|
Рав Михаэль Пуа
О восстановлении Сангедрина
Когда говорят о желании восстановить институт Сангедрина, нужно, прежде всего, хорошо себе представлять, что такое Сангедрин - каковы полномочия и обязанности этого учреждения. Недостаток понимания в этих вопросах приводит к идеям и высказываниям, не имеющим под собой никакой галахической почвы. (Такие высказывания даже могут принести вред, если они поведут за собой неправильное развитие событий.)
Сангедрин - это Верховный Суд, состоящий из 71 мудреца, заседавший в Гранитной Палате на Храмовой горе, в Иерусалиме. Он обладает полномочиями:
1. Объяснять слова Торы на основании принципов, полученных по традиции.
2. Вводить постановления, отвечающие нуждам времени и поколения.
Решения Сангедрина отличаются от решений прочих еврейских мудрецов тем, что обязательны к исполнению для всех евреев, в том числе для других знатоков Торы (даже если их мнение не совпадает с мнением Сангедрина). В частности, существует закон, согласно которому мудрец Торы, дающий указания, противоречащие постановлениям Сангедрина, получает статус "закен мамрэ" ("старец-ослушник") и приговаривается к казни через удушение (Рамбам, Законы об ослушниках, гл. 3). Источник полномочий этого Верховного Суда - в "смихе" (рукоположении, посвящении). Моше-рабейну уполномочил ("самах") 70 старцев его поколения, образовав вместе с ними первый Верховный Суд, который передал "смиху" далее - от поколения к поколению, пока эта передача не прекратилась в рассеянии.
В ситуации, когда нормально функционирует Сангедрин, исключены споры в галахических вопросах (во всяком случае, существует некое единое решение, обязывающее к действию), исключено положение, при котором наша Тора, на деле, представляет собой две Торы или даже больше (как это существует сегодня). Любой спорный вопрос, любая новая проблема, нуждающаяся в галахическом определении и вызывающая споры между крупными знатоками Торы, будет вынесена на обсуждение этого Суда, и с момента принятия им решения это решение будет обязывать к исполнению всех, включая несогласных. Возможна ситуация, когда в связи с изменением реалий времени некий галахический вопрос будет пересмотрен Сангедрином того поколения, и будет принято другое решение; в этом случае тот, кто продолжит вести себя в соответствии с решением прежнего Сангедрина, будет объявлен ослушником и наказан соответствующим образом. Иными словами, решения Сангедрина устанавливают и, по сути, создают еврейский закон (Тору) в своем поколении. (Тут есть, правда, много подробностей - в каких случаях тема отдана полностью в их юрисдикцию, а в каких мудрецы Сангедрина считаются ошибившимися и приносят за свою ошибку искупительную жертву; однако обсуждение этих подробностей выходит за рамки нашей статьи).
На деле, с исчезновением Сангедрина исчезло также единое мнение в галахе, и об этом говорит Гемара: "Из-за того, что евреи ушли из своих мест в изгнание - нету большего пренебрежения Торой, чем это" (Трактат Хагига, 5). И в этом состоянии пренебрежения Торой мы находимся по сей день, несмотря на сонмы учащихся ешив: ведь пока не будет восстановлен Сангедрин, этот центральный институт, обладающий полномочиями определять галаху - нет ни одного человека в мире, который мог бы настоять на принятии его мнения всеми евреями так, что оно стало бы обязательным к исполнению. В наше время, если человек, изучающий Тору, вдруг обнаружил, что его понимание определенного галахического вопроса не совпадает с пониманием этого вопроса известными знатоками Торы - он должен, конечно, прежде всего проверить свое мнение; но если он не убедился в конце концов в своей ошибке - обязан действовать в соответствии со своим пониманием, и не имеет он права им пренебречь. Не помогает в установлении галахи и религиозная интуиция ("руах а-кодеш"), хотя некоторые ученики считают, что они обязаны принимать мнение своего рава, так как у него есть "руах а-кодеш"; однако Гемара неоднократно подчеркивает, что в установлении галахи нельзя пользоваться такими путями, как "руах а-кодеш", пророчество или знамения.
Таким образом, состояние, при котором существует множественность мнений в галахических вопросах и нет однозначного решения, какое из мнений обязывает нас к действию - это состояние ненормальное. Когда галахические институты функционируют нормально, любой возникший галахический вопрос сначала обсуждается на местном уровне, равом города или городским судом, если принятие решения на местном уровне невозможно - вопрос выносится на обсуждение областного Суда (Суд колена), и далее - Верховного Суда, где принимается окончательное и обязательное для всех решение.
