Шимон Бриман
Нацистское язычество: от Германии до Израиля
Руны СС в Хайфе
Детская площадка в самом обычном «спальном» районе. Ребенок посажен на качели; вокруг разливается ивритская и русская речь резвящейся детворы. Со склона Кармеля видно, как солнце уходит в Средиземное море. Случайный поворот головы – и по глазам бьет чья-то злоба. На каменных плитах возле качелей большими буквами намалевано по-английски и по-немецки: «Я ненавижу евреев!!! Хрустальная ночь-2». В левой части триптиха рядом с загадочными знаками помещено заклинание: «Вотан с нами». Чтобы не оставалось сомнений в авторстве, перед словами «Я ненавижу» спарились два зигзага – молнии СС. Вот мы и дождались: неонацисты в Израиле накануне Дня Победы.
Родители на площадке называют разные даты появления надписи. Кто указывает на 20 апреля, кто припоминает, что впервые увидел эти слова еще в День Катастрофы («тогда еще сирена звучала»). Сидящие на скамейке мамаши и бабушки удивляются моим распросам («Ну нарисовали, и ладно. Это же подростки – что с них взять»). Взять действительно нечего, да и не с кого. Если бы нацистские графитти оказались на стене еврейского детского сада в Марселе, то Израиль бы гневно осуждал французских юдофобов. Подобная же надпись возле нааматовского детсада на улице Марсель в Хайфе никого, видимо, не задевает. Так, подростковое баловство – не больше.
Делаю фотографии места происшествия и несу их в муниципалитет. Заместитель мэра Хайфы Валентин Файнберг шокирован нацистской мерзостью, которая докатилась и до нас. Он звонит в городской отдел, отвечающий за внешний вид парков и скверов: «Надо направить рабочих для замазывания антисемитской надписи». Файнберг передает рабочим два снимка, возвращая мне при этом фотографию «Вотан с нами». «Этот снимок им ни о чем не скажет. Для того, чтобы знать, кто такой Вотан, надо иметь по крайней мере европейское образование», - говорит професор Файнберг.
Краткая справка: Вотан – патриарх богов в германской и скандинавской мифологии. Его обычно изображают высоким худым стариком в черном плаще. Согласно легендам, Вотан (он же Один, Воден) девять дней провел в трансе, привязавшись к Ясеню Вселенной, постигая запрещенную мудрость. Он пожертвовал одним глазом, но создал волшебный рунический алфавит. С Вотаном сталкивается любой человек, изучающий английский язык: день недели среда (Wednesday) происходит от имени Вотана.
Две молнии над скамейкой в Хайфе - это руна «Зиг», знак власти, борьбы и смерти. В 1933 году художник-график Вальтер Хек – гауптштурмфюрер СС, соединил две руны «Зиг» для эмблемы СС. Свое авторское право дизайнер продал всего за 2,5 рейхсмарки. Порывшись в книгах, мне удалось расшифровать два красных знака на хайфском триптихе. Справа – рунический символ «Ман», слева – руна «Ир». Первый знак обозначает силу, истину, дыхание жизни и обновление тела. «Ир» в германо-скандинавских эпосах имеет противоположный смысл – ложь, заблуждения, безумие, похоть, алкогольное опьянение и ненависть. Числовое значение руны «Ман» - 15, а «Ир» - 16 (позволю себе гипотезу: этими рунами авторы графитти могли указать свой возраст). В СС первый знак назывался «лебен-руне» и использовался в документах для указания даты рождения; вторым знаком – «тотен-руне», обозначалась дата смерти.
«Тотен-руне» представляет собой стоящего на голове шута. Ирония истории: пацифисты и хиппи всего мира создали свой антивоенный знак, поместив эсэсовскую «тотен-руне» в круг.
