Александр Риман
«Предчувствие гражданской войны» - кому это выгодно?
В начале нынешней недели ценители искусства во всём мире
были шокированы дерзким ограблением, которое произошло прямо средь
бела дня в Художественном музее столицы Норвегии Осло. Главная
добыча преступников – картина Эдварда Мунка «Крик» - неоднократно
использовалась ранее в качестве иллюстрации к различным книгам о
Холокосте и, как считают многие, была создана под впечатлением этих
трагических событий. Межу тем, норвежский художник Мунк написал
самое известное из своих произведений задолго до главных трагедий
двадцатого века – в 1893 году.
А вот не менее известная и такая же трагичная, по своему
замыслу, картина Сальвадора Дали - «Предчувствие гражданской войны»
- была создана великим мастером двадцатого века намного позже, в
1936 году. Именно тогда в Испании действительно началась
кровопролитное противостояние представителей двух главных
политических лагерей – сторонников генерала Франко и просоветски
настроенных «республиканцев».
«Пророки есть в отечестве моём?»
Похоже, прижизненная и посмертная слава скандально-эпатажного
художника, сумевшего предугадать неизбежность жестокой схватки двух
непримиримых военно-политических блоков на Пиренейском полуострове,
не даёт покоя депутату Кнессета от партии МЕРЕЦ - «Яхад» Авшалому
Вилану. Во всяком случае, именно мысль о неизбежности трагического
финала процесса реализации плана «одностороннего отделения» в
Гуш-Катифе и Северной Самарии красной нитью сквозит в его недавнем
интервью корреспонденту газеты «Ха-Арец» Ари Шавиту.
Эта публикация с весьма красноречивым названием «Гражданская
война на пороге» появилась в пятницу, 20 августа в одном из
приложений «толстого» предсубботнего номера этого периодического
издания. Её главная мысль выражена в следующих словах, выделенных
жирным шрифтом на одной из газетных страниц: «Если не будет иного
выбора, то есть если правые экстремисты начнут насильственное
сопротивление, солдаты ЦАХАЛа обязаны будут открыть огонь на
поражение, чтобы спасти демократию в Израиле».
Необходимо напомнить, что прошло всего лишь полтора месяца
после того, как в таком же пятничном номере «Ха-Арец» постоянный
автор газеты Йоэль Маркус уже напечатал относительно небольшую
заметку подобного содержания под названием «Не надо бояться
кровопролития». Сразу же после этой публикации несколько депутатов
Кнессета, и среди них - житель Гуш – Катифа Цви Гендель, обратились
к юридическому советнику правительства Мени Мазузу с просьбой
проверить содержание публикации на предмет наличия в ней элементов
подстрекательства.
Однако никакой реакции «сверху» на это обращение не
последовало. И вот, выждав некоторое время, редакция «Ха-Арец»
публикует уже не заметку, а солидный журналистский опус с
характерным подзаголовком – «На пути ко второй «Альталене». Намёк
более чем прозрачен – сейчас, как и полвека назад, с «врагами
народа» необходимо расправляться без церемоний!
Ирония судьбы состоит лишь в том, что летом 1948 года лидер
первого левоцентристского правительства Израиля Давид Бен-Гурион
отдал приказ открыть огонь по кораблю, на котором привезли оружие
люди «правого экстремиста» Менахема Бегина. Однако именно Бегин,
как известно, в дальнейшем стал премьер-министром Израиля в
качестве председателя национально-патриотической партии «Херут» -
предшественницы нынешнего «Ликуда». И вот сегодня премьер-министр
от «Ликуда» готовит насильственную эвакуацию нескольких тысяч
евреев из более чем двадцати поселений, а депутат Кнессета от
оппозиционного левого блока потирает руки от нетерпения и
предсказывает неизбежное кровопролитие. Разумеется, по вине
еврейских поселенцев…
Не совсем понятно, правда, откуда г-ну Вилану известно о
готовности неких мифических «правых экстремистов» применить оружие
против солдат ЦАХАЛа, то есть армии, в которой многие жители
Гуш-Катифа сами служили и служат, причём нередко – в боевых частях.
