РЕБ ЛЕНОЧКА И РЕБЕЦН РУВЕН
Унылая панорама духовной жизни израильского общества, представляющая собой безводную пустыню с редкими оазисами вокруг родников иудаизма, время от времени оживляется, когда в какой-то дюне вдруг начинается некое шевеление, песчинки в ней начинают шуршанием привлекать к себе внимание: Мы не дюна, мы высочайшая вершина мира, мы Синай!
В начале января девяносто третьего года в газете Вести появилась умильная статья о попытках американского реформизма укорениться в Израиле с фотографией девицы, возлагающей на себя тфилин в присутствии благостно улыбающегося рабая. Прочитав ее, я опубликовал в той же газете статью Реб Наденька и ребецн Вова, в которой рассказал об истории реформистского и консервативного псевдоиудаизмов, продемонстрировал убожество идеологии этих конфессий, а на модели Ленин и Крупская реформисты - смехотворность их религиозной практики. Двуглавая дюна по каким-то причинам притихла (по крайней мере, ее русскоязычные песчинки), и в течение почти семи лет пустыня вновь пребывала в спячке.
И вот, наконец, две головы зашевелились вновь; теперь их часто можно видеть на страницах Вестей, их обладатели, говорят, и по радиостанции РЭКА постоянно выступают. Обе с человеческими лицами (вот он, иудаизм с человеческим лицом!), левое принадлежит улыбающейся даме по имени Елена Рубинштейн, правое улыбающемуся господину, которого зовут Рувен Резник. Елена студентка раввинского факультета колледжа Движения прогрессивного иудаизма, Рувен раввин, представитель Движения консервативного иудаизма. Платная реклама на полосу. Недешевый маркетинг.
Что же за товар предлагает нам веселая парочка? А все тот же, лежалый, спросом в Израиле не пользующийся. Нормальный нерелигиозный израильтянин человек простой и к самообману не склонный; если он нарушает заповеди, то при этом не выдает себя за религиозного еврея и не нуждается в освящении своих пороков раввином, тем более - женского пола.
Основной своей задачей эти движения считают приведение еврейской традиции в соответствие с реалиями сегодняшнего дня, с достижениями науки и принципами демократии, - говорится в рекламе. Живший в десятом веке раби Гершом (Меор ха-гола Светоч диаспоры) запретил на тысячу лет многоженство среди евреев. Этот срок прошел, но богатеям среди ортодоксов, которые могли бы содержать целый гарем, и в голову не приходит воспользоваться правом, которое они, казалось бы, обрели. Дело в том, что точно так же, как постановление раби Гершома поддержали в то время практически все духовные авторитеты, что придало ему силу закона, и сейчас для его отмены необходимо единодушие духовных лидеров народа. Но реалии сегодняшнего дня таковы, что это невозможно: Санhедрина Великого собрания мудрецов, - увы, пока нет. Зато есть реформисты и консерваторы, которые говорят: идите к нам, у нас все дозволено и гомикам ставим хупу, и субботу разрешаем проводить как кому нравится, и гиюр у нас проходят все кому не лень и за символическую цену. А то, что государство от нас отмахивается (все более и более вяло. Б.К.), это происки мракобесов, которые нашу религию не желают признать иудаизмом.
И действительно не желают. Потому что она таковым не является. Либо еврей признает существование Всевышнего и власть Его Закона над собой, либо не признает и не принимает, но не лукавит ни перед другими, ни в душе своей, отбирая из заповедей Торы то, что ему нравится, и отбрасывая все остальное. Те, кто поступает таким образом, перестают быть иудеями и основывают новые религии: христианство, к примеру, или прогрессивный иудаизм. Впрочем, если христианство - действительно религия, основные принципы которой незыблемы на протяжении двух тысяч лет, то прогрессивный иудаизм - вообще не религия, а нечто вроде клуба по интересам, членские карточки которого можно носить в бумажнике рядом с карточкой Визы или Исракарт.
Интересно, кстати, что реформисты и консерваторы обожают слово прогресс и употребляют его чуть ли не в каждой фразе. Для них оно означает практически то же самое, что для богоборцев, сторонников Шалом ахшав. Последние утверждают, что современная наука несовместима с верой во Всевышнего (лгут, ибо все больше известных ученых приходят к выводу о существовании Творца); мир с арабами возможен, и для его достижения необходимо поступиться территориями (лгут невозможен, а отказ от своих земель в пользу палестинцев самоубийственная акция перед грядущей войной); религия должна быть отделена от политики (то есть религиозных израильтян, четвертую часть всего народа, надо лишить права избирать и быть избранными в кнесет) и т.д. и т.п. И эти люди учат нас демократии!..
Примечательно, что прогрессисты духа подняли голос именно сейчас, после смены власти, когда в руководстве государством заняли твердые позиции не только представители пятой колонны, но и арабские пособники антиеврейского террора. На пропаганду среди выходцев из бывшего СССР реформисты и консерваторы тратят немалые деньги, не меньше, чем христианские миссионеры. Характерно, что их материалы на русском языке выходят, в частности, в серии брошюр Мирный процесс и демократия, которую выпускают активисты МЕРЕЦа.
По духовной пустыне идет караван. Идет уже почти три с половиной тысячелетия. Впереди каравана верные своему Богу иудеи несут Тору. За спиной осталась гора Синай. Время от времени кто-то из евреев отходит в сторону и навсегда пропадает среди барханов. В стойбищах сынов Ишмаэля заходятся в лае псы.
А караван идет.
Вести, сентябрь 1999
     ΟΠΕΔΫΔΣΩΘΙ      ΡΞΔΕΠΖΐΝΘΕ      ΡΛΕΔΣήΩΘΙ