Шимон Бриман
Бельгия без Шарона
На задворках Европы
Посетив на прошлой неделе Германию и Францию, Ариэль Шарон отменил свой визит в соседнюю Бельгию. По словам пресс-секретарей, вычеркивание бельгийского этапа евротурне никак не было связано с причудами судебной системы Бельгии и с подачей арабского иска по обвинению Шарона в организации резни Сабры и Шатилы. При этом даже бельгийский министр иностранных дел заявил, что ему стыдно за действия соотечественников-юристов, разжигающих кампанию против израильского премьера.
Но факт остается фактом: Бельгия, занявшая в июле пост председателя Европейского Союза, ознаменовала это событие проарабской акцией. Теперь в антиизраильской копилке ЕС не только финансирование левых организаций и «амутот», но и попытка вмешаться во внутренние дела нашего государства с помощью судебного активизма из Брюсселя – штаб-квартиры ЕС.
Судебная шумиха, поднятая против Ариэля Шарона и «израильской военщины», тесно связана с историей национализма и антисемитизма в Бельгии, с этническими особенностями этого королевства. На протяжении веков регион, составляющий современную Бельгию, оставался на задворках Европы. Фламандцы, проживающие на севере страны, и валлоны Юга, всегда чувствовали некую второсортность своей периферии и зажатость между сильными соседями – французами и немцами.
Пока северные соседи добивались в 16-18 веках независимости и стремительного развития протестантской Голландии, предки нынешних бельгийцев оставались в косном застое под властью католических Габсбургов. Активным элементом были евреи, участвовавшие во внутренней и международной торговле. Центром притяжения и сефардов, и марранов, и ашкеназов стал фламандский Антверпен, где евреи создали и возглавили алмазный бизнес. Постоянным явлением было ущемлением прав и религиозных свобод евреев со стороны католических властей. Спорадически прокатывались погромы и устраивались сожжения на кострах.
Когда в 1830 году было создано бельгийское королевство, оно искусственно объединило в себе разнородные части – фламандский Север, валлонский Юг и смешанную центральную полосу вокруг Брюсселя. При этом в Бельгии доминирующие позиции захватили франкоязычные валлоны, которые во всем ориентировались на культуру Франции. Язык и традиции фламандцев оказались в загоне; все фламандское осмеивалось и унижалось как провинциальное и отсталое. Этот заряд национальной обиды фламандцев даст о себе знать позже – в период Второй Мировой войны и в наши дни.
Молодое королевство в середине 19 века нуждалось в финансовой поддержке. История Бельгии получила своего Ротшильда – Йонатана-Рафаэля Бишофсхейма, выдающегося банкира и еврейского общинного деятеля. Он тесно контактировал с королем Леопольдом Первым и его придворными, помогая монарху налаживать денежную систему государства. «Биш», как ласково называл его король Леопольд, создал Национальный банк Бельгии и стал его первым президентом. Бишофсхейм стал основателем еще двух крупнейших бельгийских банков, которые и сейчас являются основой финансовой системы Бельгии. Йонатан-Рафаэль помогал своим собратьям по вере, был депутатом парламента, способствовал развитию бельгийского школьного образования. Одна из его дочерей вышла замуж за наследника банкирского дома Гольдшмидтов в Англии, другая породнилась со знаменитой семьей сэра Мозеса Монтефиоре. Единственный сын Бишофсхейма женился на дочке …маркиза де Сада.
Фламандцы в СС
Бельгия вступила в 20 век, опоздав к разделу колониального «пирога». Лишь Конго досталось бельгийцам, но и там подданные короля Леопольда Второго успели показать примеры жестокости и массовых убийств. Первая Мировая война проутюжила маленькую Бельгию, разрушила десятки городов и фабрик. К послевоенным трудностям добавилось разорение десятков тысяч держателей русских ценных бумаг (Бельгия наравне с Францией инвестировала миллионы франков в царскую Россию).
Антисемитизм стал влиятельной силой в политической жизни Бельгии 1920-1930-х годов. Юдофобия стала реакцией на массовый приток еврейских эмигрантов из Восточной Европы. К 1939 году из 100 тысяч евреев, проживавших в Бельгии, только 10 процентов имели подданство этой страны. Хасидские ювелиры в традиционных одеждах польского местечка, крепкая общинная взаимопомощь евреев доводили местных антисемитов до бешенства. Легко распространялись легенды о «всемирном еврейском заговоре». Две профашистские партии имели большие фракции в парламенте – «Влаамс Национал Вербонд» («Фламандский Национальный Союз») и валлонская партия «Рекс».