А вот о реальном сегодняшнем левом экстремизме представитель блока
«МЕРЕЦ-Яхад» как-то забыл. Между тем, свежий пример 20-летней Тали
Пахимы, открыто заявлявшей о своей солидарности с молодым главарём
террористов из Дженина, и собиравшейся пронести ему оружие и
взрывчатку, г-на Вилана совершенно не волнует…
К интервью Авшалома Вилана очень близка по содержанию статья
Ярива Оппенгеймера - нынешнего лидера организации «Шалом ахшав», в
которой молодой Авшалом когда-то начинал свою политическую карьеру.
Статья была опубликована на Интернет-сайте газеты «Едиот ахронот»
22 августа и посвящена очередному изменению подхода американской
администрации к вопросу нового строительства в Иудее и Самарии.
Г-на Оппенгеймера крайне возмутило принципиальное согласие
заокеанских политиков на «естественное разрастание» поселений даже
в уже существующих муниципальных границах.
«Вот уже 37 лет политики и дипломаты различных стран
прилагают титанические усилия по мирному урегулированию
ближневосточного конфликта, - пишет лидер «Шалом ахшав». – Но все
их усилия разбиваются о непостижимое упрямство поселенцев, которые
продолжают, несмотря ни на что, заселять всё новые участки
оккупированных территорий. Тем самым, единственное разумное решение
конфликта – два государства для двух народов – никак не удаётся
осуществить».
Г-н Оппенгеймер, очевидно, запамятовал, что ровно четыре
года назад – как раз накануне предыдущей Олимпиады в Сиднее -
именно такое решение предлагал в Кемп-Дэвиде Ясеру Арафату
тогдашний премьер-министр Израиля Эхуд Барак. И, несмотря на
воистину «титанические усилия» бывшего президента Клинтона, именно
упрямый «раис» отверг мирный договор, основанный на принципе «два
государства для двух народов»…
Еще дальше зашел в своих претензиях к еврейским поселенцам
один из активистов небезызвестного «Совета по миру и безопасности»
Шломо Газит. Его статья, опубликованная недавно в газете «Маарив»,
называется «Надпись на стене» и содержит следующий подзаголовок:
«Сегодня главная опасность процессу мирного урегулирования исходит
от Ирана и еврейских экстремистов». И здесь создаётся впечатление,
что автор статьи что-то перепутал. Ведь правительство Ирана, как
известно, не признаёт право государства Израиль нас существование и
открыто говорит о необходимости его физического уничтожения.
Неужели и «еврейские экстремисты» имеют те же цели?
Любопытно, что светский миротворец Шломо Газит использует для
завязки сюжета своего краткого публицистического произведения
(как, впрочем, и для его наименования) цитату из ТАНАХа, а точнее,
из книги Даниэля (5:25): «И появилась надпись на стене (во время
пира дворце царя Валтасара) – «Мене, мене, такел у-фарсин». Как
известно, пророк Даниэль сумел расшифровать эту надпись и
предсказать немаловажные геополитические изменения в
ближневосточном регионе около двух с половиной тысяч лет назад. Как
видно, с той поры более яркого примера еврейского умения с честью
выходить из сложных придворно-государственных интриг так и не
нашлось…
И здесь евреи виноваты?
Впрочем, как выясняется, для некоторых прогрессивных
ивритоязычных публицистов поиски зловредных козней
«правоэкстремистских» еврейских кругов и провокационных замыслов
«религиозных мракобесов» иудейского вероисповедания не
ограничиваются сегодняшним днём. Случайно или нет, но буквально
через несколько страниц после интервью с Авшаломом Виланом, в
последнем пятничном приложении к газете «Ха-Арец», была
опубликована большая статья, посвященная 75-летию антисемитского
погрома в Хевроне. Казалось бы, где можно найти следы «еврейского
экстремизма» в этом трагическом событии? Событии, в оценке которого
до недавнего времени существовал национальный консенсус?
