Йехиель М. Лейтер Кризис в Израиле


ПРИЛОЖЕНИЕ. Вопросы, задаваемые об Израиле и Йеша

1. ВЕРНО ЛИ, ЧТО ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ СОЗДАНО НА ЗЕМЛЕ, ПРИНАДЛЕЖАЩЕЙ ПАЛЕСТИНСКОМУ НАРОДУ?

"Палестина" - римское, а не арабское название
Территория, называемая "Палестиной", впервые получила свое имя от римлян в 135 году н.э. За тысячи лет до этого эта земля называлась Израиль или Иудея, и была страной, в которой жили евреи. После оккупации Иудеи и изгнания евреев с их родины римляне изменили название страны с "Иудея" на "Палестина".1 Новое имя было никак не связано ни с одним из существующих народов - филистимляне и хананеи исчезли столетиями раньше, а арабы здесь еще не проживали. В намерения римских оккупантов входило разорвать связь еврейского народа со своей родиной, связь, признаваемую как римлянами, так и всеми другими народами, существовавшими в то время.
Но в своих молитвах, трижды в день, евреи по всему миру продолжали воскрешать в памяти связь со своей землей, Эрец Исраэль, о возвращении на которую они мечтали. Евреи рассматривали свое пребывание за пределами Израиля как ненормальное положение вещей, называемое "галутом" (изгнанием).

В истории никогда не существовало "палестинского народа"
На протяжении столетий для тех, кто называл эту землю Палестиной, она никогда не ассоциировалась ни с каким конкретным палестинским народом. В истории никогда не существовало государства Палестина. Вплоть до времен британского мандата (а тогда в понятие Палестина включалась также Иордания)2под "палестинцами" подразумевались люди, живущие в этой местности: мусульмане, христиане и евреи.3
В удостоверениях личности и паспортах, выдаваемых англичанами евреям и христианам, те именовались "палестинцами".4В названия еврейских организаций также включалось это слово: Еврейское агентство Палестина, еврейская газета "Палестайн пост" (ныне - "Джерузалем Пост"), Палестинский Филармонический оркестр (ныне - Израильский Филармонический оркестр), и т.п. Арабские же жители Палестины отвергали в то время такое наименование, видя в себе часть большого арабского народа или южных сирийцев.5
Идея того, что когда-либо существовал "палестинский" народ, связанный со страной Палестиной, снискала известность в 60-х годах, когда арабские страны создали Организацию Освобождения Палестины (ООП) для борьбы против Израиля. С тех самых пор некоторые арабские писатели постоянно твердят о том, что палестинский народ ведет свое происхождение от филистимлян, иевусеев, хананеев и других древних племен, исчезнувших без следа свыше двадцати столетий назад, т.е. более, чем за 500 лет до первого появления арабов в Палестине в 636 году н.э.

Был ли создан палестинский народ в наше время?
  Некоторые утверждают, что новый палестинский арабский "народ" возник как реакция на сионизм, - еврейское национальное движение, приведшее к образованию государства Израиль. Согласно этому аргументу, палестинскому народу всего лишь тридцать или сорок лет и у него нет другого предназначения, кроме как противостоять другому народу, что само по себе говорит о сомнительности намерений авторов подобных деклараций.
Кроме того, притязания нового палестинского арабского народа на свою родину должны быть рассмотрены в свете того, чем исторически являлась земля Палестины/Израиля. Согласно Мандату, 78 процентов территории Палестины уже принадлежат арабскому государству, подавляющее большинство населения которого (примерно 70 процентов) составляют палестинские арабы. Это государство - королевство Иордания.

2. ВЕРНО ЛИ, ЧТО "ИУДЕЯ И САМАРИЯ" - НОВЫЕ НАЗВАНИЯ, ПРИЗВАННЫЕ УСТАНОВИТЬ НЕ ИМЕЮЩУЮ МЕСТА В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ СВЯЗЬ ЕВРЕЕВ С АРАБСКИМ ЗАПАДНЫМ БЕРЕГОМ?

В действительности дело обстоит как раз наоборот - земля Израиля была переименована в "Палестину", чтобы затушевать связь евреев с этой страной, а исторические названия "Иудея" и "Самария" были заменены названием "Западный берег".
Термин "Западный берег" был изобретен иорданским королем Абдаллой для обозначения территории, оккупированной его армией в 1948 году во время вторжения в Израиль. Его целью было легитимизировать оккупацию (и последующую аннексию в 1950 году)6 Иудеи и Самарии, подразумевая при этом, что и Западный берег, и Восточный берег реки Иордан принадлежат его государству - Иордании.

