Александр Риман Так похоже на Россию или "Москва 2004"
(Покаянная статья «олигарха-вредителя» на фоне праздника исхода из
Египта)
«Я сижу в саду, горит светильник.
Ни подруги, ни прислуги, ни знакомых.
Вместо слабых мира этого, и сильных
Лишь согласное гуденье насекомых»
Иосиф Бродский, «Письма к римскому другу»
…«Согласное гуденье насекомых» в московском политическом
заповеднике мы обсудим чуть позже. Ну, а намек, содержащийся в
словосочетании «Москва 2004», можно даже не слишком
конкретизировать. «Гениалиссимус» Лешка Букашев (персонаж
из вестной антиутопии Владимира Войновича «Москва 2042») просто
сошел с книжных страниц в реальную жизнь и стал полновластным
хозяином России. Это произошло, правда, почти на четыре десятка лет
раньше, чем предполагал Владимир Николаевич в 1987 году (времени
создания «антиутопии»), но во всем остальном - совпадения
потря сающие. Новый правитель России в середине XXI века (по
Войновичу) – молод и энерги чен, он участник «Августовской
революции», бывший генерал КГБ, свободно владеет немецким языком,
цинично подавляет все либеральные свободы в своей стране и при этом
заигрывает с новой, «краснозвездной» православной церковью…
Нелишне вспомнить о том, что у нас сегодня - праздник Песах, и
потому говорить о такой некошерной субстанции, какой, по
определению, является любая политическая кухня, хочется сейчас
меньше всего. Однако все в этом мире взаимосвязано. Сообще ние о
публикации в московской газете «Ведомости» статьи Михаила
Борисовича Ходорковского, под названием «Кризис либерализма в
России», лично для меня совпало с дру гим важным событием, правда,
не такого глобального масштаба. Речь идет о телефонном звонке от
местного раввина, который ровно за неделю до наступления первого
пасхаль ного вечера в очередной раз попросил меня быть ведущим
(«манхе») на праздничном «седере» для новых репатриантов в одном из
городов юга страны. Подтвердив свое согла сие, я сразу же подумал
вот о чем. Пожалуй, именно в этом году, благодаря красноречи вому
мартовскому демаршу весьма далекого от национальных традиций
московского ев рея, проводить главное пасхальное мероприятие в
Израиле будет намного легче, чем обычно.
Дело в том, что ключевая фраза, смысл которой каждый ведущий
пасхального седера пы тается донести до всех присутствующих, звучит
следующим образом: «Все мы должны чувствовать себя так, как будто
это лично мы вышли из Египта». Причем не только чув ствовать, но и
искренне радоваться этому, несмотря на все трудности свободной
жизни на своей земле. К этой парадигме близко примыкает и другое
известное изречение, которое любил повторять первый премьер-министр
Государства Израиль Давид Бен-Гурион: «Выдавить галут из еврея
намного сложнее, чем вывести из галута его самого». Но слова
словами, а реальная российская действительность, вроде бы, еще
совсем недавно да вала примеры совсем иного рода.
«Ой, не шейте вы, евреи, ливреи…»
Чуть более месяца назад (кстати, почему-то накануне праздника
Пурим) один не молодой еврей, внешне напоминающий артиста
Броневого, получил с царского плеча в качестве главы российского
кабинета министра «ливрею и ак сельбанты», прямо по тексту
известного стихотворения Александра Галича. Русскоязычные средства
массовой информации из Москвы, а также тель-авивская газета
«Ха-Арец», идейно примыкающий к ним оплот израильского либерализма,
тут же отозвались на это нетри виальное событие практически
одинаковыми статьями. Все их можно было опублико вать в одной
брошюре, под общим названием «Ода к радости». В качестве
подзаголовка ко всему этому потоку восхвале ний вполне подходила
фраза, первоисточник которой мне часто приходится слышать на
хасидских свадьбах: «Мистер Путин, мистер Путин – эйн камоха
ба-олам!» (или, в воль ном переводе, «кто может сравниться с
Матильдой моей!»)
