Мордехай Кейдар

Решение проблем Ближнего Востока

Кто-нибудь помнит сентиментальные слова об «арабской весне”?

Через три месяца, в декабре, будет пятая годовщина перерождения, известного на своих ранних стадиях, как “арабская весна”. В 2010 году, когда оно началось, весь мир аплодировал героям улиц, великанам, вышедшим из рядов простых людей. Тем, кто выдворил Бена Али из Туниса, посадил на скамью подсудимых Мубарака в Египте, восстал против кровожадного ливийского правителя Каддафи, вышел на улицы против Асада в Сирии, громко протестовал против президента Али Абдаллы Салеха в Йемене и устроил сидячие забастовки против режима на главной городской площади Бахрейна. Весь мир затаил дыхание в надежде, что пишется новая глава в истории Ближнего Востока, означающая конец диктатурам и появление демократий, конец насилию власти и начало расцвета прав человека и гражданских свобод, исчезновение коррупции и возникновение прозрачных правительств. Вслед за невероятными картинами площади Тахрир в Каире последовали первые демократические выборы в истории Египта, создание коалиции в Тунисе, политических партий в Марокко, независимого парламента в Кувейте. Покинувшие кухни мусульманские женщины Сирии вышли с требованием политических свобод и соблюдения своих прав. Это была мечта, показанная нам через розовые очки романтических журналистов, попавших в ловушку собственных надежд на новую реальность в регионе.

Сегодня, спустя пять лет после того, как вспыхнул “большой свет”, арабский мир тыкается по темному туннелю, несчастный и подавленный, не видя даже проблеска света в конце его. Сирия, Ирак, Ливия и Египет превратились в поля сражений, где жертвы ­ гражданские лица, в результате бунта в Египте был свергнут президент, избранный на псевдо­ демократических выборах, и Сиси доводит гражданские права в Египте до уровня мрачных дней Гамаля Абдель Насера. Пытаясь добраться до источника проблем региона, мир продолжает спрашивать себя, почему арабская весна потерпела такую тягостную неудачу. Ответ на этот вопрос не прост, потому что необходимо учитывать различные факторы, повлиявшие на события в разное время и различным образом. Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что основной источник всех бед, краеугольный камень ближневосточной культуры ­ родовые связи, необходимые для выживания в огромной сухой и засушливой пустынной местности, охватывающей Сахару в Северной Африке, Аравийский полуостров, Синайскую пустыню, а также пустыни Сирии, Ирака и Иордании. В пустыне человек должен быть частью племени, чтобы защитить свои источники воды от других племен, также нуждающихся в воде. Этот факт превращает “другого” во врага, в фигуру, угрожающую “нам”, потому что он не один из “нас”. Это всегда “мы” и “они”, наша группа против всех остальных. Каждый человек до самой смерти верен своему племени, его обычаям и традициям, а не государству или законам и учреждениям государства. Это называется “трайбализмом”, и арабский мир до сих пор живет под влиянием этого образа жизни. Вторая проблема, порожденная трайбализмом, это насилие. Ближневосточная культура утверждает, что так как другой ­ это враг, он может попытаться убить меня, как только подберется ко мне достаточно близко, чтобы захватить мои источники воды. Поэтому я должен убить его прежде, чем он убьет меня Отсюда следует, что первая реакция на любую проблему, возникающую на Ближнем Востоке, это насилие. Насилие с целью убийства.

Третья проблема, вытекающая из древней племенной культуры, это ближневосточное представление о чести. Ни один мусульманин не примет унижения, и униженный будет стремиться отомстить тем, кто унизил его, а такая месть означает убийство. Человек готов убить членов своей семьи, собственную сестру и даже свою мать, если они навлекли на него позор, действуя слишком свободно. Честь, занимающая первое место в отношениях между политиками и народами, иногда более важна, чем развитие экономики и здоровье.

