Шимон Бриман



ХАЙФА ПЕРЕД ПРЫЖКОМ

Дорога Фрейда и Барака

Рывок Амрама Мицны в фавориты избирательной гонки за лидерство в Аводе привлек внимание к незаурядной личности мэра «Красной Хайфы». Многие комментаторы на полном серьезе отмечают, что одно из достоинств Мицны – это неискушенность в больших политических интригах; Мицну сравнивают даже с «чистым листом бумаги».
Слушая такое, нельзя не умиляться наивности экспертов, которые в своих столичных студиях и редакциях понятия не имеют о хайфской политической кухне. Амрам Мицна десятый год управляет Хайфой железной рукой, ловко маневрируя в местном партийном вареве, жестко подавляя оппозицию (в том числе и в своей же Аводе). Называть такого человека неискушенным может или глупец, или нанятый пиарщик, желающий всучить публике незапятнанного рыцаря на белом коне. Как метко заявила Софья Рон, если Мицна в политике – невинная девица, то уж точно девица с бородой.
Борода будет играть важную роль в «кампэйне» Мицны. Политтехнологи глубокомысленно изрекают: в подсознании израильтян, оказывается, лежат доверие и тяга к светлому образу Теодора Герцля, к ушедшей эпохе отцов-основателей сионизма, когда лидеры Рабочей партии вместе с простым народом еще носили бревна на стройках Гистадрута. Борода Мицны призвана извлечь из подкорки избирателей упования на Большого Отца, воскресить память о Герцле – благородном и бородатом избавителе, который все знает и все может.
Тень создателя психоанализа недавно встала перед Амрамом Мицной в буквальном смысле слова. В светском районе Хайфы на шабат были запланированы строительные работы по улице Зигмунда Фрейда. Мэрия потратила деньги на газетные объявления о закрытии улицы для автодвижения в часы дорожных работ; полиция приготовилась к перекрытию трассы. Но в самый последний миг мэрия отменила стройку, чтобы не нарушать шабат. Произошло это по требованию харедим из «Яхадут ха-Тора» - за пару дней до публичного выдвижения Мицной своей кандидатуры на пост председателя партии Труда.
Дело здесь вовсе не в спасении царицы-субботы, и даже не в том, что улица Зигмунда Фрейда вполне может обустраиваться и в будние дни. Перед нами дрогнувшее руководство города, которое меняет свои решения под давлением интересантов. Вы уже забыли зигзаги Эхуда Барака? Пора вспоминать.
Депутат городского совета Хайфы Решеф Хен (фракция Шинуй и «зеленых») заявил, что борьба за пост премьер-министра мешает мэру исполнять обязанности градоначальника и портит имидж Мицны в глазах светского населения: «Я не могу терпеть его действия, идущие против городских интересов. Читал ли Мицна книгу о харакири?!»
С улицы Фрейда странности только начались. Утро перед судьбоносной пресс-конференцией в Тель-Авиве Мицна провел в общении с ...адмором вижницких хасидов. Абсолютно светский и крайне левый мэр пришел за благословением авторитетного рава Элиягу Хагера, и только после этого поехал выдвигать свою кандидатуру. Депутат кнессета профессор Йегудит Наот (Шинуй), знающая Амрама с детских лет, подчеркнула: «Мицна – умный человек со многими достоинствами, но он, еще не начав кампанию, уже делает ошибки. Встреча с вижницким равом для получения «брахи» - это капитуляция перед харедим».
Дорога Фрейда ведет прямо к Бараку – к повтору шараханий бывшего главы правительства, к политике задабривания харедим во имя новых отступлений перед арабами. «Голуби» Аводы изо всех сил стараются натянуть побитый молью пиджак Эхуда Барака на нового кумира.
Сходство с Бараком имеет в хайфском контексте еще и финансовую сторону. Кто они, спонсоры Амрама Мицны? В прессе кивают на загадочных миллионеров, сделавших ставку на Мицну. Его конкуренты по муниципальной кампании 1998 года связывали амуту «КАТОМ» («Кулям томхей Мицна») с бизнесменом Гадом Зеэви. Концерн Зеэви получал от мэрии разрешения на гигантское строительство «каньонов» и высотных зданий, несмотря на протесты экологов.
Две недели назад была зарегистрирована амута «Новая эпоха для Израиля» («Ткуфа хадаша ле-Исраэль»), которая будет вести «кампэйн» Амрама Мицны. На счет амуты уже кем-то переведены 880 тысяч шекелей. По сообщению «Едиот Хайфа», добрая старая амута «КАТОМ» закрыта Управлением амутот МВД «за использование части средств в противоречии с целями, указанными в уставе». Глава амуты «КАТОМ» Хаим Каминер возглавил теперь амуту «Новая эпоха для Израиля». Вы уже забыли историю «товариществ» Эхуда барака? Пора вспоминать.

