Рав Меир Кахане

Покончим с Ханукой!

Если бы я был реформистским "раввином", если бы я был лидером истеблишмента, чьи деньги и престиж преуспели в завоевании для себя руководящей роли и голосов американского еврейства; если бы я был одним из членов руководящей группы израильского правительства; если бы я был просвещенным, утонченным и современным еврейским интеллектуалом – я бы поднялся на баррикады и пошел бы на битву с самым опасным из всех еврейских праздников, с Ханукой.

Это показатель полного невежества еврейских общин всего мира – вплоть до того, что нет другого праздника, который бы отмечался более "универсально", чем "Праздник огней", и в той же мере показатель интеллектуальной бесчестности и лицемерия еврейского руководства, которое подыгрывает этой лжи. Ибо даже если и есть праздник, символизирующий все, что отвергается массами мирового еврейства и их руководством, – так это Ханука. Если кто-то и нашел бы событие, обладающее поистине глубокими корнями во всем, что современные евреи и их лидеры отвергают и, более того, атакуют, – так это Ханука. Если и есть какой-то праздник, который более "нееврейский" в смысле наших теперешних убеждений и привычек – то я о таковом не слышал.

Ханука, которая ворвалась на всемирные еврейские подмостки со всей своей детской несерьезностью, глупым упрямством, поверхностными суждениями, невежеством и фальшью, – не является в действительности Ханукой. Ханука, которая вошла в моду, потому что еврейские родители в своей пустоте и скуке нуждались в чем-то, что можно было бы противопоставить Рождеству, и которая преобразовалась в представление "у-нас-тоже-есть-свечи-как-у-наших-соседей-гоев" и в попытку наградить наших избалованных детей восемью подарками вместо одного несчастного христианского. Ханука, которую реформистский "храм" под руководством плененного им "раввина" превратил в школьные показные представления, чтобы сияющие от радости родители смогли подумать, что "религиозная школа" действительно имеет успех, хотя на самом деле – это фарс и напрасная трата времени. Ханука, которая рассказывает о еврейских Патриках Хенри(1), "давших-нам-свободу-или-смерть", и которая рисует Маккавеев великими либеральными спасителями, боровшимися за то, чтобы кибуцы могли продолжать свободно проповедовать своего Маркса и есть свою ветчину, чтобы обитатели двухуровневых апартаментов в пригородах могли и дальше позволять себе нарушать свой Шабат в идеально свободной атмосфере, а реформистские и консервативные "храмы" – продолжать борьбу за гражданские права негров, пуэрториканцев и Джейн Фонды(2), – все это не имеет никакого отношения к реальному положению вещей.

Это не Ханука наших предков, поколений евреев Восточной Европы и Йемена, Марокко, Испании и Вавилона. И, конечно же, это не та Ханука, за которую Маккавеи отдавали свою жизнь. Воистину, если бы те, кого мы с таким размахом почитаем, сумели вернуться к нам и увидеть, чем стала Ханука, то они очень хорошо смогли бы начать второе Маккавейское восстание. Вследствие того, что жизнь, которую мы, евреи, ведем сегодня, и была тем самым поводом, той настоящей причиной, которая привела к восстанию евреев "в те дни в это время".

Что же произошло в ту эпоху более 2000 лет назад? Что заставило горстку евреев поднять жестокое восстание против врага? И кто именно был врагом? За что и против кого они боролись?

В течение многих лет народ Иудеи был вассалом Греции. Подлинная независимость в виде государства была все те десятилетия неизвестна, но евреи пока не восставали. Лишь когда из простого политического контроля политика греков переключилась на попытку подавления еврейской религии, тогда и вспыхнуло кровопролитное восстание. Не просто стремление к свободе заставило Маккавеев поднять восстание, которому мы так пылко рукоплещем. Те, кого мы громко прославляем, на самом деле были группой отважных евреев, которые подняли борьбу и ввергли Иудею в кровавый водоворот за право соблюдать Шабат, следовать правилам Кашрута и выполнять законы Торы. Одним словом, все, связанное с Ханукой, – то, что мы празднуем сами и чему мы учим наших детей, – все это вещи, которые мы считаем старомодными, относящимися к средневековью и несерьезными!

И еще – те, кто боролись и погибали за Хануку, были, в лучшем случае, мракобесами и людьми наивными. Живи мы в те дни, мы, разумеется, не поступали бы подобно им по причине того, что каждый знает – законы Торы на самом деле не были даны Всевышним, а являются всего-навсего продуктом эволюции и выдумкой человека (не это ли ежедневно пишут реформисты, реконструкционисты и большая часть консервативного движения?). Мы, конечно, не боролись бы за то, что сами нарушаем каждый день на протяжении своей жизни – нет. Выясняется, что в лучшем случае Ханука – ненужный праздник, если не сказать дурацкий. Бедная Хана и семеро ее детей, жалкие Матитьяhу и Йеhуда Маккавеи, все эти бедные ребята, имевшие хорошие намерения – но безнадежно отсталые и принесшие абсолютно ненужные жертвы.