Впрочем, последовавшее вскоре после утверждения Михаила Фрадкова в
должно сти премьер-министра новое продление срока предварительного
заключения «кремлев ского заложника» Ходорковского снова навело
некоторых независимых обозревателей на грустные размышления. Всем
ведь почему-то казалось, что после переизбрания Путина на пост
президента России содержание опального олигарха под стражей вроде
бы уже лишено какого-либо политического смысла. Так, значит, дело
не в политике… Но тогда в чем же? Неужели правы те просионистски
настроенные «паникеры», которые во всем видят «скрытый
антисемитизм»?
Так или иначе, но 25 марта все та же газета «Ха-Арец» напечатала
весьма показа тельную статью, под названием «Российский миллиардер
проявляет интерес к Израилю». Ее авторы Моти Басок и Софи Шульман
сообщили о том, что в нашу страну с серьезным деловым визитом
приезжал Олег Дерипаска - один из самых молодых и влиятельных
мо сковских миллиардеров еврейского происхождения. Его сопровождал
ни кто иной, как Натаниэль Ротшильд - человек, фамильная
принадлежность которого сама по себе явля ется «коммерческой
маркой». Дерипаска и Ротшильд в самом начале своего визита
посе тили бывшего «алюминиевого короля» России Михаила Черного, уже
несколько лет проживающего в Израиле. И, видимо, сделали они это не
только для того, чтобы поговорить о местной природе и погоде….
Нетрудно предположить, что информация о впечатляющем десанте в
Израиль та кого солидного тандема, как «Ротшильд - Дерипаска»,
пришлась явно не по нутру ка кому-то очень важному «авторитету» на
вершине российской пирамиды власти. А тут еще всех сразил убойный
«скуп» о внезапной высадке на тель-авивский берег
лондонско-чукотского «еврея-оленевода» Романа Абрамовича.
Опять-таки, с явно коммерческими целями. Короче говоря, буквально
на глазах рушилась весьма прозрачная и, главное, как многим
казалось, беспроигрышная задумка Кремля. Смысл ее был достаточно
прост: лишив свободы Ходорковского, принудить других олигархов с
подозрительными фами лиями раскошелиться в пользу России, точнее,
ее властных структур.
Хотели как лучше…
Однако, несмотря на отсутствие в высоких коридорах власти
незабвенного Виктора Степановича Черномырдина, в России и на этот
раз все получилось «как всегда». Гени альная финансово-политическая
комбинация кремлевских стратегов обернулась фарсом с явно
комедийными элементами. Самое большее, чего им удалось добиться, –
так это раскрутить сибирского магната Виктора Вексельберга на
покупку за океаном дорого стоящего набора пасхальных яиц Фаберже.
Эта история принесла русско-еврейскому борцу за сохранение
православных художественных ценностей больше вреда, чем пользы.
Даже если забыть о растраченных практически впустую ста миллионах
долла ров, доставшийся Вексельбергу от московской прессы
неофициальный титул «власте лина яиц» лучше всего характеризует
истинное отношение к нему и его щедрости со сто роны благодарной
российской общественности.
В этой ситуации Михаил Борисович Ходорковский, практически
единственный крупный олигарх, оставшийся непосредственно «под
рукой» у нынешней власти (как в прямом, так и в переносном смысле),
вынужден был сыграть роль громоотвода для давно накапливавшегося
небесного заряда праведного царского гнева. В принципе, какую-то
антиолигархическую акцию с использованием имени Михаила Борисовича
можно было предвидеть. Но вряд ли кто-то мог предположить, что
«Ходорковский М. Б.» поставит свою подпись под такой сумбурной,
циничной и явно заказной публикацией, какой, без условно, является
статья «Кризис либерализма России»…
Сейчас нет смысла воспроизводить даже отдельные цитаты из
лавинообразного по тока всевозможных комментариев, которые
появились в российских и мировых СМИ сразу же после публикации
статьи Ходорковского в московских «Ведомостях» (ее полный текст был
воспроизведен в «Новостях недели» 1 апреля с. г.). На се годняшний
день уже высказаны все вообразимые и невообразимые предположения
отно сительно особенностей стиля, содержания, идеологической
направленности и причин по явления публицистического опуса
опального олигарха. Вдоль и поперек истоптана также тема о
сомнительном авторстве статьи, вероятности плагиата, а также о
причастности кремлевской и тюремной администрации к написанию и
переправке скандального мате риала из тюремной камеры в редакцию
«Ведомостей».