Арабы и олим

Лидеры арабских националистов в Хайфе восприняли выдвижение Мицны с оптимизмом: все приветствуют появление на общеизраильской сцене нового ультралевого политика, но при этом подчеркивают, что арабский электорат будет голосовать за свои антисионистские партии, а не за Аводу. Так, Афиф Ибраим (БАЛАД) отметил, что надо еще присмотреться к Мицне: действительно ли он поддерживает полное отступление к границам 1967 года? Депутат кнессета и житель Хайфы Исам Махуль (ХАДАШ) назвал Мицну «лучом света» и «символом новых горизонтов».
Сразу после вторжения в лидерскую гонку Аводы Амрам Мицна перед фотокамерами помирился с Эйманом Аудой, депутатом горсовета от Компартии (ХАДАШ). «Вести» не раз уже сообщали об антиизраильских подвигах Ауды. Именно этот интеллектуал требует дать арабское название проспекту Сионизма, кричит о сионисткой оккупации палестинской Хайфы в 1948 году, демонстративно уходит перед исполнением «Атиквы» на церемонии поминовения горсоветом погибших в теракте.
Эйман Ауда заявил, что арабское население не поддержит партию Авода – «партию, которая убивала сыновей нашего народа во время октябрьских событий 2000 года». Фотография с рукопожатием Мицны и Ауды в кабинете мэра Хайфы обошла все местные газеты. Конечно, в пожатии рук нет ничего страшного. Просто бывают такие соприкосновения пальцев, после которых руки надо мыть очень долго и тщательно.
Во главе своего штаба по работе с арабским сектором Мицна поставил депутата кнессета (и жителя Хайфы) Йоси Каца – одного из самых левых «голубей». Напомним, что в период правления Барака именно Йоси Кац первым нарушил «табу», заявив о допустимости возврата части палестинских беженцев. Для работы штаба будут задействованы широкие связи Мицны с арабами севера страны (мэрия Хайфы – единственная среди крупных муниципалитетов Израиля, где есть специальная должность «заместителя генерального директора по продвижению арабского сектора»). Штаб попытается вернуть арабских избирателей в лоно Аводы.
Второй сектор, без которого Мицна и его партия не смогут возглавить правительство, - это русскоязычные репатрианты. Из всей палитры «русской улице» надежным союзником Амрама Мицны является только Роман Бронфман и его малочисленная партия «Демвыбор».
Партнерские отношения этих двух политиков имеют уже 10-летнюю историю. На муниципальных выборах 1993 года Роман был седьмым номером в списке Амрама Мицны. По сути дела, именно Мицна и открыл для Бронфмана двери в политику. С 1994-го Бронфман возглавляет амуту «Управление абсорбции г.Хайфы», которая получает миллионные ассигнования из городской казны. После поражения Барака в 2001-ом Бронфман был первым, кто призвал Мицну идти на штурм капитанского мостика Аводы.
Уже через несколько часов после пресс-конференции Мицны в Тель-Авиве Роман привел 70 своих сторонников с дюжиной сковородок к зданию мэрии Хайфы (позже в пресс-релизе «Демвыбора» говорилось о двухстах участниках митинга – простим эту шалость тройного преувеличения). Собравшиеся ругали правительство; на плакатах значилось: «Война и поселения – бремя для экономики». Почему ругать Сильвана Шалома надо перед хайфской мэрией, зная, что Мицны в ней нет? Да потому, что здание мэрии – это место работы будущего избавителя, надежды всего левого лагеря.
А теперь микросенсация для «русской» политики: в случае победы Мицны 19 ноября на внутрипартийных выборах, Бронфман и его «ДВ» присоединятся к Аводе. Роман дал понять это в интервью газете «Едиот Хайфа» 23 августа. Для Бронфмана это будет не только возвращением в родные стены, но и единственным шансом вновь стать депутатом кнессета на ближайших (скорее всего, досрочных) выборах. Опросы предрекают «Демвыбору» от нуля до одного мандата – таким образом, «ДВ» не преодолевает избирательный барьер и исчезает из политики.
Если Мицна победит в Аводе, он забронирует для Бронфмана реальное место на приближающихся выборах в парламент. В свою очередь, это вытолкнет Софу Ландвер из кнессета: шагреневая кожа Аводы не выдержит двух «русских» в списке.
Маршрут Бронфмана напоминает путь хорошего бумеранга: начав движение в 1993 году, этот метательный прибор пролетел сквозь «Исраэль ба-Алия» и «Демвыбор», чтобы через десять лет вернуться в ту же руку Амрама Мицны, которая и запустила его в поднебесье израильской политики. Премьер-министр Мицна – это Бронфман во главе министерства абсорбции.