Четвертая проблема, также результат трайбализма, это коррупция. Назначение родственников на должности во власти, кумовство, считается серьезной проблемой на Западе, и существуют законы, правила и бюрократические процедуры, которые должны предотвратить такое назначение. В ближневосточной культуре кумовство ­ это условия игры, как в политической, так и в общественной жизни, потому что у любой власти имеется базовое недоверие к любому представителю другой группы. Лидер назначит свою семью или членов другой семьи, с которой у него есть договор о лояльности, на должности под своим патронажем, но если отношения между семьями ухудшатся, он либо уволит их, либо убедится, что они отправлены в отставку .

Пятая проблема ­ это экономическая коррупция. Правительственный чиновник чувствует себя финансово обязанным перед своей семьей и своим племенем, а не перед государством и, конечно, не перед другими группами населения страны. Поэтому он выделяет средства на инвестиции в инфраструктуру того района, в котором проживает его племя или его сторонники. Он не выделяет средств на группы, не поддерживающие его. Если им не нравится, они могут идти в ад, или в Европу, как они захотят.

Шестая проблема ­ это существование на Ближнем Востоке большого количества этнических групп : арабы, курды, туркмены, берберы, евреи, сирийцы, персы и многие другие. Часто группы живут в состоянии постоянных стычек, их отношения отмечены враждебностью, а не спокойствием. Как правило, они не вступают в браки между группами, и каждая группа яростно охраняет свой диалект, обычаи и традиции. Каждая группа очерчивает себя, определяя своих врагов. Это источник насилия между арабами и курдами, турками и курдами, арабами и берберами, в общем, давайте признаем это, между арабами и всеми остальными.

Седьмая проблема ­ это религия. Ислам представляет собой основную религию Ближнего Востока, и исламские экстремисты считают живущих поблизости представителей других религий неверными, заслуживающими смерти. В этом причина ужасающей жестокости исламистов по отношению к христианам, езидам, евреям, алавитам, зороастрийцам, бахаи, мандеям, друзам, атеистам.

Восьмая проблема ­ это междоусобный сектантский конфликт в исламе. В середине седьмого века ислам разделился на две части, суннитов и шиитов. Их борьба на самом деле сводится к контролю над исламом, но с течением времени борьба приняла религиозный оттенок, при этом обе стороны ссылались на Аллаха, Коран, хадисы (устный закон), шариат, историю и теологию в своих целях, так что суннитский ислам в настоящее время довольно отличается от шиитского ислама. Уместно заявить, что, несмотря на сходство, это две отдельные религии. После раскола эти две группы веками уничтожали друг друга, принеся миллионы людей в жертву этой бесконечной борьбе, многие из которых погибли во время войны 1980­х годов между шиитским Ираном и Ираком, возглавляемым суннитами Саддама Хусейна.

Девятая проблема ­ это преобладающая культура. Схематически население Ближнего Востока состоит из трех культурных групп: обитателей пустынь, или бедуинов, фелахов ­ фермеров, живущих в деревнях, и городского населения, обитающего в городах. Эти группы во многом отличаются друг от друга, и каждая склонна к стереотипам в представлении о другой до степени, не дающей возможности обойти их взаимные предубеждения. Фелахи ненавидят бедуинов за то, что те крадут плоды их работы в поте лица своего на земле. Бедуины считают фелахов и горожан низшими по положению, отказавшимися от исконно арабского пустынного образа жизни и ставшими слабыми и трусливыми умом и телом. Жители города считают бедуинов пустыни примитивными людьми. Браки между группами редки.

Десятая проблема, возможно, была заложена британским французским и итальянским колониализмом. Эти страны создали границы, удовлетворявшие их интересы, но не имевшие никакого отношения к социологическим зонам Ближнего Востока. Страны были сформированы так, что содержали население всех этнических групп, племен, религий и сект, которые никогда раньше не имели никакого отношения друг к другу и которые, конечно, никогда не видели себя членами одного народа. Хотя Сирия существовала многие десятилетия, не было никакого национального сирийского сознания, объединяющего ее граждан. Они оставались арабами, курдами, туркменами, мусульманами, христианами, алавитами, друзами, шиитами, суннитами и т.д. В Ираке также не удалось создать иракский народ, несмотря на огромные усилия режима, и ее граждане считают себя курдами, суннитами, христианами, езидами и т.д. Колонизаторы на самом деле создали то, что их граждане считают нелегитимными образованиями, навязанными им христианскими европейскими чужаками, ничего не смыслящими в Ближнем Востоке.

