Шимон Бриман



45 минут Холокоста
Кому в СНГ нужны уроки еврейской Катастрофы?

«Голокост»: взгляд из Киева

Так уж вышло, что для сотен преподавателей вузов СНГ, исследователей и школьных учителей именно Холокост стал легальной формой прикосновения к ранее запретной еврейской истории. За десять постсоветских лет, как грибы после дождя, в России, Украине и Белоруссии проросли центры изучения Катастрофы. Центров родилось так много, что глава крупнейшего из них – д-р Илья Альтман (Российский научно-просветительский центр «Холокост»), недавно предложил создать Ассоциацию центров по изучению Холокоста в Восточной Европе.
Украина, каждый город которой имеет свой Бабий Яр, рассматривает геноцид евреев не только как тему научных дискуссий, но и как актуальный вопрос для политических споров. Острота полемики в украинской прессе вокруг событий 60-летней давности вполне заслужена: слишком много было крови на этой земле, слишком велика была коллаборация местного населения с гитлеровцами.
В Киеве на фоне этих трудностей произошло отрадное событие. Весной 2002 года был создан «Украинский центр изучения Холокоста» при Институте политических и этнонациональных исследований АН Украины. Центр возглавил д-р Анатолий Подольский, защитивший диссертацию об уничтожении евреев Украины в годы немецкой оккупации. При поддержке известного еврейского активиста из США Мартина Горвица одним из спонсоров центра стал Фонд развития еврейских общин (JCDF). Центр поставил перед собой нелегкие задачи – исследования в области геноцида евреев и педагогическая поддержка преподавания Холокоста в школах и вузах Украины.
Блестящим начинанием киевского центра стал выпуск ежемесячника «Голокост и сучаснисть» («Холокост и современность», редактор – Артур Фредекинд). По мнению Подольского, написание термина «Голокост» наиболее соответствует украинскому произношению слова «Holocaust». Скромно называемый бюллетенем, этот ежемесячник быстро превратился в единственный на территории СНГ научно-педагогический журнал по проблемам Холокоста. Публикуя материалы по-украински и по-русски, бюллетень смог привлечь на свои страницы многих видных ученых-историков, архивоведов, культурологов и педагогов.
Так, харьковский историк д-р Александр Круглов опубликовал в бюллетене интереснейший материал по ранее секретным нацистским документам, посвященный трагедии Бабьего Яра. Круглов с точностью до роты и взвода показал участие украинских полицейских и отрядов националистов - стронников Бандеры в организации убийства евреев Киева в 1941 году. Ученый ясно провел связь между колоссальными взрывами радиомин на Крещатике («подарок» немцам от отступившей Красной Армии) и решением взбешенных гитлеровцев устроить срочный и массовый расстрел всех киевских евреев.
Газета «Вести», оказывается, хорошо знакома украинским специалистам. Например, в первом номере журнала я с удивлением обнаружил краткий украинский перевод своей же статьи о Ваннзейской конференции («Вести-2» от 7.02.2002). На страницах бюллетеня Стер Елисаветский отметил факт участия Ваффен-СС в геноциде евреев: в Бердичеве, например, за два июльских дня 1941 года 850 евреев были схвачены и расстреляны солдатами саперного взвода дивизии СС «Викинг». Данная подробность крайне важна на фоне попыток ряда историков ФРГ обелить солдат «боевых» СС, изобразить их как обычных фронтовиков, не имевших отношения к концлагерям и Холокосту. Попутно замечу, что дивизия СС «Викинг» почти вся состояла из добровольцев, прибывших из Норвегии, Швеции, Дании и других стран северной Европы.
Крымский историк Михаил Тяглый развенчал в бюллетене дутую и скандальную «сенсацию» другого исследователя – В. Гурковича. Последний сообщил в газете «Крымское время»: «Сталин спас во время войны 34 тысячи евреев Крыма». Гуркович заявил, что при вывозе беженцев с полуострова существовало решение о первоочередной и предпочтительной эвакуации евреев. При этом Гуркович ссылается на статистическую ведомость ноября 1941 года, согласно которой беженцы-евреи составили 51,3 процента от всех евреев Крыма, а беженцы других национальностей – только 3,3 процента от всего нееврейского населения. Михаил Тяглый доказывает, что Гуркович цитирует не советский документ об эвакуации, а «заказную» справку ...Городской управы оккупированного Симферополя за февраль 1942 года!
Но и самому Михаилу Тяглому можно направить некий упрек. В №3 бюллетеня «Голокост и сучаснить» (июль 2002г.) историк упоминает доклад чиновника Зиферса в Берлин от 20 марта 1942 года (госархив Республики Крым): «Этот доклад описывает межнациональную ситуацию в Крыму и свидетельствует о планах нацистских чиновников на привлечение местного населения к службе в добровольческих формированиях вермахта». Зачем нужен подобный камуфляж и «новояз»? Не лучше ли сказать прямо, что в немецком докладе предлагается создать боевые отряды из крымских татар или украинцев – к чему скрывать этническую специфику под маской «местного населения»?