Однако автор публикации – Эхуд Эйн-Гиль – считает иначе. Его
явно тенденциозный историко-документальный очерк называется «За
десять дней до трагедии». Логично было бы предположить, что
израильский публицист, каких бы политических воззрений он не
придерживался, расскажет, хотя бы вкратце, о том, как арабы
готовили погром, а также о той роли, которую сыграл в этом
кровопролитном инциденте муфтий Иерусалима Хадж-Амин аль-Хусейни.
Ведь именно этот подлинный экстремист исламского
вероисповедания в середине августа 1929 года рассылал во все
арабские общины лживые телеграммы, в которых рассказывал небылицы о
якобы готовящемся вторжении евреев на Храмовую гору с целью
взорвать главную святыню ислама – мечеть «Аль-Аксу». Как известно,
этот идеологический патент Аль-Хусейни с успехом используется и
сегодня для оправдания террора против евреев. Нелишне вспомнить и о
том, что в годы Холокоста иерусалимский муфтий жил в Берлине, в
статусе почётного гостя Адольфа Гитлера, с которым неоднократно
имел «деловые дружественные беседы»…
Однако эти факты автору статьи в «Ха-Арец» представляются,
очевидно, несущественными. Зато очень много газетной площади Эхуд
Бен-Гиль уделяет описанию подробностей «подозрительного визита» в
Хеврон и Иерусалим шестого Любавичского Ребе Йосефа-Ицхака
Шнеерсона. Эта поездка состоялась в середине августа и вполне могла
«напугать» миролюбивых арабов, уже уставших за прошедшие
десятилетия от непрерывных происков сионистов. Впрочем, как раз к
сионизму рав Йосеф-Ицхак не имел никакого отношения. Единственное,
что он хотел – побывать в городе праотцев, где похоронены великие
патриархи нашего народа.
Как утверждается в статье журналиста из «Ха-Арец», влиятельный
хевронский еврей Элиэзер-Дан Слоним – руководитель филиала
«Англо-Палестинского банка» - сумел договориться с местными имамами
о краткосрочном посещении равом Шнеерсоном «Усыпальницы праотцев»
(«Меарат а-Махпела»). Но ведь, согласно многовековым
дискриминационным исламским законам, иудеи не могли подняться выше
седьмой ступени высокой каменной лестницы, которая вела к древней
хевронской святыне…
Этот факт и мог послужить, якобы, той последней соломинкой,
которая переломила «хребет» ангельского терпения миролюбивых
арабов. Они и без того были встревожены чрезмерной, по их мнению,
активностью евреев у Стены плача, а также сообщениями о создании
все в том же 1929 году «Еврейского агентства» («Сохнута») –
организации с явно эмиграционным уклоном…
В общем-то, действуя в лучших традициях современной
«объективной» журналистики, Эхуд Бен-Гиль, напрямую никого ни в чём
не обвиняет. Он лишь аккуратно подводит читателя к «логичному»
выводу – вот если бы эти неугомонные «ультраортодоксы» и прочие
«экстремисты» не совались в Хеврон и не претендовали на различные
«исторические кладбища» библейского периода, в наших палестинах уже
давно воцарилась бы тишь да гладь…
И здесь, опять-таки, хочется задать автору статьи в «Ха-Арец»
вопрос «на засыпку». А чем провинился перед арабскими погромщиками
еврейский «писатель-интернационалист» Йосеф-Хаим Бреннер, которого
убийцы искромсали ножами во время погрома в Яффо в 1921 году? В
своих произведениях Бреннер отрицал «раввинистическую литературу»
с её религиозно-историческими реминисценциями и мечтал о создании
настоящего «еврейского пролетариата», представители которого будут
строить справедливое общество рука об руку с арабскими трудящимися
Палестины…
И всё же, сионизм продолжается…
Между тем, далеко не всегда принадлежность к
левосионистскому лагерю автоматически означала пренебрежение к
национально-историческому наследию еврейского народа и раболепие
перед арабами как «коренными жителями» и «истинными хозяевами»
Страны Израиля. Ярким примером подобного рода является один из
основателей «рабочего сионизма» Берл Каценельсон. Шестидесятилетию
со дня его смерти посвящена статья историка и публициста Сары
Хёниг, которая была опубликована в газете «Джерузалем пост» 20
августа.
