Йехиель М. Лейтер
Кризис в Израиле
Глава III. Что можно сделать
Мы еще можем остановить процесс капитуляции. Самоубийственное
соглашение может быть отменено, и средства для этого - в наших
руках. Вернувшись к нашим национальным корням, мы придем и к
политическому здравомыслию.
Сделка еще не состоялась окончательно
Многие ошибочно полагают, что, если договор Израиль-ООП уже
подписан и ратифицирован, у Израиля нет иного выбора, кроме как
примириться с этим. Это типично еврейский подход, обусловленный
1900 годами жизни в изгнании. Евреи больше склонны применяться к
обстоятельствам, примиряться с невыносимой действительностью, чем
восставать в попытке добиться изменений к лучшему.
Однако, несмотря на прошедшую под фанфары церемонию в Белом Доме,
соглашение еще не состоялось окончательно. Документ, подписанный в
Вашингтоне, не является собственно мирным договором, а лишь
"декларацией о принципах" - основой для ведения дальнейших
переговоров. Для того, чтобы соглашение было воплощено в жизнь,
Израиль и ООП должны прежде всего договориться детально о мерах по
достижению этой цели. На сегодняшний день все конкретные вопросы
еще только подлежат обсуждению между сторонами. Если Израиль и ООП
не смогут договориться о деталях и дальнейшие соглашения не будут
подписаны, то договор в целом можно считать практически мертвым.
Это будет не первый случай, когда выполнение международного
договора забуксовало, особенно, когда одной из сторон является
тиранический режим. Вот примеры только за последние несколько лет:
"красные кхмеры" в Камбодже игнорируют подписанный мирный договор;
фракция "УНИТА" Йонаса Савимба в Анголе отказалась признать свое
поражение в ходе проведенных демократических выборов; военный
диктатор Мухаммад Айдид в Сомали отказался сложить оружие после
принятия директивы ООН; гаитянский лидер Рауль Седрас не выполнил
соглашения о возвращении демократически избранного президента
Жана-Бертрана Аристида; бесчисленные соглашения о прекращении огня
в Боснии по большей части игнорировались. Даже планы по созданию
арабской автономии в Иудее, Самарии и Газе уже проваливались в
прошлом, - проект такой автономии был включен в Кемп-Дэвидские
соглашения с Египтом, но переговоры по его реализации зашли в
тупик. Это произошло не в последнюю очередь благодаря усилиям
тогдашнего израильского правительства, понимавшего, какую опасность
таит в себе этот план. Разумеется, ни в одном из вышеперечисленных
примеров, в отличие от нынешней ситуации в Израиле, не было
стороны, помогавшей другой стороне выполнить соглашение.
Даже если бы Арафат и ООП изо всех сил старались выполнить условия
договора с Израилем, противоборствующие группировки, направляемые
Хамасом и поддерживаемые Сирией, будут продолжать террористическую
деятельность против израильтян. Признаки этого появились уже в
первые месяцы после подписания договора.1 Эти силы
делают все возможное, чтобы провалить попытки Арафата, направленные
на обеспечение контроля над арабским населением со стороны ООП.
Более того, несмотря на все декларации и церемонии, пока непонятно,
как же практически осуществить соглашение. Спустя два месяца после
13 декабря 1993 года, - последнего срока начала вывода израильских
войск из Иерихона и Газы, - Израиль и ООП еще не пришли к
соглашению о том, что повлечет за собой такое отступление. Детали
же выполнения соглашения по всей территории Иудеи, Самарии и
сектора Газы настолько сложны, что могут оказаться неразрешимыми.
Нельзя перечеркнуть рукопожатие на лужайке перед Белым Домом, как и
нельзя формально расторгнуть Декларацию о принципах, но выполнение
ее, безусловно, можно остановить и добиться того, что, в конечном
итоге, она окажется на свалке истории, где, как считают многие
израильтяне, ей и место.
Каковы наши возможности?
Если мы, те, кому выпало защитить территориальную целостность
Израиля и обеспечить его безопасность в будущем, хотим
предотвратить выполнение соглашения, нам необходимо предпринимать
энергичные усилия для подталкивания израильского правительства в
этом направлении. У нас есть несколько возможностей, каждая из
которых, однако, имеет серьезные недостатки.
Мы можем продолжать организовывать массовые демонстрации. Есть
причины полагать, что демонстрации против соглашения, проведенные в
период с июля по сентябрь 1993 года, повлияли на отношение
некоторых израильских политических партий к договору с ООП. Так,
партия "Дегель а-Тора" голосовала против соглашения, а партия "Шас"
воздержалась при голосовании во время ратификации соглашения в
Кнессете.
Однако правительство не остановится ни перед чем, чтобы
преуменьшить значение наших демонстраций. Когда 6 сентября
собралось 250 тысяч демонстрантов, что (по оценке СNN) эквивалентно
вышедшим на демонстрацию 12 миллионам американцев, официальные
средства массовой информации утверждали, что было только 50 тысяч
человек. Демонстрации полезны, но они не могут переломить ход
событий.
