Шимон Бриман



"Иудаизм с радостью, сионизм с душой!"

Планы Института изучения иудаизма: 200 отделений и 10 тысяч учеников-олим в 2003 году

Золотая середина по-еврейски

Наша достославная алия озадачила Израиль проблемой массового приезда неевреев в страну, текущую молоком «Тнувы» и медом «Яд Мордехай». Почти треть миллиона олим волею судеб и своих родителей не являются евреями. Многие государственные мужи размышляют так: «Надо помогать этим новым гражданам и их детям становиться евреями, чтобы в будущем не возникла национально-демографическая бомба, способная взорвать еврейский Израиль».
Взаимное непонимание светских и религиозных политиков отразилось в диаметрально противоположных «рецептах» разрешения создавшейся ситуации. Левые радикалы предлагают первый путь: придавить ортодоксально-религиозную норму перехода в еврейство, сломать хребет устоявшейся традиции тридцати веков, облегчить и выхолостить саму суть гиюра на фоне высоких лозунгов о демократии и правах человека. Для влиятельного сектора харедим более симпатичен второй путь: послать всех светских подальше, замкнуться в себе и ужесточить условия гиюра.
Есть и третий подход, некая золотая середина: подстроиться под еврейскую традицию, не ломать ее, а использовать все ресурсы современного еврейского государства для гибкого сосуществования с традицией, благодаря которой народ Израиля выжил и сохранил свое уникальное лицо. Жизнеспособна ли такая точка зрения?
Еще при Биби Нетаниягу были разработаны предложения комиссии Неэмана, показавшиеся слишком половинчатыми и тусливыми в глазах левых и слишком пораженческими и радикальными с точки зрения упорствующих харедим. Из числа министров того правительства лишь один Натан Щаранский безоговорочно поддержал тогда компромиссный путь.
Рекомендации Неэмана гласили: нужно создать по всему Израилю отделения нового Института изучения иудаизма. Преподавать в них будут как ортодоксы, так и реформисты с консерваторами. Слушатели этих курсов смогут по желанию пройти «выпускные экзамены», то есть гиюр. Утверждение данных переходов в еврейство остается на совести и ответственности Главного раввината. Удачность идеи создания такого института заключалась еще и в том, что на его курсах могут учиться и евреи, стремящиеся узнать больше о наследии своего народа.

Тихая революция?

Кабинет Нетаниягу ушел с капитанского мостика, но идеи комиссии Неэмана дали свои плоды. Летом 1999 года был создан Институт изучения иудаизма, чьими родителями-учредителями стали Еврейское Агентство и правительство Израиля. С осени 1999 года Институт начал осуществлять пилотные проекты в нескольких городах страны, а уже летом 2000 года первую группу выпускников ожидали экзамены раввината.
В том же учебном году появилась принципиально важная договоренность с Сохнутом: сотни молодых олим, прибывших по сохнутовской программе СЭЛА, будут знакомиться с иудаизмом и еврейской историей под руководством преподавателей института. Глава Еврейского Агентства Салай Меридор сформулировал свое отношение к новому детищу Сохнута кратко, но весомо, назвав деятельность Института изучения иудаизма «высшим национальным интересом».
Немного статистики: во второй половине 1990-х годов различные религиозные организации Израиля подготовили к гиюру только несколько сотен олим. Профессор Беньямин Иш-Шалом, председатель совета Института изучения иудаизма, сразу заявил, что даже 500 гиюров в год – это очень мало. «Бывают времена, когда нельзя слишком много колебаться и сомневаться. Надо думать о выживании еврейского народа и его государства. Тех репатриантов, которые хотят приобщиться к еврейству, мы должны принять, открыв врата еврейского народа и наши сердца», - заявил профессор Иш-Шалом.
Встречаясь с руководством института и его преподавателями, Натан Щаранский сформулировал свое видение компромиссной системы. По мысли министра, благодаря выводам комиссии Неэмана можно преодолеть глубокий раскол между разными теченими иудаизма, между Израилем и диаспорой. «Израиль – это то немногое, что соединяет бруклинского хабадника и реформиста из Сан-Франциско. Я убежден, что можно вести людей к еврейству без войн, без принуждения и обид. Нужно быть только позитивным примером, поэтому я желаю мудрости всем преподавателям института. Очень надеюсь, что первые группы, окончившие ульпан-гиюры, успешно пройдут экзамены в раввинате. Это будет историческим достижением», - подчеркнул Щаранский.
Сегодня об этом уже можно говорить как о свершившемся факте: сотни гиюров выпускников института, созданного по итогам комиссии Неэмана, были утверждены раввинатом. Что это, если не тихая революция, которая без помпы и рекламы надвигается на «русскую улицу»?