Вотан стал любимым персонажем немецких националистов от Вагнера до Гитлера. Вот как выглядит текстовое пояснение оперного финала «Кольца Нибелунгов»: «Вотан поднимается в Вальгаллу, держа в руке своей обломки копья. Он приказывает срубить ствол Ясеня Мира. Брунгильда возвращает Кольцо глубинам Рейна. Умри спокойно, бог! Валькирия возвещает оставшимся в живых от великой резни будущий закон вселенной. Ни золото, ни величие богов, ни лживые узы жалких договоров не сделают нас счасливыми. Сделает это только любовь. И когда Зигфрид и Брунгильда погибают в охваченной пламенем Вальгалле, посреди багрового неба показывается Вотан, погружающийся в Сумерки богов». Специалисты давно заметили, что Гитлер разыграл свой финал в духе Вотана и Вагнера, принимая тактику «выжженой земли» и устраивая свой безумный брак в бункере с Евой Браун, приготовив заранее бензин для сожжения тел. Даже на брачном контракте 29 апреля в свои последние минуты Гитлер подписывается молнией – руной Вотана.
Посев слепого вотаниста
Еще в 1892 году любитель Вагнера и кабинетный философ Гвидо фон Лист читает лекцию в венском клубе «Немецкий дом», где впервые заявляет, что культ Вотана был национальной религией древних тевтонов. Лист погружается в мир своих фантазий. Жрецы Вотана превращаются в просветленную элиту арио-германской расы – наследников Атлантиды. Лист практически теряет зрение после удаления катаракты. Сто лет назад – в 1902 году, ослепший Лист посылает в Венскую Академию наук свой главный труд об оккультном толковании рунических знаков. Академия с презрением возвращает рукопись (через несколько лет Академия художеств так же отвергнет молодого Гитлера).
Гвидо фон Лист не смиряется с фиаско и публикует в 1906-1910 годах книги о Вотане и рунах - «Таинства арио-германцев» и «Религия арио-германцев». Он совершает паломничество к избранным местам “земли Остара, где еще жив дух Вотана”. В июне 1911 группа его учеников посетила катакомбы собора, где юный Лист впервые ощутил присутствие языческого бога, и затем направилась к другим святыням Вотана на Каленберге, в Клостернебурге и Карнунтуме. В ноябре Лист получил письмо, подписанное псевдонимом Тарнхари; автор назвался потомком и воплотившейся душой вождя древнего племени служителей Вотана. Тарнхари сообщал, что его родовые воспоминания-видения подтверждают воссозданные Листом арио-германские традиции (в 1920-х годах Тарнхари был связан с Дитрихом Эккартом - наставником Гитлера в первые дни партии нацистов).
После августа 1914 идеи Листа привлекали тех, кто искал мистических объяснений военным трудностям. Лист получал множество писем с фронта, в которых его благодарили за утешительные открытия; руны и древние арийские символы находили на камнях, далеко от домашнего очага - они помогали верить в окончательную победу германцев. Книги Листа передавались из рук в руки в окопах и полевых госпиталях. Накануне февральской революции 1917 года в России Лист имел видение, убедившее его в скорой победе над союзниками. Но осенью 1918 империя Габсбургов рухнула. 17 мая 1919 года вотанический маг умер от воспаления легких.
Одним из путей распространения идей вотанизма Гвидо фон Листа стало творчество его верного ученика Йорга Ланца фон Либенфельса. За 30 лет до Холокоста Ланц призывал обезвреживать расовые меньшинства – высылать их на Мадагаскар, обращать в рабство, кремировать как священную жертву Вотану. Уже к середине 1908 года Ланц издал 25 номеров своего мистико-расового журнала «Ostara» и мог издать еще 40 номеров, прежде чем молодой Гитлер покинул Вену в мае 1913 года. Ввиду сходства их идей прославления стоящей под угрозой арийской расы, установления языческой арио-германской империи, связь между этими людьми выглядит крайне вероятной.
В мае 1951 года 79-летний Йорг Ланц сообщил психологу Вильфриду Дэйму, что Гитлер посещал его в редакции журнала в 1909 году. Гитлер рассказывал тогда, что покупает «Ostara» в табачном киоске. Гитлер также сказал, что его крайне интересуют расовые теории Ланца, и он хотел бы купить несколько старых номеров для завершения своей коллекции. Йозеф Грейнер, главный свидетель жизни Гитлера в Вене после 1908 года, вспоминал, что Гитлер владел значительной коллекцией «Ostara» - там было около 50 номеров. Свидетельница Эльза Шмидт-Фальк сообщила, что Гитлер часто упоминал о своем чтении Гвидо фон Листа и с энтузиазмом цитировал книги старого мистика.
Наиболее важными переносчиками идей Гвидо фон Листа стали создатели Germanenorden. В 1916 году барон Рудольф фон Зеботтендорф увидел газетную рекламу Germanenorden, приглашавшую светловолосых и голубоглазых немецких мужчин и женщин к вступлению в загадочный арийский орден. Глава Germanenorden в Берлине Герман Поль объяснил на встрече с бароном, что пришел к изучению рун через Гвидо фон Листа и убежден: утрата арийцами знаний об их магической власти связана с нарушением расовой чистоты, в особенности от скрещивания с евреями. Он полагал, что это знание может быть восстановлено только путем очищения расы.
Летом 1918 года под руководством Зеботтендорфа в Баварии было уже 1500 членов ордена. Каждого новичка проверяли «пластометром» - замером черепа для выявления расовой чистоты. На церемонии посвящения звучала музыка Вагнера; мастер совершал над неофитом магические движения «копьем Вотана». В августе орден принял название «Общество Туле». Комнаты украшались эмблемой Thule - длинным кинжалом и «солнечным колесом» свастики. Название «Туле» происходит от имени, данного самой северной земле, открытой Пифеем в 4 веке до н.э. Зеботтендорф отождествил эту «Ультима Туле» с Исландией. Вечером 9 ноября 1918 года в «Туле» шел концерт. За сутки до этого в Баварии произошла революция. Ее возглавил еврейский журналист Курт Эйснер. Члены «Общества Thule» были ошеломлены. Германия потерпела крах. Зеботтендорф произнес: «Вчера мы пережили гибель всего, что было нам дорого, близко и свято. Вместо принцев германской крови у власти наши смертельные враги - евреи».
Власть в Баварии захватили русские эмигранты-евреи Левине, Ниссен, Аксельрод и Левин, участники кровопролития 1905 года в России; их террор смягчала только их неумелость. «Туле» готовило оружие для борьбы против правительства Эйснера. 21 февраля 1919 Эйснер был убит Арко Валлеем: молодой еврей, не допущенный в «Туле», пожелал доказать свое националистическое призвание, убив другого еврея. Коммунисты 26 апреля разгромили помещения «Туле». Семерых членов общества расстреляли. Казнь взбудоражила мюнхенских обывателей. «Белые» войска 1 мая подошли к городу и нашли его жителей восставшими против «красных».
Гитлер в первую очередь обратился к членам «Туле». Войско будущего фюрера состояло, кроме самого «Общества Туле», из «Немецкого рабочего союза», основанного братом из «Туле» Карлом Харрером в Мюнхене, а также из «Немецкой социалистической партии» Георга Грассингера. Из этих трех источников Гитлер создал НСДАП. Зеботтендорф обеспечил журналистскую основу для нацистской партии. В июне 1918 газета «Beobachter» закрывалась, но Зеботтендорф купил ее за 5000 марок. Он переименовал ее в «Munchener Beobachter und Sportblatt», снабдив ее резкими антисемитскими передовицами. С июля 1918 по май 1919 редакция газеты находилась в помещениях «Туле».
В 1923 году Зеботтендорф уехал в Швейцарию, где закончил оккультный трактат об исламских дервишах. В 1933 он возвращается в Мюнхен, чтобы воскресить «Общество Туле» в Третьем Рейхе, но впадает в немилость у нацистов, поскольку считает себя предтечей НСДАП. Он находит себе место в немецкой разведслужбе Стамбула. Его бывший шеф вспоминал о нем как о нищем старике, чья информация была совершенно бесполезна. 9 мая 1945 года престарелый барон от отчаяния бросается в Босфор.
