|
Евгения Кравчик
"Рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше..."
Перестройка сокрушила "железный занавес". С начала 90-х более
миллиона человек перебралось в Израиль. Еще 170.000 евреев (а
точнее - лиц с правом на репатриацию) двинуло в Германию.
По каким причинам предпочли эти люди Германию Израилю? И реально ли
переманить хотя бы часть из них из Берлина и Кельна в Ашдод или
Хадеру? Этот вопрос был обсужден на заседании парламентской
комиссии по алие и абсорбции.
Путешествие профессионалов
Поводом к дискуссии, как водится, стала служебная командировка.
Пару недель назад делегация любознательных израильтян (включавшая
бывшего посла нашей страны в Германии, сотрудников Фонда Лаудера и
ответственных работников Еврейского агентства) отправилась в
Германию, чтобы выяснить, прижились ли в этой тихой, по нынешним
временам, стране выходцы из СНГ и не мечтает ли хоть часть из них
перебраться в Израиль.
Гостей встречали "профессиональные евреи" Централ-Рата – союза
еврейских общин Германии, представляющего в органах власти интересы
старательно реконструируемого правительством нацменьшинства.
Известно, что после объединения и публичного покаяния по поводу
Катастрофы в Германии было решено восстановить еврейскую общину. Но
где ее взять? Так родилась квота, размер которой – 250.000 человек.
Нимрод Баркан, ответственный работник МИДа, прекрасно знаком с
внутренней структурой, целями и задачами еврейских общин Германии.
- Официальная политика объединенной Германии проста: чтобы
нацистское прошлое было забыто, следует основать еврейские общины
во всех тех местах, где на сегодняшний день остаются еврейские
кладбища, - сказал он. – Именно кладбища, а не синагоги! На это и
направляются колоссальные денежные средства.
По стечению обстоятельств, за день до прибытия в Германию из
Израиля делегации профессионалов там побывала министр абсорбции
Ципи Ливни. Под влиянием многочисленных визитов у многих
журналистов сложилось впечатление, что вся креативная энергия
израильского истеблишмента сосредоточена на территории одного
отдельно взятого европейского государства, а единственная цель
лукавых сионистов - заманить наивных эмигрантов на бурлящий
страстями Ближний Восток...
Израильтяне, впрочем, на выпады газетчиков не реагировали:
обрушившаяся на них информация сама по себе носила абсолютно
сенсационный характер!
Так, в ходе визита выяснилось, что масштаб еврейской эмиграции из
СНГ в Германию весьма и весьма солиден: только в нынешнем году сюда
прибыло порядка 20.000 человек (для сравнения: в Израиль за тот же
период года репатриировалось менее 10.000); а по результатам
минувшего года показатели почти сравнялись: 18.000 постсоветских
еврейских семей перебралось в Германию, 17.000 - на историческую
родину, в Израиль.
Главное - никто из русскоговорящих и не пытается из Германии
"йердануть": процент отчаливших равен нулю. Неужто полюбили новую
родину всей душой? Увы, любовь тут ни при чем. Просто в педантичной
Германии (в отличие от демократического Израиля) установлены и
строжайше соблюдаются свои порядки.
"Корзина абсорбции", предоставляемая эмигрантам, выдается лишь в
том случае, если семья поселилась там, куда ее распределили, а
члены семьи не нашли работу, - рассказывает Шай Хермеш,
ответственный сотрудник Сохнута, вернувшийся из поездки по
Германии. - Большинство евреев, прибывших из СНГ, селят в восточной
части страны. Принимающие репатриантов города отличаются, прежде
всего, высочайшим уровнем безработицы: если в среднем по стране она
составляет 10 процентов, то здесь - 25! А приезжают люди
высокообразованные, квалифицированные специалисты – инженеры,
врачи, экономисты в возрасте свыше 45-50 лет. И каждый прекрасно
сознает, что работу по специальности он не найдет никогда. Впрочем,
сознают эмигранты и другое: именно благодаря ОТСУТСТВИЮ работы им
будет пожизненно гарантировано социальное жилье и кусок хлеба с
маслом! Учитывая, что в странах СНГ создалась крайне
неблагоприятная экономическая ситуация, Германия видится тамошним
евреям единственным спасением.