Названия "Иудея" и "Самария" в наше время
До иорданской оккупации 1948 года для этих территорий использовались исключительно названия "Иудея" и "Самария". Их употребляли как Британское правительство, так и Лига Наций.7
В атласах мира, изготовленных профессиональными картографами, и сегодня продолжают использоваться оригинальные термины "Иудея" и "Самария"8.
"Иудея" и "Самария" - исторические названия
Названия "Иудея" и "Самария" находятся в постоянном употреблении уже свыше трех тысяч лет. Иудея - это страна, из которой евреи ведут свое происхождение. Она была названа по имени Иуды - четвертого сына патриарха Иакова, чьи потомки жили на этой земле три тысячи двести лет назад. Самария была сердцем северного Израиля, в котором на протяжении четырехсот лет находились главные национальные и религиозные центры.9
Иудея и Самария являлись сценой, на которой произошли почти все главнейшие события древней истории, описанные в Библии. На этом месте Авраам основал монотеизм, Иосиф был продан в рабство, Иешуа наделял землей, пророчица Дебора встала во главе нации. Здесь родился и жил пророк Самуил, основал свое царство Давид , жил пророк Илья, Маккавеи боролись с греками,  римляне потопили в крови второе восстание евреев. Едва ли можно найти в Библии известное событие, которое бы происходило вне Иудеи и Самарии.

3. ВЕРНО ЛИ, ЧТО ИЗРАИЛЬ ОТВЕТСТВЕНЕН ЗА ВОЗВРАЩЕНИЕ БЕЖЕНЦЕВ?

В 1948 году, после арабского вторжения в молодое государство Израиль, на Ближнем Востоке возникли две проблемы беженцев:

Беженцы-евреи, принятые Израилем
Еврейские беженцы из арабских стран и послевоенной Европы нашли убежище и были приняты в Израиле. Крошечный Израиль, с населением всего лишь 650 тысяч евреев, менее, чем за 4 года, принял 580 тысяч еврейских беженцев из арабских стран и почти 600 тысяч - из Европы.

Арабские беженцы, появившиеся в результате арабского вторжения в Израиль
Проблема арабских беженцев явилась прямым следствием арабского вторжения в молодое еврейское государство. Громадное большинство арабских беженцев 1948 года не было выслано из страны. Бегство некоторых из них поощрялось арабскими государствами - оно открывало путь наступающим арабским армиям. Другие бежали заранее, от надвигающейся войны. В любом случае беженцы полагали, что вернутся через несколько недель, после того, как арабские армии уничтожат всех евреев.10
До войны на территории, ставшей впоследствии Израилем, проживали 810 тысяч арабов. Поскольку 160 тысяч из них остались жить здесь и после войны, количество беженцев не может превышать 650 тысяч человек. В 1948 году поверенный ООН по делам Палестины определил количество арабских беженцев в 472 тысячи человек11. Несмотря на то, что это значительно меньше числа еврейских беженцев, они так никогда и не были приняты соседними арабскими странами. Из 50 миллионов беженцев, насчитывавшихся во всем мире в конце 40-х годов, палестинские арабы были единственными, не принятыми своим собственным народом.

Арабские страны отказались принять беженцев
В 1948 году Эмиль Гури, секретарь Верховного совета арабской Палестины, сказал: "Наличие беженцев несомненно является прямым результатом противодействия арабских стран разделу территории и образованию еврейского государства. Арабские страны без колебаний приняли эту политику и должны нести ответственность за решение этой проблемы."12
Вместо того, чтобы принять беженцев, арабские страны сконцентрировали их в лагерях на территории Египта, Иордании, Ливана и Сирии, намереваясь использовать этих людей для формирования мирового общественного мнения против Израиля.13
Резолюция ООН 1977 года, которую протолкнули арабские страны с помощью государств третьего мира, запрещает Израилю переселять беженцев в постоянные дома. ООП даже не разрешает жителям Газы переселяться в существующие дома, построенные Израилем для беженцев до принятия резолюции ООН.14
Если бы арабские страны приняли своих беженцев, как Израиль принял евреев, никакой проблемы беженцев сегодня бы не было. Требовать сейчас от Израиля принятия и еврейских, и арабских беженцев 1948 года несправедливо и нерационально. Ответственность за проблему арабских беженцев должны взять на себя арабские страны, по вине которых она возникла.