Другим средством может быть организация кампании по разъяснению
опасности соглашения с ООП. Такая кампания может повлиять на
формирование общественного мнения, однако требует колоссальных
средств и результаты ее не могут быть немедленными. Нам же
необходимо сильное и быстрое воздействие.
Кое-кто мог бы предложить использовать силу, но это совершенно
исключено. Насилие, не говоря о его сомнительной моральной
ценности, может выйти из-под контроля и оттолкнуть людей, считающих
его неприемлемым. Использование насилия может сыграть на руку левым
в их попытках представить нас в качестве радикальных экстремистов,
оторванных от израильского общества.
Таким образом, нам нужна стратегия, базирующаяся на признании того,
что осуществление соглашения приведет к усилению опасности
политического и физического насилия со стороны арабов. Единственной
приемлемой альтернативой, таким образом, является кампания
ненасильственного гражданского неповиновения.
Что такое ненасильственное гражданское неповиновение?
Ненасильственное гражданское неповиновение заключается либо в
отказе подчиняться законам, противоречащим принципу моральной
справедливости, либо в нарушении законов и общественного порядка с
целью изменить аморальную политику правительства. Такая форма
протеста в современном западном мире рассматривается как право
индивидуума в свободном обществе. Невероятно, но государственные
школы в Соединенных Штатах и других странах не только допускают
преподавание идеи о том, что законы иногда следует нарушать, но
даже требуют, чтобы эти положения были составной частью
программы обучения. День Мартина Лютера Кинга является
государственным праздником в Соединенных Штатах. Это является ярким
доказательством того, что справедливость превыше закона, что
личность должна действовать в соответствии с идеалами
справедливости, даже если это идет вразрез с государственной
политикой.
Эта доктрина делает "свободный мир" истинно свободным. Личность
свободна действовать в соответствии с велениями совести, даже ценой
нарушения общественного порядка. Только ответственность граждан за
защиту свободы и противодействие несправедливости путем
ненасильственного гражданского неповиновения может гарантировать
существование действительно свободного общества. Ведущий
американский специалист по теории государства и права Джон Роулс
писал: "... гражданское неповиновение, применяемое с должной
степенью сдержанности и рассудительности, помогает поддерживать и
усиливать институт справедливости. Противодействуя несправедливости
в рамках законности, оно служит предотвращению нарушений
справедливости и коррекции их, если таковые случаются.
Принципиальная возможность проведения кампании гражданского
неповиновения привносит элемент стабильности в здоровое
общество."2
Термин "ненасильственное гражданское неповиновение" неадекватно
переводится на иврит, как "мери эзрахи", что значит "гражданское
сопротивление." Сопротивление подразумевает разделение и
противостояние, принципиальное неприятие системы и правительства.
Поэтому "мери эзрахи" отвергается многими израильтянами, которые,
хотя и готовы сделать все возможное для того, чтобы помешать
выполнению соглашения между Израилем и ООП, остаются приверженными
демократическим нормам общества.
Ненасильственное гражданское неповиновение - это не сопротивление и
не бунт. Оно должно иметь место только в контексте гражданского
общества. Люди, решившиеся на него, должны быть привержены
законности и порядку, должны стремиться поддерживать стабильность в
стране. Мартин Лютер Кинг писал: "Тот, кто идет против
несправедливого закона, должен это делать открыто, с
любовью... и с готовностью понести наказание. Я утверждаю, что
индивидуум, нарушивший закон, который считает несправедливым, и с
готовностью принявший наказание, находясь в тюрьме, повышает
уровень сознания общества и в действительности выражает самую
высокую степень уважения законности."3
Тот, кто участвует в гражданском неповиновении, должен действовать
не с позиции стороннего наблюдателя, а как активный член общества,
которое он пытается изменить. Он должен соблюдать демократические
нормы, отрицая лишь конкретные законы или политику, которые считает
аморальными и несправедливыми. В нашем случае это политика,
отрицающая фундаментальные еврейские принципы.
Ненасильственное гражданское неповиновение в Торе4
Хотя некоторые пытаются вывести принцип ненасильственного
гражданского неповиновения из древнегреческих и древнеримских
источников, на самом деле он не упоминается в дошедших до нас
текстах. Единственным древним источником, в котором недвусмысленно
указывается на приоритет сознания индивидуума и высшей
справедливости над государственным законом, является Талмуд, в
котором это положение выступает в качестве краеугольного камня
веры. Тот факт, что современные историографы постоянно превратно
истолковывают роль ненасильственного гражданского неповиновения в
классическом иудаизме, не является поводом для противников
фальшивого мирного договора делать то же самое.
