Александр Риман

        

Не стой под струей, или
Как противостоять агрессии брюссельских мальчиков

Сколько себя помню, от бельгийцев у нас, русских (как «русских» в кавычках, так и без них), одни неприятности. Уж как мы надеялись летом 1986 года на успех со­ветской футбольной сборной на чемпионате мира в Мексике. И все у той замечатель­ной команды под руководством Валерия Лобановского шло хорошо до самого чет­вертьфинала, где нам, как назло, попались бельгийцы. Им оказалось мало двух голов Игоря Беланова и нашего полного игрового и, страшно сказать, территориального преимущества (сейчас я понимаю, насколько двусмысленно выглядит этот вроде бы чисто футбольный комментаторский штамп). Бельгийцы исхитрились отыграться и в дополнительное время забили советской сборной два гола, причем один из них - явно из положения вне игры. Сделал это капитан бельгийской команды с отврати­тельной фа­милией, кажется, Кулеманс. Ему совсем не было стыдно нарушать устоявшиеся пра­вила честной футбольной игры, и за это непорядочный бельгиец и все его друзья по команде получили по полной про­грамме от советской, уже перестроечной, прессы. А наши замечательные парни были в этом поражении вроде бы как и не виноваты со­всем. Хотя при внимательном просмотре того трагического эпизода с голом Кулеманса можно было на самом краю телевизионного кадра заметить задержавшегося в обороне защитника Демьяненко. Из-за него, в общем-то, судья и не зафиксировал у бельгийцев положения «вне игры»… Но кто будет обращать внимание на такую мелочь, когда на­много проще найти виновных на противоположной стороне?
Прошло уже более полутора десятков лет с того драматического момента. Тысячи советских фут­больных болельщиков поменяли «краснокожую паспортину» на синева­тый «те­удат зеут», а бельгийцы по-прежнему не унимаются. Только теперь им подавай на отсечение не рыжую голову футбольного тренера Лобановского, которого советские чиновники от спорта быстро отстранили от занимаемой должности, а гордый профиль нашего политического тяжеловеса Ариэля Ша­рона. «Ну не подлый ли народ!» - вос­клицал в подобных случаях легендарный Василий Теркин, правда, по поводу немцев. К немцам мы еще, кстати, вернемся, а пока вновь поговорим о бельгийцах. Их грубость и пристрастие к хамским выходкам хорошо нам известны еще из школьного курса гео­графии и зарубежной литературы.
Чего стоят «Писающий маль­чик» на одной из центральных площадей Брюсселя или, например, национальный герой Фландрии Тиль Уленшпи­гель! Последний в ро­мане бельгийца Шарля де Костера предложил одному почтенному государствен­ному чиновнику поцеловать себя в уста, которые «не говорят по-фламандски». Впрочем, это не ме­шает многим нашим бывшим и нынешним землякам восхищаться якобы утон­ченными мане­рами цивилизованных европейцев. А ведь те еще несколько сотен лет назад не имели пред­ставления об элементарных правилах гигиены и высмеивали ев­реев с их «дикой привычкой» со­вершать перед каждой трапезой омовение рук («нети­лат ядаим»). Правда, со временем этот не­достаток был полностью устранен, и знамени­тая немецкая чистоплотность, например, достигла своего небывалого пика в начале сороковых годов двадцатого века.
Все дорожки, которые вели в газовые камеры и крематории Освенцима были ак­куратно подметены и посыпаны песочком. Заключенным перед входом в специализи­рован­ные «душевые» было рекомендовано аккуратно складывать вещи, не путая верх­нюю одежду и нижнее белье. Кроме того, немецкие борцы за чистоту и порядок просили малокульту­рных еврейских мужчин и женщин проследить за тем, чтобы их носки и чулки были правильно вложены в оставляемую у входа в «душевую» обувь...
Вот и сегодня культурные немцы вместе с бельгийцами и французами стоят на страже мира и правильного, т.е. дипломатиче­ского разрешения иракского кризиса. Кроме того, бельгийский суд решил не на сло­вах, а на деле бороться за чистые способы ведения войны не только в настоящем, но и в прошлом. И потому нашему премьер-ми­нистру Шарону, как только он уйдет в отс­тавку, придется, возможно, давать показания о своем участии в ливанских событиях двадцатилетней давности перед самым гуман­ным в мире бельгийским судом… Конечно, можно было бы по­издеваться над европей­скими чистоплюями-лицемерами, как это сделали советские спортивные коммента­торы в далеком уже 1986 году, и на этом поставить точку. Но есть одно обстоятельство, вернее юридическое решение, мешающее мне полностью разделить сегодняшний спра­ведливый гнев по отношению к бельгийцам со стороны израильского внешнеполити­ческого ведомства во главе с Биньямином Нетаниягу.
Дело в том, что ровно двадцать лет, в феврале 1983 г., были опубликованы ре­зультаты расследова­ния событий в палестинских лагерях Сабра и Шатила, проведен­ного группой израильских юристов во главе с судьей БАГАЦА И. Каханом. Высокая комиссия признала генерала Шарона косвенно виновным в «непредотвращении» ре­зни в этих лагерях, совершенной ливанскими арабами-христианами («фалангистами»). Вслед за этим было предложено отстранить Шарона с поста министра обороны Из­раиля, что вскоре и было сделано. Так чего же мы обижаемся на брюссельских «пи­сающих мальчиков», если и наша собственная юридическая система время от времени тоже дает течь, причем не только тогда, когда речь идет о событиях двадцатилетней давности.
По странной иронии судьбы, сообщения о гневных дипломатических нотах Из­раиля в адрес бельгийских «компетентных органов» 13 февраля соседствовали в свод­ках новостей с местной юридической казуистикой. Именно в этот день израильские су­дебные инстанции высшего уровня удовлетворили апелляцию палестинских и пацифи­стских организаций, выступивших против разрушения арабских домов в Хевроне, на чем настаивало профессиональное армейское руководство. Речь шла о тех самых до­мах, из которых террористы неоднократно открывали огонь по нашим гражданам, идущим молиться из Кирьят-Арбы к могиле праотцев – «Меарат ха-Махпела».
Короче говоря, тем, кто обвиняет во всех наших бедах одних лишь противных бельгийцев, без­душных американцев или жестоких арабов, советую почаще перечиты­вать мудрые книги, составляющие основу духовного наследия нашего народа. А мы воспроизведем, пока что, одну притчу из Мидраша «Берешит раба», комментирующую эпизод библейского рассказа о сотворении мира. Вот что она гласит: «Когда сотворено было железо, трепет страха прошел по деревьям. Но железо сказало: «Не давайте руко­ятки для топора - и ни одно из вас повре­ждено не будет». Вот, оказывается, как все про­сто...

«Вести», 27 февраля 2003 г.


Hosting by TopList Rambler's Top100 Rambler Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. Дизайн: © Studio Har Moria