Шимон Бриман
Израиль-Германия: виражи еврейской судьбы
«Русскоязычные евреи в Израиле и в Германии: политика,
реальность, уроки» - под таким необычным названием прошла
конференция в иерусалимском институте Ван Лир. Необычность и
новизна заключалась в сопоставлении Израиля и ФРГ как мощнейших
«абсорбаторов» русскоязычного еврейства. И действительно, именно
эти две страны приняли на себя «девятый вал» массового еврейского
приезда постсоветской эпохи.
ЗОВ Отчизны
Прежде всего, бросалось в глаза удивительное партнёрство
организаторов и спонсоров этого общественно-научного диалога -
Фонда Фридриха Науманна и Еврейского Агентства «Сохнут». Если
раньше еврейская эмиграция в ФРГ считалась в сионистском
истеблишменте чуть ли не проклятием, то теперь табуированность этой
темы заметно уменьшилась.
Стало ясно, что приехавшие в Германию – это не «отрезанный ломоть»
еврейского народа, не только потерянные и заблудшие. Это реальные
люди, которых интересуют связи между Германией и Израилем. Это
тысячи бывших жителей Могилёва и Винницы, Брянска и Кишинёва,
которые решили сопереживать проблемам еврейского государства,
находясь в Гамбурге и Мюнхене. Впрочем, постараюсь удержаться от
иронии и моральных оценок.
Конференция началась с места в карьер блестящим докладом Ури Огали
(отдел образования Еврейского Агентства) о законодательных рамках
въезда евреев в Израиль. Ури, восьмое поколение иерусалимских
«сабр», великолепно освоил русский язык и немало лет проработал
посланником «Сохнута» в СНГ. Анализируя израильский «Закон о
возвращении» (ЗОВ), Ури Огали удивил публику неожиданным выводом:
нет никакой связи между ЗОВом и нацистскими преследованиями.
«Нюрнбергские законы» никогда не становились правовой базой для
израильского определения права на алию.
Это заявление наносит удар по устоявшимся штампам, которые
тиражируются в прессе и в массовом сознании: мол, право на алию
детей и внуков евреев (а также их нееврейских супругов) – это
компенсация за угрозу уничтожения данных категорий людей при
нацистах. Огали подчеркнул, что в стенограммах дискуссий в кнессете
по поводу ЗОВа и поправок к нему вообще не упоминается тема
Холокоста. По мнению докладчика, решение кнессета о включении детей
и внуков евреев в число подпадающих под ЗОВ базировалось
исключительно на сионистских и гуманитарных принципах.
Уже в кулуарах конференции я стал свидетелем горячей дискусии между
Ури Огали и д-ром Павлом Поляном (Фрайбург). Последний повторял
устоявшуюся мысль («гитлеровцы уничтожали и тех, у кого евреем был
только один из родителей»), чему Огали категорически возражал. Ури
привёл в доказательство своей правоты пункт из обвинительного
заключения против Эйхмана: израильский прокурор обнаружил факт
личного обращения Эйхмана к нацистскому руководству с просьбой
разрешить депортацию «половинок», на что из Берлина был прислан
отказ – с пояснением, что «половинки» не подпадают под депортации.
От себя добавлю, что у нацистов также не было теории и практики
уничтожения и внуков евреев – об этом ясно говорится на стр.12
протокола Ваннзейской конференции (1942).
Что меняет такой взгляд на демографическую базу ЗОВа? Ну хотя бы
то, что, если не идёт речь о «священной корове» нацистских
преследований, то остаётся лишь парламентское законотворчество. В
прошлом кнессет решил по своему усмотрению добавить пункт о
самостоятельном праве внуков евреев на алию, а значит в будущем тот
же кнессет в силах изменить этот перечень по своему усмотрению.
Парламент может как сузить рамки ЗОВа (вычеркнув внуков), так и
расширить ЗОВ до правнуков. Это уж как ляжет политическая карта -
направо или налево.
Идейные антагонисты скрестили шпаги сразу после выступления Ури
Огали. «Израиль – не государство эмигрантов. Мы заинтересованы не в
притоке любых мигрантов, а в собирании своего народа», - заявила
Лидия Белоцкая (колледж «Шаарей Мишпат, Иерусалим). Ей возразила
адвокат Николь Маор («Движение прогрессивного иудаизма»). Идея Маор
заключается в официальном включении правнуков еврея в число
подпадающих под ЗОВ. Но и это ещё не всё. Ворота Израиля должны
быть открыты, по мнению Маор, и для дополнительных категорий
«въезжантов»: родителей нееврейских супругов еврея (непенсионеры),
нееврейских «гражданских супругов» еврея, и – жемчужина в короне
«алии», - для нееврейских супругов того же пола.