Иногда неповиновение выступает в Торе как акт, совершенный частным
лицом. В других случаях пророки, чья роль заключалась в несении
слова Б-жия, открыто противостояли царям или официальному
духовенству. Вообще в Танахе утверждается мысль о приоритете
справедливости и морали над подчинением властям.
Рассмотрим вкратце некоторые эпизоды из Танаха, в которых
затрагивается эта тема:
Авраам, и позднее Исаак, противостояли египетскому фараону,
который, как они опасались, может их убить, чтобы заполучить их
жен.5
Исаак противостоял попыткам хананейского царя разрушить
колодцы Авраама.6
Моисей организовал кампанию по освобождению своего народа из
египетского рабства.7
Каждый еврей прилюдно убил ягненка, которого египтяне почитали
как бога, и помазал его кровью дверной косяк, таким образом открыто
продемонстрировав свое неподчинение.8
Пророк Самуил противился желанию народа избрать царя,
опасаясь, что государственная власть будет ущемлять права
народа.9(Даже еврейские цари должны были следовать
высшему религиозному закону и не могли делать все, что им
вздумается).10
Когда царь Саул решил казнить своего сына Йонатана за
нарушение его воли, народ отказался выполнить приказ царя и спас
жизнь Йонатану.11
Йонатан и его сестра Михаль противились попыткам Саула убить
Давида.12
Когда правление Саула стало невыносимым, Самуил провозгласил
Давида его преемником, свергая таким образом царскую
династию.13
Пророк Элиягу открыто выражал свое возмущение бесчестным
правлением царя Ахава.14
Во времена правления Еорама и его матери Иезевели пророк Элиша
провозгласил Егу новым царем, призывая к свержению
Еорама.15
Иеремия, полагая, что политика Цедекии ведет к уничтожению
Иерусалима, призывал народ не подчиняться закону и бежать в
Вавилон.16
Даниил не подчинился царю Дарию и продолжал возносить молитвы
Б-гу, зная, что будет за это брошен ко львам.17
Мордехай и Эстер нарушили персидские законы, но прекратили
геноцид царя Ахашвероша и его министра Амана.18
Разумеется, Талмуд и кодифицированное еврейское законодательство,
которых евреи упорно придерживались в течение всего долгого срока
изгнания, также отвергали необходимость следовать законам, если это
вело к греху. В Талмуде подчеркивается, что если юридические
требования идут вразрез с Б-жьим законом, который является высшим
моральным законом, то следует пренебречь законом общества. Ибо
"если слово ученика противоречит слову учителя (то есть Б-га), к
кому из них мы прислушаемся?"19 Таким образом евреи,
физически бессильные, на протяжении мировой истории отвергали
законы, взгляды и верования, расходившиеся с учением
Талмуда.20
Пришло ли время ненасильственного гражданского неповиновения?
Не следует подчиняться несправедливому закону. Еще раз сошлемся на
Мартина Лютера Кинга: "Как же отличить справедливый закон от
несправедливого? Справедливый закон - это правовая норма, созданная
человеком и согласующаяся с моральным или Б-жьим законом.
Несправедливый же закон находится в дисгармонии с моральным
законом."
Соглашение между Израилем и ООП несправедливо во всех аспектах.
Хотя оно и было принято арифметическим большинством в Кнессете - 61
голосом из 120, - большинство в один голос не дает правительству
морального права на принятие соглашения.
Аморально, когда правительство ведет секретные переговоры с
террористами и при этом уступает им почти по каждому пункту.
Аморально, когда правительство принимает судьбоносные решения,
опираясь на минимальное большинство. Аморально, когда правительство
окружает завесой секретности важнейшие проблемы и принимает
решения, не вынося эти проблемы на суд общественности. Аморально,
когда правительство выражает свое презрение оппозиции и отдает
приказ об избиении сидячей демонстрации.21 Аморально,
когда правительство соглашается на передислокацию армии, не
проконсультировавшись с военачальниками. Аморально для
правительства подвергать своих граждан физической опасности.
Аморально, когда еврейское государство соглашается поступиться
частью своей древней родины.
Все это аморально, недемократично, нелегитимно и, безусловно, не
по-еврейски.