Избавиться от мэра

Хайфские партийные вожаки уже начали борьбу за наследство Мицны – пост мэра города (никто почему-то не предполагает, что Бен-Элиэзер может вновь победить). Все хайфские депутаты кнессета (Авода, Ликуд, Шинуй и «Демвыбор») в один голос заявили, что Мицна должен оставить кресло мэра в случае избрания лидером Аводы.
В хайфском муравейнике партии Труда уже забегали интересанты, желающие застолбить за собой еще не остывшее место градоначальника. Эта возня и желание тихо-гладко заменить мэра за спиной у жителей Хайфы очень напоминает дворцовые заговоры 18-го века в России. Свои честолюбивые планы открыли заммэра Гиора Фишер (Авода) и глава Хайфского округа Гистадрута Барух Зальц («Ам Эхад», бывший член Аводы).
Если Мицна, став лидером Аводы, досрочно уйдет с поста мэра, то нового городского голову изберет муниципальный совет. А в нем-то фракция Аводы имеет лишь 7 мандатов из 31. Чувствуя слабину противника, оживился местный Ликуд, который при поддержке Ариэля Шарона и в коалиции с ИБА, МАФДАЛем и «зелеными» намерен сокрушить 52-летнюю (!) монополию левых на управление Хайфой.
Интересная аналогия: когда «семья» Ельцина в 1999 году искала преемника, был найден ясноглазый полковник из «северной столицы». В израильском же варианте спасение пис-процесса («peace process») должно опять явиться от генерала – и тоже из «северной столицы».
Амрам Мицна получил неожиданное напутствие от своего злейшего критика – Нисима Сальмана, председателя ассоциации открытых рынков Израиля, главы мелких торговцев хайфского «шука», хозяина пекарни «Ариэль». Еще весной этого года Сальман на встрече с журналистами так орал в адрес Мицны, что брызги слюны разлетались по стенам, а стол дрожал от кулачных ударов. Сальман обвинял мэра в удушении рынка и мелких торговцев, а мэрия вела судебные иски против пекарни Сальмана, которая достроена незаконно и отравляет жизнь обитателям соседних домов.
Вдруг на Нисима находит озарение: он, как и многие другие в Хайфе, так сильно хочет избавиться от мэра, что поддерживает Мицну в борьбе за лидерство в Аводе – лишь бы он убрался из города, пусть даже и на повышение. При этом Сальман раскрывает свое истинное отношение к Мицне: «Если бы он баллотировался в мэры в третий раз, я бы сделал все, чтобы его не избрали».
Хайфская элита приготовилась к прыжку. Нас ждут горячие осенне-зимние месяцы предвыборного пиара, сладких сказок о беспроблемной Хайфе, печатания книги «Израильский мэр номер один». Амрам Мицна имеет большие шансы возглавить Аводу и стать после досрочных парламентских выборов хорошим лидером оппозиции. Помешать ему могут два фактора – операция США против Ирака и прорыв хайфской канализации в ливневый сезон.

"Вести", 29.08.2002





Hosting by TopList Rambler Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. Дизайн: © Studio Har Moria