Шимон Бриман
«Еврейские неевреи» доктора Коэна
Он остроумен и либерален, он покрывает голову вязаной кипой и
ругает религиозные инстанции, он атакует неожиданными выводами и не
боится швырять в лицо истеблишменту горькие факты. Автор книги
«Евреи-неевреи. Еврейско-израильская самоидентификация и задача
расширения еврейского народа» доктор политологии Бар-Иланского
университета Ашер Коэн продолжает удивлять.
Д-р Коэн настойчиво пытается сообщить израильскому обществу нечто
важное: внутри нашего социума за годы «Большой Алии» сформировалась
гибкая и неоднородная подгруппа. Имеются в виду
репатрианты-неевреи, число которых ещё пару лет назад определялось
в 300 тысяч человек. Эта цифра хорошо известна, но д-р Коэн
отмечает постоянный рост этого демографического сектора. В
основном, за счёт рождаемости внутри этой группы её численность
сейчас составляет 310 тысяч человек.
Одна из основных «фишек» Ашера Коэна – это термины «евреи-неевреи»
и «социологический гиюр», под которыми учёный понимает процесс
плавного втягивания нееврейских выходцев из СНГ в жизнь еврейского
общества.
«Многие из них идентифицируют себя с еврейским народом, переживают
за судьбу Израиля, кто-то зажигает субботние свечи и отмечает
еврейские праздники», - говорит д-р Коэн. В этих семьях на Рош
ха-Шана будут ставить на стол мёд с яблоками, рыбу и гранат –
потому, что так принято в окружающем обществе, а не потому, что они
евреи. Дети репатриантов-неевреев получают в детских садах и школах
информацию о праздниках еврейского календаря, принося домой базовые
моменты еврейских традиций. Школьники-неевреи учат ТАНАХ, иногда
зная его лучше своих сверстников-евреев.
По мнению Ашера Коэна, эта более чем 300-тысячная группа населения
Израиля в свою очередь делится на четыре неравные части. Первая
часть – это примерно 30 тысяч неевреев – активных христиан, которые
абсолютно далеки от еврейского народа и иудаизма. На
противоположном полюсе находятся примерно 15 тысяч репатриантов,
которые прошли гиюр или находятся сейчас в процессе присоединения к
еврейскому народу. Между этими полюсами расположены две основные
категории неевреев: супруги евреев - этнические русские и
представители других народов бывшего СССР, а также дети и внуки
евреев – так называемые «половинки» и «четвертинки». У последних
особенно сильно желание полностью присоединиться к еврейскому
народу – сказывается влияние их еврейских родителей и дедушек.
Эти и другие факты д-р Коэн представил на семинаре преподавателей
Института изучения иудаизма. Институт является крупнейшим
государственным учебным центром по подготовке репатриантов к гиюру.
Более 100 преподавателей в десятках городов страны ведут учебные
группы на русском и испанском языках, а также на иврите. Почти 80
процентов репатриантов, проходящих гиюр в Израиле, являются
выпускниками этого института. Курс «Натив» является особым курсом
института для подготовки к гиюру солдат ЦАХАЛа.
Учёный из Бар-Иланского университета особо подчеркнул, что в
современном Израиле сформировалась невиданная ранее группа
населения – десятки тысяч сабр-неевреев. Это дети русскоязычной
алии, родившиеся уже в Израиле. Не будучи евреями, они растут в
еврейском коллективе, говорят на иврите, как на родном языке, часто
имеют ивритские имена, ощущают себя евреями и воспринимаются
таковыми среди сверстников. Но когда, например, дело доходит до
церемоний бар/бат-мицвы, то подростки вдруг начинают ощущать свою
непохожесть на всех остальных.
Израильская армия также столкнулась с этим феноменом: ежегодно в
ЦАХАЛ призываются три-четыре тысячи новобранцев-неевреев из нашей
алии, причём эта цифра растёт год от года. Возникает абсурдная
ситуация, когда государство позволяет этим нееврейским солдатам
защищать страну и проливать за неё кровь, одновременно лишая их
ряда гражданских прав.
Ашер Коэн давно говорит о том, что нынешняя ситуация с гиюром не
уменьшает число неевреев в Израиле. Присоединение к еврейскому
народу через традиционный гиюр охватило лишь 5-7 процентов
олим-неевреев. Израильское еврейское общество не выказывает
ожиданий гиюра; в свою очередь сами олим не стремятся прыгать с
головой в малоизвестный «религиозный омут», о котором в
русскоязычных СМИ часто рассказываются стереотипные небылицы. Как
заметил Коэн, многие олим с опаской смотрят на гиюр, видя в нём
«религиозную дверь вхождения в нерелигиозное общество».
Обращаясь к преподавателям Института изучения иудаизма, д-р Коэн
спросил и сам же ответил: «Сколько ваших учеников за год проходят
гиюр в масштабах всей страны? Две тысячи человек? Даже если
каким-то образом у вас появятся четыре тысячи выпускников, то это
число присоединившихся к еврейству лишь компенсирует годовой
прирост рождаемости среди репатриантов-неевреев».
Чёрный юмор прозвучал у Ашера Коэна по поводу бюрократических
проволочек на пути к гиюру: «Государственные религиозные учреждения
делают с потенциальными герами всё, кроме убийства». Напоследок
учёный-политолог остроумно предложил делать гиюры в стиле
«литовских» ультраортодоксов: когда невеста внука одного из
крупнейших харедимных раввинов Израиля оказалась нееврейкой, ей был
проведён гиюр за две недели.
Вывод доктора Ашера Коэна таков: хотим мы того или нет, в Израиле
уже существует более чем 300-тысячная группа «еврейских неевреев».
Она живёт своей жизнью, растёт и активно осваивается на Святой
Земле. На разных полюсах этой группы находятся и тысячи
праведников, прошедших гиюр, и те восемь репатриантов-неевреев,
которые были на днях арестованы в Петах-Тикве за участие в
неонацистской банде. От всего израильского общества зависит,
произойдут ли в нём реакции слияния и объединения, или же воцарятся
раскол и отторжение.
Фото: Шимон Бриман.
"Вести", 17.09.2007
|
|