|
Арье Вудка
О книге Моти Карпеля «Революция сознания»
Моти Карпель, европейски образованный и, в то же время,
глубоко религиозный человек, свободно оперирует как категориями
общеевропейской философии, так и терминами, принадлежащими
еврейской традиционной культуре. Эти два различных направления
мысли гармонично дополняют друг друга в его книге и позволяют
автору проделать глубокий анализ сегодняшнего состояния
израильского общества. Несмотря на обилие в книге научных
терминов, логических построений и обоснованной критики, это не
холодный академический анализ и не модный сегодня процесс
«развенчания мифов». Автор углубляется в историю и теорию сионизма
преследуя единственную цель – найти выход из идеологического
кризиса классического светского сионистского сознания, не
способного больше служить основой бытия еврейского народа в своей
стране. Карпель далек от того, чтобы обвинять левых или правых
идеологов в закате сионизма. Сионизм умер и был отброшен как
ненужная оболочка, выполнившая возложенную на него миссию – дать
жизнь еврейскому государству. Его задача с самого начала была узкой
и ограниченной, другой она и не могла бы быть. Громада великой
цели Избавления Израиля, Геула (традиционный еврейский термин) или
осуществление исторической миссии еврейского народа (в светской
терминологии) подавляла своей грандиозностью. Реакцией на нее
служили или мистическое бездействие или экзистенциальное отчаяние.
Сужение задачи до размера «обретения национального очага – основы
выживания народа» сделало ее практически реализуемой и пробудило в
еврейском народе исторический активизм. Но эта же спасительная в
свое время ограниченность явилась причиной исчерпания идеи после
укоренения созданного государства.
Классический светский сионизм был порожден европейским
сознанием 19 века, а мы сегодня пребываем на Ближнем Востоке 21-го
века. Само западное сознание изменилось с тех пор до
неузнаваемости: утрачена идея универсальности европейских ценностей
и благородного «бремени белого человека», сегодня в моде
мультикультурализм и терпимость ради сосуществования. Европа еще
только начинает осознавать чем грозит ей утрата четких ценностных
ориентиров, а для Израиля, окруженного морем бушующего ислама,
ставка только на терпимость означает самоубийство. Рациональное
европейское сознание 19 века оперировало строго универсальными
категориями. Исторические традиции и национальные святыни
клеймились как «пережитки средневековья» и «опиум для народа», что
привело впоследствии сионистов к передаче сердца еврейского народа
- Храмовой горы под контроль арабскому ВАКФу. Ограниченное
сионистское сознание, судорожно цеплявшееся за устаревшую,
неадекватную месту и времени идею, восприняло освобожденные Иудею и
Самарию не подарком небес, а ненужным бременем, застрявшей в горле
костью, которую ни проглотить, ни выплюнуть. Кризис идеологии
более, чем что бы то ни было другое, явился причиной всех наших
сегодняшних проблем: в безопасности и в экономике, в социальном
расслоении, в образовании и в остальных областях. Поэтому сегодня
насущной задачей является обретение общественным сознанием
адекватной идеи о целях и стремлениях нашего народа и
государства.
Предполагая телеологию истории, то-есть стремление к
определенной цели, Моти Карпель последовательно разбирает
многочисленные движения и идеи, выдвигавшиеся в разное время
различными частями израильского общества. Не отвергая сходу ни одну
из них, он отмечает, что каждая несет в себе частичную истину, у
каждой есть чему поучиться, отсеяв все временное, ограниченное и
устаревшее. На протяжении всей книги нас сопровождает Бог истории,
превративший еврейский народ, столь долгое время находившийся вне
ее, в средоточие напряженности сегодняшнего мира, и далее в
рычаг, для дальнейшего движения к его исправлению. Продолжение
этого процесса требует построения новой теории, имеющей уже мало
общего с классическим сионизмом, и возможно даже отбрасывающей это
старое, милое сердцу название. Эта теория откроет гетто, в которое
загоняет себя каждый из секторов израильского общества,
предъявляющий определенные и очень ограниченные требования к
еврейскому государству. «Новое, революционное сознание» призвано
осуществить синтез всеобщих разнонаправленных стремлений, поставив
в центр обсуждения вопрос о цели и задачах существования еврейского
государства и еврейского народа.
Книга Карпеля вселяет в читателя надежду на будущее.
Последовательно разбирая как происходили перемены в нашем сознании
и в наших действиях по мере изменения исторических условий, Карпель
находит в них логику и смысл. На протяжении всех этапов мы видим
осуществление великого плана Истории, но, правильней будет сказать,
Творца Вселенной, идея единственности которого служит основой всего
нашего существования как народа. Вы не найдете в книге ни готовых
ответов, ни простых рецептов обретения спокойствия, но желающим
действовать, а не пассивно претерпевать, она предлагает пути для
отыскания смысла жизни и ответа на вызов эпохи, в рамках сохранения
принципов чести и верности.
Это мудрая книга дарит не только интеллектуальное
наслаждение, но и является пищей для души, сокрушенной сегодняшними
«иудейскими войнами». Будем надеяться, что такое же впечатление она
произведет и на читателя.
Арье Вудка - узник Сиона, писатель
10.08.2003
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|