ПОТЕМКИНСКОЕ МЕСТЕЧКО

Предыдущий египетский лидер Анвар Садат, заключивший с Менахемом Бегином соглашение о постепенной ликвидации еврейского государства, любил делиться с ним и с руководителями стран Запада своим сокровенным замыслом: он, по его словам, мечтал о строительстве на горе Синай культовых сооружений трех религий: мечети, церкви и синагоги. Лукавил, конечно, хитрый потомок Ишмаэля - усыплял бдительность неверных. И усыпив, получил Синай. Бредовому проекту погубителя несчастной бегинской души суждено было, однако, воплотиться в жизнь - но, слава Богу, не в Синае, а в далекой российской столице. "Сегодня лидер оппозиции Эхуд Барак отправляется в Москву на церемонию открытия синагоги и мемориала на Поклонной горе" - такая информация появилась на днях в газете "Вести". С мемориалом все ясно: если до сих пор подобного рода учреждения были только в Иерусалиме ("Яд ва-Шем") и в Вашингтоне, куда не так давно чуть ли не силком затащили профессионального истребителя евреев Арафата, то теперь таковое появится и в Москве, и посещение его станет обязательным для власть имущих юдофобов всех мастей, причем кое-кто из них будет приходить туда добровольно и часто, получая изощренное удовольствие от экспонатов, повествующих о страданиях евреев. Пежду прочим, Поклонная гора - национальный символ России и строить там синагогу - хамское пренебрежение чувствами русских националистов и еще одно свидетельство недальновидности наших сегодняшних троцких, за деяния которых, как известно, всегда отвечают бронштейны. По безумности такой акт можно сравнить разве что с празднованием хабадниками Хануки в Кремле. Но, возможно, на этой горе религиозные иудеи, живущие поблизости, толпами собираются трижды в день, не говоря уже о субботах и праздниках, как в единственном месте, где можно спокойно, без помех помолиться в миньяне? Ничего подобного! Еврейских ортодоксов в тамошней округе днем с огнем не сыщещь, и для того, чтобы пустить пыль в глаза зарубежным благотворителям, - мол, синагога действует, да еще как! - придется завозить туда по субботам реформистов со всего города, прельщая их бесплатным угощением и выступлением Даны Интернэшнл в качестве кантора. У входа в здание я бы повесил табличку: "Синагога имени князя Потемкина". А теперь оценим ситуацию в ее глобальном историческом аспекте. Вот уже пятьдесят лет существует в Эрец-Исраэль еврейское государство, которое за эти годы приняло практически всех евреев, которые хотели стать его гражданами. Более того: когда потоки репатриации из стран Восточной Европы иссякли, в страну стали завозить кого угодно - славянских переселенцев, фалашмуру, до отказа заполнившую местные церкви, румынских рабочих, оседающих здесь после заключения парагвайских браков с жительницами северного Тель-Авива... У евреев бывшего СССР, оставшихся там, было тридцать лет на то, чтобы вернуться в страну их отцов, - и те, кто не сделал этого до сих пор, в массе своей потеряны для еврейства. Попытка реанимировать еврейскую общинную жизнь в российском галуте порочна в основе своей: филантропы, открываюшие там еврейские школы и тратящие бешеные деньги на иные виды деятельности, порождают у своих подопечных иллюзию того, что полноценная национальная жизнь возможна вне Земли Израиля.Полноценная - невозможна! А колоссальные средства, выделяемые еврейскими организациями стран Запада и Израилем общинам государств Восточной Европы, следовало бы направить на помощь евреям Эрец-Исраэль, оставив их блудным братьям в галуте лишь деньги на содержание одиноких стариков. Впрочем, такого рода благотворительностью там уже и так занимаются местные гусинские и березовские. Что же касается этической стороны вопроса, то вся эта ситуация должна вызывать у нормального израильтянина жгучий стыд за своих собратьев, продолжающих упорно навязывать свое присутствие народам мира, у которых мы, с нашим вечным стремлением "обустроить" их страны в их же, как мы полагаем, интересах, вызываем вполне заслуженную неприязнь, а то и ненависть. Каждому человеку на планете известно о том, что у евреев вот уже полвека есть свое государство, за которое многие сыны этого народа сложили головы, и никто не сможет объяснить всему человечеству, почему вместо того, чтобы строить Третий Храм на иерусалимской горе Мориа, дети Израиля строят синагогу на Поклонной горе в Москве. А завтра они пойдут на избирательные участки - вновь решать судьбу народа, которому давно опротивели. Не исключено, кстати, что именно их голоса приведут к какому-нибудь историческому катаклизму, как, к примеру, голоса русских (во всех смыслах) израильтян привели к созданию палестинского государства. Помните архитектора Норвежских соглашений, большого русского (во всех смыслах) артиста Михаила Козакова, который выбрал "Дисконт" и Рабина и вернулся на родину, подальше от греха?.. Центростремительные процессы в духовной жизни большинства народов - сегодняшняя реальность. Чеченцы имеют полное право не желать присутствия русских в своей среде, армяне - азербайджанцев, сербы - боснийцев и все вместе - евреев. Империализм и его ублюдочный последыш, так называемый пролетарский интернационализм исчерпали себя; насильственное объединение наций завело человечество в тупик. Ничего не поделаешь - приходится возвращаться назад, к временам праведных праотцев, и жить по заповеданным им Всевышним законам. А для этого тем из последних галутных евреев, кто еще ощущает свою принадлежность к нашему народу, нужно интеллигентно попрощаться с людьми, среди которых они жили, поблагодарить за многовековое гостеприимство, попросить прощения за активное участие в решении их судеб, подавить в себе желание напомнить им о причиненных ими обидах - и, предложив в дальнейшем "дружить домами", обосноваться в собственном доме, на Земле обетованной, возвращаясь к Торе и готовясь к последней мировой войне, которую мусульманский мир, тоже достойно представленный на Поклонной горе, рано или поздно начнет против остального человечества.

"Вести", сентябрь 1998