Александр Риман Основной инстинкт,
или Почему свободолюбивые арабы предпочитают грабить магазины, а не возрождать демократический Ирак
«…И родишь сына и наречешь ему имя Ишмаэль…
И будет он дикарь-человек: рука его на всех и рука всех на нем»
Тора, книга «Берешит», 16:11-12
Вечером 9 апреля в московской студии программы «Основный
инстинкт» на телеканале ОРТ среди собравшихся там российских и
арабских журналистов царило подавленное настроение. Все выражали
искреннее удивление и плохо скрываемое разочарование по поводу
быстрого военно-политического и административного развала режима
Саддама Хусейна. Особенно старался московский журналист с чисто
русской фамилией Эрлих. Не желая верить в реальность
происходящего в Багдаде, он говорил о хитром тактическом замысле
иракцев, которые якобы увели свои главные силы в некие непроходимые
леса в междуречье Тигра и Евфрата. Корреспондент еще недавно
действительно независимого канала НТВ Д. Халашевский не мог понять,
куда делись тысячи шахидов, которые еще месяц назад грозно
маршировали по улицам иракской столицы с пугающими мешками на
головах и «поясами смертников» на животе. «Я тоже сам лично их
видел, - вторил своему коллеге журналист ОРТ Роман Бабаян. - Не
могли же они все испариться».
Вы оба правы, господа. Никто никуда не испарился. Просто для
того, чтобы понять причину превращения вчерашних шахидов в
обыкновенных грабителей, нужно поменьше перегружать себя
пропагандистскими штампами, типа «арабская национальная гордость»,
«стремление к независимости от оккупантов» и тому подобное. Мне уже
приходилось писать о том, что на территории Страны Израиля,
например, арабы, захватившие наши земли к середине седьмого века,
сохраняли государственный суверенитет всего лишь чуть более
четырех столетий. Утратили свою национальную независимость они уже
во второй половине 11 века и с тех пор, вплоть до появления
современных еврейских либералов, почти ничего не делали, чтобы ее
восстановить. Как жидкость, принимающая форму того или иного
сосуда, сыны Ишмаэля с разной степенью послушания «расплывались» по
территории новых государственных образований и поднимали руку
только на тех, кто казался им слабее.
Уже в 1071 году Иерусалим был захвачен сельджуками и присоединен
к великой империи султанов Ирака и Персии. В 1098 году
арабам-фатимидам удалось восстановить свою власть, но через год
уцелевшие потомки Ишмаэля на Святой Земле оказались в статусе
бесправных подданных королевства крестоносцев. Приблизительно
через девяносто лет арабы приветствовали отряды курдского
военачальника Саладина, захватившего Иерусалим в 1187 году. После
этого Страна Израиля пережила нашествие монголов и экспансию
мамлюков, а с 1517 года местные арабы на четыреста лет подчинились
власти турецких султанов.
Арабское население Ирака в этом смысле не является исключением.
В 1056 году Багдад, а вслед за ним и остальная часть древней
Месопотамии, были захвачены турками-сельджуками во главе с
Торгул-беком. В 1258 году территорию нынешнего Ирака оккупировали
и разграбили монголы, а через сто пятьдесят лет страну завоевали
войска Тимура (Тамерлана). В 1508 году в Багдад ворвалась армия
персидской династии Сефевидов, однако вскоре их власть над
стратегически важным междуречьем Тигра и Евфрата стали оспаривать
турки-османы. В отличие от американского генерала Франкса,
направившего свои войска из южных районов Ирака в северном
направлении, в 1534 году войска турецкого султана захватили
сначала центральную часть страны вместе с Багдадом и Наджафом, а
лишь затем двинулись к побережью Персидского залива. После тяжелых
столкновений, длившихся с перерывами почти 12 лет, османы в 1546
году заняли Басру и тем самым завершили оккупацию страны.
