Моти Карпель "Революция сознания" Часть 3. Новое сознание - избранные темы
Глава 8. Универсальный
аспект
Откровение выйдет из Сиона
Конфликт цивилизаций
Как победить?
"Народ, живущий отдельно…"
Когда обсуждался вопрос об
историческом предназначении израильской нации, мы говорили о «проекте» исправления
мира под руководством Всевышнего. Мы показали, что израильская национальная
идея не замыкается в себе, что речь не идёт только лишь об удовлетворении собственных
потребностей нации. Напротив, израильская национальная жизнь, помимо того, и
вследствие того, что она ценна и значительна сама по себе, сама становится
средством выполнения задачи универсального плана – задачи исправления всего
человечества.
Следовательно, мы не сможем охватить весь масштаб такого
явления, как Возвращение в Сион, если не поймём его общемирового значения. В
данном контексте, следует ещё раз напомнить одну простую истину: люди склонны
видеть противоречие между осуществлением национальных интересов и деятельностью
на благо всего человечества. Если народ сосредоточен на претворении в жизнь узконациональных
интересов, не задумываясь о возможных последствиях для других народов и
отталкивая интересы всего человечества в целом, то это воспринимается как национальный
«эгоизм». Так, Возвращение в Сион на платформе предложенного нами
сознания эмуни легко может быть воспринято как целенаправленная и
последовательная забота только о нашем собственном благе, сопровождающаяся
отталкиванием от других народов и отвержением их моральных стандартов. Отсюда
нетрудно прийти к выводу и о том, что такая линия поведения приведёт к отторжению
нас от остального мира. Как следствие такого рода опасений, возникает
склонность к определённым уступкам в области национальных интересов, к их
принижению ради попытки компромисса с общемировыми интересами.
Откровение выйдет из Сиона
Такие выводы основаны на неверной посылке. Еврейская
концепция не видит противоречия между полной реализацией национальных интересов
и служением всему человечеству в целом. Наоборот, именно такая реализация
национальных интересов во всей их полноте сулит нам прогресс в
выполнении нашей универсальной миссии. Если народ Израиля не построит своё
национальное существование во всей его полноте – в материальном, духовном и
национальном смыслах – то он не в силах будет выполнить и своё универсальное
предназначение. Так, например, если народ Израиля не сможет завоевать Страну
Израиля целиком, несмотря на кажущийся ущерб для других народов и их интересов,
то он не сможет выполнить возложенное на него общемировое предназначение. То,
что сегодня выглядит как противоречие, в будущем предстанет как необходимое
условие благосостояния всех. То, что другие народы воспринимают сегодня как
попрание их интересов, в будущем в глазах самих этих народов превратится
в нравственное действие, позволившее направить всё человечество на верный путь.
Каково же это откровение, которому суждено выйти из Сиона и
Иерусалима? Создание аутентичной еврейской культуры, в основе которой лежит
новое сознание, жизненно необходимо не только нам самим. Западная культура вообще,
и христианская в частности пребывают сегодня в духовном упадке и
экзистенциальном вырождении. Не будет преувеличением сказать, что западная
культура прекрасно отдаёт себе отчёт в собственной неспособности дать ответы на
глубинные вопросы человеческого существования. Несмотря на все достижения
технологии и науки, несмотря на материальное и экономическое изобилие – а
возможно, что как раз по причине всего этого, – западный человек живёт в
атмосфере отчуждения, его жизнь не имеет в его глазах смысла. Западные
моральные ценности, а равно и их христианские источники, не в состоянии сегодня
нести благую весть и предложить нечто существенно новое западному человеку.
Безуспешно западная культура вновь и вновь пытается найти ответы на главные
вопросы человеческого существования, она даже не знает в каком направлении
искать. Экзистенциальное отчаяние, отчуждение, отсутствие причины существования
и конечной цели – всё это вместе приводит к декадансу. Сами западные мыслители
хорошо осознают нынешний культурный кризис и видят его признаки в растущей
преступности, наркомании, бедности и насилии. За примерами далеко ходить не
надо. Нынешняя израильская культура, копирующая Запад и подверженная почти
тотальному его влиянию, болеет теми же болезнями, и их печальные последствия мы
наблюдаем своими глазами. В видимой перспективе не наблюдается никакого
духовного прорыва, который позволил бы Западу излечиться от этих слабостей и
недугов. На этом фоне возрождение аутентичной еврейской культуры станет
откровением не только для нас самих. Оно принесет пользу не только нам (а для
нас, как мы уже писали, оно является необходимым условием продолжения нашего
существования как нации), но и всему западному миру. Запад, основываясь главным
образом на своих христианских источниках, с нетерпением ожидает нового
морального откровения, которое выйдет из Земли Обетованной. Христианские
источники западного мира очень хорошо осведомлены о способности еврейского
народа нести моральное и культурное обновление всему миру. Христианам известно,
что наш народ был способен на это в прошлом и что его духовные корни способны
подвигнуть его на такое откровение в будущем. Само христианство, благодаря своим
еврейским корням, изобилует пророчествами на тему такого грядущего обновления –
в народе Израиля, в Стране Израиля, на благо всего человечества.