Карл Вилигут (1866-1946) – еще один мистик и язычник, благодаря своей фантазии стал наставником рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера. Вилигут утверждал, что владеет родовой памятью, которая позволяет ему видеть события из жизни его вотанического племени более чем тысячелетней давности. Он сообщал, что получает советы в форме рун от своего дедушки. В СС не знали, что в 1924-1927 годах Вилигут находился в психдиспансере с диагнозом «шизофрения и параноидальные расстройства». В 1933 году старого мистика представили Гиммлеру. Последний был потрясен видениями Вилигута и решил использовать «уникальный» источник информации о древнем немецком язычестве.
В сентябре 1933 Вилигут вступил в СС под псевдонимом Карл Мария Вейстхор и был назначен главой отделения древней истории Главного управлении расы и переселений СС. Его обязанности состояли в том, чтобы перелагать на бумагу свои родовые воспоминания, обсуждать языческие традиции с Гиммлером. В апреле 1934 Вейстхор стал штандартенфюрером СС и продолжил свои встречи с рейхсфюрером. Вилигут разрабатывал эмблему Totenkopfring - кольцо мертвой головы, которым награждались члены СС, и концепцию Вевельсбурга как ордена-замка СС. Только в ноябре 1938 генерал Карл Вольф разыскал документы о безумии Вилигута и добился увольнения шизофреника из СС.
В 1935 году в рамках СС было создано «Общество изучения наследия предков» (Ahnenerbe). Первым его руководителем стал Герман Вирт, считавший рунические знаки протописьменностью, которая распространилась по свету благодаря миграциям нордической расы из Северной Атлантики и Арктики. Хотя Вирта вскоре увольняют как фальсификатора и фантазера, при Ahnenerbe в 1940 году открывается Центр рунологических исследований. После войны появились сенсационные публикации о том, что в Ahnenerbe нацисты пытались влиять на некие потусторонние силы с помощью рун. Но реальность остается другой: никакая мистика не помогла гитлеровцам победить.
За века истории последователи разных идолов боролись против евреев. На фоне Озириса, Аштарты или Перуна почему-то именно Вотан вдохновил самых кровавых истребителей народа Книги. Лекции Гвидо фон Листа о язычестве для романтиков-интеллектуалов 1892 года породили практиков геноцида из Треблинки и Бабьего яра. Посев слепого вотаниста 1902 года дал обильные всходы в 1942 году на капустных полях, удобренных пеплом кремированных из соседнего лагеря смерти.
Потеки цемента
Кто же автор неонацистской надписи в Хайфе? Полиция не стала заниматься этим вопросом, хотя случай на детской площадке – уже не первый. Два месяца назад в том же районе города на пересечении улиц Флег и Черниховски на белой стене магазина тем же почерком было выведено гигантскими черными буквами по-немецки: «Работа делает свободным». Плюс свастика для непонятливых. Раньше эту фразу можно было увидеть только на воротах Освенцима. Но и теперь на магазинной стене сквозь пятна внешней краски просвечиваются «ARBEIT» и «FREI». Перед магазином всегда много подростков – там находится автобусная остановка, ближайшая к элитарной хайфской школе «Лео Бек».
Попытка узнать что-либо наталкивается на двоякую реакцию родителей, гуляющих с детьми в скверике на улице Марсель. Кто-то быстро находит виновных: «Чему вы удивляетесь! Понаехали гои из Союза, вот и рисуют всякую дрянь». Другие набрасываются на меня: «Что вы здесь выискиваете? А если это наши дети нарисовали, так что теперь?!»
Тувья Фридман, глава хайфского Института документации Холокоста, человек, который вывел Моссад на след Эйхмана, считает, что надпись на площадке могли сделать и зарубежные туристы. По его глазам видно: 80-летнему Тувье невозможно даже представить, что юные израильтяне способны на такое. Но откуда взяться пресловутым иностранцам среди пятиэтажек и обычных хайфских дворов в районе, где половина жителей – репатрианты из СНГ?