В 1581 году в Басре и Багдаде появились первые британские
торговые фактории, а чуть более полувека спустя - в 1639 году - в
крупнейшем портовом городе на юге Ирака открылось официальное
представительство знаменитой Ост-Индской кампании. Так что
англичане уже давно «положили глаз» на древнюю Басру, из которой,
если верить сказкам «Тысячи и одной ночи», отправлялись в далекие
и опасные плавания суда легендарного Синдбада-Морехода. Быть
может, поэтому американцы поручили захватить и контролировать этот
город и прилегающие к нему районы своим британским союзникам… Ну а
если говорить серьезно, правители туманного Альбиона всегда
рассматривали Ирак как «мягкое подбрюшье» и без того аморфной
Османской империи и довольно успешно использовали в своих интересах
традиционные конфликты между официальными властями и различными
кочевыми племенами, на протяжении многих веков пытавшимися овладеть
плодородной долиной в междуречье Тигра и Евфрата.
В 1780 году англичане поддержали антитурецкое восстание
мусульман-шиитов в южном Ираке, а в начале 19 века помогли
багдадскому паше отбить вторжение фанатиков-ваххабитов, которые,
наступая со стороны Аравийского полуострова, в 1803 году захватили
одну из главных шиитских святынь – город Кербелу. Там, как
известно, находится мавзолей Хусейна ибн-Али – сына легендарного
основателя шиитского направления в исламе – и его сподвижников,
разорванных на куски храбрыми воинами враждебной шиитам династии
Омейядов в 680 году. Интересно, что и тысячу триста, и двести лет
назад в Кербеле происходили точно такие же сцены насилия и
мародерства, как и в начале двадцать первого века, заснятые совсем
недавно журналистами западных телерадиокомпаний.
Как отмечает французский историк Ив Тораваль, автор книги
«Мусульманская цивилизация», переведенной на русский язык в 2001
году, «Кербелу разрушили и разграбили ваххабиты, считавшие этот
город рассадником еретических суеверий, и уничтожили его
население. Освященная кровью первых мучеников (Хусейна ибн-Али и
его сподвижников) глина построек была разбита на куски и
продавалась паломникам-шиитам, которые уносили осколки домой и
прикладывали их ко лбу во время молитвы. До сих пор годовщина
смерти Хусейна (не Саддама - А.Р.) отмечается в Иране
впечатляющими сценами коллективного оплакивания и траура. Умереть
в Кербеле во время паломничества или быть в ней похороненными -
желание многих набожных шиитов».
Интересно, какая судьба ожидает осколки многочисленных статуй
Саддама, лихо ниспровергаемых с пьедестала его вчерашними
обожателями? Во всяком случае, министр обороны США Дональд
Рамсфельд уже сравнил падение багдадского режима с крушением
Берлинской стены, а ее обломки любители исторических реликвий
сразу же стали растаскивать на сувениры. Впрочем, иракцы оказались
куда практичнее и уже успели разграбить багдадский
археологический музей с его бесценными реликвиями, относящимися к
первым мировым цивилизациям древней Месопотамии. И это уже не
смешно…
…Окончательно отбиться от ваххабитов удалось лишь багдадскому
правителю Дауд-паше, занявшему свой пост не без помощи англичан в
1817 году. Они же всячески подстрекали «гордого араба» Дауда на
«тихий мятеж» против турецкого султана путем саботирования
указаний центральных властей Османской империи и постепенного
укрепления собственного политического статуса на берегах Тигра и
Евфрата. В 1831 году Дауд был отстранен от власти, и к середине 19
века туркам-османам удалось укрепить свое влияние на территории
нынешнего Ирака, используя принятый на вооружение у англичан старый
принцип «разделяй и властвуй». Как справедливо (хотя и с
«классовых позиций») отмечают авторы статьи «Ирак» в шестом томе
советской «Исторической энциклопедии», «стремясь подорвать силу
крупных племен и найти опору среди родовой знати, турецкие власти
захватывали принадлежавшие племенам земли и раздавали их вождям и
главам родов на началах владения, мало чем отличавшегося от права
собственности. Многие шейхи превратились в настоящих помещиков.
Однако полностью разрушить племенное землевладение туркам не
удалось».
Племенное землевладение, как, впрочем, и межродовые распри между
различными арабскими «хамулами», не удалось полностью ликвидировать
и англичанам, получившим мандат Лиги наций на управление страной в
1920 году. В ходе Первой мировой войны британские войска уже 11
марта 1917 года вытеснили турецкую армию из Багдада, однако в
северных районах страны столкнулись с ожесточенным сопротивлением
курдских вооруженных ополченцев во главе с шейхом Махмудом. Лишь в
ноябре 1918 года англичанам удалось захватить главный город
северного Ирака – Мосул, но и после этого вооруженные отряды
курдских повстанцев продолжали борьбу еще целый год, пытаясь
добиться создания собственного государства. Однако ни тогда, ни
сейчас «демократическая общественность» западных стран не шла
навстречу законным национально-государственным требованиям этого
действительно дискриминируемого народа.