Геноцид и школа

Ни одна из стран СНГ не имеет в своих школьных курсах истории отдельных занятий и тем по проблематике Холокоста. Крупнейший геноцид 20-го века, уникальный во всех отношениях, или не называется совсем, или же сухо проговаривается между строк в параграфах о Третьем рейхе и Второй Мировой войне. Учебники России и Украины скрывают правду о Холокосте.
Учебник РФ «Мир в 20-м веке» для 11-х классов (1996) не отмечает антиеврейскую направленность нацистской идеологии, не указывает число жертв Катастрофы, отмечая, что «в лагерях смерти должно было уничтожаться «нежелательное население». В учебнике «История России, 20-й век» А. Данилова и Л. Косулина (1998) тема Холокоста вообще игнорируется («в гитлеровских лагерях смерти было уничтожено 11 миллионов граждан СССР»).
Учебник Ф. Турченко «Новитня история Украины, 1917-1945» для 10-х классов (1994) отмечает, что в годы немецкой оккупации «украинцы и другие жители республики превратились в людей «третьего сорта». В Бабьем Яру расстреливали людей разных национальностей, прежде всего евреев». В аналогичном учебнике М. Рожика и М. Ерстенюка для 10-х классов (Киев, 1996) ни слова не сказано о немецкой политике государственного антисемитизма, о планомерном уничтожении евреев. Евреи в тексте вообще не упоминаются.
Д-р Сергей Жумарь, преподаватель Минского госуниверситета, подчеркивает трудности преподавания Холокоста в школах Беларуси. «Младшие и средние школьники воспринимают жизнь сквозь призму кровавых телесериалов и боевиков, где люди гибнут сотнями. Для них Холокост – это черно-белый фильм ужасов с вялотекущим сюжетом, способный затронуть лишь самых чувствительных». Усвоению материала о геноциде евреев мешают и подозрения школьников о том, что история Холокост лоббируется во имя интересов Израиля, еврейской диаспоры, получения «швейцарских денег». По мнению Жумаря, ученики психологически отторгают тему Холокоста на фоне повальной бедности и назойливых инициатив Израиля: «Представьте нищую школу, в которую «Яд ва-Шем» присылает компьютер, дорогостоящие пособия: «изучайте, дети, Холокост!»
Редкие исключения из правил происходят при поддержке отдельных учителей. Так, учитель истории киевского лицея № 202 Илья Медвинский преподает Холокост своим ученикам на занятиях в 10-м классе. Аналогичные уроки проводит в том же Киеве учительница средней школы № 58 Марина Михайлюк. Ее ученик – 10-классник Антон Косенко написал в бюллетень «Голокост и сучаснисть»: «Катастрофа не случилась бы, если евреям протянули бы руку помощи».
Школа № 444 (Москва) сотрудничает с Российским центром «Холокост»; ребята дополнительно изучают историю Холокоста в кружке под руководством учителя географии Бориса Познянского. Под эгидой д-ра Сергея Шпагина ведется преподавание Холокоста в университете Ростова-на-Дону, в ростовских школах № 5, 13 и 22, в лицее молодых историков, в гимназии «Финист», в ряде школ Сайска и Батайска. Ростовские школьники активно участвуют во Всероссийских конкурсах работ по теме Холокоста, проводимы Российским центром «Холокост».
Голоса против преподавания Холокоста в школах СНГ можно услышать даже от лидеров еврейского образования. Например, Валерий Столов – директор школы «Бейт-Менахем» (Петербург) заявляет: «Многие в России убеждены, что применительно к евреям нарушается принцип равных возможностей в образовании, отдыхе, соцобеспечении, возможности изменить страну проживания. На фоне таких настроений излишняя настойчивость в навязывании темы еврейских страданий часто воспринимается как попытка подвести теоретическую базу под еврейские привилегии». Исходя из этого, Столов советует включать Холокост в школьную программу России «с большой осторожностью».