Может я недостаточно «прогрессивен», но данные идеи вызывают у меня
оторопь. Для кого г-жа Маор хочет открыть двери Израиля? Для
правнуков, которые вообще не имеют никакого отношения к еврейскому
народу? Для родителей-неевреев в критическом для рынка труда
возрасте 45-60 лет, чтобы взвалить новое бремя на нашу «социалку»?
Мысль о каких-то правах алии для нерасписанных подруг еврея звучит
вообще анекдотично. Что же касается однополой алии... Видимо, с
правами евреев в Израиле всё обстоит так замечательно, что наши
либералы рвутся защищать права нееврейских гомосексуалистов.
Бундес-евреи
Йоахим Вальденмайер, глава рабочей группы по делам еврейской
иммиграции, назвал правовые критерии федерального правительства:
поселиться в ФРГ могут евреи и «половинки» (вне зависимости от
Галахи). Нееврейский супруг может въехать только вместе со своим
еврейским супругом. С 2006 года введена квота – только тысяче
евреев позволено ежегодно оседать в ФРГ, причём нужная профессия и
более молодой возраст могут добавить очков претенденту, желающему
попасть в эту квоту.
С апреля 2007-го в Нюрнберге открывается Федеральное агентство по
делам еврейской иммиграции, функцией которого будет правовое
регулирование и фильтрация криминальных элементов – эдакий немецкий
аналог «Натива».
При обращении в немецкие посольства для подтвержения еврейства
нужны оригинальные документы до 1990 года. Не секрет, что
заманчивая еврейская «лазейка» спровоцировала в СНГ целую индустрию
подделок, включая продажу подлинных метрик умерших евреев и
фотографий на еврейском кладбище в обнимку с надгробием любимого
«папочки». Дошло до того, что этническим немцам стало труднее
репатриироваться в ФРГ, чем фальшивым евреям. Как раз на это и
намекает карикатура Генриха Адлера, главы «Землячества немцев
Украины».
Поток бывших советских евреев стал благословением для умирающей
еврейской общины Германии. Как сообщил Стефан Крамер, генеральный
директор Центрального Совета евреев Германии, с 1990 года более 210
тысяч человек приехали на бундес-просторы по «еврейской линии».
Сейчас под эгидой Центрального Совета находятся 102 еврейские
общины. Совет поддерживает русскоязычную версию своего сайта.
«Эмиграция в Германию болезненно воспринимается в Израиле, но
именно она позволила нашей общине возродиться. Именно приезд
советских евреев придал нам веса и легитимности», - подчеркнул
Стефан Крамер. Общинный менеджер озабочен трудоустройством
новоприбывших еврейских профессионалов. «В Саксонии нехватка врачей
– так почему же врач из Кишинёва не может быть использован по
специальности? Зачем приглашать врачей из Чехии? Мы не ценим то
сокровище, которое получили», - восклицает Крамер в духе
израильских деятелей абсорбционного фронта.
Это еврейское сокровище Крамер поэтически сравнил с коровой,
которую кормят, но не хотят пользоваться её молоком. Видимо,
немецкий еврей по молодости своей забыл, что кроме молочных пород,
бывают ещё и мясные. Их откармливают вовсе не для молока, а для
будущих стейков.
А пока бурёнки ещё пасутся, их продолжают холить и лелеять,
перенимая израильский опыт. «Мы внимательно смотрим на систему
абсорбции в Израиле. Жаль, что мы не делали этого раньше», -
грустит Крамер. Действительно, жаль. Если бы наши методы
«клитования» по полной программе использовались бы в ФРГ, то
глядишь, и не стала бы немецкая еврейская община третьей по
величине в Европе.
17 мгновений с весны
В апреле 1990 года первыми ласточками будущего еврейского наплыва
стали советские евреи-туристы, оставшиеся в ГДР после падения
«Берлинской стены». Еврейская община ФРГ угасала, молодёжь
составляла ничтожный процент среди 28 тысяч западногерманских
евреев. Хайнц Галински, тогдашний лидер Центрального Совета евреев
Германии, осознал уникальность момента и добился у канцлера
Гельмута Колля разрешения на массовый въезд евреев из
распадающегося СССР.
С той весны пролетели уже 17 лет, как 17 мгновений. За исторически
короткий отрезок времени старые меха наполнились новым вином. Но
каким? Как отметил д-р Юлиус Шёпс, директор Института исследований
европейского еврейства (Потсдам), в ряде городов 100 процентов
членов еврейской общины не владеют немецким языком. Недавно
профессиональные курсы на немецком языке были сокращены для
новоприбывших с 12 до 6 месяцев.