Одиннадцатая проблема ­ это современный арабский режим. В каждой арабской стране группа, принадлежащая к меньшинству, получила контроль над всей страной и сохраняет свою власть с помощью “крепкой руки”, обнаженного меча и подземных пыточных камер.Алавитское меньшинство в Сирии, племя Каддафи в Ливии и хашимиты в Иордании ­ вот примеры небольших групп, господствующих над другими, имея весьма малую легитимность, или вообще никакой.

????Двенадцатая проблема ­ это Израиль, маленькая страна, созданная в результате падения Османской империи после Первой мировой войны, в конце британского колониализма. Эти два мировых события сделали возможным для евреев возвращение на историческую землю своего рождения после двух тысяч лет изгнания. В общем, арабы и мусульмане не признают прав еврейского народа на свою землю, не признают иудаизм как живую религию и считают евреев совокупностью общин, принадлежащих любой стране, где они находятся, а не народом. Само существование государства Израиль бесит их, независимо от того, каковы его размеры. Правители современных арабских государств, которым не хватает легитимности и на страну, и на управление ею, остро нуждаются во внешних врагах, позволяющих им заставить замолчать внутреннюю оппозицию и объединить людей под их обманным флагом. Израиль ­ это объединяющий фактор, внешний враг, служащий козлом отпущения, на которого массы могут излить свою ярость. Вот что стоит за постоянной враждебностью арабских СМИ по отношению к Израилю, и три поколения арабов выросли при этой пропагандистской машине, направленной исключительно на Израиль. Их подход к евреям и израильтянам ­ прямое следствие этой подстрекательской пропаганды. Тринадцатая проблема ­ это нефть. Этот важный ресурс превратил арабские компании Залива в общества, продающие товар, но не работающие. Покупающие, но не создающие. В общества, где богатство создается не способностью, учебой или работой, но тем, что другие ­ американцы и европейцы ­ нашли в их земле. Наибольшие усилия, которые приходится прилагать мужчинам Залива, это прогулка в банк, чтобы внести свои чеки. Легкие деньги создали материалистическое, потребительское общество, занятое только собой, своими развлечениями, покупкой дорогих автомобилей, ослепительными домами, дизайнерской одеждой, часами стоимостью в миллионы, дизайнерскими украшениями, появлением в СМИ и покупками всех гаджетов, попадающих в магазины. В противоположность к их роскошным домам, десятки миллионов египтян и арабов живут в условиях крайней нищеты, в нелегальных районах, заполненных невежественными, безработными и отчаявшимися бедными людьми. Разрыв между богатством Залива и нищетой арабской улицы ошеломляет.

Четырнадцатая проблема ­ это вмешательство Запада в ближневосточные дела. Не для того, чтобы решить проблемы региона, а для того, чтобы продвигать свои собственные интересы. Нефть, газ, продажа оружия, контракты на разработку, закупку и торговлю ­ все предназначено для использования природных ресурсов Ближнего Востока и его дешевой рабочей силы для развития западных экономик. Страны Запада, СССР и современная Россия, Китай защищали и до сих пор защищают нелегитимных арабских правителей, сохраняя их зависимость от Запада и от экономических соглашений, заключенных с ним. Те, кто подписывает какие­либо договора с арабскими правителями, хорошо знают, что эти договора будут исполняться за счет жизней людей, если это можно назвать жизнями, находящихся под жестоким режимом, но это не останавливает жаждущие денег западные страны. Когда это моральные соображения останавливали их?

Пятнадцатая проблема ­ это существование al Jazeera, джихадистского сайта и сети, руководимой террористическим государством Катаром. С ноября 1996 года, как только al Jazeera впервые вышла в эфир, она все свое время посвящает безудержной травле диктаторов, Израиля, Запада и западной культуры, постепенно завоевывая свое место в эфире исламских стран. Заявленная цель Аль­Джазиры ­ уничтожение современного арабского государства и передача власти Братьям­мусульманам. Смешанный салат ее сообщений завернут в привлекательные клише наподобие “точка зрения и другая точка зрения” и покрыта маской открытости и редактирования видео. Этот канал выводил разъяренных людей на улицы с конца 2010 года и весь 2011 год. Он поджег арабский мир, но не знает, как потушить этот огонь. Facebook, Twitter, YouTube и другие социальные сети сыграли важную роль, помогая общественности организовывать демонстрации, но их мотивация возникла из подстрекательств Аль Джазиры. Бурлящая масса проблем, заполонившая Ближний Восток, уничтожила социальную, экономическую, политическую и нормативную инфраструктуру региона, что привело к волне эмиграции в Европу, наблюдаемой нами сегодня.

Весь двадцатый век Европа пыталась решить мириады культурных проблем, стоящих перед Ближним Востоком, создавая современное арабское государство, клонированное в национальных государствах, изобретенных ею и удовлетворяющих культурные потребности Европы.

Современное арабское государство европейского типа ­ это колоссальный провал, потому что культура арабского населения специфически ближневосточная, имеющая проблемы, о которых Европа не имеет представления. Это трайбализм, с одной стороны, и насилие, экстремизм и отсутствие национального сознания, с другой. Яркий пример вопиюще ошибочного представления Запада ­ это его наивная и необоснованная вера в то, что на Ближнем Востоке может процветать демократия. Западная демократия основана на социальном порядке, вытекающем из европейской культуры ­ веры в равенство всех религий и этнических групп, освобождение женщин, права меньшинств и свободу выражения мнений и мысли. Добавьте к этому право на выбор альтернативного образа жизни, свободу религии и от религии, запрет на насилие и свободные выборы, и у вас есть список, абсолютно чуждый Ближнему Востоку. Большинство этих свобод противоречат духу ислама или племенной культуры, но ближневосточные общества провели “свободные” выборы, чтобы создать впечатление, что они стали демократиями, хотя они не приняли никаких других характеристик демократии. Выборы ­ это легко осуществимый механизм, но другие элементы демократии касаются ее существа и поэтому их трудно, или невозможно, встроить в Ближний Восток. Сегодня Европа наказана волной беженцев за грехи, совершенные ею на Ближнем Востоке. За те, что она совершила умышленно, используя преимущества зависимости арабских правителей от Запада, и те, что она совершила неумышленно.

Сейчас, во время самоанализа, важно, чтобы Запад разобрался в причинах неприятностей, обрушившихся на Ближний Восток. Затем он сможет справиться с ними должным образом, отложить в сторону свои собственные интересы и найти решения, способные работать в регионе, начиная от демонтажа существующих, не легитимных государств и продолжая созданием эмиратов с однородным населением на развалинах этих несостоявшихся государств. Эмираты Залива, за исключением Бахрейна, могут служить моделью режима, подходящего для культурных характеристик региона, и важно, чтобы такая модель могла реализоваться при попытке решения проблем Ближнего Востока.

Всего самого лучшего в Новом году.

Перевод Елена Любченко, Трансляриум

09.2015

Д-р Мордехай Кедар - директор Центра по изучению Ближнего Востока и исследований ислама в университете Бар-Илан. Он прослужил 25 лет в военной разведке, специализировался в области арбского политического дискурса, арабских СМИ, исламских организаций и на внутренних делах Сирии. Хорошо знакомый с арабскими СМИ в реальном времени, он часто выступает комментатором в различных новостных программах Израиля.
  • Другие статьи М.Кейдара
  • Другие статьи об арабах



  • TopList Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.

    Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria