Шимон Бриман
Москва, набережная Геринга
Нацизм и евреи в современной российской фантастике, 2000-2002 гг.
Четвертый рейх
Эта виртуальная держава быстро и нагло захватывает себе жизненное пространство на планете русской словесности. Гитлеровский орел со свастикой в когтях перелетает по страницам фантастических бестселлеров, оседлав наиболее популярный жанр в сегодняшнем СНГ.
Рейх побеждает в войне, устанавливая для «освобожденных» народов Европы и СССР законы справедливой и благополучной жизни. Смелые эсэсовцы заправляют в планшеты космические карты. Нацизм - гуманный, прогрессивный и технически развитый, устремляется к звездам. Арийские соколы в черной форме под скафандрами ведут человечество к светлому будущему.
В «Отряде» Алексея Евтушенко (2000) группа инопланетян крадет из 1943 года два взвода разведчиков - из РККА и вермахта. Уже на третий день «фрицы» понимают, что «Гитлер – капут», а русские осуждают культ Сталина. Объединенный руско-немецкий отряд «зачищает» Поволжье и Приуралье, наказывая тех местных жителей, которые захотели развалить Россию-матушку.
Герой Алексея Бессонова («Алые крылья огня», 2000) гитлеровский обер-лейтенант Дирк Винкельхок бежит с далекой планеты Саргон на Землю. Мир может спасти только этот бесстрашный представитель имперских спецслужб. Олег Маркеев («Оружие возмездия», 2000) озабочен поисками мистической янтарной чаши арийских предков, которую пытаются использовать просветленные офицеры СС в 1944 году дабы переломить ход войны.
Взрывная симпатия многих писателей-фантастов к нацизму и к Германии имеет глубокие корни. Здесь и подростковое увлечение эстетикой черных мундиров «Семнадцати мгновений весны», и обломовская любовь к Штольцу (без немца-управителя Русь не сдвинется), а также банальное писательское желание шокировать публику. Все это замешивается на сказках о техническом могуществе рейха, на псевдомистике СС (каждый второй фантаст слюнявит тему Института наследия предков «Ананэрбе»), варится на преклонении перед богатством современной ФРГ («эх, дед, зачем ты воевал – все равно сейчас покупаем «Мерсы» и пьем баварское пиво!»).
Важная деталь, подспудно легализующая прогерманские искания писателей: все немецкое в нынешней России приобрело модный ореол благодаря популярности президента Путина. Владимир Владимирович - это воплотившийся русско-немецкий идеал на московском троне, синтез управленца Штольца, разведчика Штирлица и «русской косточки», полный «фройндшафт» ранее воевавших народов, свадьба рубля с рейхсмаркой.
Книжная Вторая Мировая с легкостью переигрывается в пользу рейха, германский национал-социализм виртуально оправдывается. Почему это становится возможным? Да потому, что за 10-15 лет выросло новое поколение читателей. Для нынешних выпускников средних школ та война – уже древняя история, соседствующая с нашествием монголо-татар. Эмоции гаснут, теряется память, рассказы бабушек-дедушек поднимаются на смех. А, может, не было войны?..
Известный писатель-фантаст Андрей Валентинов, создатель жанра «криптоистории», обеспокоенный ростом нациофантастики, поначалу хотел отшутиться. В рецензии на «Алые крылья огня» Валентинов советует своим коллегам по цеху не увлекаться гитлеровскими героями: «Ведь Рейх был препаршивой Империей. А в моем родном Харькове этих белокурых бестий по приговору трибунала вешали. За шею. На Благовещенском рынке. Вдруг там не того бы повесили? Он, ариец истинный, ножками дерг - а кому мир спасать? Вот ужас-то!»
Но шутки не помогали. Шквал рейхсфантастики нарастал, что и вынудило Андрея Валентинова выступить с тревожным специальным докладом «Четвертый Рейх» на Международном фестивале фантастики «Звездный мост» (Харьков, сентябрь 2001 года). Валентинов, автор знаменитого цикла из девяти книг «Око Силы», романов «Ола» и «Овернский клирик», первым осмелился остудить горячие головы тех писателей, которые выдумывают либеральный космический рейх по принципу: «Концлагерей поменьше, евреев побольше».