Таким образом, напрашивается вывод, что единственно возможным и
эффективным ответом на аморальную и нелегитимную тактику
правительства является массовая кампания ненасильственного
гражданского неповиновения. Такая кампания наглядно высветит
контраст между идейностью и озабоченностью судьбой Родины,
выражаемыми евреями, живущими в Йеша, и отказом от еврейских
ценностей и прав евреев, демонстрируемым нынешним израильским
правительством, тон в котором задают партии Авода и Мерец. Такая
кампания заставит общественность осознать, что проблема выходит
далеко за рамки вопроса о том, плох или хорош договор. Речь идет о
судьбе нации. "Ненасильственная прямая акция, - говорил Мартин
Лютер Кинг, - стремится к созданию такого давления и кризиса,
которые бы заставили общество, старающееся не замечать проблемы,
стать к ней лицом. Она стремится настолько заострить проблему,
чтобы ее уже нельзя было более игнорировать."22
В политическом плане такая акция заставит правду выйти наружу. Дело
в том, что существует большая разница между тем, что правительство
пообещало ООП (или, по крайней мере, изъявило готовность отдать им)
и тем, что оно сообщает своему народу. Прямая акция сможет, по
крайней мере, вынудить правительство публично опровергать
обвинения, выдвинутые против него, и, возможно, даже предпринять
какие-то действия для того, чтобы убедить общественность в ложности
выдвинутых против него обвинений. В наиболее благоприятном случае
прямая акция заставит правительство для спасения своей репутации
рассказать правду. По какому бы сценарию ни развивались события,
есть шансы на прекращение процесса капитуляции.
Механика действия ненасильственного гражданского неповиновения
Мотивация проведения кампании ненасильственного гражданского
неповиновения сегодня такая же, как и в 70-х и 80-х годах, когда
речь шла о создании еврейских поселений в Иудее, Самарии и секторе
Газа. В те годы пионеры поселенческого движения были движимы верой
в историческое право еврейского народа жить в любом месте своей
исторической родины. Поселенцы взяли на себя обязанность укрепления
безопасности Израиля. Это зачастую требовало действий, выходящих за
рамки строгого толкования закона. Их деятельность сходна с
легендарной деятельностью сионистов-первопроходцев эпохи,
предшествующей созданию государства.
Как раньше было невозможно достичь цели, не проявив готовности к
самопожертвованию, так и сегодня в этом смысле ничего не
изменилось. Такова вся история существования еврейского народа. В
70-е и 80-е годы поселенцы выходили под покровом ночи, чтобы найти
место для будущего поселения; эти семьи годами жили на вершинах
бесплодных холмов, довольствуясь скудным количеством
электроэнергии, вырабатываемой генератором; они стойко отражали
непрекращающиеся арабские нападения; они уже тогда служили "козлом
отпущения" для израильских левых, которые пытались возложить на них
ответственность за все проблемы страны.
Сегодня мы должны устраивать лежачие и сидячие забастовки на
улицах, блокировать мосты, нарушать расписание воздушных сообщений,
настойчиво огораживать государственные земли, искать иные пути для
выражения мнения народа и быть готовыми идти за это на недели и
месяцы в тюрьму. Всем тогда станет видно истинное лицо
правительства, попирающего права евреев. Оно будет вынуждено
взглянуть людям прямо в глаза и попытаться объяснить, что его
позиция настолько правильна, настолько моральна и прочна, что
позволяет засадить за решетку тысячи людей, вся вина которых
состоит в самопожертвовании во имя прав евреев и национальной
безопасности.
Ключ к успеху - ненасильственные действия
Преподобный Мартин Лютер Кинг настаивал на выдерживании
"очистительного периода" перед переходом непосредственно к
действию. Он проводил семинары, на которых в числе прочего
имитировались столкновения с властями. Если возникали малейшие
сомнения по поводу способности кого-либо из участников держать себя
в руках, ему не позволяли участвовать в сидячих забастовках, маршах
протеста и демонстрациях.
Ответ демонстрантов насилием на насилие, направленное против них,
должен быть абсолютно исключен. Необходимо разъяснять снова и
снова, что демонстранты не должны быть вовлечены вовлечены в
несправедливость и жестокость политической борьбы, ибо победы можно
добиться только за счет морального превосходства бастующих.
Отвечать насилием на насилие - значит не добиться поставленных
целей, а только повредить делу.
Это особенно справедливо в отношении поселенцев, которых годами
"рекламировали" как агрессоров и экстремистов. Сегодня же очевидно,
что мы - жертвы. Нет никакого сомнения в том, что ООП намерена
изгнать нас из наших домов, а правительство Рабина пассивно ей в
этом помогает. Однако, поскольку мы жертвы, к нам должно быть
соответствующее отношение израильского общества и всего мира. Люди
должны понять, что мы - гонимые, а не гонители. Когда они увидят,
как нас арестовывают тысячами, а мы не сопротивляемся, из рук
врагов будет выбито важное пропагандистское оружие против нас и
мнение общественности будет на нашей стороне.
Такая кампания, носящая ненасильственный характер, явится мощным
инструментом для проведения социальных и политических
перемен.23
Настоящие замечания не следует рассматривать, как детальный план
кампании. Такой стратегический план должен быть тщательно
разработан группой активистов, - раввинов и политиков, - которые
возьмут на себя обязанность начать кампанию и не побоятся быть
арестованными в числе первых. Кампании ненасильственного
гражданского неповиновения в Америке и Индии были столь успешными
именно потому, что их возглавляли наиболее выдающиеся деятели,
которые вели народ за собой.
Место для проведения акций и их даты определить нетрудно. Это может
быть воскресное утро возле канцелярии премьер-министра, где
встречаются члены израильского правительства; мост Алленби через
реку Иордан накануне прибытия Арафата в Иерихон; центральные
перекрестки арабских городов в Иудее, Самарии и секторе Газа, где
должны быть развернуты силы палестинской полиции; международный
аэропорт Израиля, когда министры соберутся в очередной
капитулянтский вояж; все еврейские поселения в Йеша, лежащие в
непосредственной близости к государственным землям; святые для
евреев места, которые собираются отдать под власть ООП; публичные
выступления членов правительства в Израиле и за рубежом и т.д.
Успех вышеперечисленных выступлений может выражаться либо в
уступках правительства по ряду требований, либо в массовых арестах.
В любом случае, успеха нельзя добиться без настойчивости и
упорства. Демонстрантов, блокирующих улицы, мосты или входы в
правительственные учреждения, не должны запугать ни конная полиция,
ни собаки, ни водометы. Они должны возвращаться на место проведения
демонстрации снова и снова, и властям не останется ничего другого,
кроме применения силы (каковые действия мы будем опротестовывать в
суде) или массовых арестов, каждый из которых будет означать победу
демонстрантов.
Выражение потаенных чувств
Создание поселений в Йеша, не всегда соответствовавшее букве
закона, было возможно, потому что оно привлекало симпатии
общественности и выражало потаенную убежденность в том, что
заселение страны является частью миссии, возложенной на еврейское
государство.
Сказать, что поселенческое движение в конечном итоге потерпело
неудачу, только исходя из того, что сегодня оно под угрозой, было
бы несправедливо. Соглашение между Рабином и Арафатом лишь
доказывает, как глубоко укоренилась среди израильтян убежденность в
праве евреев на заселение Эрец Исраэль. Все поселения должны
остаться неприкосновенными, и должна быть обеспечена их
безопасность, - по крайней мере так утверждает правительство.
Премьер-министр не упустил случая подчеркнуть, что он не собирается
допустить на территориях того, что случилось с Ямитом, еврейским
поселением на Синае, которое было сровнено с землей бульдозерами
после передачи Израилем Синая Египту. Хотя Рабин и в особенности
его правительство не возражали бы против такого развития событий,
им ясно, что большинство населения Израиля этого не допустит.
Опросы общественного мнения постоянно показывают широкую поддержку
поселенцев, несмотря на развязанную левыми кампанию по их
делегитимации.24
Марши свободы борцов за гражданские права, организованные
Мартином Лютером Кингом, высвободили подсознательные чаяния
большинства американцев. Массовые волнения и аресты пробудили в
людях понимание несправедливости, которой подвергаются чернокожие
американцы в южных штатах.
Аналогично большинство израильтян в глубине души понимают
ошибочность плана Рабина-Переса и Арафата. Опросы общественного
мнения показывают, что план поддерживают лишь 39% населения, и
число это все время снижается.25 Наряду с этим,
большинство населения поддерживает сохранение поселений,
положительно относится к поселенцам, противится созданию
палестинского государства и не верит обещаниям Рабина.26
Озабоченность общества проводимой правительством политикой стала
очевидной во время муниципальных выборов 1993 года. Премьер-министр
утверждал, что значение их выходит за рамки местных выборов, что
они послужат своеобразным референдумом, отражающим отношение
общества к проводимой правительством политике. Результаты выборов
были обескураживающими для партии Труда - Ликуд победил на выборах
в Иерусалиме и Тель-Авиве, а также в ряде других городов. Таким
образом, этот референдум наглядно показал, что общество не
удовлетворено курсом правительства.
Людей беспокоит, что, с одной стороны, процесс принял необратимый
характер, а с другой - не видно никаких улучшений в повседневной
жизни. Минимальный перевес большинства, поддерживающего мирный
процесс, не должен оставить в тени истинные чувства большинства
жителей Израиля.
Мартин Лютер Кинг понимал, что американский народ в массе своей не
одобряет сегрегации. Однако из-за инертности людей без сильного
толчка извне изменения были бы невозможны. Страсти, которые
пробудили его марши свободы, аргументация, которую он использовал в
своих выступлениях, его взволнованные призывы к справедливости и,
наконец, кампания ненасильственного гражданского неповиновения так
воздействовали на общество, что привели к победе его дела.
Когда его привлекали к ответственности за нарушение законов, он
заявлял, что единственно легитимный закон - это моральный закон.