Во Франкфурте-на-Одере, небольшом городке со 100-тысячным
населением, проживает 160 семей эмигрантов из СНГ. Никто из них не
соблюдает еврейскую традицию, не говорит и не читает на иврите и
вообще не особо задумывается над своей национальной
принадлежностью.
Я спросил одного из эмигрантов, по каким причинам он избрал
Германию, - рассказывает Шай Хермеш. - Тот объяснил: он – инвалид,
был пилотом боевого самолета, получил тяжелейшее ранение в боях в
Афганистане. Человеку 57 лет, стариком его не назовешь. "А есть ли
у вас родные в Израиле?" - спросил я. Оказалось, что да. "Тогда
отчего же вы выбрали Германию?!"
В ответ на этот вопрос "афганец" поведал Хермешу историю столь же
типичную, сколь и поучительную: в свое время в родном городе на
Украине он обратился к представителям Еврейского агентства и
попросил разъяснить, какие льготы предоставляются в Израиле
репатриантам. Ему доложили: первые полгода ты получаешь "корзину
абсорбции", а затем, спустя 18 (!) месяцев, решением твоих
финансовых проблем займется Институт национального страхования. Но
как дожить до того счастливого дня, когда ты трансформируешься из
репатрианта в заурядного израильского нищего?!
Наведя дополнительные справки, семейство "афганца" отправилось в
Германию. И ничуть об этом не пожалело. Сразу по приезде инвалиду
предоставили социальную квартиру. Вошел, осмотрелся – не подходит.
Пожаловался властям. Те - в течение суток! - подыскали
альтернативное жилье.
"Я не работаю и никогда уже работать не буду, но человеческая жизнь
мне, как минимум, гарантирована", - сказал пилот в беседе с
израильтянами.
Впрочем, в Германии Шай Хермеш столкнулся и с эмигрантами,
настроенными не только проеврейски, но и - произраильски. Так,
60-летний инженер, рассказал, что по приезде во Франкфурт-на-Одере
он увидел обелиск, на котором написано: до Второй мировой войны на
этом месте стояла синагога. Расчувствовался до такой степени, что
тут же поклялся: на этом месте должна появиться новая синагога,
причем он сделает для этого все возможное.
Тем не менее, когда я спросил того человека, где он хочет быть
похоронен, он, не раздумывая, ответил: "В Иерусалиме!" - говорит
Шай Хермеш. - Еврейская душа!
Эмигранты, понаехавшие из СНГ в Германию, рассеяны по всей стране и
зарегистрированы в 85-ти еврейских общинах. Правда, доказать свое
еврейство не так-то просто: проверкой его подлинности занимаются
"профессиональные евреи" из Централ-Рата, требуют документы,
свидетельства и прочие "улики". Если же таковых нет, в общине ты
зарегистрирован не будешь. А значит – лишишься дополнительных,
причем весьма солидных материальных благ. В Берлине, например,
действует самая крупная в стране община (порядка 11.500 душ),
однако почти половина прибывших туда эмигрантов евреями по Галахе
не признана и никакой помощи от Централ-Рата не получает.
Когда я спрашивал эмигрантов, по каким причинам они выбрали
Германию, а не Израиль, почти никто не обосновывал свой выбор
страхом перед террором, - подчеркивает Хермеш. – Зато много
говорили о... климате! В Германии, мол, климат более благоприятный.
Абсурд!..
Хермеш убежден: советские евреи эмигрируют в Германию абсолютно
сознательно, заведомо зная, что в Израиле их ничего не ждет.
В СССР существовал культ работы, образованные евреи занимали
достойное положение на социальной лестнице, - говорит он. – Не
удивительно, что доктора и кандидаты наук предпочитают эмигрировать
в Германию, нежели мести улицы в Израиле. И хотя там они страдают
от профессиональной невостребованности и культурной отчужденности,
зато обеспечены материально...