Штурмфогель
Солидная «Военно-историческая библиотека» издательства «АСТ» выпустила два тома историка К. Макси – «Упущенные возможности Гитлера» и «Вторжение, которого не было» (2001). В каждую книгу вставлено по статье «альтернативного историка» С. Переслегина – исключительно о немецких успехах, реальных и особенно несбывшихся. Переслегин ведет вермахт через Ла-Манш, прорывается танковым клином в Москву: «Рейх – это гордый вызов, квинтэссенция научно-технического прогресса, открытая дорога человечества к звездам. Если говорить о нашей стране, то за победу над гитлеровской Германией она заплатила не только миллионами жизней, но и отказом от собственного блистательного будущего».
По мысли критика Переслегина, победа союзников во Второй мировой привела к торжеству «западного» пути развития человечества, к прогрессу в обработке информации (компьютерам, интернету, мобильным телефонам) за счет отказа от космической экспансии. А вот Третий Рейх, по идее того же Переслегина, стоял на пороге прорыва в космос. Первый космический корабль мог выйти на орбиту в 1948 году, если бы рейх победил. Переслегин предлагает боевую ничью в 1942 году, но с оккупацией Британии и СССР. Рейх от Атлантики до Урала – стартовая площадка для пионеров космоплавания.
Спасибо Переслегину: он признает, что нацизм все-таки имел ряд недостатков («фашистское общество не может не заниматься поиском врагов внутри себя»). Но был, оказывается, возможен улучшенный вариант нацизма – эдакий либеральный гитлеризм с человеческим лицом.
Ключевой фигурой фантастического рейхостроения сегодня является Андрей Лазарчук – талантливый писатель, чьи книги выходят большими тиражами не только в массовом издетельстве «АСТ», но и в эстетском «Вагриусе». Роман «Иное небо»: Гитлер таинственно гибнет в начале 1942 года, а его преемник-гуманист Герман Геринг твердой рукой ведет рейх к счастью. «Посмотри в глаза чудовищ» (Лазарчук-Успенский): фантастические подробности Института наследия предков, «забавные» опыты СС над людьми.
В романе «Штурмфогель» (2000) зима 1945 года проходит в мистической битве Верхнего и Нижнего миров. Отношения в оккультных сферах важнее, чем глупая битва Востока и Запада с фашизмом на фронте. Советский спецназовец быстро находит общий язык с офицером СС, Германия предлагает Сталину перемирие и объединение усилий «для проведения полномасштабной внеатмосферной экспансии».
Апогеем фантастических разработок Лазарчука стал его роман «Все, способные держать оружие...» (2000). СССР разгромлен осенью-зимой 1941 года, танки Гудериана дошли до Урала, сталинский режим свергнут, Сибирь - независимое государство с демократическим устройством. В 1991 году все еще правит 98-летний «толстый Герман», мудрый шеф люфтваффе. В Москве проложен проспект Геринга; герои книги встречаются на набережной Геринга. На Красной площади – монумент Освобождения; у Кремлевской стены рейхсгренадеры печатают шаг к Вечному огню в честь немецких юношей, павших в борьбе за вызволение народов Европы от сталинского гнета.
Русские люди наслаждаются порядком и благосостоянием, похваливая хозяев-немцев за свержение большевизма. Глубинная мысль Лазарчука, его сознательная провокация: лучше немецкий контроль с гуманным правлением, чем ужасы коммунистического рабства. Водитель, зарабатывающий рейсами по единой нацисткой Европе, недоволен своим отцом - ветераном РККА: «Отец иной раз выпьет – и: Сталин то, Сталин се, Сталин детей любил. Какие, говорит, колхозы, какие концлагеря – не было ничего, все немцы выдумали. Что же, говорит, я бы за эти колхозы воевать пошел бы?»
