Александр Риман
"На далекой Амазонке не бывал я никогда..."
(Столетию принятия Шестым Сионистским конгрессом «плана Уганды»
посвящается)
«Вот народ, живущий отдельно, который
среди других народов не числится».
Тора, кн. «Бемидбар», 23:9
«То, что приходит вам на ум, не сбудется никогда!
То, что вы говорите – «Давайте будем как все
народы» - не произойдет… Пока Я есть,
говорит Б-г, буду Я царем над вами».
Книга пророка Иехезкеля, 20:32-33
Менее чем через месяц исполняется ровно сто лет со дня
исторического предложения руководства Великобритании лидеру
сионистского движения Теодору Герцлю. Предложения, которое вошло в
новейшую историю еврейского национального движения как «план
Уганды». В начале августа 1903 года, накануне VI съезда
Всемирной сионистской организации (ВСО), испытывая что-то вроде
чувства вины за трагические последствия «мини-холокоста», который
произошел приблизительно за пять месяцев до этого в Кишиневе,
цивилизованная Европа в лице своих самых гуманных представителей –
джентльменов с Даунинг-стрит – предложила европейским сионистам
весьма оригинальное «африканское» решение. За него сразу же
ухватились Теодор Герцль и многие его единомышленники из
руководства ВСО. Несмотря на сопротивление значительной части
делегатов VI съезда ВСО в Базеле, Герцлю удалось протащить
«угандийскую программу» как обязательную к исполнению резолюцию
Конгресса (295 голосов «за» и 178 – «против» при 132
воздержавшихся). Однако в октябре все того же 1903 года российские
евреи, не согласные с Герцлем, созвали собственный съезд в
Харькове, на котором была создана группа «Сионистов Сиона» («Ционей
Цион») во главе с Менахемом Усышкиным и Иехиэлем Членовым.
Совсем недавно зародившееся движение, возглавляемое Теодором
Герцлем, оказалось на грани полного развала. В конце концов
«Сионистов Сиона» и «Сионистов Уганды» примирил тот печальный факт,
что разочарованные новыми «иудейскими войнами» англичане в апреле
1904 года решили вообще снять свое «африканское предложение» с
повестки дня. Большинство биографов Теодора Герцля сходятся во
мнении, что потрясение, испытанное автором книги «Еврейское
государство» после VI Базельского конгресса, в конечном
счете и стало причиной преждевременной смерти сорокачетырехлетнего
лидера сионизма в июле того же года. Эти же профессиональные
биографы Герцля постоянно подчеркивают также, что быстрое развитие
его смертельной болезни и жестокие моральные страдания накануне
ухода из этого мира были, прежде всего, результатом искреннего
сопереживания лидера ВСО тем евреям «черты оседлости», которые,
вследствие чересчур бескомпромиссной позиции «русских» сионистов,
неизбежно станут жертвами нового кровопролития на просторах
необъятной Российской империи.
Однако все это не так просто, как кажется на первый взгляд.
Прежде всего заметим, что точно так же, как не Иисус Христос
придумал термин «христианство», так и Теодор Герцль не изобрел
слово «сионизм». Более того, «основоположник сионизма» в своей
главной работе «Еврейское государство» это понятие даже не
упоминает, хотя ко времени написания этой книги в 1895 году Герцль
уже знал о его существовании из статей своего давнего знакомого -
еврейского философа и публициста из Вены Натана Бирнбаума
(1864–1937). В «Еврейском государстве» Герцль пишет лишь о
необходимости создания «Союза евреев» и «Еврейского общества», но
отнюдь не о созыве Сионистского конгресса и организации Всемирной
Сионистской Федерации. Лишь накануне открытия I конгресса в
Базеле в августе 1897 года Герцль, прежде всего под влиянием
Бирнбаума, согласился назвать его «Сионистским», а не каким-либо
иным.
Однако вскоре Натан Бирнбаум, как и многие единомышленники
Герцля, понял, что для первого лидера крупнейшего еврейского
национального движения конца XIX века упоминание Сиона в
названии новой организации является всего лишь ширмой. Даже в своей
речи на I Сионистском конгрессе Теодор Герцль, как и в книге
«Еврейское государство», говорил о «Палестине и Аргентине» как о
равновозможных вариантах развития «еврейского колонизационного
движения». Кроме того, Биньямин-Зеев Герцль, посещавший в родном
Будапеште еврейскую школу, ни разу не упомянул Тору как
первоисточник, обосновывающий наше право на Страну Израиля.
Впрочем, и само словосочетание «Страна Израиля», не говоря уже о
«Святой Земле», у «основоположника сионизма» тоже не упоминается ни
в одном рабочем документе созданной им организации.