4. ВЕРНО ЛИ, ЧТО НАЛИЧИЕ ЕВРЕЙСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ В ИУДЕЕ, САМАРИИ И ГАЗЕ ПРОТИВОРЕЧИТ МЕЖДУНАРОДНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ?

Право евреев заселять Йеша признано международным законодательством
Право евреев проживания на всей территории к западу от реки Иордан и создания "еврейского национального очага" было признано странами Антанты на Версальской конференции 1919 года. В работе конференции участвовали как арабская, так и еврейская делегации. Право евреев на эту землю было включено в Мандат Лиги Наций на Палестину от 1922 года.15
И действительно, евреи свободно жили в Иудее, Самарии и Газе до 1948 года, пока они не были частью уничтожены, частью изгнаны наступающими иорданскими войсками. Хотя поселенцы были вынуждены уйти, юридическое право евреев жить здесь никогда не отменялось никакими международными законами.
Напротив, профессор Евгений Ростов писал, что Мандат Лиги Наций на Палестину остается в силе на территории Йеша как "священный долг цивилизации". Следовательно, Израиль ответственен за проведение в жизнь основного положения Мандата - создание еврейского национального очага в Иудее, Самарии и Газе и обеспечение евреям возможности жить здесь.16

Международное законодательство обязывает Израиль управлять территорией Иудеи, Самарии и Газы
Ошибочное мнение о том, что израильский контроль над территорией Иудеи, Самарии и Газы противоречит международным законам, базируется на неправильном толковании резолюции Совета Безопасности ООН я242, текст которой гласит: "Присоединение территорий военным путем недопустимо." Тем самым, и международное законодательство, и Резолюция 242 требуют от Израиля осуществлять управление территорией Иудеи, Самарии и Газы.
Израиль вернул себе территорию Йеша в 1967 году в результате превентивной оборонительной войны, вспыхнувшей из-за воинственных призывов арабских лидеров "сбросить евреев в море", из-за подготовки арабов к широкомасштабному военному нападению на Израиль и таких откровенно враждебных действий, как блокада Египтом свободы израильского судоходства.
Как явствует из истории, всегда, когда жертве агрессии удавалось успешно защитить себя и разбить противника, по мирному договору ей доставалась часть территории. Это можно проиллюстрировать на примере Германии, потерявшей часть территории после Первой и Второй мировых войн.
До тех пор, пока договор не подписан, защищавшийся народ официально уполномочен управлять оккупированной территорией. Арабские соседи Израиля (кроме Египта) отказались заключить с ним мир. Поэтому Израиль получил юридическое право управлять территорией Иудеи, Самарии и Газы. Это право и обязанность Израиля практически единодушно признаны специалистами по международному праву.
Резолюция 242, кстати, не требует от Израиля отступления с территорий, даже в обмен на мир. В Резолюции выражено требование отступления с "территорий", но не обязательно со всех территорий, захваченных в 1967 году. В Резолюции также не упоминается о том, что Израиль обязан отдавать территории всем своим соседям. Единственным критерием, определяющим окончательные границы, является их "безопасность", а Йеша жизненно важна для безопасности Израиля.
Некоторые могут возразить, что израильское управление территорией Йеша подпадает под действие Женевской конвенции 1949 года, запрещающей миграцию населения управляющей страны на оккупированные иностранные территории. Однако Женевская конвенция применима лишь к территории, бывшей частью иного суверенного государства. Иудея, Самария и Газа же были частью подмандатной Палестины, которая, согласно официальным международным требованиям, должна была послужить основой создания еврейского национального очага.


5. ЗАЧЕМ ЕВРЕЯМ ГАЗА?