Д-р Шёпс указал на опасное сочетание неблагоприятных факторов –
слабое владение немецким, пожилой средний возраст еврейских
иммигрантов, 70-процентная доля обладателей советских вузовских
дипломов, непропорциональная концентрация еврейских новичков в
отдельных федеральных землях (Северный Рейн-Вестфалия, Гессен,
Бавария и Берлин). Всё это вместе взятое ложится тяжёлым бременем
на государство, резко понижает еврейские шансы на рынке труда, где
и у самих немцев царит огромная безработица.
Ещё более тревожно прозвучали статистические выкладки д-ра Павла
Поляна (Институт географии РАН). Приток русскоязычных евреев не
привёл к радикальному омоложению немецкого еврейства. Наоборот,
более молодые евреи предпочли Израиль, тогда как Германии
«достались» наиболее пожилые иммигранты. В новом еврейском
населении 35 процентов – это люди старше 60 лет; более 50 процентов
составляют иммигранты старше 50 лет.
За прошедшие 17 лет в ФРГ родилось 2072 еврея, а умерло 12216 – то
есть смертность превышает рождаемость в шесть (!) раз. Ежегодно
умирает тысяча немецких евреев. За весь 2006 год еврейское
население Германии выросло всего лишь на ...70 человек. Прогноз
д-ра Поляна неутешителен: намечается новый демографический спад и
резкое старение немецкого еврейства; уже в ближайшие годы
численность еврейской общины упадёт до 95-100 тысяч человек.
По данным д-ра Поляна, лишь 47,5 процентов новоприбывших евреев
стали членами общин, остальные предпочли вообще устраниться от
еврейской жизни. Именно этим объясняется странный факт – 105 тысяч
членов еврейских общин при 210-тысячном числе въехавших в ФРГ по
«еврейской линии» из СССР-СНГ. Иначе как бегством от собственного
еврейства и ассимиляцией это не назовёшь. Почти половина евреев
сознательно выбирает Германию для того, чтобы перестать быть
евреями.
За 1990-2005 годы в ФРГ 938 человек прошли гиюр, присоедившись тем
самым к еврейскому народу. При этом 3696 человек официально
покинули еврейские общины. Как считает д-р Полян, в числе этих
людей есть и крестившиеся, и те евреи, которым не хочется платить
общинные взносы, а также те, кто поссорился с общинным
руководством.
Новейшая история русскоязычных евреев Германии наполнена страстными
разборками и жуткими конфликтами. Классический сценарий таков: 400
членов еврейской общины берлинского пригорода ссорятся между собой,
две группировки лидеров растаскивают электорат на две общины,
каждая из которых начинает поливать другую грязью перед немецкими
властями, не забывая выпрашивать у этих властей субсидии в двойном
размере.
А субсидии бывают очень даже приличными. Например, земля
Саксония-Анхальт выделила в 2006 году для своих еврейских общин 1,1
миллион евро. Ну а мы-то в Израиле хорошо знаем: когда евреи
соединяются с халявно-бюджетным финансированием, жди беды.
Психологически еврейским иммигрантам приходится в Германии гораздо
тяжелее, чем репатриантам в Израиле. Вот цитаты из интервью,
собранных Юлией Беренштейн (Институт антропологии,
Франкфурт-на-Майне): «Они (немцы) хотят тебя как память, как часть
своей истории. Окружение тебе враждебно, ты отовсюду ждёшь подвоха
и насмешки. Ты здесь желаем как жертва». И это неудивительно: евреи
прибыли в чужой дом, который никогда не даст подлинного тепла и
ощущения своего дома среди своего народа.
Остатки былой роскоши
На виражах еврейской судьбы за последние годы произошло радикальное
изменение – центр русскоязычного еврейства переместился в Израиль.
У нас в стране проживает больше говорящих по-русски евреев, чем в
СНГ и Европе вместе взятых. По данным д-ра Эмилии Трахтенберг
(отдел СНГ Еврейского Агентства), с 1989 по 2006 годы в Израиль из
бывшего Союза приехали 980 тысяч человек.
Динамика по годам показывает, что 1989-1992 годах советские евреи
составляли 85-90 процентов от всех олим, затем их доля упала до
40-50 процентов в 2002-2005 годах. Россия и Украина ведут
напряжённое соревнование за почётное звание государства, давшего
наибольшую алию, но пока обе эти страны одинаково дают 32 процента
олим (из РФ и Украины суммарно прибыло 64 процента всех
репатриантов). Из Центральной Азии прибыло 13 процентов олим, из
Беларуси – 8 процентов, Кавказ и Молдова дали по 6 и 5 процентов
новоприбывших.
Разговоры об экономическом процветании современной России не
привели к снижению репатриации из её крупнейших городов. Наоборот,
доля москвичей среди олим выросла с 2001 по 2006 годы с 7,8 до 12,5
процента, а доля петербуржцев выросла за тот же период с 7 до 9
процентов.