И фламандские, и валлонские националисты выступали как пятая колонна нацистской Германии, не переставая при этом ненавидеть друг друга. Обе партии поддержали гитлеровское вторжение в Бельгию в мае 1940 года. Несчастное королевство подверглось агрессии, имея межнациональные конфликты и хорошо организованных предателей внутри страны. Моральные силы к сопротивлению были подорваны. Днем бельгийского позора стало 10 мая 1940 года, когда немецкому десанту из 80 человек сдалась стратегически важная крепость Эбен-Эмаэль с гарнизоном в 1200 солдат – мощнейший оборонительный форт Европы из бетона и железа. 27 мая капитулировал перед немцами король Леопольд Третий, бросив свой народ и союзников.
В только что оккупированном Антверпене «Фламандский Национальный Союз» устроил парад своих боевиков под лозунгами: «Антверпен наш! Евреев –вон!» Начался пятилетний период массовой коллаборации бельгийцев. Фламандские и валлонские националисты сформировали отряды полиции и возглавили органы муниципальной власти, которые добровольно помогали немцам проводить депортацию евреев Бельгии в печи Освенцима.
Лидер валлонской партии «Рекс» Леон Дегрель питал надежды на то, что Гитлер одобрит его план создания «Великой Бургундии» в границах 500-летней давности, которая бы включала Валлонию и часть Франции. При таком раскладе Фламандия стала бы отдельным государством, чего и добивались местные сепаратисты, а с искусственным понятием «Бельгия» было бы покончено насегда. Подобные планы не выглядели фантасмагорическими, ведь уже имелся опыт создания Гитлером «независимых» государств Хорватии и Словакии. Но фюрер пренебрег валлонцами, посчитав их слишком офранцуженными. Нацисты сделали ставку на фламандцев, высоко оценив их близость к нордическим арийцам.
Для сплочения кровью Гиммлер 6 августа 1941 года принял решение о создании фламандского легиона СС. Характерно, что на первые 405 мест этого элитного эсэсовского подразделения подали заявки в четыре раза больше активистов ФНС – 1200 человек! Все они шли в СС добровольно, желая сражаться с большевиками и евреями на Восточном фронте.
Легион СС «Фландерн» начал свой боевой путь в ноябре 1941 года с выполнения полицейских и карательных функций в Латвии. С января 1942 фламандские эсэсовцы участвуют в блокаде Ленинграда. В марте 1943 «Фландерн» несет огромные потери в бою под Красным Бором (в одной из рот остается 9 человек из 125). Легион перебрасывают под Прагу и пополняют новыми добровольцами, а также фламандцами из дивизий СС «Викинг» и «Дас Райх». В декабре 1943 – бой под Бердичевом и бегство из советского «мешка». Июль 1944 – бои под Нарвой и бегство через таллинский порт в сентябре. Легион СС «Фландерн» участвует в прорыве американской обороны в бельгийских Арденнах в декабре 1944 года, обороняет Штеттин в марте 1945. Фламандские эсэсовцы ожесточенно сражаются вплоть до первых дней мая 1945, сдавшись советским войскам в Висмаре на Эльбе. Всего за годы войны через легион прошли до 5000 молодых фламандцев.
От СС к ЕС
После окончания Второй Мировой войны в Бельгии развернулась мощная кампания денацификации и осуждения тех, кто сотрудничал с немцами. Вдруг выяснились неприглядные факты о том, какое огромное число рядовых бельгийцев соучаствовало в геноциде своих еврейских сограждан. Почти 500 тысяч человек попали под следствие по обвинению в коллаборционизме – неслыханная цифра для маленькой страны. Три тысячи пособников были приговорены военными судами к смерти, из них рельно казнили 242 человека. Десятки тысяч бельгийцев получили различные сроки тюремного заключения; почти все они были помилованы в 1960-х годах.