Но тут возникает вопрос: а можно ли восстановить "смиху", без которой не создать Верховный Суд с необходимыми полномочиями? Рамбам (Законы о Сангедрине, гл. 4) считает, что это возможно, но при одном условии: на это должны согласиться все мудрецы Торы в Эрец Исраэль. По всей видимости, именно так была восстановлена "смиха" во времена Второго Храма (после Вавилонского изгнания), и поэтому число мудрецов Великого Собрания было большим, чем 70; об этом можно подробно прочитать в книге рава Р. Маргалита "Истоки Мишны и ее составление". Была еще одна попытка восстановить "смиху" - в Цфате, во времена рава Йосефа Каро (Средние века); она закончилась неудачей, так как не все мудрецы Эрец Исраэль того времени с этим согласились.
То, что здесь изложено - это краткий пересказ основных положений; интересующиеся подробностями могут изучить книгу рава Маймона "Восстановление Сангедрина в условиях современного государства" и книгу рава Р. Маргалита "Истоки Мишны и ее составление" (обе книги вышли в издательстве "Мосад а-рав Кук").
На основании всего вышесказанного ясно, что в вопросе о восстановлении Сангедрина нет частичного решения; то есть, если не удастся собрать всех знатоков Торы Эрец Исраэль на единый форум, где будет принято однозначное решение восстановить работу Сангедрина и для этого дать "смиху" мудрейшим знатокам Торы поколения - это значит, что мы не можем восстановить Сангедрин. Ведь ни один Суд, даже если он будет состоять из крупнейших равов, и даже если его будут называть Сангедрином - не может обязать выполнять свои решения мудрецов, не участвовавших в обсуждении и принятии этих решений, не признавших его полномочий. Максимум мы получим еще один хасидский "двор", в дополнение к тем, что уже существуют. Так же не имеет смысла начинать с создания так называемых "малых" судов - судов города, состоящих из 23 мудрецов, или судов из трех человек: все эти инстанции черпают свою юридическую силу из наличия Сангедрина, который их назначает и передает им часть своих полномочий, так что в случае, когда Сангедрина нет, таких судов, по сути, тоже нет.
Считаю нужным отметить, что, хотя мы остро нуждаемся в Сангедрине, и его восстановление, предшествующее приходу Машиаха - наша прямая обязанность (как объясняется в "Пирушей мишнайот" Рамбама), в этом вопросе нет места для скоропалительных решений. Любая некачественная попытка, которая приведет к созданию чего-то подобного Сангедрину, но не самого Сангедрина, будет причиной бессмысленных раздоров и приведет к разочарованию, которое помешает создать настоящий Сангедрин.
Поэтому нашу задачу я вижу в том, чтобы пробуждать интерес к этой теме, подталкивать людей к осознанию необходимости создания Сангедрина; когда же, с Б-жьей помощью, мы будем обладать реальной политической властью, мы сможем форсировать события, настоятельно призвав всех мудрецов Торы в Эрец Исраэль собраться на необходимый форум и проявить религиозную сознательность, пожертвовав личными амбициями ради восстановления Истины и освящения Имени Б-га на земле.
Как было подчеркнуто в начале этой статьи, полномочия Сангедрина распространяются только на установление галахи, обязывающей к действию; однако в других вопросах Верховный Суд обладает не большей силой, чем отдельные знатоки Торы. Например, любой мудрец Торы имеет право оспаривать мнение Сангедрина, объясняющее какое-то место в Торе, и если он при этом не указывает поступать в противоречии с мнением Сангедрина, он не считается "закен-мамрэ". Также все, что касается управления государством, не находится в компетенции Сангедрина, кроме двух очень важных вещей: избрания царя и объявления войны (не для защиты Эрец Исраэль). То есть, Сангедрин должен утвердить назначение главы государства, но не было прецедента, чтобы сам Сангедрин брал на себя роль главы государства. Были отдельные пророки, которые вмешивались в управление государством и давали указания правителям, и хотя, по Рамбаму, некоторые из них были главами Сангедрина своего поколения (см. Предисловие к "Мишне Тора"), они распоряжались в государственных вопросах не с позиции полномочий Сангедрина, а в силу своего пророческого дара (то есть, это не была галаха, так как устанавливать галаху на основании пророчества запрещено).