Связи древних евреев с Газой18
Еврейские связи с Газой уходят в прошлое на три тысячи лет. В Библии19 упоминается, что Газа была населена потомками колена Иуды.
Первые еврейские поселения в Газе возникли не позднее I-II веков до нашей эры. К III веку н.э. в Газе была процветающая еврейская община (синагога этого периода была обнаружена археологами в 1870 году). В 324 году римский император Константин попытался распространить христианство среди евреев Газы, но безуспешно.
Между VI и Х веками евреи Северной Африки совершали религиозное паломничество в Газу, поскольку доступ в Иерусалим был для них закрыт. В отчетах средневековых путешественников о Газе говорится как о шумном портовом городе, в котором живет много евреев. Еврейская община Газы значительно увеличилась после 1492 года, когда сюда начали прибывать еврейские беженцы, изгнанные из Испании.
В 1799 году Газа была осаждена Наполеоном, и ее еврейская община стала искать пристанища в другом месте. Евреи начали массовое возвращение в Газу в 80-е годы ХIХ века. В 1914 году здесь были учреждены еврейская школа и банк. Затем, во время Первой мировой войны, евреи Газы были высланы, а некоторые из них - депортированы. После войны они вернулись в Газу, но были вновь вынуждены бежать - из-за разгула арабского насилия в 1929 году. На этой территории в 1946 году был создан киббуц Кфар-Даром, который разрушили арабы во время вторжения в Израиль в 1948 году.
Начиная с 1967 года, на территории Газы было создано 17 еврейских поселений. Примерно 5 тысяч евреев называют Газу своим домом (по состоянию на октябрь 1992 года).20
Население Газы
Общепринятое представление о Газе как об "одном из самых населенных мест на земле" не соответствует действительности. Город Газа заселен менее плотно, чем такие пригороды Тель-Авива, как Бней-Брак и Бат-Ям.21
Введение автономии для арабов Газы ничего не решает в долгосрочной перспективе. Большинство из них - беженцы из Яффо, Ашдода и других районов "малого Израиля". Они хотят вернуться в свои города. Автономия в Газе может унять истеричные заклинания некоторых евреев, требующих "убраться из Газы", но никогда не удовлетворит арабов, живущих здесь.


6. ЧЕМ ВАЖНЫ ГОЛАНСКИЕ ВЫСОТЫ?

Тысячи лет еврейской истории
Евреи впервые попали на Голанские высоты, когда пришли на Землю Израиля 3300 лет назад. В этот район, известный впоследствии под названием "Башан", пришла половина колена Менаше и построила город Голан.22
В I веке до нашей эры под властью царя Гордуса (Ирода) повсюду на Голанах процветали еврейские общины. Так начался период постоянного еврейского присутствия в этих краях, продолжавшийся 700 лет - вплоть до нашествия арабских завоевателей. Археологами раскопаны руины 25 синагог этого периода.23
Поэтому неудивительно, что первые сионисты в конце ХIХ века видели в Голанах неотъемлемую часть еврейской родины. Группы сионистов приобретали земли в разных частях Голан и селились на них.24
Голаны были оккупированы Сирией во время арабского вторжения 1948 года и освобождены Израилем 10 июня 1967 года. И уже месяц спустя группа израильтян основала киббуц Мером-Голан.25 Сегодня 12 тысяч евреев живут в 32 поселениях на Голанских высотах.
Отступление угрожает безопасности Израиля26
Нынешнюю израильскую границу на Голанских высотах легко оборонять. С юга она защищена реками Ярмук и Рокад, а на востоке - проходит по горной цепи от Тель-Саки на юге до горы Хермон на севере. Это высокогорье позволяет вовремя заметить и предотвратить сирийскую военную активность.
В этой оборонительной линии всего два слабых места. Поэтому, когда в 1973 году во время войны Судного дня Сирия двинула на Голаны 1000 танков, двух израильских бригад оказалось достаточно, чтобы сдержать превосходящие силы сирийцев до подхода подкреплений.
Если Израиль отведет свои войска хотя бы на милю от горных вершин (ширина Голанских высот - около 10 миль), он утратит это преимущество, поскольку между горами много ущелий.
В случае полного отступления Израиля с Голанских высот сирийцы смогут обстреливать израильские деревни, расположенные в районе озера Кинерет, как они делали это до 1967 года. Даже если Голаны станут демилитаризованной зоной, сирийская армия сможет быстро преодолеть их, так как они находятся примерно на одном уровне с Дамаском. А израильские войска будут вынуждены подниматься по скалам западного склона Голанских высот.

