|
Милена Фауст
Страна надежд или земля отчаяния?
Не секрет, что многие, прибывшие в Израиль из стран
нынешнего СНГ в качестве репатриантов, питают слишком много надежд
на жизнь в новой для них стране и не всегда их чаяния реализуются.
Восторженная эйфория от попадания не только на историческую
Родину, но и в новые условия жизнедеятельности и самореализации
очень скоро переходит в тоску по утраченному образу жизни...
Смена привычной обстановки, дома, создаваемого годами, - если речь
идет об уже не молодых людях, - столкновение с иным образом жизни
и другим менталитетом, новой экономикой, в конце концов, изменение
привычек и принятых устоев - все это зачастую приводит не только к
изменению мнения о новом доме, но и к депрессии. Каковы же
причины этого?
Что делает будущий репатриант, решившись на отъезд в Израиль?
Подготовив и сдав все необходимые документы, он отправляется учить
язык, чтобы хоть на минимальном уровне иметь представление о языке
той страны, в которую он едет. Итак, ульпан...
По-моему личному мнению, ульпаны в России очень слабые (пример -
Московские). И дело даже не в том, что учителя иврита порой
настолько некомпетентны, что не могут ответить на простейшие
вопросы грамматики (кстати, насколько мне известно, иврит в
московских ульпанах преподают и те, кто закончил в Израиле ульпан
Алеф). Дело в обстановке в целом.
Московские ульпаны принимают любого желающего изучать иврит.
Зачастую там даже не спрашивают дату возможного отъезда. Вновь
пришедшем выдается ни к чему не обязывающая анкета, заполнение
которой вовсе не обязательно. Заполнил хорошо, нет - жаль...
Анкета состоит из 10 вопросов: имя, фамилия, отчество, хотели бы
вы жить в Израиле; если да, то в каком городе; и несколько вопросов
о том, что заполняющий анкету хотел бы узнать о стране эмиграции
подробнее. Анкеты сдаются и о них забывают. Дальше начинаются уроки
языка...
Группы пытаются разделять по возрасту, но это, увы, пока мало
удается. Условие существование группы - как минимум 10 человек на
занятии. Понятно, что в зимнее время желающих идти изучать иврит
намного больше, чем в пору отпусков летом. Посему, в летнее время
группы закрываются гораздо чаще. Тех, кто уцелел при закрытии
группы, обычно перебрасывают в другие, как правило, отстающие по
урокам. Были случаи, когда некоторые из закрытых групп переходили в
более сильные, но это единицы… Таким образов в постижении иврита в
России всегда есть так называемый «отъезд назад» . Я сама трижды
меняла группы, которые с завидной периодичностью распадались, и
уходила в более сильные. Но и там занятия проходили по достаточно
легким учебникам. На один урок проходится, как правило, недели
полторы. Всего в первой части учебника, принятого к изучению
«Шеат Иврит» - 18 уроков. До них моя
группа, закрывающаяся и меняющаяся постоянно, шла полтора года.
Если учесть, что, как правило, люди, приходят изучать иврит уже
незадолго до отъезда, то они даже до середины книги не доходят. И
это при том, что уроки языка длятся в среднем по полтора часа два
раза в неделю, плюс есть воскресные четырехчасовые группы...
В тех же российских ульпанах на обязательном уровне существуют так
называемые лекции по истории и традиции Страны. Объясню, что это
такое. Два раза в неделю приходят (в моем случае были все время
разные) профессора неизвестно каких университетов в кипах и
начинают рассказывать об Израиле. Первая лекция обычно посвящена
жертвенности иудейского народа, временам Холокоста и общей нелюбви
к евреям в мире. Подробно рассказывается, что страдание за веру у
каждого иудея в крови и что страдать за нее он будет всю свою
жизнь. Как сейчас помню: после этой лекции число слушателей
сократилось наполовину. То есть, часть будущих репатриантов так и
осталась без вводных знаний об Израиле и его народе, а часть -
поняла, наконец, насколько они несчастны и как они всю свою жизнь
страдали, и еще будут страдать. Преподаватели, также как и группы,
менялись, предлагая каждый раз что-нибудь новенькое. В отведенные
полтора часа мало кто из них укладывался, у слушателей оставалась
надежда на то, что в следующий раз они наконец-то дослушают лекцию
о, например, первой и третьей алие, но... в следующий раз лектор
обычно приходил новый, и его рассказ был посвящен совсем
другому... Таким образом, и меня самой сложились очень отрывочные
сведения о культуре, традиции и истории Израиля. И это за полтора
года хождения в ульпан дважды в неделю... Что было хорошо в
ульпане, так это обещания всех и вся, что в Израиле будет лучше и
намного. Основная мысль обещаний: «ВАМ ТУТ ПЛОХО, ПОТОМУ ЧТО ТУТ ВЫ
ЕВРЕЙ». Неважно как вы тут устроены, есть ли у вас работа и семья,
довольны ли вы - вам должно быть тут плохо, тогда как в Израиле...
далее следуют обещания в неимоверных количествах. Хочешь, не
хочешь, а начинаешь верить в то, что Израиль страна молока и меда и
каждый житель ждет именно тебя для того, чтобы по приезду заключить
в свои объятия и назвать братом по крови...