Когда его критиковали за использование в маршах детей, он отвечал,
что он борется за их будущее. Когда ему пеняли за организацию
демонстраций вне его города и штата, он говорил: "Несправедливость
в любом месте - угроза всеобщей справедливости."27
Кинг не говорил: "Я буду активно бороться с несправедливостью, если
меня поддержит правительство." Он понимал, что электоральное
большинство может быть завоевано в борьбе, что лучше самому
формировать общественное мнение, чем приспосабливаться к
политической ситуации. Если бы он дожидался инициативы
правительства по обеспечению равных гражданских прав, то чернокожие
в Америке до сих пор были бы жертвами сегрегации при
попустительстве властей. Аналогичным образом в Израиле, если бы
сторонники территориальной целостности страны концентрировали свои
усилия на признании официального права евреев селиться на
территории Йеша, то на этих землях по сей день не было бы евреев, а
дискуссии об их праве на поселения были бы надолго отложены.
Во время проводившейся в Соединенных Штатах кампании за свободу
выезда для советских евреев еврейские организации не
останавливались и перед проведением мирных демонстраций. Наиболее
эффективными были ненасильственные демонстрации. Например,
когда 10 000 американских евреев уселись на улице перед
Госдепартаментом, и полиция Вашингтона арестовала 1500 человек. Для
сотен арестованных потребовались десятки автобусов, полиции
пришлось арендовать футбольный стадион для задержанных. Историки,
публицисты и независимые наблюдатели сходятся на том, что именно
этот период стал поворотным пунктом в борьбе за свободу выезда для
советских евреев.
В тот момент, когда я пишу эти строки, я нахожусь в небольшом
городке Лилле, к северу от Парижа. Почему? Потому что четыре тысячи
служащих авиакомпании "Эйр Франс" объявили забастовку. Они не
борются за свою родину или национальную безопасность. Они не будут
голодать, потому что во Франции одна из самых развитых в мире
систем социального обеспечения. Они борются за свою работу,
достоинство и небольшую прибавку к зарплате. При этом они не
стесняются перевернуть весь мир с ног на голову, - ведь
международный аэропорт имени Шарля де Голля является крупнейшей
авиационной артерией мира. Отказавшись обслуживать полеты, они
привели к опозданию сотен тысяч, а может быть, и миллионов
пассажиров во всем мире. Правительство окружило аэропорт отборными
воинскими частями, но не решалось применить силу, так как
осознавало, какой политический резонанс вызовет арест 4000
служащих, ясно давших понять, что не отступят до конца.
Право еврейского народа на свою родину никак не менее важно, чем
право на работу служащих "Эйр Франс", и найдется по крайней мере 40
тысяч евреев, которые готовы дать знать миру об этом. Их время
пришло.
Когда в вечерних новостях покажут демонстрантов, которых полиция
тащит прочь и арестовывает, когда жители Израиля увидят
самопожертвование сотен и тысяч людей, брошенных в тюрьмы и
рискующих потерять работу во имя сионистских идеалов, оторванных от
семьи и ломающих свою жизнь во имя спасения родины, в поддержку
еврейских ценностей, - они обратятся к своим лидерам с призывом
повернуть обратно и проводить иную, более рациональную и здоровую
политику в отношении территорий и Государства Израиль - гордости
еврейского народа!
Последствия
Трагедия в Хевроне
В пятницу, 25 февраля, д-р Барух Гольдштейн из Кирьят-Арба, что
возле Хеврона, вошел в Гробницу патриархов (пещера Махпела) и
открыл огонь из автомата по толпе мусульман, убив 29 человек и
многих ранив.
Как и все группы населения в Израиле, обладающие чувством
ответственности, евреи, живущие в Иудее, Самарии и Газе,
недвусмысленно осудили этот акт и выразили соболезнование семьям
жертв. Это была единственно возможная реакция людей, которые даже в
самых трудных ситуациях старались поддерживать мирное
сосуществование между евреями и арабами.
Несмотря на шесть с половиной лет непрерывных нападений, от которых
страдали невинные люди, и несмотря на старания правительства Рабина
осложнить нашу жизнь и вынудить нас уйти, мы всегда настаивали на
том, что истинный мир невозможен без признания права евреев жить во
всех уголках Эрец Исраэль.
Трагедия, случившаяся в пещере Махпела, не возникла из ничего и,
без сомнения, не была первой. Мы, жители поселений, уже давно
предупреждали об опасности балканизации центра Израиля. С момента
подписания Декларации о принципах между Израилем и ООП эта
опасность стала реальной. Тридцать евреев и шестьдесят арабов пали
от рук арабских террористов в течение шести месяцев после
подписания.
Трагедия в Хевроне была делом рук одиночки, а не организованной и
продуманной кампанией насилия. По этой причине она не должна была
бы использоваться в политических махинациях и дипломатических
демаршах. Будучи чудовищным отклонением от всех норм, принятых в
израильском обществе, акция одиночки, вооруженного автоматом, не
должна стать оправданием для далеко идущих уступок Израиля на
политической арене.