Возможно, всё сказанное выглядит как игра воображения.
Действительно, немного воображения и оптимизма необходимо, но само
представление о возможности подобного развития событий можно составить уже
только на основании фактов, которые находятся у нас перед глазами. Так, в
последние годы Израиль предстал перед остальным миром как центр инноваций в
области высоких технологий. Искренне почитая талант к изобретательству и технологические
способности, мы всё же уверены, что основные таланты нашего народа лежат в
духовной сфере. Если мир обращается к Сиону для того, чтобы узнать о новых достижениях
хай-тека, то тем более он сможет это сделать, чтобы услышать новые
откровения в области духа. Тот, кто постиг еврейскую душу с точки зрения Торы,
знает, что в ней есть необходимый потенциал для прорыва. Должно только пройти
ещё немного времени, чтобы эти процессы созрели и выплеснулись наружу, и тогда
сбудется ещё одно пророчество: «из Сиона выйдет Тора и слово Господне – из
Иерусалима» (Миха, 4:2).
Очень вероятно, что побочным продуктом этого культурного
процесса станет широкомасштабное созидание в области искусства, литературы,
театра, кинематографа. Но предоставим воображению читателя попытаться самому
нарисовать эти открывающиеся возможности.
Конфликт цивилизаций
Ещё одним следствием израильского обновления на базе
сознания эмуни станут изменения в явлении, которое сегодня получило
общепринятое название «конфликт цивилизаций». История развивается посредством
противостояний и борьбы, она не терпит вакуума. За десятилетие, прошедшее после
того, как Советский Союз сошёл с исторической арены в качестве сверхдержавы,
подняла голову новая сила, угрожающая абсолютной гегемонии США в мире. Над
западно-христианской цивилизацией нависла угроза со стороны цивилизации
восточно-исламской. Как и во всякой войне, речь идёт в первую очередь о противостоянии
культур, ценностей, духа. В библейских терминах это война сынов Ишмаэля
против сынов Эдома[33]
.
По одну сторону баррикад находится западная цивилизация –
сытая, разжиревшая, изнеженная, христианско-пацифистско-пораженческая.
Цивилизация, которой есть что терять в этой борьбе, которая не готова идти на
жертвы, так как в ней лишь жизнь отдельного человека является ценностью. Цивилизация,
которая, по крайней мере на словах, превыше всего ценит мир, компромисс и готовность
«подставить вторую щеку». Эти западные демократические ценности сводят на нет
требуемые силы для ведения войны.
Напротив стоит исламская цивилизация – бедная, голодная,
исполненная зависти, фанатизма и неудовлетворённости своим положением.
Оскорблённая, но при этом гордая, храбрая, готовая к жертвам. Упорная, коварная
и жестокая. Цивилизация, которой нечего терять и которая к ценности жизни
отдельных людей относится прямо противоположным образом. Цивилизация, в которой
война, героизм и победа над врагом являются не только культурными ценностями,
но идеалом, жизненным кредо. Культура, в которой жизнь индивидуума не стоит
выеденного яйца не только в глазах правителей – таковые не редкость и на Западе
– но и в глазах самих тех, кому предстоит идти на смерть. Цивилизация, движущей
силой которой является вера. А из веры, даже если речь идёт о вере слепой, грубой,
непрояснённой, человек способен черпать силы, вдесятеро превосходящие те,
которые можно получить с помощью сугубо рационального мышления.
Западная цивилизация, несмотря на всё своё технологическое
превосходство, стоит перед испытанием, выдержать которое ей вряд ли по силам.
Достаточно посмотреть на то, что происходит здесь у нас, на ближневосточную
прелюдию к этому полномасштабному столкновению, чтобы предвидеть, во что это
грозит вылиться.
Недаром мусульмане называют Израиль «малым Сатаной». Война,
которую Израиль ведёт с арабами, воспринимается ими как вторжение западной цивилизации
на их территорию. Израиль предстаёт в их глазах, да он и сам видит себя таковым
сегодня, как форпост западной цивилизации на Ближнем Востоке. Арабы
сопротивляются этому «острию меча западного империализма», протестуя не только
против нещадной и беззастенчивой экономической эксплуатации их ресурсов, но и
ощущая базисную культурную вражду. В противоположность нам, безоговорочно и
некритично принявшим западные культурные ценности, арабы очень чувствительны к
принципиальным различиям их собственной и западной культуры. Ненависть,
зависть, смесь тяги и отвращения – таковы чувства, испытываемые ими к Западу.