Все это вселяет надежду на обещанные золотые горы, и чувство
своего среди своих... Но, увы, обычно за всеми обещаниями лектора и
преподаватели упускают, вернее, психологически отодвигают
человеческий фактор. А именно, в Израиле надо будет жить... Жить
обычной, человеческой жизнью со всеми вытекающими последствиями -
обзаводиться собственным домом, бытом, хозяйством, знакомыми,
работой, увлечениями и так далее.
Что же получает репатриант в итоге?
Наконец-то попав в Землю Обетованную, он имеет:
- Знание (но не владение(!)) о языке на уровне
«спасибо-пожалуйста», «я из СССР», «денег нет», «оле хадаш»...
- Сумбурное представление об истории и традициях того
народа, с которым ему доведется жить,
- Полное отсутствие желание стать частью этого народа,
поддерживать его историю и традиции, о коих он не более чем
наслышан...,
- Непреодолимое желание получить все ему обещанное в
России (золотые горы, работу, дом, машину и лучшую жизнь) и
потребовать еще чуть-чуть - вдруг да дадут....
И так далее...
Конечно, на первые полгода-год жизнь олим хадашим* в новых
условиях исторической родины, принявшей его как сына, обеспечена -
всевозможные выплаты министерств, обеспечение жильем и бесплатным
ульпаном. Однако человеку свойственно думать и задумываться - что
будет дальше? А дальше как раз начинается пустота. Причем у многих
- тотальная. Покупать свою квартиру или дом дорого и нужны
деньги. Нет работы по специальности, язык не на должном уровне, все
чужое. Именно это чужое и вселяет раздор в здравые умы. Очень
трудно привыкнуть к тому, что надо начинать жизнь сначала, а
государство, как назло, уже исчерпало денежный эквивалент доверия,
а потому придется все делать самому (что-то типа: «Это Я, у
которого в ... (любой город СНГ) был (нужное подчеркнуть)
автомобиль, собственный дом, сарай, гараж, сторожевой пес...,
должен тут за гроши горбатиться?...) Тем более, если уже сил нет, а
до пенсии далеко. Снова искать работу, снова что-то устраивать,
суетиться, бегать... Нет-нет, да и вспомнится хорошо устроенная
жизнь где-нибудь в СНГ. Не настолько, чтобы шиковать, но и не
бедствовать, как оказалось.
Правда, до недавнего времени репатриантов делили на тех, кто
уезжал из страха за будущее и в погоне за экономическим
довольством, и тех, кто уезжал за идею. Последних оказывалось, да и
сейчас можно найти, не много. И вот те, кто вроде бы уезжал на
золотые россыпи, обещанные ему еще в СНГ, экономически бедном и
антисемитски наполненном, оказываются снова перед фактом
элементарного выживания. Причем не только социального, но и
духовного. И если с экономическими проблемами мало помалу можно
все-таки как-то справиться и даже состояться, то куда труднее
справиться с собственными мыслями.
Не каждый готов бороться за свою жизнь, надеяться на лучшее,
ждать... Намного проще встать на позицию обманутого: «Израиль мне
обещал, государство мне должно…» и так далее - подобные речи
очень часто можно услышать в русскоговорящей среде. Люди без
чувства Родины - я бы так могла охарактеризовать этих граждан.
Потребительское, паразитирующее начало - вот главное для них.
Такие люди совершенно не задумываются о том, что ОНИ дали Израилю
за годы своей жизни тут. Им должны все и вся. Эйфория от первых
годов жизни на всем готовом прошла, осталось озлобленность и
непригодность, зачастую переходящая в постоянную депрессию.
Такие олимы через несколько лет жизни в Израиле имеют
следующее:
- отсутствие знания языка (а зачем?)
- практически полнейшее неприятие и непонимание культуры
Израиля (а зачем?)
- Озлобленность на всех и вся, прежде всего на государство
и народ в целом.
- Самые радужные воспоминания о жизни до Израиля
- Постоянные разговоры о том, что если бы мог, то уехал
...
- .. ну ... и полное бездействие в попытках улучшения
жизни....
Причем, что характерно, разговоры о бегстве из Земли
Обетованной, где, как оказалось, путь в Эдем выложен
терновником и остроугольными камнями, так и остаются
разговорами. Израиль, при всех его минусах, все-таки намного
более удобен, нежели любая другая страна мира, и чем «возврат к
истокам», то есть, СНГ. Так и живут эти несостоявшиеся
репатрианты, не обретшие Родину в лице Израиля, не полюбившие
свои корни, но выкачавшие максимальную выгоду из своего
еврейства, а по окончанию денежного дождя так и остались у
кормушки, в надежде на то, что может что-нибудь и им перепадет.
Однако день за днем не получая новых благ, право на которые они
уже года два назад как исчерпали, последние начинают громко
ругаться в сторону руки, раздающей блага, забыв, что когда-то
именно эта рука, которую сейчас они норовят укусить, сама их
приласкала и пригрела...
-------------------------------------------
*Новые репатрианты, иврит. Так называются все, приехавшие в Израиль
по Закону о Возвращении
08.2003
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|