Потрясенный таким развитием событий, Натан Бирнбаум пытался
исправить положение год спустя после I Сионистского
конгресса, в августе 1898 года. Однако лозунги и терминология
Второго конгресса, созванного Герцлем в Базеле, мало чем отличались
от Первого, и потому автор термина «сионизм» решил, что ему не по
пути с теми, кто лишь говорит о «Сионе», выхолащивая из этого
понятия его подлинный смысл.
По мнению Бирнбаума и его единомышленников, не желавших порывать
с национально-религиозными принципами своего народа, Герцль сделал
принципиальную ошибку, искусственно разделив понятия «еврейская
национальность» и «еврейская традиция». Как справедливо говорится в
тексте стихотворения «Ха-Тиква» («Надежда»), написанного поэтом
Н.-Ф. Имбером в 1878 году, за 19 лет до созыва Первого
сионистского конгресса, евреи должны воплотить в жизнь надежду,
которая уже существует двадцать веков. Понятия «Земля Израиля,
Сион и Иерусалим» слились воедино в строчке будущего гимна
неслучайно. Евреи могут стать «свободным народом» («ам хофши»)
только на своей древней Родине и только в том случае, если ее
столицей снова будет Иерусалим. Причем для любого еврея в течение
двух тысяч лет изгнания Иерусалим всегда был не просто «точкой на
карте», но местом, где существовал Храм – символ присутствия
Вс-вышнего на земле и, одновременно, знак Его благоволения народу
Израиля. Кроме того, каждому современнику Имбера, родившемуся в
иудейской семье, были хорошо известны бессмертные строки из книги
пророка Иешаягу (Исайи): «Из Сиона исходит Тора, а слово Г-спода –
из Иерусалима».
Кстати, немногие знают о том, что полный текст «Ха-Тиквы»
содержит не один, постоянно исполняемый и заезженный до полной
потери изначального смысла куплет, а целых девять. Восемь из них
сознательно были преданы забвению социалистическими
«отцами-основателями» Государства Израиль, и для этого у них были
веские причины. Например, уже во втором куплете говорится о
десятках тысяч евреев («ревавот ми-бней амейну»), которые, несмотря
на огромные трудности, приезжая в опустошенную страну, обязательно
посещали «Киврей Авот», то есть могилы наших праотцов и праматерей
в Хевроне, Бейт-Лехеме и Шхеме. Разумеется, такой куплет никак не
устраивал Бен-Гуриона, который совершенно сознательно отказался от
захвата именно этих городов в годы Войны за независимость, хотя
такая возможность была. Об этом пишет, например, один из апологетов
левого сионизма и «мирного процесса», военный историк Меир Паиль в
статье, названной, по иронии судьбы, «Еврейская ответственность за
Землю Израиля»:
«После осмысленного анализа Бен-Гурион предпочел принять раздел
Земли Израиля, включая раздел Иерусалима, несмотря на то, что у
ЦАХАЛа была возможность захватить ВСЮ ЗАПАДНУЮ ЧАСТЬ (выделено
мной – А. Р.) этой земли» («Вести», 30.03.2000). В качестве
доказательства справедливости своих слов Меир Паиль ссылается на
очень солидный первоисточник – «Протоколы заседаний Кнессета», т.
1, с. 306-307. Спасибо вам за откровенность, г-н Паиль! Теперь мы
точно знаем, что официальные израильские историки и опирающиеся на
их труды лекторы и экскурсоводы (последние, правда, не по своей
вине) просто вводят нас в заблуждение, сообщая, например, о том,
что Старый город Иерусалима со Стеной Плача и Храмовой горой был
отдан в 1948 году на растерзание Арабскому легиону исключительно
из-за «нехватки военных резервов». Оказывается, это было сделано в
результате «осмысленного анализа»…
…Несмотря на то, что в 1898 году с Герцлем распрощался Натан
Бирнбаум, и в этом же году скончался рав Шмуэль Могилевер (Моливер)
– один из самых ярко выраженных «палестинофилов» в сионистском
движении, – мощное «иерусалимское крыло», состоявшее, в основном,
из российских евреев, заставило Теодора Герцля практически целиком
сосредоточиться на «ближневосточном направлении». Как нам
известно, (опять таки, из официальных источников), все попытки
лидера Всемирной сионистской организации (ВСО) договориться с
турецким султаном и его берлинским покровителем – кайзером
Вильгельмом – провалились, причем исключительно по вине
противоположной стороны. Однако, зная принципиальные взгляды Герцля
на территориальный вопрос («Еврейский Союз будет благодарен за
каждый клочок земли, который ему дадут»), мы можем предположить,
что и сам «сионист №1» не слишком старался добиться от тогдашней
метрополии – Турции – права на создание еврейского государства
именно в «Палестине». Ведь в книге «Еврейское государство» Теодор