Ситроэн на «русской» трассе

Генеральный директор этого института Нехемья Ситроэн по себе знает, что такое алия, будучи репатриантом из США. Нехемья отслужил в боевых частях израильской армии, много лет проработал в Сохнуте. Интервью с Нехемьей нельзя не начать с вопроса о том, не родственник ли он Андрэ Ситроэну – создателю знаменитого французского автомобильного концерна. К сожалению, нашему Ситроэну ничего не известно о таких семейных корнях.
- Как же себя чувствует Ситроэн на «русской» трассе в Израиле?
- Чувствует себя отлично. Возглавляя институт уже третий год, я вижу, что можно удесятерить масштабы нашей учебной работы на «русской улице». Да-да, не удивляйтесь. Судите сами о темпах развития института: в 2000 году – сорок отделений в различных городах Израиля, в 2001 – 100 отделений, а в начале 2002 года – уже 142 отделения. Год назад у нас было менее 1500 учащихся-олим, а сегодня эта цифра почти удвоилась до 2900 человек. За прошедшие годы через учебные группы института прошли 5300 репатриантов. Замечу при этом, что среди них было много евреев, желавших повысить свои знания в иудаизме.
- Что является главной задачей института? С чем вы приходите к репатриантам?
- Мы, по сути, решаем триединую задачу. Во-первых, институт помогает еврейскому государству интегрировать уникальную по своим масштабам и потенциалу алию в рамках мультикультурного израильского общества. Во-вторых, мы решаем индивидуальные проблемы национально-религиозной идентификации олим, которые не являются евреями, но искренне хотят стать частью еврейского народа. В-третьих, мы помогаем репатриантам-евреям больше узнать о собственной трехтысячелетней цивилизации. Все эти задачи требуют государственного подхода и размаха. Именно поэтому я уверен, что институт может многократно увеличить объем своей работы на «русской улице». Наши планы на 2003 год: 200 отделений и 10 тысяч учеников.
- Эти планы звучат довольно смело. Но что сегодня происходит с гиюрами? Идет ли вам навстречу раввинат?
- С Главным раввинатом у нас налажено прекрасное сотрудничество. Институт и раввинат – это государственные структуры, которым правительство поручило решать общую задачу. Почти 90 процентов выпускников наших ульпан-гиюров успешно проходят экзамен в раввинате. Их гиюр является официально признанным Государством Израиль. Могу с гордостью сообщить, что год назад, когда мы только развертывали свою деятельность, 216 репатриантов прошли гиюр после учебы в нашем институте. А в этом году мы надеемся на шестикратный рост числа переходящих в еврейство, ведь сегодня у нас на курсах гиюра занимаются почти 1200 олим!
- Как вам удается находить общий язык с репатриантами из бывшего СССР?
- У института в буквальном смысле общий язык с алией из стран СНГ. Нам удалось собрать великолепный преподавательский состав – более ста русскоязычных учителей и лекторов по иудаизму и еврейской истории. На мой взгляд, сейчас в нашем институте задействованы лучшие специалисты в этой области, лучшие преподавательские силы, способные донести сокровища еврейской мудрости до каждого учащегося на его родном языке.
- А сколько сотрудников вашего института заняты проверкой холодильников и длины одежды прошедших гиюр?
- (Смеется) Ясное дело, что ничем таким мы не занимаемся. Это все ложные стереотипы, накопившиеся вокруг темы гиюров. Мы никого не контролируем. Тем более, мы никого не агитируем «вступать в еврейство». Это вопрос личного и свободного выбора.
- Где проходят занятия в группах вашего института? Можете ли вы помочь тем репатриантам, которые хотят стать евреями во время службы в ЦАХАЛе?
- Десятки наших отделений открыты при матнасах и ульпанах иврита, в центрах абсорбции и в «молодежных деревнях», в рамках общественных организаций олим. Недавно заместитель министра абсорбции Юлий Эдельштейн посетил одну из наших учебных групп в Беэр-Шеве и высоко оценил увиденное там. Зимой мы открыли новый курс специально для солдат ЦАХАЛа – занятия проходят на одной из военных баз Галилеи. На практике происходят самые разные жизненные истории. Например, молодые ребята, приехавшие по сохнутовской программе СЭЛА и начавшие у нас подготовку к гиюру, успешно заканчивают этот процесс уже в рядах израильской армии.
- Какую обратную реакцию вы видите со стороны репатриантов? Изменилось ли, на ваш взгляд, отношение олим к еврейской традиции за последнее время?
- Стало заметным, что многие олим в этот сложный период инстинктивно потянулись к своим корням. Переживая с Израилем все тяготы и лишения, многие репатрианты ищут ответы на вопрос: кто мы? Что мы делаем на этой земле? Какова наша связь с нею? Когда возникают такие вопросы, появляются и группы людей, желающих открыть для себя богатейший мир еврейской мысли, истории и культуры. Важно донести это без скучных поучений и без диктата. Нужно показать людям, что бывает иудаизм с радостью, а сионизм – с душой!
После беседы с Нехемьей Ситроэном действительно кажется достижимой золотая середина – религиозная умеренность и, если хотите, либеральная ортодоксия. Для многих олим стало открытием то, что в Израиле можно одновременно быть и верующим евреем, и патриотом родной земли, живущим в мире с современным еврейским государством. Не случайно большинство руководителей и преподавателей Института изучения иудаизма носит вязаные кипы религиозных сионистов. Дело, конечно, не в головных уборах, а в сути: в сегодняшнем Израиле именно религиозные сионисты максимально готовы идти навстречу репатриантам в вопросах гиюра и приобщения к еврейству.
Если деятельность отделений этого института принесет планируемые плоды, то произойдет уникальное событие, которого еще не было за два последних тысячелетия еврейской истории. Как никогда раньше на Эрец Исраэль не обрушивалась алия подобного размера, состава и потенциала, так никогда раньше еврейская ортодоксия не шла на определенные уступки и смягчения своей позиции по поводу гиюров. Кошерность разумного компромисса может стать подлинной революцией в еврейском мире.



Hosting by TopList Rambler Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. Дизайн: © Studio Har Moria