В наше время получило распространение понятие "сделай себе рава"*- как замена Сангедрину и даже более того. Многие люди избирают себе рава, наделяя его относительно себя такими полномочиями, как если бы этот человек был неоспоримым галахическим авторитетом во всех вопросах, как Сангедрин, и даже в вопросах, не имеющих прямого отношения к галахе (например, касающихся политики), что даже выходит за рамки полномочий Сангедрина. Такое искаженное положение вещей, помимо глубокого раскола даже в рамках одной общины, порождает, в частности, непонимание нужды в Сангедрине. Ведь каждый абсолютно убежден, что Сангедрин уже существует в лице его рава, а то, что кто-то слушается другого рава - это временное недоразумение. Истина же заключается в том, что этот рав, как и любой другой, нуждается во всех остальных мудрецах Торы, чтобы получить всем вместе ту особую силу, которая позволяет устанавливать галаху и обязывать весь еврейский народ к ее исполнению.
Мы не зря сделали акцент на том, что полномочия Сангедрина ограничиваются установлением галахи. Многие считают, что если бы мы во всем слушались "гдолей а-дор", больших равов, то все проблемы сразу бы исчезли. Однако надо иметь в виду, что политические способности и умение управлять государством - это качества, не всегда связанные с глубокими познаниями в Торе. Мудрецы Торы не должны решать, с какой стороны атаковать противника в бою или какими налогами облагать ту или иную категорию населения: этими вопросами должны заниматься специалисты - каждый в своей области. Разумеется, любой хороший еврейский правитель будет советоваться с мудрецами Торы перед принятием важных решений, но их ответы будут иметь статус советов и рекомендаций, а не галахических постановлений. Исключение составляют случаи, когда правительство принимает решение, противоречащее галахе: тогда Сангедрин обязан вмешаться и предотвратить нарушение (так, Сангедрин времен Бар-Кохбы воспротивился тому, что Бар-Кохба проверял мужество своих солдат, отрезая им палец - членовредительство запрещено по Торе).
Обобщая сказанное, восстановление Сангедрина - это и есть настоящий выход из галута, в котором находится Тора и еврейский народ до сего дня, и это шаг, к которому нас обязывает реальность. Верховный Суд не заменяет собой политическое руководство, но является важным уравновешивающим фактором в управлении. Видимо, Сангедрин будет создан тогда, когда правительство страны признает необходимость этого института и потребует, вместе с широкой общественностью, от признанных мудрецов Торы собраться вместе и создать его. А если надо будет - и заставит.
Как просим мы Всевышнего ежедневно - "Верни судей наших, как в прежние времена, и советчиков наших, как раньше".
------------------------------------
*Примечание переводчика.
Фраза "сделай себе рава" - это вырванный из контекста кусок из двух предложений в "Пиркей Авот". Первое из них полностью звучит так ("Пиркей Авот", 1:6): "Сделай себе рава и купи себе друга, и суди каждого человека с лучшей стороны". Автор этого высказывания (мудрец времен Мишны Иеошуа бен Прахья) противопоставляет отношения между учителем и учеником отношениям между друзьями: последние небескорыстны, тогда как статус учителя Торы подразумевает полный альтруизм. Вторая из этих фраз звучит так (1:16): "Сделай себе рава, и отдались от неопределенности [в галахе], и не привыкай отмерять десятины на глаз". Этот совет, согласно комментариям, относится к ученику мудрецов: учиться следует у одного учителя (если это возможно), так как обучение у нескольких авторитетов одновременно создает у человека кашу в голове, и об этом сказано: "отдались от неопределенности". Как мы видим, в обоих случаях выражение "сделай себе рава", во-первых, не подразумевает того "тотального" смысла, который в него вкладывают сейчас, а во-вторых, является советом, а не галахой. С таким же успехом можно возвести в ранг галахи другое высказывание из "Пиркей Авот" - "Будь нагл, как тигр", вырвав его из объясняющего контекста. В Письменной же Торе у выражения "сделай себе рава" нет никаких источников, и мнение, что это заповедь из Торы, ни на чем не основано.
Перевод Шошаны Бродской.
(Рав Михаэль Пуа - член секции "Еврейское руководство" в Ликуде, http://www.manhigut.org/russian/)
03.2003
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|