Шимон Бриман
Еврейская мистика ливанской войны
За военными, экономическими и политическими составляющими нынешней
ливано-израильской войны скрывается малозаметная
духовно-мистическая сторона. Израильские и мировые СМИ рассказывают
о ракетных ударах, танковых рейдах и потоках беженцев, не обращая
внимание на то, что период «летней войны» 2006 года точно
приходится на особый отрезок в еврейском календаре.
Согласно многовековой еврейской традиции, имеется драматический
трёхнедельный период от 17-го числа еврейского месяца тамуз до 9-го
числа месяца ав. Две эти даты указаны в Торе (Пятикнижии Моисеевом)
в качестве рубежных отметок, когда еврейский народ согрешил и
спровоцировал на себя гнев Творца.
17-го тамуза происходит грех создания «золотого тельца», когда
часть евреев, не дождавшись Моисея с горы Синай, сотворяет золотой
идол и пляшет вокруг него. В этот же день Моисей спускается с горы
и, видя «золотого тельца» разбивает полученные от Всевышнего две
«скрижали завета» с десятью заповедями. 9-го ава происходит «грех
разведчиков»: из двенадцати разведчиков, посланных Моисеем из
пустыни в Землю Израиля, десять клевещут на Землю Обетованную.
Лазутчики заявляют, что страна-то прекрасная, но она населена
«великанами» и евреи не смогут её завоевать. В народе начинаются
паника и рыдания, на что Творец отвечает: «В эту ночь вы плакали
без причины. Теперь в будущем у вас будут причины плакать в эту
ночь».
Еврейская история добавила к этим двум датам дополнительную
трагическую окраску. Перед разрушением Первого Иерусалимского Храма
вавилонянами в 586 году до н.э. 17-го тамуза прекратилась храмовая
служба, а перед разрушением Второго Храма римлянами в 70 году н.э.
в этот же день была проломлена стена вокруг столицы. С датой 9-го
ава связаны самые печальные события древней еврейской истории: оба
храма в Иерусалиме были разрушены в разные века, но в один и тот же
день (!) – девятого ава.
Таким образом, трёхнедельный отрезок с 17-го тамуза по 9-е ава
рассматривается в иудейской традиции как полутраурный период скорби
по потерянному Храму. Верующие евреи в эти дни ограничивают себя в
радостях и удовольствиях; многие не стригутся, не бреются, не едят
мясо в будни, не купаются в море, не покупают новых дорогих вещей,
не устраивают свадеб. Две даты, ограничивающие этот период,
являются для иудеев постами с полным запретом на еду и питьё.
Указанный полутраурный отрезок имеет в еврейской традиции особое
название – «бейн ха-мецарим» («меж теснин», «между бедствий»).
Название взято из Библии («Плач Иеремии»): «Все преследователи
настигали её меж теснин» (Израиль и Иерусалим на иврите – женского
рода). Этому периоду сопутствует мистическое ощущение того, что
еврейский народ зажат между бедствий, что враги сжимают кольцо
преследований. Еврейские мудрецы всегда говорили, что во время
«бейн ха-мецарим» народ Израиля наиболее ослаблен и подвержен
ударам своих врагов.
Утром 12 июля 2006 года в промежутке времени между 9:05 и 9:35
боевики «Хизбаллы» нарушают международно признанную государственную
границу между Ливаном и Израилем, обстреливают из миномётов
северные города Израиля, взрывают пограничный джип и танк, убивают
солдат Армии Обороны Израиля и похищают двоих раненых солдат АОИ. К
вечеру того же дня под обстрелом минометов и установок залпового
огня «Хизбаллы» находятся уже все города севера Израиля; в течение
следующих суток ливанские ракеты летят в Хайфу, Тверию, Назарет,
Кармиэль, Цфат. По еврейскому календарю это и был день 17-го
тамуза.