Поиск фантастами «гуманно-продвинутого» нацизма вызвал ответную пародийную реакцию. Над такими писателями вдоволь поиздевался Виктор Пелевин. В своем культовом «Generation П» Пелевин иронизирует: «Доктор Геббельс истерически орет по радио о пропасти, в которую фашизм увлек нацию, бывший комендант Освенцима возглавляет комиссию по отлову нацистских преступников, генералы СС доходчиво говорят о либеральных ценностях». В пелевинских рассказах «Откровение Крегера» и «Оружие возмездия» действуют младшие имперские маги, космические зеркала влияют на ход войны, а таинственное оружие фюрера не могут найти даже немцы.
Евреи мифа
Фантасика нацизма в современной русской беллетристике идет рука об руку с мифологизацией евреев. Чем меньше остается в СНГ реальных евреев, тем более сказочными становятся еврейские образы на книжных страницах.
У Олега Маркеева в «Оружии возмездия» примитивно действуют два еврея – один хороший (советский патологоанатом), а другой плохой (экстрасенс, работающий на СС). В «Штурмфогеле» говорится о крепости Абадон – «все, что осталось от попытки девяти сумасшедших раввинов бросить вызов фюреру». В той же книге Гиммлер ведет переговоры со Всемирным Еврейским конгрессом. Райхель, аристократ и полковник люфтваффе, оказывается скрытым евреем – к чему эта деталь, спросят читатели? Да ни к чему – так, просто забавная придумка Лазарчука с целью «поперчить» сюжет еврейскими намеками.
Добрый Геринг спасает евреев от Холокоста и помогает основать независимое еврейское государство: «Создавая Иудею, мы выполняли волю народов - кстати, и еврейского народа. Если вспомнить то, что начинали делать Гитлер и Розенберг, я думаю, мы спасли евреев от тотального истребления». Лазарчук, правда, не упоминает маленький фактик: именно подпись реального Геринга стояла в июле 1941 года под приказом Гейдриху «разработать необходимые меры по окончательному решению еврейского вопроса». В книге нацисты силой депортируют евреев в Иудею, реализуя мечту сионистов («арабы недовольны тем, что им пришлось потесниться»). Евреи тоже недовольны, но они смирились с жизнью в своем государстве «за гранью дружеских немецких штыков» («Все, способные держать оружие...»).
Рядом с вышеуказанной бредятиной соседствуют и мастерски написанные произведения фантастического жанра, в которых действуют еврейские персонажи и поднимается еврейская тема. Так, например, в книгах Андрея Валентинова проходят удивительные по своей глубине еврейские образы. Роман «Рубеж» содержит чрезвычайно сильное и трагическое описание уманской резни 18 века. Автор явно знаком с деталями еврейского быта и мироощущения, ведь Андрей Валентинов (Шмалько) - профессиональный историк и доцент госуниверситета. Фантазия базируется на мельчайших оттенках реальности - маленькая хибарка на окраине Умани, вишневое дерево у входа, единственный лапсердак с заплатками, доставшийся от щедрого дяди Эли; «Ваш сын станет великим учителем, уважаемый ребе Иосиф! Может быть, даже наставным равом в самом Кракове! Хотел бы я, чтобы мои великовозрастные балбесы понимали Тору хоть вполовину так же, как и он».
Но как только Валентинов отходит от кошмарного погрома и говорит о планах еврейской мести, сразу звучит «низззя!» от критика Владимира Солунского: «Я-то знаю, что вы там у себя не полные антисемиты. Но от одного из главных героев, Юдки, мстителя за погубленных в Умани сестер, желающего искоренить этот подлый народ, до «Протоколов Сионских мудрецов» совсем недалеко. Ох, не надо бы, ох не надо бы!».
Еще один роман Валентинова - «Ола» (от ивритского – «поднятие, вознесение, всесожжение»), описывает полуреальную-полувыдуманную Испанию в эпоху изгнания евреев при Фердинанде и Изабелле. На глазах у простого испанца закручивается ритуальный навет против евреев: «Исхитили же ребенка иудеи тайные. И распяли его, после чего марран Алонсо Франко вскрыл жилы на руке младенца безвинного и оставил кровью истекать, и пили те злодеи оную кровь, супротив Господа нашего проклятия изрыгая». Оглянулся я, на лица добрых севильянцев поглядел. Ой, нехорошие лица! Бить! - заголосили, завыли со всех сторон. Бить их! На костер! Би-и-ить! На косте-е-е-ер!»
