|
Моти Карпель "Революция сознания"
С благодарностью:
Моей жене Авиве, взявшей на себя все действительно важные
вещи и предоставившей мне возможность заниматься идеями.
Моему другу, писателю Шмуэлю Лерману, без постоянных
понуканий которого эта книга не была бы написана.
Предисловие
Со
времени Шестидневной войны в израильском обществе чувствуется всё возрастающая неудовлетворённость.
Проблемы и всевозможные неудачи, к которым вначале можно было относиться как к случайным,
накапливаются и создают ощущение кризиса всей системы. Уверенность в правильности
пути, отличавшая основателей государства и общества, на наш взгляд, давно уже исчезла.
Провалы (или, по крайней мере, неуспехи) в плане государственной безопасности, проявившиеся
в войне Судного Дня, на протяжении всей войны в Ливане и в особенности в столь спорном
отступлении, во время первой «интифады» и более всего – в «ословских соглашениях»
и последовавшей за ними войне – всё это ставит под вопрос само существование государства
Израиль. Во всех других сферах: в обществе, политике, образовании, в отношениях
между евреями и арабами, религиозными и светскими, репатриантами и старожилами,
мы также сталкиваемся с трудностями. Возможно, рассматривая каждую такую проблему
по отдельности можно счесть её локальной. Однако количество проблем, их интенсивность
и их объём, который затрагивает почти каждый аспект нашей жизни и касается
самих основ израильского бытия, – всё это вместе приводит к осознанию в самых
широких кругах в Израиле, что в обществе и в государстве нарушилось нечто
существенное и базисное, что исторический процесс «возвращения в Сион» находится
в тупике; что мы находимся в кризисе, к которому нельзя не отнестись со всей
серьёзностью.
Эта книга основана на предпосылке, что израильское
общество действительно переживает существенный кризис. Мы не видим необходимости
доказывать его существование. Мы обращаемся к тем, кто ощущает его глубину, кто
понимает всю тяжесть встающих вопросов, ищет на них ответы. Всем, кому не безразлична
судьба сионизма, эта книга предлагает обсуждение и решение проблемы.
Следует отметить, что в наши намерения не входит
представить наш подход – предположения, утверждения, точку зрения – в академическом
стиле или в качестве непоколебимой концепции. Мы не хотим вступать в дебаты с другими
подходами. Обо всём можно спорить, нет идеи, которую нельзя попытаться опровергнуть,
а убеждённого в правильности своей позиции трудно переубедить. В конце концов существует
только один критерий правоты любой идеологии - проверка действительностью.
Всякая идеология испытывается своей способностью дать адекватные ответы на вопросы,
поставленные реальной жизнью. Поэтому в данной книге мы пытаемся описать процессы,
происходящие в израильском обществе и в государстве Израиль, объяснить то, что связано
с вышеупомянутым кризисом, и предложить способ выхода из него – всё это в соответствии
с нашим видением мира и анализом ситуации.
Целью этой книги не является анализ процессов
ради самого анализа, академическое исследование. Ни в коем случае. Мы хотим не
только описывать действительность, а изменить её. Наша задача – разработка идеологической
базы для движения, которое коренным образом изменит и улучшит израильское существование
(совершит тиккун[1]
– исправление). Это позволит Израилю продолжить и завершить исторический процесс
возвращения народа на свою родину – шиват Цион, поставив это возвращение
на новую основу. Цель книги – представить новое историческое понимание (а
точнее, сформулировать идеологию), которое уже существует и развивается в реальности
нашей жизни. Мы надеемся, что принципы, сформулированные в книге, станут
принципами нового движения и его руководства и послужат трамплином для создания
общественных сил, которые воплотят в жизнь желаемое историческое изменение. Итак,
наша цель – привести к действию, а не только объяснить, описать или проанализировать.
Вместе с тем, мы осознаем, что это только начало.
Если книга действительно пробудит дискуссию о желаемом выходе из кризиса, если она
станет стимулом для появления других предложений, отличающихся от представленных
здесь и даже противоречащих им, если этот диалог приведёт к формированию новой
идеологии, которая даст возможность вывести процесс возвращения в Сион из тупика,
то можно будет считать, что поставленная нами задача выполнена.
У книги имеется три интеллектуальных источника:
Учение рава Кука[2],
благословенна память праведника, объясняющее процесс Геулы.
Хасидизм ХаБаДа (на основе его классических источников и так, как мы удостоились
учить его у своих учителей).
Учение философа Шабтая Бен Дова[3],
которое именно вследствие своей большой глубины осталось совершенно неизвестным для
широкой публики.
Мы в большей или меньшей степени использовали
подходы и идеи этих источников, и поскольку они стали органичной частью этого труда,
мы не видели ни нужды, ни возможности каждый раз в точности ссылаться на них.
[1]Здесь и далее выделены курсивом понятия и термины,
взятые без перевода, как правило, из иврита. Их перевод и объяснение можно
найти в списке терминов в конце книги. (Прим. ред.)
[2]
Рав Авраам Ицхак Кук ( 1865, Грива, Латвия, 1935, Иерусалим,
Палестина).
Крупнейший раввин
и общественный деятель начала XX века. Был избран
первым главным раввином Эрец-Исраэль. (Прим.ред.)
[3]
Шабтай Бен-Дов – выдающийся израильский философ
1924-1979, член ЛЕХИ – военной еврейской подпольной организации, действовавшая
против британского мандата в Палестине с 1940 и до основания государства Израиль 1948 . (Прим.
ред.)
|
|