"Русский" взгляд на еврейский вопрос
Жизнь еврейской общины Германии столь же размеренна, сколь и
однообразна. В восточной части страны не разгуляешься – даже
крупных торговых центров здесь немного. Немецким языком пожилые
эмигранты не владеют, так что все их общение ограничено посиделками
в небольших клубах типа израильских "матнасов".
Правда, случаются и маленькие радости. По словам депутата кнессета
Михаила Нудельмана, даже при режиме строгой экономии эмигрантам
удается собрать деньги на поездку в Испанию, Турцию и другие страны
("Куда не приеду - везде встречаю русскоговорящих евреев, прибывших
из Берлина", - констатирует он).
Зато Шай Хермеш, для которого "русская" душа - загадка, получил от
российских евреев Германии информацию совсем иного толка. "Пособие
настолько скромно, что многие не в состоянии купить детям билет на
электричку, следующую в другой город. Каким же чудом им удается
собрать нужную сумму для турпоездки по Европе?!" – удивляется он.
- Ментальность!.. - объясняет Михаил Нудельман, явно намекая на то,
что долг каждого уважающего себя советского еврея – поплакаться
сотруднику Сохнута (а вдруг еще каких деньжат подкинет?).
Многие эмигранты, бросившие якорь в Германии, побывали в Израиле.
На экскурсии, естественно. После чего благополучно вернулись в
цивилизованную просвещенную Европу...
С другой стороны, - замечает Шай Хермеш, - живущие в Германии евреи
пристально следят за событиями в Израиле, интересуются всем
происходящим. Им известно о каждом теракте, обо всех политических
перипетиях. События в Иерусалиме волнуют их намного больше, чем то,
что творится в Германии: никто из местных с ними не общается.
Главная отличительная черта русскоязычной колонии Германии -
полная, тотальная невозможность интеграции взрослых. Если в Израиле
пожилые люди, не овладевшие ивритом, общаются с частью сабр и
старожилов на идише, то с немцами на идише не поговоришь.
Гражданство получить можно, но только после 7-ми лет пребывания в
стране, при условии, что успешно сдашь (по-немецки!) экзамен.
Вот "русские" и варятся в своем соку, не имея доступа к властным
структурам, политике или влиятельным общественным организациям.
Никаких "русских" партий в Германии нет! Единственный адрес, по
которому эмигранты могут обратиться, - это "профессиональные евреи"
Централ-Рата. В США, в том же Бруклине, наиболее способным и
одаренным удается вырваться из застенок "русского гетто". В
Австралии талантливые эмигранты процветают. Где угодно - только не
в Германии! Ведь здесь ты лишен главного стимула к интеграции -
свободы передвижения и необходимости искать работу, учить язык,
доказывать свою профессиональную состоятельность...
Другое дело – юная поросль.
Довелось мне познакомиться с 12-летней девочкой из семьи
эмигрантов, - рассказывает Шай Хермеш. – По-немецки шпарит так,
будто родилась в Берлине, по-английски – так, словно выросла в
Нью-Йорке. Когда мы разговорились, выяснилось, что учится она в
обыкновенной немецкой школе, общается исключительно с немцами, а о
евреях и еврействе понятия не имеет...
Хермеш убежден, что только молодежь (если очень постараться) можно
будет когда-нибудь переманить в Израиль - в рамках программы
"Наале" или проекта СЭЛА, обеспечивающего студентами-иностранцам
бесплатное обучение в вузах. Но для начала надобно привлечь ребят в
проект "ТАГЛИТ" и хотя бы на несколько дней привезти в Израиль.
Пусть увидят страну собственными глазами, восхитятся, полюбят. Вряд
ли родители станут сражаться до последней капли крови за то, чтобы
не отпустить своих отпрысков на столь волнующую и познавательную
экскурсию.
Впрочем, как знать...
Михаил Нудельман несколько лет опекает сыновей своего друга,
перебравшегося из СНГ в Германию. Дети прижились в Израиле и ничего
иного себе не мыслят. Однако родители!..
