает тебе непосредственно, ты не
имеешь права ради самообороны подвергать опасности жизни женщин и
детей, которые тебя слабее.
На этих двух основных принципах – отрицании своего суверенитета с
одной стороны и принципе христианско-идеалистического понимания
военной морали с другой стороны – строится морально-этический код
израильской армии. Государство Израиль всеми силами поддерживает
ценности, которые не оставляют для думающих и последовательных людей
иного выхода, кроме отказа от выполнения приказа.
И пока не произойдет переворот в умах, в идейной базе
существования государства, пока мы не вернемся к основополагающим
еврейским ценностям – мы не сможем сказать: "Это наша земля", и не
сможем освободиться от пут христианской морали в попытках защитить
себя.
И до тех пор, пока мы не вернемся к нашим ценностям, вместо
арабских детей будут гибнуть еврейские дети, израильское общество
продолжит разваливаться, а в армии останутся лишь солдаты-"роботы" -
лучшие свои силы армия потеряет…
Перевод Ш. Бродской
Cursor, 6.02.2005
Г.Д.Торо О гражданском неповиновении, 1849 г.
Сказ про отказ
Младенцы и дезертиры
Неподчинение приказу и "отказничество" призывников – разрушение или восстановление?
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|