И все же главный «цимес» произошедшего, по нашему мнению, остался
незамечен ным и невостребованным, как разыскиваемое письмо в
знаменитой новелле Эдгара По. Оно, как известно, лежало на самом
видном месте, посредине большого стола в центре обыскиваемой
комнаты, и именно поэтому на него не обратили ни малейшего внимания
казенно мыслящие «поисковики». Интереснее всего то, что те мысли,
которые я сейчас выскажу вслух, наверняка приходили в голову многим
журналистам, но пока что никто, насколько мне известно, не решился
высказать их вслух в абсолютно однозначной форме.
«В бледном венчике из роз впереди Иисус Христос»
Итак, внимательно посмотрим на пятый из «семи принципов»
Ходорковского, ото браженных им в статье «Кризис либерализма в
России». Или, если точнее, на пятый пункт. А можно назвать его и
«пятой графой». Той самой, которая, разумеется, была в со ветском
паспорте Михаила Борисовича, и, скорее всего, никак не мешала его
обладателю в карьерных вопросах. Потому что там наверняка было
написано «русский». Вот и в но вом «пятом пункте» (из семи)
господин Ходорковский предстает перед нами настоящим русским
патриотом. И здесь самое время перейти к цитате:
«Оставить в прошлом космополитическое восприятие мира. Постановить,
что мы люди земли, а не воздуха. Признать, что либеральный проект в
России может состояться только в контексте национальных интересов.
Что либерализм укоренится в стране лишь тогда, когда обретет
твердую, неразменную почву под ногами».
Признаем честно: здесь что ни слово – то шедевр. И богатейшая пища
для размыш лений, а также вполне конкретных исторических ассоциаций
и политических выводов. Главный вывод, который напрашивается после
внимательного анализа «пятого пункта» статьи Михаила Борисовича, по
моему мнению, предельно прост: статья Ходорковского является
программной декларацией возрожденного в современной России
государствен ного политического антисемитизма. Понимаю, не все с
этим согласятся. И потому пояс няю свою мысль.
Прежде всего, обратим внимание на одну мелочь. Практически все
официальные видеорепортажи об очередной исторической встрече
Владимира Владимировича Путина с каким-нибудь министром или
зарубежным гостем происходят в относительно неболь шом
президентском кабинете в одних и тех же декорациях. На заднем плане
в книжном шкафу с застекленными дверцами отчетливо просматриваются
стоящие немного наиско сок толстые тома третьего издания «Большой
Советской Энциклопедии» в хорошо знако мых темно-красных
переплетах.
Такой антураж далеко не случаен. Каждому из нас хорошо известно,
что это ака демическое издание вышло в свет в самый разгар
брежневского застоя (первый том был издан в 1970 году, а последний,
тридцатый, - в 1977-м). Об идеологической направленно сти «Большой
Советской» и однозначной позиции ее авторов по «еврейскому вопросу»
можно судить хотя бы по содержанию статей «Израиль», «иудаизм» или
«сионизм». В тринадцатом томе энциклопедии есть, между прочим, и
статья под названием «космопо литизм». И вот что в ней, среди
прочего, написано:
«Космополитизм – идеология так называемого «мирового гражданства»,
реакцион ная буржуазная идеология, проповедующая отказ от
национальных традиций и куль туры, патриотизма, отрицающая
государственный и национальный суверенитет… Кос мополитические идеи
получили развитие в эпоху империализма… Подобные теории но сят явно
утопический характер».
Нужно ли говорить о том, что всего лишь за два десятка лет до
появления процити рованной нами статьи (тринадцатый том третьего
издания БСЭ вышел в свет в 1973 году) ее основные тезисы служили
основой для практически неприкрытой антисемит ской кампании. В
конце 1940-х годов она началась как раз с травли «безродных
космополитов», скрывающих свои настоящие труднопроизносимые фамилии
за благозвуч ными русскими псевдонимами. Если у кого остались
сомнения относительно того, что термин «космополитизм» употреблен
«Ходорковским М. Б.» (или тем, кто дергает его за веревочки) в том
самом, «чисто конкретном» смысле, советую внимательно вчитаться во
вторую фразу «пятого пункта» из семизарядной политической обоймы
раскаявшегося олигарха: «Постановить, что мы люди земли, а не
воздуха».