Израиль является в глазах арабов олицетворением этой самой культуры, и именно
здесь они встречаются с ней лицом к лицу. Конфликт на Ближнем Востоке получает,
таким образом, универсальную перспективу в двух измерениях. Со стороны арабов,
их война с нами является также и войной с Западом в целом. С нашей стороны,
западные ценности, включая моральный кодекс ведения войны, являются
духовно-культурным арсеналом, с которым мы идём на эту войну. Израильское
общество сегодня опирается – по крайней мере, в своём собственном сознании – на
западные ценности, и именно они, эти ценности, подвергаются испытанию перед
лицом арабского врага.
Рассматривая арабо-израильский конфликт на протяжении последнего
десятилетия, мы можем получить правдоподобную картину соотношения сил между
Западом и арабо-исламской цивилизацией. Эта картина достаточно точно отражает
состояние конфликта цивилизаций в целом. Гигантское технологическое
превосходство на базе западной христианско-демократической военной морали с
одной стороны, и относительно примитивные средства в руках вооружённых
исламской военной моралью, с другой.
В этой войне, по крайней мере, на данном этапе, дух ислама
берёт верх над западно-христианским. Арабская готовность воевать находится на
взлёте, в то время как Израиль просит передышки посредством мирных соглашений.
Пораженчество, нежелание идти на жертвы, стремление идти на уступки и
готовность подставить вторую щеку не умеряют аппетитов врага, а напротив,
воодушевляют его и повышают его мотивацию к борьбе. Камнями и ножами дух ислама
одерживает победу за победой над духом израильско-западным. Наше
технологическое превосходство является лишь причиной для самообмана, и служит
поводом для бездействия и иллюзии собственной силы, не подкреплённой внутренней
духовной мощью – всем, чем угодно, только не инструментом для одержания победы.
Если бы у Израиля не было других духовных ценностей для
обоснования своей войны, то, надо полагать, победа арабов была бы обеспечена.
Мы уже говорили о том, что сионистское сознание, основанное на западных
ценностях, не продуцирует доблесть и упорство, столь необходимые для борьбы.
Через призму конфликта на Ближнем Востоке можно предугадать
ход предстоящей глобальной войны, прелюдией к которой он является. США отвечают
на войну войной, но уже сегодня видно, что в моральном плане им недостаёт
требуемой для этого мощи. Зависимость от международных демократических
институтов и множества переплетающихся друг с другом интересов связывают Америку
по рукам и ногам, не дают ей вести борьбу требуемым образом. Президент Буш пока
что не напоминает Черчилля своей политикой и поведением. Война, которую ведёт
США, видится пока что войной для телевидения, за общественное мнение, за узкие
и краткосрочные политические интересы – но не войной, настоящей целью которой
является уничтожение исламского террора.
Однако то, что могут себе позволить США и страны Запада,
непозволительно для Израиля. Запад может вести затяжную глобальную борьбу
такого типа в течение многих десятилетий. У него имеются необходимые для этого
глубокие тылы – как географические, так и политические, экономические,
технологические. Мы же, продолжаем вести борьбу, опираясь на западно-христианскую
теорию морали, и очень быстро окажемся «припёртыми к стенке».
Как победить?
Для того чтобы победить в этой войне, нам предстоит понять,
что именно западно-христианская культура и западная система ценностей являются
для нас помехой. Нам предстоит понять, что только в аутентичном еврейском
сознании – с его древней военной моралью и многократно испытанной,
реалистичной, выражающей Божественную мудрость системой ценностей – мы найдём
основу, которая позволит нам не только не склониться перед исламом, но и
победить его. В отличие от кровожадного героизма ислама и от теоретического
пацифизма христианского благочестия в иудаизме имеется точно сбалансированное сочетание
стремления к миру и реальной необходимости войны.
И уж если нам будет суждено оказаться «припёртыми к стенке»,
в положении, при котором мы просто будем вынуждены пойти на тотальную войну
перед угрозой немедленного и полного уничтожения, – именно тогда мы отыщем в
недрах нашего сознания ту духовную мощь, дефицит которой мы так остро ощущаем
ныне. В огромном духовном багаже, заложенном в нас предыдущими поколениями,
непременно отыщется та старая-новая, аутентично еврейская шкала ценностей,
которая и породит требуемый нам воинский дух. Изречение «пришедшего убить
тебя – убей первым» (Бемидбар Рабба 21), которое станет практическим
руководством к действию, – лишь один из первых приходящих в голову примеров на
этот счёт.
После нашей победы в вооружённой схватке западный мир также
сможет усвоить, какова должна быть система ценностей для противостояния с
исламом. Уроки нашей войны с арабским миром (в первую очередь мы имеем в виду
моральный кодекс, с которым мы выйдем на эту войну) станет моделью для
западного мира в навязанном ему конфликте цивилизаций. Так же как на Западе
изучают не имеющий аналогов пример борьбы с терроризмом - операцию «Энтеббе»,
так же там смогут изучать моральный кодекс, разработанный на основе
аутентичного еврейского сознания.