Кстати, численность курдов на сегодня уже превысила 25
миллионов человек, но их судьба по-прежнему не интересует
«прогрессивное человечество», точно так же, как судьба коренного
населения огромного Тибета, захваченного Китаем, или территории
северного Кипра, незаконно оккупированной турками в 1974 году. Лишь
за последние десять лет курдские населенные пункты много раз
беспощадно бомбили с воздуха власти «прозападной» Турции и травили
запрещенными газами специальные отряды диктатора Саддама, которые
возглавлял небезызвестный иракский генерал, по имени «химический
Али». Но все это время гуманные западные политики и дипломаты были
заняты почти исключительно поисками «справедливого решения
палестинской проблемы», лицемерно утверждая, что «палестинский
народ – единственный в мире, лишенный права на государственную
независимость».
Вот и сегодня видные представители американской администрации
поспешили поддержать требование Турции о выводе курдских
вооруженных отрядов из городов Северного Ирака, хотя парадокс этой
ситуации очевиден. Ведь именно курды помогали американским
«коммандос» высадиться и закрепиться в контролируемых ими районах,
именно их знание местности и военное искусство, помноженное на
стойкость и мужество, позволили войскам коалиции почти без потерь
занять иракские города севернее Багдада. Но в результате «весь
банк», по-видимому, снимет Турция с ее явной антиамериканской
позицией накануне войны, включая запрет на использование территории
страны для расквартирования 60-тысячного заокеанского
контингента…
Вызывает беспокойство и недоумение так же и тот факт, что
американские и английские солдаты, явно выполняя указание
верховного командования, довольно долго сквозь пальцы смотрели на
то, как гордые и независимые иракские арабы тратят всю свою энергию
на реализацию «основного инстинкта» всех кочевых племен: «хватай
все что можно, пока дают». Тем самым они в общих чертах подтвердили
диагноз ливанского писателя Джебрана Халиля Джебрана (1883-1931),
который длительное время жил в Америке и неплохо знал нравы как
Востока, так и Запада. «Рабство остается рабством, даже если оно
называет себя свободой, - писал Джебран в рассказе «Буря» более
восьмидесяти лет назад. – Житель Запада не выше жителя Востока, ибо
различие между ними – это различие между волком и гиеной».
Нашим же политикам, рассуждающим о необходимости
«демократизации» различных арабских режимов, включая режим
«палестинской автономии», необходимо повнимательнее присмотреться к
лицам наших «партнеров по мирному сосуществованию» на Ближнем
Востоке именно сейчас, в реальный момент истины, когда правоверные
мусульмане на улицах иракских городов не скрывают свои основные
инстинкты.
Не стесняясь присутствия видеокамер, а иногда даже специально
позируя перед западными журналистами, неисправимые потомки Ишмаэля
буквально светятся от счастья, волоча по улицам все, что попадается
им под руку: кресла с тремя ножками, огромные покрышки от колес
грузовиков, мотки какой-то проволоки или кабеля, расписные вазы и
просто палки и доски, - ведь главное, что все «на халяву».
Особенно поразил меня телекадр, на котором хорошо просматривалась
«свободная женщина Востока» с гордо поднятой головой, на которой,
по старой азиатской привычке, она перетаскивала в неизвестном
направлении огромный двухтумбовый стол… И ведь грабили-то не
каких-то «сионистских оккупантов», а свой, еще вчера родной и
любимый арабский национально–освободительный режим. За который
недавно и умереть вроде бы было не жалко. Во всяком случае, в это
так хотелось верить российским и арабским журналистам, которые в
холодный апрельский вечер собрались в студии телеканала ОРТ. Там,
где записывалась программа Светланы Сорокиной с таким интригующим
и, как оказалось, красноречивым названием – «Основной
инстинкт»…
«Вести», 24 апреля 2003 г.
|