|
Яаков Хисдай
Израильское руководство и Гуш-Катиф
"Только осел не меняет своих убеждений", - ответил покойный Моше
Даян на вопрос, почему его мнение относительно Синая на переговорах
с Египтом столь радикально изменилось.
С тех пор резкие перемены взглядов и позиций стали характерной
чертой израильских руководителей-сабр. За Даяном последовал
покойный Ицхак Рабин, за ним Эхуд Барак, а теперь Ариэль Шарон.
При этом всякий раз цитируется шутка Даяна, и настало время в ней
разобраться.
* * *
Не исключено – хотя это само по себе требует доказательств – что
осел и в самом деле не меняет своих убеждений, а руководитель
государства может их менять. Однако между ослом и руководителем
есть еще некоторые важные различия. Во-первых, руководитель
государства, в отличие от осла, несет ответственность за свои
действия. Во-вторых, руководитель может и должен разъяснять
изменение своих позиций.
Почему он должен нести ответственность и разъяснять свои позиции?
Потому что, вообще говоря, резкое изменение убеждений может иметь
два объяснения. Более скептическое гласит, что руководитель
изначально был лишен морального стержня и подбирает себе убеждения
в соответствии с модой или удобством. Более снисходительное
утверждает, что обстоятельства изменились, и его убеждения
меняются в соответствии с новыми обстоятельствами.
Но и второй вариант не столь уж хорош. Одно из качеств, требуемых
от руководителя, – это умение предвидеть будущее и принимать меры
для того, чтобы страна была готова к нему. Если же руководитель
прежде ошибался, не понимал происходящих процессов и не предвидел
будущего, то кто поручится нам, что он и сейчас не ошибается?
Все эти вопросы и сомнения встают во весь рост на фоне
кардинального изменения позиций премьер-министра. Не одно
десятилетие он прокладывал путь поселениям, а теперь неожиданно
объявил, что разрушит их. В таких обстоятельствах само собой
ожидается, что руководитель либо понесет ответственность за свои
шаги, либо разъяснит их народу, в том числе и тем, кто метил
указанный им путь собственной кровью.
Но, хотя прошло уже несколько месяцев с того дня, как
премьер-министр объявил народу о плане "отделения" от Гуш-Катифа, –
он почему-то до сих пор не объяснил, каким образом этот план
улучшит положение Израиля. Он повторяет и подчеркивает, что это
хороший и правильный план, настаивает на своей решимости ("Я решил
– и я исполню!") однако не приводит никаких доводов, чем именно и
почему этот план хорош.
В этом он тоже идет вслед за своими предшественниками. И решимость,
и выпячивание собственного "я", и большие исполнительские
способности при скудости разумных доводов были характерны для
целого ряда государственных деятелей, пришедших в политику из
армии, где от командира требуется не столько размышление, сколько
выполнение заданий.
Потому-то члены "Ликуда" и не поддержали Шарона на референдуме, что
он не объяснил, чем хороша его программа для Израиля, и они
предпочли слепой покорности собственное мнение.
Почему же премьер-министр не объяснил этого? Причина только одна: у
него нет убедительного объяснения.
Военный выигрыш для ЦАХАЛа очевиден: сокращение линий обороны и
экономия сил. Этому преимуществу противостоят не менее очевидные
потери. Гуш-Катиф – громоотвод для террора из Газы. С уходом из
Гуш-Катифа террор с удвоенной энергией обратится на Ашкелон и
Сдерот, так как мы сами дадим прекрасное доказательство, что террор
достигает своих целей.
Политический выигрыш тоже сомнителен. О расплывчатых декларациях
президента Буша уже много писалось и говорилось; к тому, что уже
сказано, следует добавить, что в этих декларациях содержалась и
крайне опасная для Израиля деталь: право беженцев на возвращение в
Палестинское государство, когда оно возникнет. Израиль всегда
требовал, и справедливо требовал, чтобы беженцев расселили и
устроили в местах их пребывания. Это оправдано, потому что даже
если в Иудею и Самарию вернется только полмиллиона беженцев, это
сразу превратит весь район в мощный очаг нищеты и террора. Вернутся
ли беженцы? В этом вопросе можно положиться на арабские страны. Они
пятьдесят лет продержали беженцев в изоляции, чтобы дождаться этого
великого дня, и не упустят его. Они сделают все, чтобы избавиться
от очагов брожения на своей территории и прислать к нам бомбы,
заряженные ненавистью, чтобы те выполнили за них эту работу –
разрушить Израиль.
Беда не только в том, что премьер-министр не аргументировал свой
план, но и в том, что избранный им способ "продать" этот план
общественности оказался нечестным и несправедливым. Он представил
свой план в Америке прежде, чем он был утвержден в Израиле, а потом
пригрозил своим избирателям, что если они оттолкнут дружественную
руку президента США, то принесут огромный вред собственной стране.
Затем он обещал принять результаты референдума в "Ликуде", какими
бы они ни были, а когда результаты оказались не в его пользу –
грубо растоптал их.
Все это дает жителям Гуш-Катифа безусловное моральное право
сопротивляться решению об их принудительном выселении. Попытка
выселения может привести к такому расколу в народе, какого еще не
было. Людям, которые сегодня наиболее преданы своей стране, будет
нанесен смертельный удар, последствия которого трудно себе
представить. Всякая попытка навязать им выселение силой может быть
чревата катастрофой.
* * *
Есть только один довод в пользу плана "отделения". Гуш-Катиф едва
ли сможет долго просуществовать среди враждебного палестинского
моря, которое окружает его со всех сторон. Географическая близость,
заряд ненависти, плотность и дальнейший демографический рост
палестинского населения ставят под сомнение будущее Гуш-Катифа. Так
или иначе, когда-нибудь его придется эвакуировать. Не ради
государства Израиль, которое ничего от этой эвакуации не выиграет,
а скорее проиграет, – а ради самих жителей Гуш-Катифа.
Трудно говорить эти слова жителям Гуш-Катифа, заслуживающим самой
высокой хвалы за свою стойкость и мужество. От правды некуда
деться. Но эту правду должны признать они сами, а не кто-то другой
вместо них. Поэтому Гуш-Катиф можно и нужно будет эвакуировать, но
лишь тогда, когда большинство его жителей согласится на это. А
большинство его жителей не купится на щедрые компенсации. В
Гуш-Катифе живет лучшая, отборная группа населения: люди, готовые
к самопожертвованию ради своей страны. Даже их идеологические
противники отдают должное силе их духа. Но эта отборная группа
находится в безнадежном месте, не имеющем будущего, в то время как
есть другое место, где ее присутствие жизненно необходимо
государству. Это – Иорданская долина.
Иорданская долина – восточные ворота Израиля. Если эти ворота не
будут наглухо закрыты, то все наши беды в полосе "Филадельфи" на
египетской границе покажутся совершенно ничтожными по сравнению с
тем, что случится, если Иорданская долина перейдет в руки
палестинцев.
Поэтому нужно обратиться к жителям Гуш-Катифа с предложением
коллективно и организованно переселиться – с семьями, домами,
имуществом – в Иорданскую долину и создать там поселенческий
заслон, который обеспечит контроль Израиля над Иорданской долиной.
Такое переселение будет означать, что Израиль не отступает перед
террором, а более разумно перераспределяет свои силы для борьбы с
ним.
Это решение было бы не только правильным по отношению к жителям
Гуш-Катифа, но и полезным – для Израиля.
Перевод с иврита Р. Торпусман
"Едиот ахронот", перевод "Вести", 21.10.2004
Другие статьи о программе выселения Гуш-Катифа
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|