Шимон Бриман



Украина-Израиль: ракетные миражи

«Компромат» против ПВО

Украинские силы ПВО вновь испытывают на себе атаки средств массовой информации. В общественном сознании израильтян и россиян еще не успели зарубцеваться следы от трагедии 4 октября 2001 года над Черным морем, как по всему миру уже расходится новость о странном событии 4 июля 2002 года над Днепропетровском. Израильский пилот пассажирского лайнера «Эль-Аля», следуя из Тель-Авива в Москву, докладывает о сильной вспышке в небе по курсу движения своего самолета. Догадки о ракетной подоплеке этой вспышки пробегают по всем газетам и тихо исчезают со страниц, ничем не подтвержденные.
Иначе повел себя крупный российский интернет-центр «Компромат.Ру», специализирующийся на скандальных расследованиях. Эксперты центра не успокоились и недавно опубликовали материал под заголовком «Киев заметает ракетные следы». Авторы расследования настаивают на версии о том, что в израильский «Боинг» была выпущена украинская ракета С-300; в последний момент ее удалось ликвидировать, что спасло самолет и его пассажиров от гибели. Версия «Компромата» была целиком перепечатана «Независимой газетой» - вполне уважаемым изданием России.
По мнению «компроматчиков», запрет президента Леонида Кучмы на проведение ракетных пусков ПВО на всей территории Украины невозможно осуществить на практике: «Для безаварийной эксплуатации сложного вооружения необходима определенная степень напряжения боевой и оперативной подготовки. В противном случае навыки у боевых расчетов будут утрачены и техника станет попросту опасной для армии. Если запретить учебные стрельбы, то непонятно, зачем Киеву вообще нужны ракетные войска».
По поводу вспышки в ночь с 4 на 5 июля 2002 года украинская сторона заявила, что на трассе полета «Боинга» не только не проводилось боевых стрельб, но и учебных центров войск ПВО в том районе просто нет. Но российские эксперты добавляют к этому заявлению: израильский лайнер пересекал один за другим несколько позиционных районов частей ПВО Украины – от 174-й зенитно-ракетной бригады в Севастополе до 138-го зенитно-ракетного полка шестидивизионного состава С-300П в Днепропетровске.
Дальше ситуация могла развиваться так (по версии «Компромата» и «НГ»). В дежурном дивизионе 138-го полка вышестоящим штабом проводилась проверка боевой готовности. По команде было поднято напряжение передающих устройств зенитно-ракетного комплекса; ракетчики вышли в эфир и произвели поиск воздушных целей. Боевой расчет доложил о замеченном рейсовом самолете, идущему по международному коридору. Последовала команда на «захват» лайнера и его учебный «обстрел».
Для приближения условий тренировки к реальным проверяющий мог приказать боевому расчету выдать питающее напряжение на пусковые установки и поставить ракетный комплекс на подготовку. Здесь-то, возможно, и произошло трагическое сочетание случайностей, приведших к непреднамеренному пуску ракеты С-300. «Осознав, что натворили, украинские ракетчики смогли принять меры к уводу ракеты от самолета и к ее самоликвидации. Все эти моменты, вероятно, и наблюдал пилот израильского «Боинга», - такова версия, прозвучавшая в российских СМИ.
С просьбой прокомментировать эту версию я обратился в посольство Украины в Израиле. Украинские дипломаты откликнулись охотно и оперативно. Представитель военного атташата посольства, пожелавший не упоминать в прессе свое имя, сообщил для читателей нашей газеты следующее.
«Мы категорически отвергаем любые инсинуации, предполагающие, что вспышка, увиденная израильским пилотом, была подрывом ракеты, выпущенной силами ПВО Украины. Все домыслы на эту тему базируются лишь на показании одного израильского пилота – человека вполне достойного и уважаемого. В статье «Независимой газеты» очень много технических ошибок и вещей, которые не соответствуют действительности. Это пустой набор слов. Украинская сторона провела тщательную проверку и заявляет, что никаких пусков ракет не было. К сожалению, многие пытаются исходить из презумпции виновности Украины. Нам больно это слышать. Мы стараемся говорить об Израиле, о вашей прекрасной стране только хорошее. Мы живем здесь вашими заботами и проблемами, переживая за Израиль».

