Существуют три расхожих варианта нравственной оценки арабо-еврейского противостояния. Один из них гласит: евреи правы, арабы неправы. У последних, мол, более двадцати государств, и они вполне могут расселить у себя своих палестинских братьев, оставив евреям и без того урезанную при разделе подмандатной Палестины за счет Ливана, Сирии, Иордании и Египта территорию Эрец-Исраэль. Второй вариант диаметрально противоположен: евреи неправы, арабы правы. Израиль - чужеродное вкрапление на давно арабизированном Ближнем Востоке, евреи запоздали со своими претензиями на две тысячи лет, и те из них, кто не покинет Палестину добровольно, рано или поздно будут сброшены в море. Третий вариант таков: неправы и те, и другие. И евреи, и арабы имеют право жить на этой земле; евреям следует отказаться от господства над целым народом и смириться с созданием еще одного арабского государства на Святой земле, а его граждане должны отказаться от террора и наладить со своими еврейскими соседями нормальные отношения.
Все рассмотренные варианты лживы. Истина состоит в том, что правы и евреи, и арабы. Да, нашей правоте - несколько тысячелетий, а арабской - не более века. Верно, что арабы из многих стран Азии и Африки стали стекаться в Палестину только тогда, когда евреи, уроженцы страны и репатрианты, стали заново отстраивать ее и появился спрос на рабочую силу. Тем не менее, араб, родившийся здесь и похоронивший на этой земле отца, деда, а то и прадеда, имеет полное право считать ее своей родиной и стремиться к обретению собственной государственности.
Проблема состоит в том, что нашу, еврейскую правоту, основанную на Танахе, признает от силы четверть народа Израиля. Лишь один из четырех осознает, что компромисса между двумя правдами быть не может, а следовательно, в Палестине нет места для двух народов и одному из них придется силой оружия изгнать своего конкурента. Арабы это прекрасно понимают и говорят об этом открыто и честно. Большинство же евреев боятся взглянуть в глаза истине и возлагают надежды на так называемый "мирный процесс". Не веря в Обетование, эти люди сомневаются в своем праве жить здесь, и аргументы противника находят в их душах живое сочувствие. Руководители государства, воспитанные, как и многие сегодняшние евреи, на идеалах социализма и либерализма, готовы удовлетворить все требования арабов, включая водружение их знамени на Храмовой горе, что стало бы кощунством, не имеющим прецедента в мировой истории. Мало того, что впервые за все существование человечества народ, победивший агрессора, добровольно отдает ему отвоеванные большой кровью территории, мало того, что этот народ готов поделить с врагом собственную столицу, - он уступает ему свою величайшую святыню!..
В запутанном и болезненном конфликте двух народов (более того: двух культур, двух религий) одолеет своего противника тот, у кого сильнее воля к победе и чувство связи с этой землей, кто глубже ощущает свою правоту и, отказываясь от сиюминутных уступок, попирающих его достоинство, видит перед собой долгосрочную перспективу. Сегодня арабы превосходят нас по всем этим показателям.
Израильские лидеры, стремясь к компромиссу, никак не могут или не хотят понять, что он недостижим в принципе. Не уважая своих партнеров по переговорам, относясь к ним как к дикарям, они не представляют себе, сколь крепка вера у подавляющего большинства арабов и сколь упорны они в отстаивании своих национальных интересов. Недаром у террористов никогда не было недостатка в смертниках. Если бы мы были так же преданы Богу, как они, и так же готовы к самопожертвованию, ближневосточный конфликт был бы давно исчерпан: наша сила сломила бы силу арабов, и наши нынешние соседи обосновались где-нибудь в Саудовской Аравии.
Еврейский народ, в отличие от арабского, сегодня не достоин уважения. Этот
месяц, элуль, - время подведения итогов прошлому году, самопроверки и
самооценки. Основное, что нам необходимо сделать в эти дни, - преодолеть свою
трусость, поднять голову и взглянуть истине прямо в глаза, сколь жестокой она бы
нам ни казалась. И сказать арабам: извините, но у нас было временное
помешательство. Теперь оно прошло. Никаких компромиссов у нас с вами быть не
может, и вы сами это прекрасно знаете. Хотите воевать - посмотрим, кто кого.
Наша правда сильнее вашей.
"Новости недели",9.2000
     ПРЕДЫДУЩИЙ      СОДЕРЖАНИЕ      СЛЕДУЮЩИЙ