Водные ресурсы
На Голанских высотах находятся истоки реки Иордан, которая покрывает более трети потребностей Израиля в пресной воде. Воды этих источников впадают в озеро Кинерет, обеспечивающее пресной водой большую часть Израиля через национальный водовод. Отведение их может нарушить всю израильскую систему водоснабжения. Именно это попыталась сделать Сирия в 1964 году, когда Голаны находились под сирийским контролем. Израиль был вынужден предпринять военную операцию для срыва попытки отведения воды. Вместе с отступлением из Иудеи и Самарии Израиль передает 65% своих водных ресурсов под арабский контроль, оставляя тем самым страну на милость арабов.

7. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ, МОГУЩЕЕ ОБЕСПЕЧИТЬ РЕАЛЬНЫЙ МИР?

Арабская непримиримость и тирания - препятствия на пути к миру
Главными препятствиями к миру на Ближнем Востоке является склонность арабов к насилию, конфронтация ислама с западной культурой и подъем радикального исламского фундаментализма. Это - причины многих конфликтов в регионе: сирийское вторжение в Ливан, исламский терроризм в Египте, международный терроризм, поощряемый Ливией, Сирией, Ираном и Суданом, вторжение Саддама Хусейна в Кувейт, гражданские войны в Алжире и Марокко.
Трудно предположить, что все эти события являются результатом израильского присутствия в регионе. Арабские страны, ставящие Израилю в вину отсутствие мира на Ближнем Востоке, отдают явное предпочтение "палестинскому вопросу", ибо не могут смириться с самим существованием Израиля. Очевидным доказательством этого можно назвать то, что даже сегодня, когда палестинский вопрос практически решен, арабские государства не предпринимают никаких шагов для отмены экономического бойкота Израиля. Кроме того, арабские страны не спешат признать Израиль как независимое государство.
Пока в соседних с Израилем странах у власти остаются диктаторские режимы, оптимальное сосуществование с ними может быть обеспечено не формальными мирными договорами и дипломатией, а функциональным миром, основанным на безопасных границах и сильной обороне. "Подготовка к войне - самый эффективный способ сохранения мира" (Джордж Вашингтон).27
Единственным реальным путем к достижению мира с точки зрения противников заключенного пакта является предлагаемая ниже программа. 

Изменение фокуса
Арабская пропагандистская машина создала ложное впечатление, будто вся Палестина - это спорная территория, находящаяся в руках Израиля. Это не соответствует действительности, поскольку территория между Средиземным морем и рекой Иордан составляет только немногим более 20 процентов Палестины.
Мандат Лиги Наций на Палестину четко определяет ее границы. Сегодняшняя Иордания составляет 80 процентов территории Палестины. Вовсе не отрицая этого факта, пропагандистская стратегия апологетов ООП28сфокусирована исключительно на западной Палестине, перекладывая всю тяжесть уступок только на Израиль.
При том, что в Иордании правит хашимитская династия, подавляющее большинство ее населения (свыше 70%) - палестинские арабы. Другими словами, на большей части территории Палестины уже существует арабское палестинское государство. В свете этого, нет никакой необходимости во втором таком государстве, особенно, если оно основано за счет Израиля, который включает в себя всего лишь 20% территории собственно Палестины.
Если Иордания когда-либо станет демократическим государством, ее палестинское арабское большинство придет к власти законным путем. Так, в регионе будут два демократических государства для двух народов - Иордания и Израиль - вместо трех государств для двух народов, как предлагают сегодня многие. Такая формула вполне жизнеспособна  и может быть включена в официальный мирный договор. Иоданский расистский запрет на проживание евреев в Восточной Палестине был бы в этом случае отменен, и евреи получили бы возможность жить на земле Гильада 29 в качестве жителей суверенного арабского государства, но граждан Израиля. Арабы, в свою очередь, могли бы оставаться в Израиле, но как граждане Восточной Палестины. И тем и другим, разумеется, были бы гарантированы личные и гражданские права в странах проживания.
Этот план, называемый "Сначала - Амман", - жизнеспособная альтернатива обманчивому соглашению "Сначала - Газа и Иерихон". Он позволит выявить истинные намерения арабов. Ведь если их целью действительно является самоопределение, то их можно будет убедить принять такой план, а если, как предполагается, "самоопределение" - всего лишь ширма, под прикрытием которой они хотят уничтожить Израиль, арабы никогда не согласятся на предложенный вариант, и их истинные планы станут очевидными.
Прежде известный как "Иордания - это и есть Палестина", этот план в последнее время вызывает возражения, поскольку считается, что в качестве иорданского лидера лучше иметь короля Хусейна, сотрудничающего с Израилем, чем террориста Ясера Арафата. Однако выбор на сегодняшний день заключается не между Арафатом и Хусейном в Иордании, а между Арафатом на пороге Израиля и Арафатом в Иордании. Учитывая эти обстоятельства, выбор очевиден. 

