|
Моше Фейглин
Плодоносное древо
В эти дни, предшествующие важной вехе еврейского
календаря – началу года для плодовых деревьев (ту-би шват), каждое
еврейское сердце отзывается на скорбную дату – годовщину гибели
первого израильского космонавта, Илана* Рамона. Было в этом
человеке что-то такое, что уводило от разногласий и склок
современности: так ствол, берущий начало от питающих корней, от
самого общего, что только есть у еврейского народа, соединяет их с
побегами – несмелой надеждой на будущее.
Я не очень следил за восторженным освещением в СМИ
взлета первого израильского космонавта. "Раскручивание" прессой
очередной сенсации отталкивает меня, независимо от темы, за которую
на этот раз "взялись". Но, несмотря на это, в сознание проникло
ощущение того, что на этот раз речь идет о чем-то особенном. Этот
скромный человек, стеснительно улыбающийся с экранов, в прошлом –
замечательный воин, на которого сейчас смотрит весь мир – он
использует этот шанс, эту мировую трибуну, не для реализации
собственного "эго", не для дежурных и вызывающих всеобщее одобрение
фраз типа "Я буду призывать из космоса к миру с "палестинцами"'
("Си-эн-эн" были бы в восторге). Он даже не концентрирует внимание
на государстве Израиль. Этим человеком владеет неординарное
самоощущение – он понимает, что то, чем он на самом деле является,
то, что он представляет прежде всего, ярче всего – это еврейский
народ.
Мы уже привыкли к израильскому представительству в
различных международных событиях. Как правило, эти представители
видят свою задачу в умиротворении израильских и еврейских
ненавистников, гостями которых они, в сущности, являются. Это может
быть какая-нибудь группа Зеви Хотема на Евровидении, которая
старательно машет сирийским флагом, или какой-нибудь дирижер с
мировым именем, настойчиво включающий в свою программу (против
желания администрации концертного зала) произведения духовного отца
Третьего рейха**. Это может быть просто какой-нибудь израильский
"специалист", устраивающий в Швеции настоящее поклонение убийству
евреев. Израильтяне, которые выросли в атмосфере отрицания своей
особости, которые возвели это отрицание еврейства в ранг жизненного
кредо, если у них нет при этом опоры в виде веры, которая может их
удержать – в тот момент, когда они попадают за границу, ими
овладевает только одно стремление: раствориться. Ничем не
отличаться от окружающих, представителей других народов. И это в
лучшем случае; а бывают ситуации, когда мы становимся свидетелями
выражений солидарности с ненавистниками евреев. "Я – "настоящий"
преуспевающий израильтянин. Вы не найдете на мне ни малейшего
пятнышка еврейства. И вот доказательство: я понимаю и сочувствую
тем, кто ненавидит евреев, я вообще на их стороне…"
Илан Рамон не был выходцем из религиозной среды. Он
представлял именно среднестатистического преуспевающего
израильтянина: светский, образованный, прошедший успешную военную
службу, обладатель приятной внешности, удачливый, отец семейства,
прекрасные дети, мировая известность – короче, все, что нужно
образцовому израильтянину.
И вот этот человек достигает пика всеобщего внимания –
и тут происходит нечто странное.
Он может взять с собой в космос весьма ограниченное
количество вещей. Что же он выбирает? Книгу Торы, которая побывала
в нацистском "лагере смерти". На дверь своей комнаты в космическом
корабле он прибивает мезузу, требует кашерное питание, намеревается
соблюдать шабат – на виду у всего мира! Что здесь происходит?
Мы не знаем точно, что заставило Рамона поступить так
нетривиально.
Может быть, сыграли свою роль годы тренировок в США –
стране, где "религия отделена от государства", и при этом надежда
на Создателя звучит в речах президента, упоминается на денежных
знаках? Демонический страх перед "религиозностью", навязанный
израильским политическим режимом простому израильтянину, покидает
последнего, когда тот оказывается за пределами страны. В Непале нам
религию не навязывают, вот тысячи евреев и собираются на пасхальный
"сэдер", устроенный движением "Хабад" в сердце джунглей…
Однако это объяснение не подходит для Илана. Он был,
действительно, Личностью с большой буквы. И этот человек в
судьбоносную минуту сумел найти в себе "точку истины". Неважно, что
конкретно подтолкнуло его к этому решению – важен факт принятия
этого решения. Важно то, что так поступил "классический"
израильтянин. И придет время, когда эту "точку истины" найдут у
себя все израильтяне.
Нет, не случится такого, что все "светские" в одночасье
превратятся в "религиозных".
Я очень надеюсь, что этого не случится.
Я не хочу, чтобы они стали такими, как я.
Я хочу, чтобы каждый из них нашел себя – и это истинный,
глобальный, реальный процесс, который так хорошо отразил в своем
поступке Илан Рамон. Этот поступок стал прецедентом, внушающим
надежду всем тем израильтянам, в чьем сердце еще теплится уголек
еврейства.
-----------------------------------------------------------
Примечания переводчика:
*"Илан" на иврите – "плодовое дерево".
**Имеется в виду Вагнер
5.02.2004
Перевод Ш.Бродской
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|