Сегодня на просторах бывшего СССР среди «продвинутых» подростков и молодежи весьма популярны темы мистики. Огромен интерес к ранее запретным подробностям нацизма. Тусовки бритоголовых так разнообразят жизнь. Язычество – как славянское, так и германское, выглядит симпатичной альтернативой скучным официальным религиям. Вотан и руны фигурируют в каждой третьей книжке стиля «фэнтэзи». Прибавьте к этому щепотку «дури», немного спиртного и полный духовный вакуум – и получится примерный портрет 16-летнего нового репатрианта «по дедушке», прибывшего недавно в Израиль и чувствующего свою полную оторванность от всего еврейского. На этой почве вполне может произрасти крик из глубин души: «Я ненавижу евреев!!!»
В Интернете на специальных сайтах подробно расписаны инструкции об установлении контакта с Вотаном, указаны нужные заклинания по «энерго-информационной подпитке Мидгарда» - срединного мира древних германцев. Для изготовления магического круга Вотана (валькнута) используется кровь: «Рассеките острым предметом кожу на ладони, чтобы обильно пошла кровь. Собирайте кровь ниже места разреза ножом и направляйте ее на круг. Дайте крови высохнуть. Сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что ваши легкие заполняются голубой дымкой. Раскрасьте руны своей кровью». Это похоже на бред, но еще неизвестно, чем были нарисованы две красные руны на хайфской площадке.
В Москву недавно приезжала языческая рок-группа «Атараксия» из Италии. Появилось даже особое направление в молодежной музыке – готик-неофольк, или «темный рок». Руководитель бельгийской группы «Донарз Криг» («арийский тяжелый рок») заявил в интервью на сайте российских «металлистов»: «Наш второй альбом посвящен Германии, очищенной от евреев. Под Германией я понимаю страну германских племен. Кстати, и наши фламандцы воевали в СС». «Что бы вы могли пожелать всем белым братьям в России и Европе?» - «Мы должны обеспечить существование нашей расы и будущего для белых детей».
Пока хайфские дети гуляли рядом с черными буквами неонацистов, городская пресса была увлечена совсем другими надписями. 10 мая 2002 года на редакционной полосе «Едиот Хейфа» был помещен материал Римы Мустафы. Оказывается, на двери мужского туалета мэрии Хайфы кто-то написал маркером: «Хороший араб – мертвый». Ясное дело, что смелая журналистка не врывалась в комнату для джентльменов. Надпись обнаружил депутат городского совета Эйман Ауда (ХАДАШ) – тот самый Ауда, который предлагает дать арабское имя проспекту Сионизма в Хайфе. Тот самый Ауда, который говорит о сионистской оккупации арабской Хайфы в 1948 году. Тот самый Ауда, который демонстративно вышел из зала горсовета на траурной церемонии памяти жертв теракта в Хайфе в декабре 2001 года – после слов местного шейха о том, что самоубийства и террор противны исламу.
Вообразите себе картину. Арабский депутат заходит в кабинку, но вместо желанного облегчения он вынужден вспомнить блестящий афоризм Путина: «Будем мочить в сортирах!» В итоге Эйман Ауда раздувает дело о туалетной надписи до небес. Он заявляет в интервью: «Такое же подстрекательство привело к убийству Ицхака Рабина. Я предупреждаю израильское общество об опасности фашизма».
Ауда объяснит нам, неразумным, что такое фашизм. Мелким шрифтом в туалете против арабов – это фашизм. Метровыми буквами краской в центре жилого района против евреев – это баловство подростков и издержки демократии.
Рабочие из мэрии приехали накануне Дня Победы и вылили пару ведер цемента на Вотана, эсэсовские руны и подлые слова неизвестных антисемитов. Под потеками цемента исчезли молнии СС. Жаль только, что никаким цементом нельзя заделать дыры в душах.
"Вести", 05.2002
|
|