Нынешняя война в точности началась и проходит в периоде «бейн
ха-мецарим». Израиль на самом деле оказался между бедствий: южный
фронт против ХАМАСа в секторе Газа и северный фронт против
«Хизбаллы». Плюс «дамоклов меч» Сирии и Ирана по соседству. Знал ли
шейх Насралла о том, что на мистическом уровне евреи наиболее
ослаблены в это время года? Возможно, знал и специально планировал
свою агрессию против Израиля. Ведь точно так же сделали арабские
страны в 1973 году, напавшие на Израиль в Судный день – самый
святой для евреев день поста и покаяния.
Еврейское государство оказалось «меж теснин» по многим параметрам.
Война на два фронта, боевые действия в буквальном смысле между гор
и теснин Южного Ливана. Оборонительная война, когда Армия Обороны
Израиля вынуждена сражаться «меж теснин» мирового общественного
мнения. Израильский Генштаб зажат между желанием сократить число
потерь среди своих солдат и неприменением полной огневой мощи АОИ
во избежание гражданских потерь в Ливане и криков зарубежных
умиротворителей. Израильское правительство зажато «между бедствий»:
давление ООН, обстрелы десятков северных городов ливанскими
«катюшами», внутренние протесты левых экстремистов-пацифистов,
начинающаяся усталость тыла (сотни тысяч людей устали сидеть в
бомбоубежищах и вздрагивать от воя сирен).
Израиль оказался в периоде между «грехом золотого тельца» и «грехом
разведчиков». Золотой телец для многих израильтян - это сытое и
развитое «общество потребления», потеря чувства общенациональной
солидарности, отрыв элиты от малообеспеченных слоёв, желание
истеблишмента идти на любые уступки арабам. Грех современных
«разведчиков» повторяет преступление их древних предшественников:
нежелание завоевать и удержать Землю Обетованную, неверие в
поддержку Творца на этом пути.
В этой войне имеется и самый натуральный «грех разведчиков».
Знаменитая израильская разведка или проглядела, или недооценила
дальность, боевую силу и количество ракет у боевиков «Хизбаллы».
Под носом у АОИ вдоль всей границы на ливанской стороне были
возведены бетонированные укрепления, склады оружия, узлы связи и
подземные командные пункты боевиков. Разведка Израиля упустила
появление у террористов иранских противокорабельных ракет.
Согласно еврейской традиции, внутри этого трёхнедельного периода
есть наиболее тяжёлый отрезок – с 1 по 9 ава, включая сам апогей
трагедии (Девятое ава - день разрушения Иерусалимского Храма). В
переводе с еврейского календаря на григорианский, первое ава
началось в ночь с 25 на 26 июля. Эти сутки характеризовались самыми
кровопролитными боями между АОИ и боевиками «Хизбаллы» у ливанского
города Бинт-Джбэйль. Бои продолжаются уже третьи сутки. В этот же
день произошли массовые ракетные атаки против Хайфы, Тверии, Цфата,
Нагарии и других городов. В эти же дни резко ухудшилось состояние
здоровья бывшего премьер-министра страны Ариэля Шарона, который
многими израильтянами воспринимается как «дедушка нации».
Еврейская духовная традиция в случае с периодом «бейн ха-мецарим»
не только предупреждает о воможных бедствиях для Израиля, но и даёт
некий оптимистический сигнал. Ведь у любых неприятностей, у любой
чёрной полосы есть начало и конец. В этом году Девятое ава и
окончание отрезка «меж теснин» приходится на 3 августа. Будет
интересно проверить, улучшиться ли положение Израиля после этого
числа.
Важно отметить, что у сегодняшних израильтян сохраняется стойкость
и вера в победу и в свою правоту в этой войне. Высотный дом по
соседству с моим пострадал вчера в Хайфе от попадания ливанской
ракеты. На всех восьми этажах взрывной волной были вырваны жалюзи и
разбиты окна. Уже сегодня утром в почерневших оконных глазницах
жильцы по своей инициативе укрепили израильские государственные
флаги.
Фото автора. На снимке:
дом в Хайфе – через день после попадания ракеты
27.07.2006
|
|