«Шквал ужасов»

Чем больше скрытого и явного антисемитизма в том или ином регионе, тем сильнее атаки против изучения Холокоста в школах и вузах. Недавно киевская «Академия управления персоналом» призвала ООН ликвидировать Израиль и разгромить сионизм (см. «Вести-2» от 11.07.2002). В поддержку антисемитских идей этой Академии выступил глава Конфедерации негосударственных вузов Украины д-р М. Головатый. Поругав сионизм и богоизбранность евреев, Головатый «ни к селу, ни к городу» вдруг заявляет: «Недопустимо требовать отдельного признания какой-то наибольшей трагедии и обязательного изучения ее во всех учебных заведениях – пусть это Холокост или депортация крымских татар. Точно также недопустимо не видеть многолетних страданий палестинского народа».
Пока в Киеве бушуют страсти, «Украинский центр изучения Холокоста» проводит летом 2002 года в Виннице на базе местного пединститута первый семинар для вузовских преподавателей. Участвуют историки, политологи и культурологи из 12 университетов центральной и западной Украины. На семинаре выяснилось, что Холокост уже преподается в Черновицком, Волынском, Мелитопольском и Ровненском университетах. Десятки преподавателей хотят узнать больше о Холокосте.
Во Львове, как известно, царит «особая» аура еврейско-украинских отношений, политая такой кровью, которая, вероятно, проступает сквозь брусчатку львовских площадей. В этом славном львином граде преподает профессор Рудольф Мирский, глава центра по изучению Холокоста при Национальном университете «Львовская Политехника». Известный историк и философ, Мирский вынужден учитывать львовскую реальность неприятия всего еврейского. Профессор открыл публичную дискуссию скандальным тезисом: «Представляется допустимой постановка вопроса об ответственности «жертвы Холокоста», т.е. в какой степени ответственна «жертва» за то, что стала жертвой». То-то порадуются внуки полицаев и бойцов 14-й дивизии СС «Галичина», посмеявшись над морализаторством Мирского.
Но пожилой профессор-еврей на этом не останавливается. Он предлагает отказаться от преподавания Холокоста в школах и вузах Украины до тех пор, пока не будет проведена «радикальная реформа системы образования Украины, ее фундаментальная гуманизация». Рудольф Мирский беспокоится о душевном здоровье молодых украинцев: «Весь этот шквал холокостических ужасов стал обрушиваться на юные и неподготовленные головки украинских школьников и студентов, вызывая у них самозащитный и все более громко звучащий вопрос: «Зачем евреи навязывают нам свою трагедию?!»
А действительно – зачем? Какое нам, израильтянам, дело до того, что львовский (смоленский, минский) школьник будет считать исчезновение евреев из его города в 1942 году мелким и скучным эпизодом Второй Мировой? По большому счету, Израиль вообще не должны заботить школьные или вузовские учебники СНГ. Ведь если россияне и украинцы не желают анализировать свое прошлое, то израильское навязывание Холокоста отторгается на этом фоне как чуждое и корыстное вмешательство.
С другой стороны, Израиль и еврейскую диаспору в СНГ не может не беспокоить степень молодежной радикализации и фашизации. Если махнуть рукой на Холокост, то нацизм получит дополнительную легитимацию не только в глазах шовинистов и экстремистов, но и среди обычной молодежи.
Красноречивый пример: в 2000 году в редакцию журнала «Преподавание истории в школе» (Москва) пришло письмо студента-дипломника Чебоксарского госуниверситета. Молодой историк и будущий преподаватель сообщает: «Я считал политику ликвидации еврейства правильной. Она была жестокой, но необходимой. К счастью, мне попалась книга швейцарского ревизиониста Графа. Я понял, что все это время жил обманутым. Холокост – это всего лишь пропагандистская выдумка евреев и их друзей. С подлинным национал-социалистическим приветом, (такой-то)».
Нет сомнений, что подобные «приветы» еще ударят и по евреям СНГ, и по «титульным» народам бывшего Союза. Несмотря на побочные эффекты, преподавание Холокоста – это все-таки хорошая прививка от фашизма.



Hosting by TopList Rambler Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. Дизайн: © Studio Har Moria