Александр Риман "Тегеранские дети": история спасения
Несколько дней назад мой давний знакомый, бывший харьковчанин
Леон Надель, передал мне рассказ Татьяны Винокуровой (в девичестве
Шварц), которая уже в первые недели своего пребывания в Израиле,
в ноябре 1990 года, познакомилась в одном из ульпанов Бат-Яма с
преподавательницей иврита. Последняя прибыла в Палестину с
группой детей, которую в 1942-1943 годах удалось
переправить через Среднюю Азию и Иран.
Татьяна, жившая в послевоенные годы в Средней Азии,
едва не лишилась брата, который мог исчезнуть в
сталинской мясорубке из-за эпизода, также связанного с
историей «тегеранских детей», и потому история
преподавательницы из Бат-Яма не могла оставить ее
равнодушной. Вот рассказ Татьяны Винокуровой:
«Однажды на занятии в ульпане учительница рассказала, как во время
Второй мировой войны она с матерью из Польши попала в Россию. В
1943-м, когда Сталин решил создать польскую армию под руководством
генерала Андерса, возможно, чтобы расположить к себе поляков, он
велел собрать польских еврейских детей в возрасте 11 -15 лет в
Чимкенте и уже оттуда отправить их через Иран в Палестину.
Наша преподавательница рассказала нам, как она с этими еврейскими
детьми попала в Палестину. В Чимкенте их погрузили в теплушки и
повезли через всю Среднюю Азию, не снабдив никакой едой. Старшие
дети бегали на остановках собирать арбузы и овощи и кормили всех
детей, благодаря этому никто в дороге не умер от голода. На
границе с Ираном их погрузили в грузовик и повезли. Через некоторое
время шофер остановил машину и велел всем слезать, сказав, что
дальше он не поедет, а если кто хочет назад, то - пожалуйста. Но
никто не захотел возвращаться. Дети шли, пока не стемнело. Они
оказались одни в степи, но не растерялись и сгрудились: маленькие
внутри, а большие снаружи.
Вдруг из темноты кто-то подъехал к ним на лошади и спросил, кто они
и откуда, а когда узнал, то сказал, чтобы они никуда не уходили и
сидели тут. Очевидно, еврейской общине Ирана было известно об этой
акции Сталина: их ждали, их искали.
И вот из темноты ночи, как во сне, как из сказки, появился яркий
красный освещенный автобус - детей посадили и повезли.
Потом была долгая дорога через Италию и Грецию в Израиль, который
стал их родиной.
Господи, подумала я, как велик и как мал этот мир и как мы, евреи,
в этом мире тесно связаны друг с другом! Много лет назад судьба
двух еврейских мальчиков - участников этой акции Сталина -
пересеклась с судьбой моего младшего брата Люсика, так я его всю
жизнь называю. По паспорту он Шварц Кун Зямович.
В начале мая 1953 года выхожу я из университета после учебы и вижу
моего младшего брата. Он с плачем рассказал, что его выгнали из
школы, и мне нужно срочно идти в районный отдел народного
образования (это было в Кировском районе Ташкента).
Мой брат был единственный еврей в своем седьмом классе. Когда
нужно было списать контрольную по математике или физике, его
носили на руках, а в остальное время старались всячески унижать,
но он этого никому не прощал. Однажды он разбил голову одному из
обидчиков чернильницей (его мать работала в КГБ), в другого
запустил табуреткой.
Сталин умер в марте 1953 года, и страной стал править кабинет
министров. Ребята обсуждали эту новость, когда в класс вошел мой
брат. Они стали гнать его, говоря, что ему здесь нечего делать, -
езжай, мол, в свою Палестину. Он обругал их и ответил: «И поеду -
там тоже люди живут, там есть курорты на Мертвом море, а у жителей
есть птицефермы».
Ученики под диктовку матери, что работала в КГБ, написали, что мой
брат обругал кабинет министров, и привели все его «сведения» о
Палестине. Директор школы срочно собрал общешкольное родительское
собрание, зачитал заявление учеников, и брата выгнали из школы за
две недели до выпускных экзаменов как врага советской власти.
Я тотчас пошла с ним в районо. Заведующая стала расспрашивать,
откуда у него такие сведения. Я говорю, что о Мертвом море он знает
из принадлежащей мне книжки «Занимательная физика» Перельмана, на
обложке которой изображен человек, лежащий на воде и читающий
книгу.
В это же время одна женщина-еврейка в нашем районе ходила и
рассказывала, как она с четырьмя детьми из Польши в войну попала в
Казахстан в колхоз. Двух ее детей забрали в 43-м, сказав, что их
отправят в Палестину. А двое, которые остались с ней, умерли от
голода и холода.
И сейчас двое сыновей разыскали ее и просят приехать к ним. В
письмо они вложили фотографию своей птицефермы, чтобы показать,
что они ее прокормят. Но денег на отъезд у нее не было... Жители
нашего района собирали ей деньги на дорогу, и все давали, кто
сколько может.
Оказалось, что заведующая тоже жила в нашем районе и знала о таком
обычае еврейской общины. Она послала нас в гороно, а оттуда
заместитель начальника Зельцер направил брата в другую школу, где
учились, в основном, еврейские дети.
Доучившись в этой школе, брат поступил в университет и успешно его
закончил. Сегодня он работает учителем физики в одной из
московских школ.
И только за то, что брат запомнил фото, присланное из Израиля, и
картинку на обложке «Занимательной физики» и не позволял себя
унижать, он был объявлен врагом народа, изгнан из школы и отдан
под надзор милиции. Участковый несколько лет навещал нас и
интересовался, чем занимается этот «враг народа».