Власти Германии создали людям в возрасте свыше 45 лет поистине
райские условия, так что ни один из них никуда не двинется, -
говорит Михаил Нудельман. – Мы в Израиле годами бьемся над решением
жилищной проблемы репатриантов, однако и по сей день 52.000 пожилых
людей скитаются по арендованным квартирам, не имея надежды обрести
кров над головой. Там же социальные квартиры предоставляются сходу
- и каждому. Так имею ли я моральное право приглашать в Израиль
русскоязычных евреев Германии, если мне доподлинно известно, что
здесь они не только не получат квартиру, но и работу не найдут?!
Михаил Нудельман убежден, что взрослых представителей еврейской
общины Германии не заманишь в Израиль никакими бубликами. Впрочем,
и бублика нет: осталась одна дырка!
Единственная возможность - это попытаться переориентировать
молодежь, - говорит Нудельман. – Опыт показал: юношей и девушек не
пугает ни интифада, ни служба в ЦАХАЛе. Напротив, сыновья моего
друга гордятся тем, что отслужили в армии, они чувствуют себя
настоящими израильтянами и о возвращении к родителям в Германию не
помышляют.
Заграница поможет?
Председатель парламентской комиссии по алие и абсорбции Колетт
Авиталь к нуждам и проблемам репатриантов искренне не равнодушна: в
свое время 10-летней девочкой она совершила восхождение в Израиль
из Румынии. Пережила все мыслимые и немыслимые унижения ("Соседские
ребята высмеивали меня за то, что я выходила на прогулку в
сандалиях, надетых на белые носки, - сказала мне Авиталь в частной
беседе. - Какими только обидными прозвищами нас не обзывали, как не
оскорбляли. Таков уж Израиль: к репатриантам здесь относятся
свысока...").
Зато в Германии репатриантов ценят. Они там - на вес золота! А
чтобы искусственно восстановленный "золотой еврейский фонд" не
отчалил в Штаты, его прикармливают, холят и лелеят.
Несмотря на очевидную бесперспективность предприятия, члены
парламентской комиссии наметили ряд мер, направленных на
привлечение в Израиль юной эмигрантской поросли: тут и бесплатное
обучение в вузах, и визит делегации русскоязычных депутатов в
Берлин, и поездки в Германию сладкоголосых эмиссаров Сохнута...
Вряд ли кто поспорит, что большинство сабр - люди наивные. Особенно
те, кто занимает высокие посты в государственном аппарате, избран
депутатом кнессета или трудится в столь могущественной структуре,
как Сохнут.
Еще одним подтверждением этой наивности стала дискуссия,
состоявшаяся на заседании парламентской комиссии по алие и
абсорбции. И хотя Михаил Нудельман искренне пытался довести до сабр
свою бесхитростную (ментальность!) точку зрения, планов громадье
было намечено, а деньги на мероприятия будут выделены...
Из досье "Новостей недели": Антисемитизм в Германии
В последнее время уровень антисемитизма в Германии заметно
снизился. Исследования и опросы указывают: 2-5% немцев по-прежнему
остаются ярыми антисемитами, а еще 15-20% - латентными. Однако
социологи высказывают опасение, что в критических условиях скрытый
антисемитизм может выплеснуться наружу, причем в самых уродливых
формах и проявлениях.
В Восточной Германии уровень антисемитизма ниже, чем в Западной.
Основную часть мусульманского населения Германии составляют
эмигранты из Турции. Они, наряду с бандами бритоголовых, являются
потенциальным источником опасности для евреев-эмигрантов.
Широко распространенный в левых кругах Франции неоантисемитизм,
выражающийся в отрицании сионизма, до Германии пока не дошел. С
другой стороны, антисемитизм интеллектуальной элиты Германии
проявляется в отрицании американского образа жизни и вытекающем из
него негативном отношении к Израилю, как естественному партнеру
США. Отсюда – и проарабская настроенность германской прессы во
всем, что касается арабо-израильского конфликта.
Не удивительно, что и община "профессиональных евреев" Германии,
финансируемая государством, существует скорее как экспонат "музея
нации", нежели как самодостаточная и деятельная организация,
обладающая минимальным политическим весом и влиянием.
Евреи Германии: цифры и факты
До распада Советского Союза еврейская община Германии насчитывала
порядка 25.000 человек (к настоящему времени из них в живых
осталось лишь 14.000). Среди этих 25.000 считанные люди – исконно
германские евреи, пережившие Катастрофу. Основную массу составляют
выходцы из разных стран Европы, перебравшиеся в Германию после
окончания Второй мировой войны, а также их дети.