Мир путем объединения Израиля
Причина, по которой арабы оказались в состоянии повернуть "палестинский вопрос" против Израиля, заключается в том, что Израиль не занял твердой позиции по решению проблемы будущего Иудеи, Самарии и Газы. Сегодня в Йеша расположены 144 еврейских поселения, в которых проживает 140 тысяч жителей всех возрастов. Поскольку уже пройден долгий путь по аннексии Иудеи, Самарии и Газы dе fасtо, Израиль должен утвердить свои притязания на эту землю путем включения ее в состав Израиля dе jurе.
Одностороннюю аннексию можно было бы начать с не занятой арабами территории, которая составляет большую часть Иудеи, Самарии и Газы. В следующий этап можно было бы включить арабские города и деревни с гарантией для их жителей избирательных прав в Восточной Палестине. Это вынудило бы арабов распрощаться с мечтой о поэтапной ликвидации Израиля и раз и навсегда решило бы вопрос будущего Иудеи, Самарии и Газы.


ПРИМЕЧАНИЯ
1.    Самуэль Кац. Район боевых действий - соотношение факта и выдумки о Палестине. - "Бентам букс", Нью-Йорк, 1973. С.87.
      Исраэль Эльдад. Еврейская революция - еврейская государственность. - "Шенголд паблишерз инк.", Нью-Йорк, 1971. С.102.
2.    Митчел Бард и Джоэль Химмельфарб, "Мифы и факты. Краткая история арабо-израильского конфликта" ("Нью-ист рипорт", 1992, с.5):
      "Согласно заключению комиссии Пила, учрежденной британским правительством для расследования причин арабских беспорядков в 1936 году, "под территорией, на которой должен быть создан еврейский национальный очаг, во времена декларации Бальфура подразумевалась вся территория исторической Палестины, включая Трансиорданию."
3.    Это известно из источников ООН. В первом ежегодном отчете ООН, в котором отражены обсуждения и решения, принятые ООН, арабы Йеша всегда назывались "палестинскими арабами". Термин "палестинское население" всегда относился как к арабам, так и к евреям (сс. 276-304). Первое упоминание о "палестинском народе" появляется в годовом отчете ООН за 1961 год (с.157).
4.    Эльдад, с.106.
5.    Бард и Химмельфарб, с.4. Палестина рассматривалась в первую очередь как часть Сирии, в которую входила территория нынешних Израиля, Иордании, Сирии и Ливана.
6.    Рафаэль Исраэли, "Палестинцы между Израилем и Иорданией." ("Прегер пабликейшенз", Нью-Йорк, 1991, с.7).
7.    Первое упоминание об Иудее и Самарии как о "Западном береге" появляется в отчетах ООН после Шестидневной войны 1967 года. (сс.201, 211).
      Следующая информация взята из книги Сары Аверик и Стивена Розена "Важность "Западного берега" и Газы для безопасности Израиля", (Документы Американо-израильского общественного комитета, 1985, с.1):
      "Разумеется, эти термины использовались исключительно в отчетах британской мандатной администрации за 1946 год. Обзор Палестины...
      В документах ООН времени разделения использовались термины "Иудея" и "Самария" (например, резолюция 181 (II), часть 2 (а) от 29 ноября 1947 года)."
8.    Среди атласов мира, использующих эти термины, можно упомянуть следующие пять, изданные между 1969 и 1992 годами:
      Nеw Yоrk Тimеs Аtlаs оf thе Wоrld, Издание третье уточненное и дополненное, 1992.
      Тhе Вritаnniса Аtlаs, Энциклопедия Британника Инк., Чикаго, Иллинойс, 1947.
      Wеbstеr's Аtlаs аnd Ziр Соdе Dirесtоrу, Спрингфилд, Массачусетс, 1976.
      Наmmоnd Меdаlliоn Wоrld Аtlаs, Хэммонд Инк., Мэйплвуд, Нью-Джерси, 1971.
      Тhе Intеrnаtiоnаl Аtlаs, Джордж Филлип и сан Лтд., Лондон, 1969.
9.    Мартин Гилберт, "Арабо-израильский конфликт и его история в картах", 4-е издание, Редвуд пресс Лтд., Великобритания, 1984, сс.48-49.