Говоря о еврейских мотивах в современной фантастике России, нельзя не отметить шесть великолепных романов Хольма ван Зайчика, действие которых происходит в гипотетической стране Ордусси – соединении Золотой Орды с Русью. В первой же книге («Дело жадного варвара») появляется очень положительный и мудрый герой – Мокий Нилович Рабинович, ютай (еврей – по-китайски). «Раби Нилыч» занимает очень высокий пост – он «Главный цензор Александрийского улуса, Великий муж, блюдущий добродетельность управления, попечитель морального облика всех славянских и сопредельных земель».
При этом у ван Зайчика действует главный мерзавец и похититель ордусских сокровищ – Хаммер Цорес. Последнее имя явно намекает читателю на двух евреев – на Арманда Хаммера и Джорджа Сороса. Замечу, что сами авторы-«Зайчики», с которыми я общался через посредника перед написанием этой статьи, отрицают еврейский контекст Хаммера Цореса, акцентируя внимание лишь на американском происхождении этого злодея.
Давний любитель еврейских сюжетов и намеков в фантастике – Василий Звягинцев. В его предыдущих книгах («Время игры», 2001) намек на Одессу неизбежно сопровождался заплесневевшими остротами: «Снова я из вершителя судеб мира становлюсь просто мужем тети Хаи. Как это называется в Одессе». Биоробот маскировался под старого еврея («классический хасид, может быть, даже цадик»), потребляя на ресторанной кухне в Ялте судки с недоеденной пищей (видимо, забыв о кашруте).
После теплой встречи Ариэля Шарона с Владимиром Путиным в Москве (сентябрь 2001 года) Звягинцев включил в свою книгу футуристический обзор середины 21-го века: славный полковник Георгий Суздалев, знающий иврит, ведет бои на южном участке свободного мира – возле Асуана, причем еврейские врачи в Каире спасают ему жизнь после тяжелейшего ранения.
Прошел год, показавший Василию Звягинцеву, что Россия и Израиль вместе противостоят натиску агрессивного ислама. Так родился новейший роман «Дырка для ордена» (2002). В альтернативно-историческом мире Звягинцева белая Россия душит большевистский переворот; в 1935 году демократическая Россия вместе с Веймарской Германией учреждают на Ближнем Востоке государство Израиль. Холокоста не происходит; европейские евреи устремляются на историческую родину, что делает идиш государственным языком современного Израиля.
Хайфа у Василия Звягинцева – полумиллионный город с 300-тысячным русскоязычным населением (вот где развернулась бы Исраэль ба-Алия – в фантастике!). Порт – военная база России. Главный сюжет строится на совместной борьбе израильтян и россиян с арабо-исламским натиском (идея ну прямо подгадана к событиям «Норд-Оста»). Два русских офицера из контингента ООН на ливано-израильской границе ведут бой с огромной арабской бандой, которая хочет прорваться в Израиль со сверхмощной бомбой «Гнев Аллаха». Российские умельцы спасают мирную жизнь еврейской страны; они вдвоем кладут убитыми 128 арабских террористов (вот бы россиянам такие успехи Чечне!).
Как же писатель разрешает арабо-израильский конфликт? Звягинцев описывет возможность существования и евреев, и арабов на одной земле – но в параллельных временах. То есть разрабатыается некий сложный прибор, который «разводит» израильтян и арабов в разные боковые ответвления на оси времени. Идейка довольно примитивная и нежизнеспособная. Характерно другое: даже писатели-фантасты, профессионалы космических станций и межпланетных перелетов, не в силах придумать хоть какой-то здравый выход из нашего ближневосточного конфликта.
(Фоторепродукции автора.)
"Вести", 7.11.2002
|
|