Мнение полковника Берковича

Как только осенью 2001 года Украина официально подтвердила свою вину за трагедию 4 октября, появились голоса специалистов, которые с некоторым сомнением восприняли выводы украинской госкомиссии. Так, например, полковник в отставке Борис Беркович, считал и считает, что в драме над Черным морем есть загадочные моменты, не проясненные даже после признания украинской стороны.
Полковник Беркович может по праву считаться экспертом в зенитно-ракетной области. В 1968 году он закончил в Харькове военную академию ракетных войск имени маршала Говорова. Вся его многолетняя служба была связана как раз с теми зенитно-ракетными комплексами С-200, на один из которых пала вина за события 4 октября. Беркович служил в Казахстане и на Украине. Последняя из занимаемых должностей – заместитель начальника зенитно-ракетных войск Львовского корпуса противовоздушной обороны. Фактически, вся Западная Украина находилась под защитой сил ПВО Бориса Берковича. Уволившись в запас в 1994 году, Беркович стал директором охранной фирмы; два года назад он репатриировался в Израиль и проживает с тех пор в Нешере.
«Я многократно стрелял из комплексов С-200. Пытаясь проиграть все возможные варианты трагедии над Черным морем, у меня сложилось впечатление, что важные детали до сих пор скрывают от общественности. Иначе получается, что над Черным морем разыгралась некая абсурдная ситуация с огромным числом произошедших случайностей», - отмечает Борис Беркович. Полковник запаса не отрицает возможности того, что российский самолет с израильскими пассажирами был сбит вообще другой ракетой. «Или это был не комплекс С-200, который был признан виновным, или ракету специально вели на самолет. Может быть, Украина признала вину своего комплекса С-200 для того, чтобы скрыть нечто большее», - говорит он.
Беркович подтвердил существование обычной практики сил ПВО: зенитчики всех стран периодически тренируются в стрельбе по гражданским самолетам. То есть дается боевое задание на поражение реального лайнера, пассажиры и экипаж которого даже и не подозревают о своем статусе мишени-игрушки. Рассчитываются все параметры залпа по летящему самолету. Происходит поиск лучом и наведение ракет на цель. После такого «выстрела» на экране появляется лишь имитационный импульс от «летящих» к цели ракет.
Версии «Компромата» и «НГ» Борис Беркович прокомментировал следующим образом. «Изложенные варианты непреднамеренного запуска С-300 возможны лишь теоретически. При проверках боевой готовности дивизион действительно может отсканировать пространство, обнаружить цель и сделать по ней электронный сигнал, имитирующий ракету. Это делается постоянно всеми странами. Но в таких случаях запрещено ставить ракету «на подготовку», то есть нельзя подавать электрическое питание на разъемы ракеты, так как уже через 30 секунд подготовки можно делать реальный пуск».
Второй вариант – случайный запуск при устранении неисправностей, - имеет, по мнению Берковича, также крайне малый процент вероятности. «В моей практике такого не бывало. Похожее чаще случалось с более старыми комплексами – С-75 и С-125, на которые от неисправностей стартового оборудования могло попасть электрическое напряжение».
Не желая бросать тень на ПВО Украины, я все же задал полковнику гипотетический вопрос: «Представим себе, что солидный бизнесмен из мусульманской страны, имея фирму в Днепропетровске, знакомится в городе с майором Икс и, пользуясь невысоким материальным уровнем украинского офицера, предлагает ему 100 (200, 300) тысяч долларов в чемоданчике за одну маленькую услугу – сбитие самолета «Эль-Аля». Исламский бизнесмен оказывается представителем Ирана или «Аль-Каеды». Может ли командир дивизиона С-300 своей волей осуществить запуск, свалив впоследствии все на случайности, неполадки и тому подобное?»
Беркович отвечает после долгих раздумий: «Такое в принципе возможно, но об этом узнают десятки людей. Командир дивизиона – это подполковничья должность, но иногда это место занимает майор и даже капитан. У него в подчинении – около 60 человек и 4-6 пусковых установок. Если даже одна из них произведет запуск, об этом будут знать минимум человек десять. Всем рты не заткнешь. Плюс к этому еще и грохот старта. Теоретически можно предположить такое: подполковник объявляет тренировку и командует лейтенанту поставить ракетный комплекс на подготовку. Лейтенант может не согласиться, ведь это нарушение правил, но приказ он выполнит. По такой большой, медленно летящей через регулярный коридор цели, как «Боинг», любой попадет. Хотя... Да их всех после этого СБУ замордует. Кроме того, служба военной контрразведки обязательно узнает о контактах с иностранцами – армия же просто напичкана контрразведчиками».