10.  Бард и Химмельфарб, сс.122-125.
11.  Бард и Химмельфарб, с.120.
12.  Бейрутская "Дейли телеграф", 6 сентября 1948 года.
13.  Бард и Химмельфарб, сс.141-142.
14.  Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН я32/90С от 13 сентября 1977 года.
15.  Давид Фрумкин, "Формирование современного Ближнего Востока в 1914-1922 годах", Издательство "Андре Дойч", Лондон, 1989, с.403. На эту книгу ссылается Беньямин Нетаниягу в своей работе "Место среди народов. Израиль и остальной мир", Бентам Букс, 1993, сс.3, 49.
16.  Джулиус Стоун, "Израиль и Палестина. Нарушение прав народов", Джонс Хопкинс пресс, Балтимор, 1981, сс.121-123.
17.  Для более подробной информации по обсуждаемым на этой странице вопросам следует обратиться к следующим источникам:
      Евгений Ростов, "Палестинское самоопределение. Возможное будущее территорий подмандатной Палестины", Ученые записки Йельского университета, 1979.
      С. Швебель, "Что побуждает к захвату?", 64 Аm.J.Int'l L. 344 (1970).
      Йегуда Блюм, "Размышления о статусе Иудеи и Самарии", 3 Isrаеl L.Rеv. 279 (1968).
      Йегуда Блюм, "Безопасные границы и ближневосточный мир в свете международного законодательства и практики его применения", Еврейский университет в Иерусалиме, юридический факультет, Иерусалим, 1971.
      Проспер Вайль, "Lе rеglеmеnt tеrritоriаl dаns lа rеsоlutiоn du 22 nоvеmbrе 1967", Lеs Nоuvеаuх Саhiеrs, Нivеr 1970, рр.4-8.
      Меир Шамгар, "Соблюдение международного законодательства на контролируемых территориях", Израильский ежегодник по правам человека, 1971.
      Джулиус Стоун, "По ту сторону линии прекращения огня. Израильская администрация в Газе и на Западном берегу", сборник "Человек и закон" под редакцией С. Шохама, 1971, сс.79-107.
      Бригадный генерал Дов Шефи, "Доклады специальной комиссии ООН о деятельности Израиля на территориях - обзор и оценка", сборник "Военная администрация на оккупированных Израилем территориях, 1967-1980. Юридические аспекты", п/р Меира Шамгара, издательство Еврейского университета, юридический факультет, Иерусалим, 1982, сс.313-320.
18.  Хагай Губерман, "Евреи в Газе", Центр изучения наследия евреев Газы, Газа.
19.  1-я книга судей 1:18.
20.  Оценка поселенческого совета Йеша, базирующаяся на муниципальных налоговых отчетах.
21.  Плотность населения в секторе Газа на конец 1990 года составляла 1766 человек на квадратный километр. Плотность населения Большого Тель-Авива на этот период - 6439 человек. В самом городе Газа плотность населения - 16100 человек на квадратный километр, в городе-спутнике Тель-Авива Бней-Браке плотность составляет 16437 человек, а в городе Бат-Яме - 17444. Цифры получены из ежегодного отчета Израильского центрального статистического бюро.
22.  Второзаконие 5:43.
23.  Сборник п/р Ирит Захарони, "Израиль: корни и крона", издательство МОД паблишинг хаус, Тель-Авив, 1990, сс.158-162.
24.  Эфраим Орни и Элиша Эфрат, "География Израиля", издание 4-е исправленнное, издательство университетов Израиля, Иерусалим, 1980, сс.426-427.
25.  Эфраим Орни и Элиша Эфрат, с.430.
26.  Более подробную информацию по обсуждаемым на этой странице вопросам можно найти в статье Марка Лангфана "Жизненная важность Голанских высот для безопасности Израиля", сборник "Вопросы безопасности", Еврейский институт проблем национальной безопасности, октябрь 1992, сс.4-5.
27.  Первое ежегодное обращение к Конгрессу, 8 января 1790 года.
28.  Статья 2.
29.  Традиционное название территории, расположенной к востоку от реки Иордан.





  


TopList Rambler's Top100 Rambler





Наши баннеры: rjews Дизайн: © Studio Har Moria