Но фламандский национализм так и не был поставлен вне закона. Уже в 1952 году был переведен на фламандский язык опус Мориса Бардоша – первая французская книга, отрицающая Холокост. Переводчиком был Карл Диллен – будущий лидер «Влаамс Блок», правопреемника фашистского ФНС. Сегодня под эгидой «Влаамс Блок» действует целое издательство «Фонд свободных исторических исследований», которое выпускает антисемитскую литературу и отвергает историю Холокоста.
На валлонском юге Бельгии процветает католический антисемитизм, подогреваемый газетой «Ле Кри де Ситуаен» («Крик гражданина») и «Лигой бельгийского христианства». В Шарлеруа действуют католические фундаменталисты из «Милиции Иисуса Христа», а в Брюсселе и Намюре – из «Святого братства папы Пия Десятого» (этот папа благословил французский режим Виши и не сделал ничего для спасения евреев).
С середины 1990-х годов на витринах еврейских магазинов Антверпена стали часто появляться надписи на фламандском языке: «Не покупайте у евреев!» В июле 1997 года был разжалован офицер полиции из Нивеля, который на лекции стал говорить о еврейско-масонском заговоре против Бельгии и одобрительно высказался о действиях нацистов в годы войны. В ноябре 1997 года синагога в Андерлехте была атакована молодыми хулиганами. Зданию был нанесен огромный ущерб. Сын смотрителя синагоги был изувечен. Погромщики выкрикивали: «Смерть евреям! Хамас покончит с вами!» Когда полиция Андерлехта арестовала зачинщиков насилия, выяснилось, что большую часть хулиганов составляли проживающие в городе арабы – выходцы из Марокко.
В те самые дни, когда в Бельгии был поднят шум вокруг судебного иска арабов против Ариэля Шарона, разгорелся и другой скандал. Общественную бурю спровоцировал министр внутренних дел Фламандии Йохан Саувенс – представитель националистической партии «Фольксуни», наследницы «Влаамс Блок» и «Влаамс Национал Вербонд». Министр Саувенс принял активное участие в подготовке торжеств по случаю 60-летия создания фламандского подразделения Ваффен-СС. Праздничный парад и юбилейное заседание были организованы «Фондом Святого Мартина» – структуры, созданной в 1953 году ветеранами СС. Зал заседания был украшен портретами солдат СС и эсэсовскими плакатами, воздух сотрясался нацистскими гимнами. Министр внутренних дел подпевал и аплодировал. Выяснилось, что Йохан Саувенс 25 лет был членом упомянутого фонда, что, впрочем, не помешало ему сделать политическую карьеру.
Министр иностранных дел Бельгии Луи Мишель – тот самый, кто выразил перед Ариэлем Шароном свое сожаление по поводу судебного активизма Брюсселя, заявил по поводу скандала с Йоханом Саувенсом: «Своим поведением он бросил вызов европейским ценностям. Я призываю к правде и примирению между Фламандией и Валлонией, к национальному диалогу. Надо очистить атмосферу и прояснить события, имевшие место в период нацистской оккупации Бельгии».
Летом 2001 года Бельгия занимает председательское кресло Евросоюза, терзаемая давней враждой между фламандцами и валлонами. Национально-языковая конфронтация этих двух регионов постоянно тлеет, периодически вспыхивая по любому поводу. Даже в сытом и богатом обществе продолжают полыхать этнокультурные войны. На этом фоне всегда удобно «переключить пар» против третьей стороны – евреев, Израиля, Ариэля Шарона. Этому способствует и растущее влияние мусульманских избирателей, число которых постоянно растет в Бельгии и других странах ЕС.
Ближневосточная позиция Бельгии и Евросоюза в целом зиждется не только на сиюминутных интересах, но еще и на глубинной памяти Европы – континента, потерявшего свою совесть в Холокосте. Многие народы Европы стыдятся заглянуть в свое недавнее прошлое, боясь увидеть то, что делали их отцы и деды.
Подкормка в Израиле «институтов» и «амутот», работающих на самоликвидацию еврейского государства перед лицом арабской угрозы, направлена на успокоение европейской совести. Брюссельский чиновник, наверное, лучше спит по ночам после подписания чеков «Шалом Ахшаву». Ведь если евреи не хотят себя защищать, если они добровольно лезут в петлю национального суицида, то, значит, не так уж виноват его фламандский дедушка, охранявший еврейский транспорт на вокзале Антверпена перед отправкой эшелона в Аушвиц.
«Вести», 2001
|
|