Любая война является, прежде всего, войной духа, ценностей,
идеалов. Доказательство превосходства, верности и вечности этих категорий
осуществляется не только и не столько в научных трудах и в академических
философских диспутах, сколько в перипетиях самой жизни и прежде всего на поле
брани. Обсуждая универсалистские аспекты сознания эмуни, ни в
коем случае нельзя упускать из виду тему обновления военной морали – она, эта
обновлённая мораль, окажется Западу необходимой в грядущих общемировых
столкновениях.
"Народ, живущий отдельно…"
Вместе с мессианским ожиданием морального откровения,
которое должно выйти из Сиона, Запад продолжает относиться к нам амбивалентно,
испытывая глубокое неприятие сионистского проекта. Имевшаяся в прошлом благожелательность
к сионизму объяснялась как раз этими мессианскими чаяниями. В те времена, когда
сионизм источал свежесть и жизнеутверждающую оригинальность, он был в состоянии
пробудить на Западе культурные ассоциации, связанные с ожиданием морального
откровения. Тогда Запад отвечал сионизму симпатией и солидарностью. Когда же
сионизм начал уставать и стариться, когда от него уже перестало веять свежим
ароматом новизны, тогда и первоначальная симпатия сменилась ненавистью. Говоря
в ассоциативных терминах, западный мир разочаровался в возвращении народа
Израиля на свою землю. Он осознал, что это возвращение не несёт с собой ничего
из возлагавшихся на него надежд, и это разочарование не только разбудило
традиционный христианский антисемитизм, но и подмешало к нему неосознанную
досаду на евреев, не выполняющих возложенных на них обязанностей. Да, именно
так: существенная часть ненависти, направленной на нас с Запада, коренится в
ожиданиях, которые Запад связывает с нами! Коль скоро мы этих ожиданий не оправдываем,
а предпочитаем лишь копировать Запад, то он не только начинает презирать нас,
но его разочарование пробуждает доселе дремавший антагонизм.
Наша неспособность стать вновь самими собой, вернуться к
нашим аутентичным ценностям, вкупе с нашими попытками бегства от самих себя, со
слепым подражанием западному миру и стремлением стать «народом как все» не
приносит нам дополнительных очков в глазах народов мира. Так же как в
девятнадцатом столетии отдельный еврей оставляет свой мир и свои ценности,
старается быть "как все", чтобы его приняли другие народы, но они
отвергают его, так же сегодня это происходит на национальном уровне. Другие
народы не хотят нас ни под каким видом – ни под маской галута, ни под
маской национальной ассимиляции. Если в какой-нибудь прекрасный день они и
примут нас, то только в качестве настоящей и полноценной еврейской нации в
своём суверенном государстве.
Одной из целей герцлианского сионизма было вступление
еврейского народа в семью народов, превращение его в народ как все другие.
Мирный процесс, начиная с переговоров Менахема Бегина в Кэмп-Дэвиде, договор
Осло и все последующие соглашения также имели цель добиться, в первую очередь,
международного признания, и только как его следствие – признания арабского
мира. Это превратилось в сионистском сознании в навязчивую идею.
Действительность, мягко говоря, не соответствует этим
стремлениям. ООН осуждает и бойкотирует нас раз за разом, и только США и
Микронезия (как насмешка) поддерживают нас. Нас называют расистами, обвиняют в
геноциде и т. п.
Воистину, " ...народ отдельно (от других народов) живёт..."
(Бемидбар 23,9). Можно видеть это как проклятие, но на самом деле - это
благословление, особенно, если помнить и действовать в соответствии с
продолжением этого стиха "... и между народами не числится".
Только если мы будем стремиться получить признание не от народов мира, а от
Всевышнего, если возьмём свою судьбу в свои руки и станем по-настоящему
свободным, гордым и самостоятельным народом, только тогда проклятие превратится
в благословление, только тогда другие народы примут и оценят нас.
Мы напрасно возлагаем все наши надежды на США. Сегодня они
нас поддерживают, но наступит день, и мы останемся одни, как праотец наш Авраам
- "весь мир по одну сторону, а мы – по другую"[34]
.
Наша судьба в наших руках и в руках
Создателя, а не в руках народов мира.
[33]
"Разожгут
сыны Ишмаэля жестокие войны в мире, и соберутся на них сыны Эдома..." [Зоар,
гл. Ваэра, 32]. См. так же список терминов. (Прим. ред.)
[34]
Слово
"иври" – еврей на иврите, однокоренное со словом "меэвер" –
по ту сторону. (Прим. перев.)
|