Так судьба двух польских еврейских мальчиков пересеклась в 1953
году с судьбой моего брата. Действительно, земля у нас одна, и мы
- евреи - один народ».
Хотелось бы отметить, что сведения об истории спасения «тегеранских
детей» и их дальнейшей судьбе крайне скудны и, насколько известно,
существует лишь одно серьезное издание на эту тему - сборник под
редакцией Бен-Циона Томера с поэтическим названием «Красное и
белое с запахом апельсинов, или «Дети Тегерана» (Иерусалим,
1972).
Тем ценнее каждое свидетельство, в особенности так причудливо
переплетенное с судьбами евреев СССР. Евреев, находивших в годы
войны убежище в Средней Азии, через которую пролегал путь детей,
стремившихся попасть из Польши в Палестину.
Строго говоря, речь шла не только о детях, хотя их было
большинство. 18 февраля 1943 года в тогдашнюю подмандатную
Палестину прибыли морским путем 1230 евреев из растерзанной
нацистами и большевиками Польши, среди которых было 370 взрослых и
860 детей, в том числе 719 детей-сирот. Это был один из немногих
примеров удачно проведенной операции по спасению европейских
евреев, хотя большинство таких попыток заканчивалось трагически.
Совсем недавно в Израиле практически незамеченной прошла
шестидесятая годовщина гибели корабля «Струма», когда близ
черноморского побережья Турции пошли ко дну 769 евреев из Румынии.
Такому развитию событий мы обязаны, прежде всего, правительству
Турции, которое распорядилось отбуксировать корабль с ненавистными
евреями от причалов стамбульского порта в открытое море, где
«Струма» стала легкой добычей советской подводной лодки.
Свою зловещую роль в этой истории сыграл и британский верховный
комиссар Макмайкл, который заявил, что даже если турецкие власти
пропустят «Струму» через Босфор, власти подмандатной Палестины ни
в коем случае не позволят «лишним» беженцам ступить на землю
Израиля.
Таким образом, спасение еврейских детей из Польши, исколесивших по
дороге в Палестину едва ли не полмира, выглядит явным исключением
из правил. Необходимо подчеркнуть, что, как и во всех прочих
случаях, ни польское правительство в изгнании, ни советские
власти, прямо или косвенно причастные к «тегеранской истории»,
ничуть не волновали евреи как таковые. Переправка более чем тысячи
наших братьев - детей и взрослых - в Палестину стала возможна лишь
как часть «пакетной сделки», заключенной польским эмигрантским
правительством, находившимся в Лондоне, и властями СССР в 1942
году.
Согласно условиям польско-советского соглашения, сталинские власти
разрешили двадцати четырем тысячам бывших граждан Польши, среди
которых было немало евреев, покинуть пределы СССР и отправиться в
Иран, где большинство мужчин вступили в ряды польской
антифашистской армии под командованием генерала Андерса. Основная
масса людей была переправлена из Средней Азии в Иран в августе
1942 года морским путем (через Каспий), но часть беженцев, в том
числе героиня рассказа Татьяны Виноградовой, пересекла границу по
суше, и, строго говоря, никого из власть предержащих не волновало,
что будет с еврейскими детьми за пределами «государства рабочих и
крестьян» (вспомним хотя бы историю с шофером грузовика из
рассказа Т. Виноградовой).
Неизвестно, как сложилась бы судьба несчастных детей, если бы не
вмешательство еврейской общины Ирана, протянувшей руку помощи
своим ашкеназским собратьям в сложное военное время. Так что
братство «евреев разных национальностей» - это не миф, и об этом
нужно помнить тем, кто пытается настроить «русских» против
«мизрахи» и наоборот... Татьяна Виноградова, со слов своей бывшей
преподавательницы, утверждает, что еврейские дети попали в Страну
Израиля через Грецию и Италию. Это тоже интересная информация,
так как в уже упоминавшейся нами книге Бен-Циона Томера, а также
статье «Дети Тегерана», написанной для ивритоязычной «Энциклопедии
Холокоста» Диной Порат, содержится утверждение, что путь детей
пролегал из Ирана в пакистанский порт Карачи. Там их погрузили на
корабли и через моря Индийского океана и Суэцкий канал благополучно
доставили в Палестину. Как уже говорилось в начале комментария,
длинная история в Эрец-Исраэль завершилась для «тегеранских детей»
18 февраля 1943 года...
По прибытии в Палестину беженцев взяли на попечение представители
специально созданной накануне войны организации «Алият ха-ноар»,
занимавшейся детьми, прибывшими в Страну Израиля без родителей.
При распределении детей по учебно-воспитательным учреждениям
учитывались их пожелания и информация о семьях, давших детям
различное образование и воспитание в стране исхода. Из 860
«тегеранских детей» около трехсот было направлено в систему
светского образования, более трехсот двадцати выбрали школы
системы «Мизрахи», где дети получали национальное воспитание в духе
религиозного сионизма. Около сорока «тегеранцев» из семей
евреев-ортодоксов продолжили обучение в иешивах по линии
«Агудат-Исраэль».
Почти двести детей старше четырнадцати лет, прежде всего те, кто
прибыл в Страну Израиля с родителями, начали самостоятельную жизнь
в различных поселениях и кибуцах еврейского ишува. Многие из них
участвовали в Войне за независимость 1948-1949 годов, но
конкретных сведений о каком-либо выдающемся представителе
«тегеранского поколения» мне пока раздобыть не удалось... Так что
работа только началась. Автор публикации будет очень признателен
всем, кто знает что-либо о «тегеранских детях» или других евреях -
детях или взрослых, прибывших на историческую родину в годы
Холокоста из охваченной войной Европы. Ведь время уходит, а
вместе с ним и люди, сохранившие память о нем.
«Вести», 21.03.2002 г.
|
|