Но и это еще не все. Ханука не только глупый и ненужный праздник, это еще и день, по-опасному фанатичный и нелиберальный. Первое действие восстания, первый враг, павший от рук смелых еврейских героев, кого наши очаровательные дети так искусно изображают в своих воскресных и религиозных школьных инсценировках, был вовсе не греком. Он был евреем.

Когда враг послал свои войска в Модиин, чтобы установить идола и потребовать ему поклоняться, нашелся еврей, решивший реализовать свободу идолопоклонства и подойти к алтарю, чтобы послужить Зевсу (чье это вообще дело, в конце концов, кому человек поклоняется?). И это был тот самый еврей, тот изменник, тот вероотступник, который был сражен храбрым, славным и отважным (не эти ли слова используют все наши воскресные школы для его описания?) Матитьяhу, вскричавшим в ту минуту: "Кто за Б-га, ко мне!". Что же это значит? Что это за религиозная нетерпимость и слепой фанатизм? Кем же, к своей чести, этот человек является для антирелигиозного движения "hа-Шомер hа-Цаир", для элегантных "храмов" в пригородах, для умничающих интеллектуалов, для либеральных, обладающих "широким кругозором" евреев и для всех тунеядцев, которые утомили нас до смерти своей концепцией иудаизма как гуманистической, недогматической, универсальной и либеральной (если не марксистской) религии с широким кругозором? Какого рода национализм это для Шимона Переса (который отвергает Галут и говорит о гордом, свободном еврее древней Иудеи и Израиля)?

И, что еще больше должно потрясти нас (т.е. тех, кто знает, что иудаизм – это вера, исповедующая мир и отвергающая насилие), какими евреями были те, кто ответил на угнетение силой? Разумеется, мы, которые должным образом отвергали еврейское насилие как фашистское, аморальное, и (более всего!) нееврейское, приходим в ужас, когда представляем евреев, насмерть пронзающих греко-сирийцев и отвергающих тихую дипломатию, предпочитая мечи, копья и стрелы (а будь в те времена бомбы – кто может сказать, что бы они еще сумели натворить?), и "опускающихся до их порочного уровня", попирая тем самым этические и моральные принципы иудаизма.

Так тот ли это праздник, который мы хотим распространять дальше? Такого ли рода людей мы хотим, чтобы чтили наши моральные и гуманные дети? Тот ли сорт иудаизма мы желаем соблюдать и передавать нашим детям? Где бы нам найти смельчака, глас вопиющего в пустыне, который бы поднял крик против Хануки и представляемого ею иудаизма – иудаизма наших предков и праотцев? Где бы нам найти честного и порядочного человека, который пошел бы в атаку на иудаизм средневековья и отживших глупостей, на фанатичный иудаизм, поражающий тех евреев, кто отказывается подчиниться закону Торы, на иудаизм насилия, призывающего к применению евреями силы и мощи против врага?

Когда же мы наберемся храбрости, чтобы гордо есть свою китайскую еду, нарушать субботы и отвергать всю ту изолированность, национализм и религиозный максимализм, которые Ханука так постыдно представляет?

Долой Хануку! Это отсталый праздник, который всего лишь символизирует иудаизм, каким он был всегда, иудаизм, который был нам вручен на Синае, иудаизм, который делал наших предков готовыми отдать жизнь за Всевышнего, иудаизм, который молодежь инстинктивно ощущает как истинный, великий и настоящий.

Если бы я принадлежал к истеблишменту, я бы считал, что такой иудаизм опасен для нас и наших лидеров и мы должны сделать все, что в наших силах, чтобы его похоронить.

Примечания:

1 Патрик Хенри, один из борцов за независимость Америки; его знаменитая фраза: "Дайте мне свободу, или дайте мне смерть!"

2 Киноактриса, много время уделявшая борьбе за права всякого рода угнетенных – как в Америке, так и в других местах

Перевод М. Ниренберг

"Еврейская идея", №58



  • Другие статьи про Хануку

  • Другие статьи р.Кахане
    Заказать книги р. Б. Кахане и р. Меира Кахане можно по тел.: 03-9060875


  •   
    Статьи
    Фотографии
    Ссылки
    Наши авторы
    Музы не молчат
    Библиотека
    Архив
    Наши линки
    Для печати
    Поиск по сайту:

    Подписка:

    Наш e-mail
      

    TopList Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.


    Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria