Евгения Кравчик

"Государство Вади-Ара" - битва за землю

Отрывок из статьи
      "Если Израиль откажется от земледелия и поселенческого движения, мы потеряем государство. Земледелие сохранит родину"
      Писатель и публицист Моше Смилянский, основатель Объединения фермеров-халуцим.

Ползучая экспансия

Профессор Арнон Софер - всемирно известный географ, один из основателей Хайфского университета, провел крайне познавательную экскурсию по просторам Вади-Ара.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать! Представившись ("Я родился в Ришон ле-Ционе, мои родители репатриировались из Белоруссии"), профессор Софер перешел к сути дела: какой смысл вложил в свое высказывание на заре прошлого века "русский" репатриант Моше Смилянский?
- Повез я как-то на аналогичную экскурсию высших офицеров ЦАХАЛа, - рассказал Арнон Софер. - Мы проехали Тиру, Тайбе, прокатились по шоссе в Вади-Ара и, сами того не заметив, оказались на перекрестке Мегидо. Повсюду на всем протяжении пути - арабские города и поселки: двух-трехэтажные жилые дома, похожие на дворцы… Оливковые рощи… Промышленные предприятия, мастерские, магазины…
"А где же еврейские населенные пункты?!" - призадумались офицеры.
- Вот и я задаюсь тем же вопросом: где?! - продолжал профессор Софер. - Мы и не заметили, как "государство Тель-Авив" вытеснило из общественного сознания основополагающую идею сионизма: заселение Эрец-Исраэль и сохранение главного национального достояния - земельного фонда.
Розовая мечта среднестатистического израильтянина - обосноваться как можно ближе к "государству Тель-Авив": это гарантирует приличную работу и достойный уровень жизни. В результате огромные регионы крошечного по всемирным масштабам Израиля интенсивно (с прицелом на будущее!) обживают и застраивают арабские граждане.
Так, если в 2005 году население города Умм-Эль-Фахм - цитадели "Исламского движения Израиля" составляло 40.000 человек, то в 2012-м оно увеличилось до 50 тысяч, а всего в так называемом "малом треугольнике" ныне проживает 128.100 человек.
В 2005 году население Тайбе составляло 32 тысячи человек, а в 2012 году оно выросло до 40.000. Прибавьте к Тайбе два соседних города - Тиру (25.500) и Калансуа (20.000) - и получите 85.500 душ всего в трех городах, утыканных мечетями с золочеными куполами и высоченными минаретами.
В Кфар-Касем, Джальджулии и Кфар Бра проживают 33.600 человек. Следовательно, в общем и целом в "большом треугольнике" сосредоточено 287.700 - более четверти миллиона арабских граждан. Бурный социально-экономический и демографический расцвет - на фоне почти полного отсутствия на обширном отрезке территории Израиля еврейских населенных пунктов.
Можно, конечно, сосредоточить всю жизнедеятельность Израиля в "государстве Тель-Авив" на прибрежной полосе от Хадеры до Ашкелона - в популярных кафе крупных городов подают ароматный кофе, но допустимо ли добровольно отказаться от огромных территорий, где происходит тихая арабская экспансия?! Профессор Арнон Софер убежден: нет! Хотя бы потому, что уже сегодня компактное "государство Тель-Авив" находится в плотном окружении арабских населенных пунктов.

Умм-Эль-Фахм: вчера, сегодня и…

Со смотровой площадки в районе еврейского поселка Кацир открывается захватывающая дух панорама: Умм-Эль-Фахм и прилегающие к нему арабские населенные пункты уверенно сливаются, границ между деревнями - старыми и новыми практически нет. Выделяется грандиозное пятиэтажное здание Исламского колледжа… Рядом высится огромная мечеть…
- В настоящий момент население Умм-Эль-Фахма достигло 50 тысяч человек, ровно половина из них - несовершеннолетние, - объясняет Арнон Софер. - В городе 20 начальных школ - в каждой учится порядка тысячи ребят. Аналогичная ситуация в Негеве. Мэр бедуинского городка Рахат как-то сказал мне: "Чтобы все малыши нашего города были присмотрены, мне нужно каждые три дня открывать новый детский сад". В еврейском секторе укоренилось такое понятие, как города-спутники. Скажем, Ришон ле-Цион - город-спутник Тель-Авива, но попробуйте купить там квартиру! Цены - заоблачные. В арабском секторе "дочерние" деревни растут в предместьях крупных городов, как грибы после дождя, - и вот почему: у каждого мужчины-мусульманина не одна жена, а несколько! И если глава какой-то "хамулы" (клана) с восемью женами и сотней детей перебрался из родной деревни в соседнюю, можно не сомневаться: вскоре на новом месте вырастет не один дом, а целый городок! Вокруг одного только Умм-Эль-Фахма уже появились 22 деревни-спутника.
Государство не в состоянии осуществлять контроль над самовольной застройкой каждого свободного квадратного километра - арабские населенные пункты стремительно расширяются. Многоэтажные дома - неотъемлемая часть урбанистического пейзажа - здесь не строятся: традиция не позволяет. Каждая семья сооружает по индивидуальному проекту собственный дом, жилая площадь которого нередко достигает 500 квадратных метров.
- Деревня Арара уже "дотянулась" до Умм-Эль-Фахма, однако государство этого не заметило, - констатирует Арнон Софер. - На наших глазах в Вади-Ара формируется арабская метрополия. Если вы едете по шоссе в сторону Афулы, нужно миновать восемь светофоров, каждый из которых находится на приличном расстоянии от другого, чтобы выбраться из арабского "государства в государстве" и снова оказаться в Израиле.
В 1982 году в дни Первой ливанской войны толпа арабской молодежи преградила дорогу тягачу, на котором на север везли танки. 6 часов подряд шоссе в Вади-Ара оставалось блокированным, хотя нашим бойцам срочно требовалась дополнительная военная техника.
- Армейское командование осознало: в случае военных действий бесполезно пытаться везти технику по шоссе, проходящему по Вади-Ара, - объяснил профессор Софер. - В конце концов, пришлось проложить скоростное шоссе номер 6: только по нему можно беспрепятственно доставить военную технику и боеприпасы на север.
Поучителен и урок арабской интифады. После того как в 2000 году в Вади-Ара вспыхнули и были жестко подавлены чудовищные беспорядки, следственная комиссия под председательством судьи Ора однозначно дала понять офицерам Северного округа полиции: мечтаешь продвинуться по службе - не вздумай разгонять (да еще и с применением огнестрельного оружия) арабских демонстрантов. "Эвакуируйся" на время в "государство Тель-Авив", посиди в кафе, выпей "Колу" и пережди, пока заваруха закончится…
За исключением поселков Кацир и Мей Ами, никаких других еврейских населенных пунктов в районе Вади-Ара нет.
- В свое время назревающую проблему распознали и Рабин, и Шарон, - говорит профессор Софер. - Шарон решил основать в сердце арабского региона несколько новых еврейских поселков, чтобы не позволить жителям Вади-Ара в критической ситуации присоединиться к боевикам палестинской автономии.
Впрочем, отмежевываться от "незаконного сионистского образования" и вливаться в ПА израильские арабы не собираются: вряд ли режим Абу-Мазена обеспечит им такой уровень и качество жизни, как правительство демократического политкорректного Израиля!

Дискриминация, но в каком секторе?!

- Напрягите воображение и представьте: через двадцать лет население этого региона удвоится, - предлагает профессор Арнон Софер.
Особо напрягаться не приходится - достаточно окинуть взглядом нарядные новостройки Вади-Ара.
Тем временем уклад жизни и порядок строительства в еврейских поселках принципиально отличается от арабских. В еврейском секторе расстояние между соседними жилыми домами не превышает 8-10 метров, а в поселке Хинанит, расположенном по соседству с Вади-Ара, и вовсе составляет 3 метра.
- Почему?
- В еврейском поселке на каждой улице должен быть тротуар, автостоянки, магазины, - объясняет Арнон Софер. - Прокладка объектов инфраструктуры и строительство зданий общественного назначения обходится в миллиарды шекелей! Отсюда - крайне высокий муниципальный налог ("арнона"), который платят не только жители "государства Тель-Авив", но и обитатели небольших поселков сельскохозяйственного типа.
Арабские граждане Израиля (вспомним о равноправии и "дискриминации") строят жилые дома везде, где только остался свободный участок земли. Никакие инспекторы окружных комиссий по архитектурному планированию их не донимают, никаких записей в кадастре Главного земельного управления им оформлять не приходится. Как говорится, живи и наслаждайся!
- Протяженность одной только деревни Арара огромная, - говорит профессор Софер, - хотя проживает в ней всего 20.000 человек. Половина - дети, примерно пять тысяч - женщины, в подавляющем большинстве - домохозяйки. Содержат жителей деревни три тысячи мужчин (немалая часть которых - многоженцы).
При таком раскладе, если верить официальным данным, практически вся деревня считается социально неблагополучной. Государство подкармливает пособиями "безработных" (получающих зарплату "по-черному") мужчин и "матерей-одиночек" - вторых и третьих жен мусульман.
- Отсутствие контроля, объективная невозможность его осуществления - верный путь к экспансии, - констатирует профессор Софер. - При полной свободе от обязательств перед государством в лице Главного земельного управления Арара незаметно соединилась с деревней Ара, которая, в свою очередь, примкнула к деревне Кара… Еще немного - и "государство Вади-Ара" дотянется до кибуца Дгания на берегу Кинерета. Ариэль Шарон планировал основать в промежутке между арабскими населенными пунктами город Ирон плюс 12 еврейских поселков, расположенных вдоль "зеленой черты": Шарону казалось, что это позволит проложить между Вади-Ара и Самарией естественную границу, "живой щит", и воспрепятствовать объединению местных израильских джихадистов с боевиками ПА. Ирон должен был стать аналогом Модиина, однако реализовать программу строительства не удалось: к 1995 году алия из стран СНГ стала иссякать. Было ясно: если не удастся мобилизовать нужное количество граждан, готовых перебраться в новый город на периферии, Ирон получат в подарок жители "треугольника".
Внимание участников рабочей поездки привлек пожар, вспыхнувший прямо на наших глазах в одном из уголков лесного массива, "вклинившегося" в Вади-Ара по инициативе Еврейского национального Фонда (Керен каемет ле-Исраэль). Профессор Софер напомнил: в дни интифады Аль-Акса в этих краях зафиксировали 400 пожаров. Лес жгли безжалостно: ведь те участки земли, на которых Керен Каемет удалось произвести лесопосадки, невозможно застраивать!
- Вопрос заключается лишь в том, достойны ли государства граждане, которые жгут леса… - сказал в заключение Арнон Софер.
Нередко бывая в арабских деревнях, я удивлялась, почему их жители (в отличие от нас) не жалуются ни на дороговизну, ни на бедность и отсутствие рабочих мест. Единственное требование, которое израильские арабы неизменно выдвигают в беседах с журналистами, - добиться выделения дополнительных участков земли под новое жилищное строительство.
Что же касается еврейских фермеров, то многим из них приходится пройти все круги бюрократического ада, чтобы получить разрешение на строительство жилого дома или циммера. В свое время я писала об инициаторах проекта "Винный путь" в Негеве, в рамках которого первопроходцы-сионисты основали в гуще незаконных бедуинских поселков более двух десятков частных хозяйств. По словам Тхии Клингер-Эфрон, основательницы одной из ферм, государство в лице прокуратуры так и не прекратило судебное преследование патриотов, вложивших в фермы все свое состояние!


(фото автора)

"Мастерская", 12.2013



  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  

TopList Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.


Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria