Александр Риман
В этот день, в наше время,
или Снова о «случайном совпадении» важнейших исторических событий
Прошел Ту би-Шват – Новый год деревьев – и евреи в Израиле, а также
за рубежом начали готовиться к новому празднику – Пуриму. О том,
какие чудеса были связаны с этим днем в новейшей истории нашего
народа, мы поговорим чуть позже, а пока вспомним о важнейшем
событии недавнего времени, о котором, почему-то многие из нас уже
практически забыли. А ведь еще совсем недавно первые страницы газет
и выпуски новостей пестрели яркими заголовками: Саддам Хусейн, этот
кровавый «багдадский мясник», наконец-то пойман! Лишь одна досадная
мелочь омрачала это событие в глазах «прогрессивного» мирового
сообщества и, прежде всего, его мусульманско-арабского сектора.
Пленение иракского диктатора произошло в 19-й день месяца кислев
5764 года по еврейскому календарю, то есть в большой хасидский
праздник: 205-ю годовщину со дня чудесного освобождения из
Петропавловской крепости первого Ребе ХАБАДа – рабби
Шнеура-Залмана из Ляд, известного также как «Баал а-Тания».
Слово «баал» можно перевести с иврита по-разному. В данном случае
оно означает «автор», но одновременно и «хозяин», «властитель».
Книга «Тания», написанная рабби Шнеуром-Залманом около 200 лет
назад, раскрывает перед его современниками и потомками, то есть и
перед нами – евреями сегодняшнего дня – подлинный, внутренний смысл
Торы («пнимиют а-Тора»). С того времени рабби Шнеур-Залман вот уже
более двух веков является подлинным «властителем дум» миллионов
евреев. Он, как никто другой прежде, смог разъяснить простым и
понятным языком неоспоримую истину: наша Тора – это не сборник
еврейских народных сказок, а вечный Закон Всевышнего. Это - чертёж
Вселенной и её история, а также описание прошлого, настоящего и
будущего всего человечества и, прежде всего, еврейского народа.
Как известно, есть несколько заповедей Торы, о которых мы не имеем
права забывать даже на один день. Это так называемые «шеш зхирот»,
то есть «шесть напоминаний», прочитываемых ежедневно в конце
утренней молитвы. Одна из них – третья - требует от нас
уничтожения «памяти об Амалеке» («зехер Амалек») в любом
поколении. Стоит ли говорить о том, что Садам Хусейн подходит под
это определение лучше, чем кто бы то ни было. А теперь вспомним о
событиях нынешнего года и недавнего прошлого.
Первая война американцев против режима Саддама Хусейна («Буря в
пустыне»), в ходе которой на земле Израиля произошли явные чудеса
(никто не погиб в результате падения 39 иракских ракет),
закончилась в Пурим 5751 года (28 февраля 1991 г.). В результате
этой войны «багдадский мясник» был унижен, заметно ослаблен, но не
уничтожен. Ребе уже тогда предсказал новую войну в зоне
Персидского залива и полный разгром армии кровавого диктатора. При
этом он сказал, что евреям, живущим в Стране Израиля, не нужно
опасаться угроз Саддама. Так и случилось. Повторная
крупномасштабная операция американской армии против Ирака началась
в Шошан-Пурим прошедшего, 5763 года по еврейскому календарю (19
марта 2003 г.). Сопротивление «непобедимой армии» Саддама было
сломлено всего через три недели – 9 апреля, то есть накануне
«Большой субботы» («Шаббат ха-гадоль»), которая всегда предшествует
празднику Песах… Как говорил один из героев Исаака Бабеля, «нужны
ли здесь слова?»
А ведь и это еще не всё! Более полувека назад, 1 марта 1953 года,
когда в Советском Союзе почти три миллиона испуганных евреев уже
паковали чемоданы и баулы, готовясь к «добровольному» переселению
в Сибирь и на Дальний Восток, в заокеанском Нью-Йорке произошло
мало заметное событие. Хасиды Ребе собрались на очередной
«фарбренген», посвящённый наступившему Пуриму. В разгар
праздничного веселья один из хасидов – уроженец России Шмуэль
Левитин - попросил Ребе благословить евреев Советского Союза,
страдающих под гнётом современного Амалека – Иосифа Сталина. И
Ребе, который к тому времени уже произнёс свой традиционный
праздничный «маамар», обратился ко всем присутствующим во второй
раз за один вечер, чего раньше не случалось.
Ребе рассказал им о том, как в 1917 году, вскоре после падения
самодержавия в России, его предшественник, рав Иосеф-Ицхак
Шнеерсон велел своим хасидам кричать «Ура» на избирательных
участках, где баллотировались представителей новой, незаконной
власти. Как известно, в русском языке слово «ура» - это боевой
наступательный клич, а в иврите сочетание слов «У» и «Ра» означает:
«Он – злодей». После этого рассказа Ребе подал знак рукой, и
окружавшие его хасиды вслед за ним в тот памятный пуримский вечер
тоже дружно закричали: «У-ра», «У-ра». Все понимали, к кому на этот
раз обращен этот клич…
Всего через несколько дней, 5 марта 1953 года, весь мир облетела
весть о скоропостижной смерти безжалостного палача, уже
погубившего десятки миллионов человек и осмелившегося поднять руку
на евреев. Как выяснилось впоследствии, 73-летний «кремлёвский
горец» (так его называл О. Мандельштам), не подававший до этого
никаких заметных признаков старческой дряхлости, вдруг свалился,
как подкошенный, на ковер своей подмосковной дачи именно 1 марта
1953 года. Врачи, которых Берия и Маленков почему-то пригласили к
Сталину с явным опозданием, негласно констатировали: тяжелейший
инсульт, надежд на выздоровление практически нет… Инсульт
парализовал организм Сталина как раз в Пурим 5711 года по
еврейскому летоисчислению. В Пурим, когда Ребе вместе со своими
хасидами, находясь за тысячи километров от границ России,
несколько раз прокричали слово «ура» или, точнее, «у-ра», что на
иврите означает: «Он – злодей».
Итак, результат этого, казалось бы, пустого сотрясения воздуха
не замедлил сказаться. Миллионы советских евреев, давно уже не
считавших себя религиозными, прекрасно поняли, в чём истинная
причина внезапной смерти «вождя народов». Один из таких евреев,
абсолютно светский (и советский) поэт из Ленинграда, по фамилии
Друскин, написал по свежим следам произошедшего потрясающее
стихотворение:
«Мелькает огонёк зеленый
И машинист угрюмо ждет,
Когда рассадят по вагонам
Тот «Богом проклятый народ».
Всевышний на потраву бурям
Не даст народа своего.
И умирает в ночь на Пурим,
Кто руку поднял на него!»
…Напоминаем, всё это было более полувека назад. Но
сегодняшнее чудо, случившееся в последний хасидский Новый год,
19-го кислева, не менее значимо. Ведь Саддам Хусейн открыто
провозглашал себя наследником вавилонского царя Навуходоносора,
разрушившего первый Иерусалимский Храм, Храм Соломона. Кроме того,
здешние арабы всерьёз считали «багдадского мясника» новым
воплощением Салах ад-Дина (Саладина), который в XII веке уже
освободил Иерусалим от чужеземных оккупантов-крестоносцев и
вот-вот выгонит из священного «Аль-Кудса» мерзких евреев…
Однако не арабские убийцы и не левые политические временщики с
еврейскими фамилиями определяют будущее Иерусалима и всего нашего
народа. Потому что «есть Божий суд», как справедливо заметил один
русский поэт более полутора веков назад. И потому не зря крупнейшие
телекомпании мира в который раз демонстрируют эти очень символичные
видеокадры: обросшего седой немытой гривой «Навуходоносора и
Саладина», как спившегося бомжа, выволакивают из крысиной норы,
вырытой для «вождя» вблизи Багдада. Там он прятался в последнее
время, пока его не выдали свои же приближённые. Именно такая
судьба неизбежно ожидает и другого Амалека наших дней – личного
друга и почитателя Саддама, Ясира Арафата, а также его
единомышленников – шейхов Ясина и Насраллу. Но для этого
израильским лидерам потребуется проявить такую же решимость в
искоренении зла, как это сделал президент Буш… Который, будучи
вроде бы атеистом, заканчивает все свои речи одной и той же фразой:
«Да благословит Господь Америку»!
Кстати, другие мусульманские лидеры правильно поняли «силовой
посыл» американского президента в отношении Саддама Хусейна. И
потому вечером 20 декабря, на исходе шаббата и в начале второго
дня Хануки, ливийский диктатор Муамар Каддафи, позабыв об арабской
гордости, униженно согласился пересмотреть свою политику в области
производства и хранения неконвенционального оружия. Но местные
лидеры продолжают утверждать, что на Ближнем Востоке лучшим
способом добиться мира являются лишь односторонние уступки со
стороны Израиля.
Между прочим, сильное еврейское государство, не ведущее
переговоры об отдаче «территорий» арабским бандитам (против чего
постоянно предостерегал Ребе), необходимо не только его
гражданам. В этой прописной, казалось бы, истине мне вновь
довелось убедиться после просмотра очередного выпуска передачи
«Европа: значимые люди», которая транслировалась по каналу RTVi в
ночь с 13 на 14 декабря. Немногочисленные участники ток-шоу,
собравшиеся в уютном зале одной из гамбургских гостиниц, с
удовольствием обсуждали вопрос о благополучном устройстве
эмигрантов из СССР-СНГ в обновленной Германии. Всё шло прекрасно
почти до конца, пока один из участников беседы не задал
приглашённым «зубрам» - представителям еврейского истеблишмента
Германии – неожиданный вопрос: «Возможно ли в этой гостеприимной
стране повторение «Хрустальной ночи»?»
Самодовольные улыбки мигом слетели с лиц участников телешоу.
Затянувшуюся паузу первым нарушил артист берлинского Еврейского
театра Марк Айзикович, который заявил, что он вовсе не исключает
такой возможности. Ему вяло возразил руководитель еврейской общины
Берлина Александр Бреннер, дрожащим голосом провозгласивший, что
вообще-то история не повторяется… Но тут в спор вмешался самый
оптимистично настроенный, как в начале казалось, участник передачи
– член Центрального Совета евреев Германии Михаил Рабо. «Вы что,
забыли, что мы все тут живем за полицейскими заслонами, - громко
закричал «хорошо обустроенный» эмигрант из России. – Мы же всего
здесь боимся, боимся даже открыто заявлять, что мы - евреи!»…
Неизвестно, во что мог бы вылиться этот «крик души», но в самый
напряжённый момент расторопная телеведущая Людмила Мела передала
микрофон четвёртому «значимому человеку» - члену Совета
русскоязычных еврейских общин Европы Дмитрию Фридману. «Пока есть
сильный Израиль, нам не о чем беспокоиться», – гордо заявил
господин Фридман к явному удовольствию участников передачи. «И на
этой оптимистической ноте мы завершаем наш разговор», - радостно
заявила Людмила Мела.
Итак, «осчастливленные» евреи-эмигранты в Германии по-прежнему
надеются на сильный Израиль. Но для того, чтобы наша страна
действительно была сильной, нынешним политическим лидерам нужно,
прежде всего, хотя бы прекратить безответственную болтовню о
принципе «территории в обмен на мир», против чего всегда
протестовал Ребе. И побыстрее сделать с Арафатом, шейхом Ясином и
наглым садистом Насраллой именно то, что сделали американцы с
Саддамом Хусейном…
Журнал «Это – жизнь», № 527, Лос-Анджелес – Кфар-ХАБАД,
февраль 2004 г.
Вадим Ротенберг Зачем евреям Израиль
|