Герцль вполне откровенно говорил о своих территориальных
предпочтениях:
«Аргентина – одна из естественных богатейших стран, огромная
равнина с незначительным населением и умеренным климатом, более
всего, конечно, подходит для наших целей». Вот такой «сионизм»…
Однако в Аргентине в конце XIX - начале XX века никто
«сионистам» государства не предлагал. Тем более, там у Теодора
Герцля был мощный конкурент – барон Гирш, который не жалел денег
для того, чтобы выкупать земли для еврейских переселенцев,
прибывавших в Аргентину из России. Правда, при этом Гирш ставил
одно условие – никакой политики, и уж, тем более, никаких
разговоров о «еврейском государстве»…
Понимая, что «аргентинский проект» становится нереальным, Теодор
Герцль с радостью ухватился в 1903 году за предложенный англичанами
«план Уганды». Но этот план, как и все подобные, а именно: создание
«еврейского государства» или «автономии» в Биробиджане, на
Мадагаскаре или в неосвоенных лесах бразильской Амазонии – умер
почти сразу же после своего рождения. Однако идея осталась до сих
пор… Так, например, совсем недавно группа израильских
интеллектуалов левого толка выступила с инициативой приобрести
остров в Тихом океане, назвать его «Новый Израиль» и, перебравшись
туда, избавиться от всех проблем, связанных с арабами,
ортодоксальными «фанатиками», неудобоваримыми «поселенцами» и
прочими прелестями реальной жизни в жаркой «Палестине» - стране с
явно неумеренным климатом…
…Итак, отнюдь не воссоздание еврейского государства на
исторической родине было главной целью герцлианского «сионизма». Не
является эта цель главной и сейчас. Помимо «Нового Израиля» об
этом свидетельствуют хотя бы цифры массового исхода светских
«сионистов» самого высокого ранга (и, в особенности, их детей) в
США, Канаду, Австралию и вообще, куда глаза глядят. Тогда в чем же
была истинная цель сионистского движения, в особенности тогда,
когда к его руководству пришло «рабочее крыло» во главе с
Бен-Гурионом?
Сам «старик» (Бен-Гурион очень любил эту ленинскую кличку)
заявлял об этом с предельной прямотой: создать государство «как у
всех» и превратить евреев в «обычный народ» с собственными ворами и
проститутками, говорящими на иврите. И это была отнюдь не шутка,
как пытаются утверждать защитники процесса «нормализации»
еврейского народа. Лидеры светского сионизма поставили перед собой
вполне конкретную задачу: изменить саму сущность еврейского
народа, который, согласно Торе, может существовать, лишь выполняя
комплекс определенных заповедей, прежде всего морально-этического
свойства (в том числе «не укради» и «не прелюбодействуй»). Так что
Бен-Гурион не зря говорил именно о ворах и проститутках…
Между тем, Тора имеет одну важную особенность: ее нельзя
признавать или отрицать частично, это можно делать только
полностью – от начала и до конца. Поэтому, не признавая
универсальность Десяти синайских заповедей, светские сионисты не
признают и провозглашенное Торой вечное право еврейского народа на
владение территорией Страны Израиля со всеми ее городами и
религиозно-историческими объектами общенациональной важности.
Причем, как недавно выяснилось, никакого различия в этом вопросе
между «левыми» и «правыми» светскими сионистами не существует.
Принятие «правым» правительством Шарона нового угандийского плана
под названием «Карта дорог» означает то же самое, что и решение
Герцля столетней давности – возможность и даже обязательность
существования виртуального «сионизма» без реального Сиона.
Уже сейчас Шарон и его единомышленники упорно отказываются
вернуть под полноценный израильский контроль участок вблизи Шхема,
на котором расположена могила Иосифа-праведника (хотя это
предусмотрено даже текстами соглашений «Осло-1» и «Осло-2»).
Принятие «Карты дорог» означает, что правительство «правых
сионистов» окончательно отказывается также от Хеврона с могилами
праотцев («Меарат ха-махпела») и от большей части исторического
еврейского Иерусалима, включая Храмовую гору. Однако «сионизм» без
Сиона в самом прямом, историко-географическом и
национально-культурном смысле этого слова, не имеет никакого смысла
и никакой перспективы. «Уганда» на побережье Средиземного моря со
свиными ресторанами в Ашкелоне и гомосексуальными «парадами
гордости» в Тель-Авиве и том же «Западном» Иерусалиме не более
жизнеспособна, чем «еврейская автономия» в Биробиджане или
где-нибудь в Бразилии. Ведь там, как известно, очень много диких
обезьян. Почти как у нас…
«Вести», 17.07.2003
|