Пропустим чисто советский бюрократический оборот из серии «слушали
- постано вили». А вот насчет «людей воздуха»… С этого места, как
говорится, хотелось бы попод робнее. Термин «люди воздуха» (на
идише - «люфтменшн») стал широко известен с конца XIX века, после
публикации одного из наиболее известных произведений еврейского
писа теля Шолом-Алейхема. Вот как описывает это явление все та же
глубоко почитаемая (и просто читаемая) нынешним президентом России
«Большая Советская Энциклопедия»: «В 1892 году Шолом-Алейхем начал
публикацию глав из новеллистической повести «Мена хем-Мендл» - о
«человеке воздуха», мелком буржуа, безуспешно пытающемся взобраться
«вверх» по капиталистической лестнице» (БСЭ, 3-е изд., т. 29, с.
1338).
Итак, теперь и этот термин из программной статьи современного
Менахема-Мендла, еще недавно стоявшего, вроде бы, на самом верху
«капиталистической лест ницы», обретает вполне конкретные
национальные черты… Ну, а дальнейшие слова Михаила Борисовича о
«контексте национальных интересов» и «неразменной почве под ногами»
уже абсолютно не нуждаются в каких-либо дополнительных
комментариях. Все эти патриотические пассажи удачно дополняет и
ссылка гражданина Ходорковского на Иисуса Христа как «право
имеющего», в противовес «книжникам и фарисеям». То есть тем самым
оголтелым еврейским религиозным фанатикам, с которыми
интернациона лист из Назарета порвал навсегда по идейным
соображениям.
При этом, будучи символом смирения и покорности, любвеобильный
Иисус Иоси фович почему-то проклинал вышеуказанных политических
оппонентов, а заодно и весь упорствовавший в своих заблуждениях
еврейский народ всякими нехорошими словами. Самыми мягкими из них
были выражения типа «сыновья гиены» и «дети сатаны», о чем
современные проповедники христианской любви и всепрощения
предпочитают не вспо минать. Так что привлечение г-ном Ходорковским
М. Б. г-на И. И. Христа в качестве об разца для подражания с целью
устранения «космополитических перекосов» в либерализации
современ ной российской жизни выглядит весьма небезупречно с точки
зрения национально-религиозной политкорректности.
Тема закрыта
Впрочем, мы вряд ли решились бы сделать далеко идущие выводы о
возвращении путинской России к явно антисемитским и антиизраильским
штампам во всех областях жизни, если бы это в самой яркой форме не
проявлялось в сфере внешней политики. От кровенно проарабская
позиция российского МИДа еще более укрепилась после недавней «смены
караула» на соответствующем министерском посту. Г-н Лавров, новый
главный дипломат России, сделал все возможное, чтобы протащить
через Генеральную Ассамблею ООН откровенно антиизраильскую
резолюцию, осуждающую ликвидацию хамасовского главаря Ясина без
какого-либо упоминания о кровавом палестинском терроре против нашей
страны.
Стиль и подача материалов «о положении на Ближнем Востоке» на двух
главных государственных российских телеканалах (ОРТ и РТР) сегодня
мало чем отличается от советских пропагандистских «ужастиков»,
повествовавших о преступлениях «израиль ских агрессоров на
оккупированных арабских территориях». Удивляет также широкое
использование российскими журналистами путинской закалки откровенно
необъектив ной и непроверенной информации, причем необъективной
почему-то лишь, как гово рится, «в одни ворота».
Так, в полдень 23 марта, корреспондент ОРТ сообщил о «массовых
народных вол нениях в Тель-Авиве», организованных «прогрессивными
силами в знак протеста против убийства шейха Ясина». На самом деле,
речь шла о группе из 200 демонстрантов во главе с ультралевым
пацифистом Ури Авнери, которые вечером предыдущего дня в течение
двух часов тихо стояли на площади Рабина, держа в руках
невразумительные плакаты на разных языках.
А вот еще один пример. Вечером 30 марта канал РТР показал репортаж
о проведе нии арабского «Дня земли» в Галилее, который на этот раз
прошел на удивление спо койно и бесконфликтно. Но именно это,
видно, и не устроило политически ангажирован ных редакторов,
работающих на одной из главных российских «кнопок». Поэтому они
решили (разумеется, «для пользы дела») подмонтировать в «актуальный
репортаж» кадры двухнедельной давности. Они были отсняты в районе
Модиина, где происходили столкновения израильской полиции с
агрессивными демонстрантами-анархистами, про тестовавшими против
строительства «разделительной стены» в этом районе.