Насколько же отличаются от этого акты насилия, осуществляемые
арабскими террористами ежедневно! Террор, насилие, даже массовые
убийства являются составной частью их дипломатии. Террор постоянно
используется как средство для получения все новых уступок со
стороны Израиля. Реакция ведущих арабских лидеров на постоянные
убийства евреев весьма далека от негодования и осуждения. Напротив,
они либо смотрят на это сквозь пальцы, либо поощряют такие действия
своих последователей. Как сформулировал Чарльз Кротхамер: "Террор
для израильтян - позор, для палестинцев - политика."
Попытки многих поставить на одну доску трагедию в пещере Махпела и
арабский терроризм по меньшей мере достойны порицания. Уж никак не
лидерам палестинских арабов выступать с гневным осуждением. Весь
спектр группировок, представляющих палестинских арабов - от Хамаса
и Исламского Джихада до НФОП и Фатха - представляет собой
террористические организации, для которых вполне обычными являются
вещи, которые они сегодня пытаются осуждать.
А вот когда арабы убивают евреев - весь мир молчит! Совет
Безопасности ООН не собирается на специальное заседание для
осуждения террористического акта; Соединенные Штаты не оказывают
давление на ООП, вынуждая ее к уступкам Израилю; израильское
правительство не создает государственную следственную комиссию для
расследования причин случившегося. После случая же в Хевроне
состоялось специальное заседание Совета Безопасности ООН, США
вынудили Израиль к уступкам, и в Израиле была создана следственная
комиссия.
Реакция большинства американского еврейства была также
заслуживающей сожаления. Религиозные и светские лидеры, один громче
другого, торопились выразить осуждение. Один раввин, глава высшей
школы в Нью-Джерси, зашел настолько далеко, что организовал силами
тысяч студентов ортодоксальных еврейских высших школ сбор средств
по всей стране, чтобы поместить в газете "Нью-Йорк Таймс"
объявление на всю страницу, осуждающее происшествие в Хевроне, и
заверить весь мир, что они не являются потенциальными Барухами
Гольдштейнами.
Этого раввина, самовольно провозгласившего себя совестью всего
еврейского народа, нимало не обеспокоил тот факт, что многие дети,
не говоря уж об их родителях, совершенно не поняли, для чего было
нужно это заявление. Однако результат - коллективное и публичное
самобичевание - был очевидно столь благороден и великодушен, что
оправдывал средства. Голоса студентов и родителей, выражавших свое
несогласие с заявлением, попросту не были услышаны.
Их протест имел веские основания. Почему этот деятель не проявлял
инициативы в течение шести месяцев после подписания Декларации о
принципах? За эти месяцы арабскими террористами было убито 34
израильтянина. Почему не было осуждений на всю полосу в газетах?
Где был этот совестливый рабби, когда нужно было собирать средства
для жертв арабского террора? Где были другие директора школ и
преподаватели?
Заслуживают внимания усилия тех еврейских лидеров, которые пытались
предотвратить этот фарс. Раввин Давид Фалд, Джей Кестенбаум, Джозеф
Мермельштейн, Стивен Орлов и Джек Шмидт не менее сурово осудили
инцидент в Хевроне, однако они отвергли циничное лицемерие тех, кто
захлебывался от эмоций по поводу одного еврея, "шокировавшего" их.
Это гордые люди, давно вышедшие из духовного гетто, основанного на
принципе "примите меня (еврея), полюбите меня" и детского
стремления "доказать" что-то окружающим. Остается только пожалеть,
что не их подход к проблеме был взят на вооружение всеми.
Между тем, последствия инцидента в Хевроне еще ярче высветили
ненадежность Ясера Арафата и ООП как партнеров по переговорам.
Арафат и его помощники, сразу после происшествия появившись на
экране международного телевидения в качестве "экспертов" по
массовым убийствам, желая усилить внешнее давление на Израиль,
начали бесстыдно нагромождать одну вопиющую ложь на другую: якобы у
доктора Гольдштейна было по меньшей мере десять соучастников,
израильские правительство и армия принимали участие в подготовке
нападения, стрельба продолжалась не меньше получаса и т.д. И
израильское правительство, готовое на все, лишь бы Арафат был
доволен, проигнорировало ужасающую ложь своего партнера по
переговорам.
Совершенно не такую позицию должно было бы занять правительство!
Происшествие в Хевроне представляет собой результат той атмосферы
страха и недоверия, которая царит сегодня в Иудее, Самарии и Газе.
Только решительные шаги, направленные на прекращение эскалации
насилия против евреев на территории Йеша, могут предотвратить
подобные трагедии в будущем.
Поселенцам внушают мысль о том, что пришло время для коллективного
самоанализа и переоценки ценностей. Хотя самоанализ - вещь, в
принципе, хорошая, ликование левых, призывающих к нему, наглядно
показывает, на что направлен этот призыв.
В самоанализе, кстати, гораздо сильнее нуждаются те, чья совесть по
большей части безмолвствовала, когда убивали десятки евреев. Они не
только не выступили с осуждением организаторов этих актов насилия,
но и, ведя с ними переговоры, способствовали тем самым их
легитимации.
