|
П.Полонский
Евреи и греки - конфликт или сотрудничество?
1. Война за право верить.
В Хануку мы зажигаем свечи в память о победе евреев над греками и о чуде,
которое позволило сразу же после победы восстановить службу в Иерусалимском
Храме. Сегодня модно объявлять войну Маккавеев чуть ли не "первой в истории
национально-освободительной войной"; это, однако, совершенно не
соответствует исторической истине. Евреи утратили государственную
независимость еще до завоевания Израиля Александром Македонским и продолжали
платить дань грекам довольно долгое время даже после победы в Хануку.
Восстание началось из-за того, что греки решили искоренить приверженность
евреев иудаизму и еврейскому Закону, эллинизировать ("осовременить") их
страну - с чем евреи, сохранявшие верность традиции, никак не могли
примириться. Иными словами, в этой войне евреи добивались прежде всего
религиозных, а не чисто национальных целей. Маккавейские войны отчасти
носили даже характер гражданских, ибо на стороне греков воевала также группа
евреев, сторонников эллинистической культуры.
2. У отступников всегда есть "логично
обоснованные" доводы.
Важно отметить, что евреи-эллинисты еще до восстания, в течение почти
полувека, являлись (под защитой иностранных войск) проводниками греческого
влияния в среде своего народа; они строили гимнасии и устраивали оргии,
поклонялись греческим богам и высмеивали как "безнадежных ретроградов" тех,
кто продолжал следовать еврейской традиции.
Разумеется, свои действия эллинисты умели хорошо обосновать теоретически.
Они утверждали, что принятие греческих норм жизни откроет евреям путь в
"семью народов мира"; что греческая цивилизация более прогрессивна и для
евреев же будет лучше, если они станут частью эллинистической культуры -
культуры "национальной" по форме и "всечеловеческой" по содержанию,
объединявшей весь окрестный мир, дававшей своим последователям чувство
"гражданина вселенной" и являвшейся для них "высшим достижением прогресса и
цивилизации". Сторонники Маккавеев представлялись им фанатиками и
мракобесами, которые выступают против "принятой во всем мире" цивилизации. И
действительно - все народы и местные религии приняли эллинизм; только
"возомнивший о себе" иудаизм отказывался "модернизироваться", (поскольку
еврейский монотеизм совершенно несовместим с греческим гуманизмом).
3.Реформировать-дополнять или
реформировать-уничтожать?
Проблема эллинистов была совсем не в том, что их
взгляды отличались от взглядов ортодоксального иудаизма. В еврейской
истории, особенно в период Второго Храма, было множество движений и сект, но
конфликт ни с кем из них не перерос в военные столкновения. Проблема
заключалась в ином: вместо того чтобы добавлять новые элементы к еврейской
жизни, оставаясь хотя бы в целом в рамках Закона и Традиции (что пытались
сделать все остальные движения), эллинисты прилагали усилия к отказу от
традиционных национальных принципов жизни, к замене их на якобы
"общемировые" греческие. Ведущие деятели эллинистов были фанатиками
прогресса, настолько уверенными в преимуществе современной культуры, что
готовы были вести борьбу против "древних суеверий иудаизма" любыми методами,
не останавливаясь в конце концов даже перед использованием чужеземных сил
для подавления противника.
Этот центральный вопрос: следует ли, вводя в еврейскую жизнь современные
элементы, все же оставить ее традиционную основу; или же следует уничтожить
всю традиционную базу и основать жизнь на принципах гуманизма - оказался той
критической точкой, где разошлись умеренные эллинисты, в конце концов
объединившиеся с Маккавеями, и эллинисты крайние, вставшие в войне на
сторону врага.
4. Если видеть корни
предназначения, то можно избежать конфликтов.
Война Маккавеев - пример конфликта еврейской и греческой культур. Но
между ними совсем не обязательно должна вестись война, они прекрасно могут
дополнять друг друга. Чтобы понять специфику каждого из этих начал -
"еврейского" и "греческого", - мы должны обратиться к истоку расхождения их
путей - к отношениям между двумя из трех сыновей Ноя, праотца человечества:
Шема (Сима), предка евреев, и Яфета, предка греков. Благословляя своих
детей, Ной сказал: "Благословен Господь, Бог Шема; пусть даст Бог красоту и
простор Яфету, и да обитает он в шатрах Шема" (Берешит 9:26). Культура Яфета
связана с простором: территории, ума, созидания - и с красотой. Это культура
эстетическая, в которой "создания культуры" живут жизнью, отдельной от
создателей. Греческая архитектура, музыка, живопись обладает ценностью
независимой от того, морально ли поступали в жизни авторы всех этих
произведений. Культура же Шема - это "шатер", т.е. взаимоотношения между
людьми, этика, культура диалога человека с Б-гом. Это культура Закона,
который неотделим от общины, ему следующей. Вся ценность закона и моральных
норм не в том, чтобы их провозгласить; но в том, чтобы воспитать народ,
который действительно осуществит эти принципы в своей жизни.
5. Два столпа современной мировой
культуры.
Таким образом, Шем и Яфет - т.е. евреи и греки - должны были стать двумя
столпами, на которых основывалась бы культура человечества. Сегодня, через
четыре тысячи лет после благословения Ноаха, мы видим, насколько оно
действительно реализовалось. В современной западной культуре почти вся
эстетика восходит к греческим, а почти вся этика - к еврейским источникам.
Эти две линии культуры человечества должны дополнять, но не пытаться
подменять друг друга. Глупо, когда религия диктует искусству (настоящему
искусству), как ему лучше выразить мир и человека. Столь же глупо, когда
искусство начинает претендовать на отмену заповедей религии, на то, что
"красота спасет мир", - в этом случае оно может лишь позолотить колесницу,
которая увлечет человечество к падению в пропасть.
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|