Руководствуясь Законом о возвращении, правительство Объединенной
Германии установило квоту, согласно которой
разрешения на "репатриацию" должны быть выданы 250.000 человек.
С начала репатриации из СССР в Германию по настоящее время
правительство выдало 170.000 разрешений на въезд. Примерно третья
часть эмигрантов евреями по Галахе не является.
Принадлежность репатриантов к еврейству определяют лидеры местной
общины, причем те, кто не признан евреем по Галахе, в списки не
вносятся.
Чтобы зарегистрироваться в еврейской общине, следует внести
определенную плату. Членство - на вес золота: оно обеспечивает
эмигрантам существенную материальную помощь. Так, в общине Берлина
зарегистрировано 11.500 человек, хотя фактически там находится
вдвое больше выходцев из бывшего СССР, однако остальные, видимо, не
смогли документально подтвердить свое еврейское происхождение.
Эмигранты получают статус, не дающий им возможности стать
гражданами Германии ранее, чем через 7 лет после приезда и сдачи
специального экзамена на немецком языке.
Молодежь составляет порядка 15% всех евреев, основная масса – люди
в возрасте свыше 44 лет.
Порядка 20.000 женщин и детей, прибывших из бывшего СССР, хотели бы
пройти гиюр, чтобы быть зарегистрированными в еврейской общине,
однако это нереально.
Никакой любви к Германии эмигранты не испытывают, "сидят на
чемоданах", продолжая мечтать об отъезде в Америку.
В еврейской общине Германии преобладает ортодоксальное направление,
реформисты и консерваторы здесь крайне непопулярны, их деятельность
не поощряется. Община реформистов объединяет всего 4000 человек. В
свое время лидеры германских реформистов подали в суд иск,
ответчиком по которому проходил Централ-Рат, т.е. ортодоксальная
община, контактирующая с властями. Требование истцов: финансировать
деятельность реформистов наравне с евреями-ортодоксами. Иск,
однако, был отклонен.
Бени Блох, глава Централ-Рат (еврейской общины Германии) настроен
вполне сионистски: он готов способствовать Еврейскому агентству в
организации экскурсий молодежи в Израиль. Однако основная часть
финансирования данной организации обеспечивается правительством
Германии, из-за чего и вся ее деятельность направлена на то, чтобы
организовать "еврейскую жизнь" на месте, но не способствовать
переезду евреев в Израиль.
Крайне интенсивно действуют на территории Германии организации
ХАБАДа, вкладывают огромные средства в развитие еврейской жизни, но
в Израиль они никого не переманивают. Их цель – способствовать
усилению еврейской общины на месте.
Так, в летнем лагере, финансируемом ХАБАДом, даже государственный
флаг Израиля не вывешивают, хотя богословию здесь обучают вовсю.
На этом фоне Сохнут и правительственные израильские организации
выглядят нищими и импотентными: они не располагают такими
средствами, как ХАБАД.
Немцы относятся к евреям-эмигрантам без особых симпатий и
сентиментов. Согласно опросам общественного мнения, 52%
чистокровных арийцев убеждено в том, что евреи-иностранцы
используют память о Катастрофе в личных целях.
Сионистская мечта и реальность
Ежегодно в Германию на каникулы отправляются порядка 20 учащихся
системы "Бней-Акива". Финансирует их просветительскую деятельность
не Израиль, а еврейская община Германии. Единственная цель поездки
– рассказать живущим в Германии евреям не столько об Израиле,
сколько о еврейской жизни вообще.
В 2004 году Еврейское агентство (Сохнут) выделит специальный бюджет
на реализацию проектов, цель которых – "переманить" в Израиль часть
русскоязычных евреев, живущих в Германии. Американское еврейство,
впрочем, относится к данному проекту со скепсисом и в успех
предприятия не верит.
Фотография автора:
Шай Хермеш и Колетт Авиталь на заседании парламентской комиссии по
алие и абсорбции
"Новости недели" 7.08.2003
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|