Д-р Трахтенберг привела данные новейшего исследования о мотивах
алии. Были анонимно опрошены 2800 человек, обратившихся в Сохнут.
Важнейшим мотивом алии были названы семейные и дружеские
рекомендации (это указали 77 процентов опрошенных). Забота о
будущем детей – 58 процентов, воссоединение семей – 53 процента,
экономические проблемы – 46 процентов. Вопросы здоровья и желание
учиться в Израиле указали 43 процента ответивших на анкету.
Антисемитизм как побудительный мотив к переезду был назван лишь 13
процентами опрошенных.
Не подтверждаются статистикой разговоры о массовом бегстве
репатриантов из Израиля. Д-р Эмилия Трахтенберг привела следующие
цифры: с 1989 по 2004 годы 213 тысяч израильтян не вернулись после
года пребывания за границей, из них репатрианты составляют 104
тысячи, в том числе олим из бывшего СССР – лишь 79 тысяч.
Получается, что из почти миллионной алии оставили Израиль лишь 8,9
процента репатриантов. Для сравнения: 36 процентов олим из США
покинули Израиль.
В последнее время усилился нееврейский характер репатриации из СНГ
– с 2000 года доля евреев в составе алии упала до 41-43 процентов.
По оценке профессора Серджио Делла-Перголы (Еврейский Университет),
крупнейшего израильского специалиста по еврейской демографии, на
просторах бывшего СССР сейчас остались 365 тысяч евреев – ядро
еврейского населения. Возможно, евреев в этих странах гораздо
больше, но указанная цифра является тем минимальным уровнем, в
котором уверены учёные. Проф. Делла-Пергола подчеркнул, что на
орбите этого ядра «вращаются» 325 тысяч неевреев – членов еврейских
семей.
Очень высокий процент смешанных браков является характерной
особенностью оставшихся евреев бывшего Союза. Израильтяне должны
отдавать себе отчёт: если ЗОВ не будет изменён, то на каждые 10
тысяч репатриантов-евреев, которых Израиль жаждет получить из СНГ,
мы будем иметь в качестве неминуемого приложения 9 тысяч неевреев.
Как реагировать на эту тенденцию – это уже задача для отдельной
общественной дискуссии.
Что же известно об оставшихся в СНГ евреях? От когда-то мощного
еврейства Российской империи-СССР сохранились лишь осколки, остатки
былой роскоши. Демографы дают лишь примерные оценки. Считается, что
в России и Украине евреи сконцентрировались в крупнейших городах.
Москва и Петербург «притянули» к себе 51 процент всех евреев РФ,
тогда как Киев, Харьков, Днепропетровск и Одесса охватывают 51
процент евреев Украины. Недавно Сохнут решил усилить свою работу в
провинции, где в маленьких городках разбросаны 49 процентов
еврейского населения.
«Мы почти ничего не знаем о них», - с такого смелого заявления
начал свой доклад д-р Алек Эпштейн (Открытый Университет). По его
словам, с конца 1990-х годов нет системных исследований об
оставшихся евреях России. Нет единого научного центра, который бы
проводил такие изыскания. Еврейские университеты Москвы и
Петербурга находятся на грани закрытия. Еврейская жизнь во многом
поддерживается усилиями извне – Сохнутом и Джойнтом. Единственный
постоянно действующий еврейский центр в Москве создан ХАБАДом.
«Если Сохнут, Джойнт и Бюро по связям уйдут из России, то еврейская
жизнь там упадёт до минимальнейшего уровня», - отметил д-р Эпштейн.
По мнению этого учёного-социолога, в сегодняшней России остались
более ассимилированные евреи, чем в прошлые десятилетия.
Следовательно, нужны гораздо большие усилия и затраты для
возвращения их к еврейской жизни. Дополнительная трудность состоит
в том, что для оставшихся обрусевших евреев Израиль и любые
еврейские темы вообще находятся в конце их порядка приоритетов и
интересов. Эти евреи при опросах называют тройку наиболее
выдающихся, на их взгляд, евреев России 20-го века – Мандельштам,
Пастернак, Бродский. Весьма показательно то, что двое из этой
троицы крестились; все они не имели связей с Землёй Обетованной и с
Израилем, а еврейская тема оставалась на периферии их гениального
творчества.
...Была определённая мистика при открытии этой конференции. Когда
её участники входили в Институт Ван Лир, дабы обсудить виражи
судьбы русскоязычного еврейства, вдруг загремела мелодия советского
гимна. Но нет – это был не розыгрыш и не знакомые с детства слова
«Союз нерушимый республик свободных». Это был новый гимн Российской
Федерации. Оказалось, что в тридцати метрах от института, во дворце
президента Израиля Далия Ицик принимала верительные грамоты нового
посла России.
Фото автора.
"Вести", 6.04.2007
Другие статьи о Законе о Возвращении
|
|