Чистое небо

И в разговоре с представителем военного атташата Украины, и сейчас я хочу подчеркнуть: все вопросы и сомнения вокруг событий 4 июля 2002 года возникают у израильтян не из-за желания «очернить» Украину, а совсем по другой причине. Любого здравомыслящего человека беспокоят ракетно-самолетные истории, которые подрывают доверие к Украине. Тысячи израильтян летают в Украину и над ней в страны бывшего СССР. Каждый из них хочет видеть в иллюминаторе чистое небо, а не хвост приближающейся С-300 или С-200.
Давший интервью украинский дипломат прав в том, что все версии о вспышке базируются на одних только словах, а не на фактах – слова израильского пилота, слова аналитиков «Компромата», слова военных экспертов и журналистов. Но ведь факты и вещественные доказательства доступны только украинской стороне. «НГ» указывает: «Обгоревший пусковой контейнер от ракеты С-300 уже, по всей видимости, переплавлен в мартенах «Запорожстали», стартовая позиция засыпана свежим песком, «изделие» списано задним числом пять лет назад, боевой расчет проинструктирован до слез. Отыгрывать назад во избежание нового и сильнейшего международного конфуза у Киева возможности нет». В этом предположении чувствуется, конечно, антиукраинское ехидство российской газеты. Но как уберечь себя от таких же гипотез, когда в памяти так свежи кошмары 4 октября?
Осенью 2001-го и летом 2002-го в украинском небе происходило уж слишком много случайностей. Возможно, кому-то они покажутся смешными и пустыми, но они есть. И в прошлом году, и в этом инциденты происходили четвертого числа в четверг. Из всех авиакомпаний, летающих над Украиной, только самолеты с израильтянами на борту попадают в «истории». Еще одно совпадение: 4 июля вечером (по израильскому времени) в Лос-Анжелесе идет стрельба у стойки «Эль-Аля» в разгар Дня Независимости США. Через пару часов – в ночь на 5 июля, когда в Америке еще день 4-го, - происходит странная вспышка по курсу самолета «Эль-Аля». Редкая птица, как известно, долетает до середины Днепра...А еще через несколько часов – ранним утром 5 июля, тем же маршрутом из Тель-Авива в Москву летит чартер со всеми российскими делегатами Всемирного Конгресса русскоязычных евреев.
Посмотрим на ситуацию с финансовой стороны. Даже если Украина не имеет никакого отношения ко вспышке, в Израиле мы получаем в разгар сезона тысячи испуганных пассажиров, которые хотели бы посетить родных в Херсоне и Полтаве, но колеблятся. Потенциальный плательщик 400 долларов за билет думал нести их в кассу «Эль-Аля» или иных компаний. Но теперь у него в подсознании будет пульсировать мыслишка: «Опасно летать на Украину «Эль-Алем» или с россиянами – чего доброго, еще и ракетой грохнут. Надо выбирать украинского авиаперевозчика: авось, в своих не стрельнут – пожалеют!» Интересно проверить статистически, как отразилась «вспышечная история» на динамику авиапредпочтений.
Хорошо, что эту историю можно заканчивать шутками, а не спорами о целесообразности объявления национального траура. Скоро осень, а значит и годовщина страшной октябрьской даты. Летайте без страха на Украину. Но...Пусть все-таки приструнят украинских ракетчиков.

"Вести", ???.08.2002




Hosting by TopList Rambler Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. Дизайн: © Studio Har Moria