Главная мысль этого биографического очерка выражена в
следующем авторском выводе: «Согласно глубокому убеждению
Каценельсона, уважение к истории и традициям народа Израиля – это
не просто сентиментальная «любовь к отеческим гробам», а
необходимое условие самосохранения нашего народа в современном
мире». В завершение своей статьи Сара Хёниг приводит высказывание
Каценельсона, датированноё 1936 годом. По её мнению, эти слова
напрямую относятся к «постсионистам» нашего времени:
«Наши героические предки, - писал один из главных идеологов
«левого сионизма», - всегда сохраняли свое национальное
самоуважение и уверенность в правильности избранного раз и навсегда
исторического пути. Они не шли на уступки озверевшему врагу ни при
каких обстоятельствах – даже погибая в муках на кострах инквизиции
или корчась в предсмертных страданиях после удара казацкой сабли.
Самое печальное явление, которое я порой наблюдаю среди нашей
молодёжи – это отсутствие необходимого духовного стержня,
недостаток внутренней убеждённости в правоте нашего дела».
К счастью, далеко не все израильтяне сегодня – как старожилы,
так и новые репатрианты – пребывают в состоянии духовной
прострации, потеряв всякую веру и желание противостоять свалившимся
на нашу страну и на каждого из нас новым испытаниям. Вот лишь одно
из доказательств в пользу этого утверждения. 23 августа в газете
«Джерузалем пост» был опубликован второй из серии очерков о жизни
четверых солдат-репатриантов, которые недавно прибыли в нашу страну
без родителей из Северной Америки и сейчас служат в одном
подразделении.
Первый репортаж на эту тему, написанный журналисткой
Йохевед-Мирьям Руссо, был украшен фотографией четырёх улыбающихся
парней в военной форме. Они были засняты во время отработки одного
из главных упражнений израильского спецназа – выноса раненного с
поля боя. Вот их имена - Йонатан Фридман из Нью-Йорка, Даниэль Шнек
(город Ливингстон, штат Нью-Джерси), Бенджамин Клейнман (Торонто) и
Джереми Штерн из Лос-Анджелеса.
Во втором очерке на эту же тему Йохевед-Мирьям Руссо приводит
отрывок из интервью с еще одним героем своей публикации – Йоси
Мирски из Канады. Вот что он рассказал: «Я родился в Торонто и
учился в иешиве «Ор хаим», входящей в систему образования
молодёжного движения «Бней-Акива». Последний год обучения у нас
проходил в Израиле. С первых же дней пребывания в стране я
почувствовал себя здесь как дома. Я влюбился в эту землю и тёплых,
отзывчивых людей, которые меня окружали. После окончания курса я
понял, что уже не смогу жить в какой-либо иной стране. Получив
статус репатрианта, я сразу же пошёл на призывной пункт, не
дожидаясь повестки. Служба в армии для меня – это лучший способ
абсорбции в Израиле».
В конце интервью Йоси Мирски добавил, что, по его наблюдениям,
сегодня в Торонто очень большое количество молодых евреев хотят
репатриироваться в Израиль или хотя бы пройти срочную службу в
ЦАХАЛе в качестве добровольца. Так что, вопреки назойливой рекламе
эмиграционных агентств и устрашающим статьям некоторых журналистов,
далеко не все евреи считают большой и холодный город на берегу
озера Онтарио новой «землей обетованной»…
«Новости недели», 26.08.2004
Моше Фейглин Гражданская война
Статьи о левых
Статьи о СМИ
|
|