Премьер-министр Рабин и его правительство полностью утратили
контроль над ситуацией. Следовало с неизбежностью ожидать
какой-либо ужасной трагедии, поскольку путь, на который вступило
правительство, требует поддержки подавляющего большинства
населения. Положение же правительства слишком шатко, чтобы
израильское общество безропотно приняло навязываемое ему соглашение
с шайкой убийц из ООП.
Уж если страна неизбежно должна быть разделена, это должно быть
сделано объединившимся народом. В противном случае раздел страны
может привести к непоправимому расколу народа.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Согласно статистическим данным, полученным сотрудниками
службы безопасности по району Биньямин на севере Иерусалима, в
котором проживает до 20 000 евреев, количество нападений на евреев
после подписания соглашения резко возросло. Сравнивая трехмесячный
период до подписания соглашения с тремя месяцами после него, видим,
что количество происшествий, связанных с бросанием камней, возросло
с 326 до 731, инцидентов, связанных с блокированием дорог, - с 19
до 50, случаев ранения израильтян - с 0 до 34, случаев убийств
израильтян - с 0 до 5.
2. Джон Роулз. Теория правосудия - Издательство Гарвардского
университета, Кэмбридж, Массачусетс, 1971. С. 383.
3. Письмо из тюрьмы города Бирмингема - "Либерасьон", июнь 1963.
4. Я очень обязан д-ру Йораму Хазони за предоставление мне
материалов из его неопубликованной работы о еврейских корнях теории
гражданского неповиновения, на которых базируется этот раздел.
5. Бытие 12:12, 26:7.
6. Бытие 26:18.
7. Исход 6:8-12:29.
8. Исход 12:3-11, 21-23.
9. 1-я Книга царств 8:10-20.
10. Второзаконие 17:16-20.
11. 1-я Книга пророка Самуила 14:43-45.
12. 1-я Книга пророка Самуила 19, 20.
13. 1-я Книга пророка Самуила 15:30, 16:1.
14. 1-я Книга царств 17:1, 18:1-4.
15. 2-я Книга царств 9:1-10:29.
16. Иеремия 38:2, 37:13.
17. Даниил 6:7-11.
18. Эсфирь 3:1-2, 4:1-2, 4:13-16, 5:9.
19. Талмуд Кидушин 42б, Сангедрин 29а, Мишна Тора Маймонида,
Законы царей 3:9.
20. Как говорилось в главе 2, это было в общем справедливо до
девятнадцатого века.
21. Во многих демонстрациях протеста против действий
правительства, прошедших со времени, когда стало известно о
договоре, от насильственных действий полиции пострадало более 200
демонстрантов. У адвоката Майкла Теплова из поселения Гинот Шомрон
имеются документы о многих случаях произвола полиции.
22. Мартин Лютер Кинг. Почему мы не можем ждать. - Нью-Йорк, 1964.
С.81.
23. Сf. Соlаiасо, р. 143.
24. В ходе проведенного в Израиле в октябре 1992 года опроса
общественного мнения респондентов спрашивали, как они относятся к
еврейским поселенцам в Йеша и к левому антипоселенческому движению
"Шалом ахшав" ("Мир - немедленно"). В то время как 42% опрошенных
положительно отнеслись к еврейским поселенцам, только 20% предпочли
"Шалом ахшав". Соответственно 53% отнеслись негативно к "Шалом
ахшав" и только 31% - к поселенцам. Вопрос ставился так: "Каковы
ваши чувства по отношению к следующим группам населения:
поселенцам, "Шалом ахшав?"
25. "Маарив", 12 ноября 1993 года. Вопрос был такой: "Если бы
сегодня проводился референдум по вопросу принятия соглашения с ООП,
что бы вы ответили?" Только 39% сказали, что они бы поддержали
соглашение, 45% были против и 16% затруднились ответить. По
результатам более раннего опроса ("Маарив", 23 сентября 1993 года)
сообщалось, что 45,2% высказались в поддержку соглашения, 38,6%
были против, а остальные затруднились ответить.
26. Результаты исследования, проведенного Геокартографическим
институтом в ноябре 1993 года по заказу Совета Йеша: 58% опрошенных
поддерживают усилия поселенцев Йеша, 25% - против. Соответственно,
67% симпатизируют поселенцам и 17% - нет.
Исследование показало, что израильское общество не доверяет
премьер-министру Ицхаку Рабину - 61% не верит, что он сдержит свое
слово и не допустит создания палестинского арабского государства в
Йеша, и только 16% верят ему в этом вопросе; 54% не верят обещаниям
Рабина о том, что будет сохранен нынешний статус Иерусалима, 40% -
верят.
66% опрошенных считают, что Израиль должен разорвать
соглашение в одностороннем порядке, если ООП провозгласит создание
государства, 24% - так не считают.
27. М.Л. Кинг - Письмо из тюрьмы города Бирмингема.
|