В окончательном варианте показанный десяткам миллионам телезрителей
«видео ряд» получил следующее звуковое оформление: «Организованный
израильскими ара бами «День земли» закончился ожесточенными
столкновениями с армией и полицией. В результате десятки
демонстрантов получили тяжелые ранения». Так и хочется вспом нить
Булгакова: «Поздравляю, гражданин, соврамши!»
Впрочем, особенно открыто и бесцеремонно «костит» сионистских
захватчиков прокремлевское агентство РИА «Новости» (РИАН), кровное
дитя брежневского АПН. Как и прежде, на его электронном сайте
принципиально «закрыта» (видимо, за ненадобностью) тема «террор в
Израиле». Зато открыта и усиленно рекламируется на самых различных
сайтах и фору мах (например, на очень посещаемом «Иносми.ru») новая
тема: «ХАМАС мстит за смерть шейха Ясина». Именно так – «мстит».
Иными словами, этот глагол, употребляе мый в настоящем времени,
должен намекать всем пользователям Интернета, что оскорб ленная в
лучших чувствах «исламская организация ХАМАС» уже проводит одну за
дру гой справедливые «операции возмездия»… Короче говоря, речь идет
о самом настоящем «согласном жужжанье насекомых» из российских СМИ
- по крайней мере, во всем, что касается освещения «ситуации на
Ближнем Востоке».
Ну, а теперь самое время вернуться к эпиграфу нашей статьи. Впервые
в современ ной литературе процесс плавного перетекания человека в
насекомое весьма детально, с пугающими подробностями, описал Франц
Кафка в жутковатом рассказе «Превраще ние», опубликованном еще в
1916 году. С учетом того, что практически все произведения Кафки в
той или иной степени автобиографичны, можно с большой долей
вероятности предположить, что в «Превращении» речь идет не о
человеке вообще, а о представителе вполне определенной
национальности. Национальности, к которой принадлежал, как
из вестно, и сам автор рассказа.
Несколько лет назад я работал в «Фонде Спилберга», проводя в
Израиле видеоин тервью с бывшими узниками гетто и немецких
концлагерей. И мне приходилось не раз слышать от них потрясающие
свидетельства того, когда и при каких обстоятельствах эти люди
начинали по-настоящему понимать абсолютную реальность
фантастического, как будто кафкианского образа.
«Это случилось в тот самый день, когда я впервые вышел на улицы
родного города с желтой шестиконечной звездой на груди, - вспоминал
сын известного профессора из Варшавы, прочитавший рассказ
«Превращение» незадолго до начала войны. – Странное ощущение
скованности и какой-то необъяснимой брезгливости к самому себе,
которое я при этом испытывал, показались мне очень знакомым.
Немного поразмыслив, я пришел в ужас. Да ведь это то же самое, что
я чувствовал совсем недавно, сопереживая несчаст ному молодому
коммерсанту из рассказа Кафки! Ведь он был точно в таком же
состоя нии, когда внезапно понял, что превратился из человека в
неповоротливое, презираемое всеми насекомое! И самое ужасное – это
осознание того, что страшный «процесс» (как это описано в другом
известном произведении Кафки), вышел из-под контроля, что он идет
как бы сам по себе, и ты сам не в силах ничего изменить…»
Трудно осуждать людей, оказавшихся абсолютно беспомощными и
беззащит ными в страшные годы гитлеровского геноцида. Хотя, с
другой стороны, тот же Влади мир (Зеэв) Жаботинский, посетивший
Варшаву в августе 1938 года, то есть ровно за год до начала
гитлеровского вторжения, буквально умолял глубоко погруженных в
повсе дневные дела польских евреев побыстрее осознать неизбежность
надвигающей трагедии и призывал их покинуть страну как можно
быстрее. Реакция на эти призывы со стороны будущих поставщиков
костей, волос и жира для передовой немецкой экономики была вполне
ожидаемой: «он пугает, а нам не страшно!»…
Сегодня десятки тысяч евреев, все еще остающихся в России, искренне
верят в то, что «при Путине погромов не будет». Это ошибка.
Политические погромы уже идут. Причем по новой, «прогрессивной»
схеме – добровольного антисемитского самообслуживания…
«Новости недели», 8.04.2004 г.
|