Александр РиманБлагословение или проклятие?
Несколько дней назад в далеком Нью-Йорке произошло
малозначительное, вроде бы, событие, которое удостоилось публикации
лишь на девятой странице спортивного приложения газеты «Едиот
ахронот» за 6 сентября. Речь идёт о посещении Пини Гершоном –
старшим тренером баскетбольной команды «Маккаби» (Тель-Авив) -
места захоронения седьмого Любавичского Ребе Менахема-Менделя
Шнеерсона. Вместе с явно взволнованным Пини, голова которого была
увенчана скромной белой кипой (что хорошо видно на
фотоиллюстрации), в этом мероприятии участвовал давний знакомый и
духовный наставник тель-авивского тренера - раввин Яаков
Глойберман, а также сотни «хабадников» из Израиля и США.
Статья журналиста Надава Цинципера на эту тему, напечатанная в
«Едиот ахронот», не содержит никакой иронии и названа вполне
серьезно: «Пини Гершон надеется ,что благословение Ребе будет
помогать ему и в дальнейшем». Далее автор публикации поясняет свою
мысль: «Тренер тель-авивского «Маккаби» посетил вчера место
захоронения седьмого Любавичского Ребе в Нью-Йорке, чтобы
поблагодарить «Короля-Мошиаха» за помощь в завоевании «Кубка
Евролиги» в мае нынешнего года и попросил благословение Ребе на
новый спортивный сезон».
Можно по-разному относиться к этому поступку не очень-то
религиозного, в принципе, представителя спортивного истеблишмента
нашей страны. При желании, его даже можно вообще не замечать.
Однако та нервозность, с которой различные политики отреагировали
на недавнее заявление нескольких влиятельных раввинов из Иудеи и
Самарии во главе с Хаимом Друкманом (относительно допустимых границ
военной реакции на арабские теракты), свидетельствует о многом. Во
всяком случае, о том, что игнорировать мнение авторитетных
религиозных евреев сегодня нельзя ни в одной из областей жизни.
Нужно ли подставлять
«вторую щеку»?
Среди многочисленных материалов на эту тему, которые
появились в электронных СМИ сразу после обнародования скандальной
«Декларации раввинов» 7 сентября, следует отметить прежде всего
взвешенную и внятную статью журналистов Метью Гутмана и Ронит Села
из «Джерузалем пост». Авторы публикации представили позицию обеих
сторон по этому спорному вопросу. Представляя мнение бывшего
депутата Кнессета рава Друкмана, а также его единомышленников,
среди которых можно выделить, например, Дова Лиора - председателя
Совета раввинов Иудеи, Самарии и сектора Газа – Гутман и Села дают
высказаться и противникам предложенной религиозными деятелями
инициативы (уничтожать базы террористов, даже если они действуют
под прикрытием мирного населения). Как и следовало ожидать, в
качестве главных оппонентов новой тактики антитеррористической
борьбы выступили члены Кнессета от блока «МЕРЕЦ-Яхад» - Йоси Сарид
и Роман Бронфман.
Статья из «Джерузалем пост» была доступна для обсуждения на
читательском форуме. К его участникам модераторы данного
Интернет-издания предъявляют весьма жесткие требования – необходимо
отправлять свою отклики под настоящими именами с указанием исходных
данных пользователя, включая место проживания. Таким образом, на
этом чате практически исключается появление экстремистских и
провокационных сообщений, которыми так любят «баловаться»
всевозможные анонимы на тех форумах, где регистрации нет.
Тем интереснее было узнать, что подавляющее большинство
участников дискуссии, которые присылали свои суждения не только из
Израиля, но и из других стран мира (прежде всего, из США) полностью
поддержали мнение израильских раввинов, основанных на еврейском
религиозном закон (Галахе). Однако наиболее интересным выглядело
сообщение, направленное из шведского города Лимхамен пастором
Йоргеном Бенгстоном.
Прежде всего, г-на Бенгстона обидело то обстоятельство, что
рав Друкман и его единомышленники противопоставили иудейский
принцип «мера за меру» неверно понятой ими, по мнению шведского
оппонента, христианской догме всепрощения («подставь другую щеку»).
«Если террористы прячутся за спинами гражданских лиц, большая часть
которых им явно симпатизирует и помогает, применение жестких
армейских мер к таким «мирным жителям», к сожалению, неизбежно, –
пишет пастор Бенгстон. – Более того, уважаемые раввины слишком
упрощенно понимают принцип «подставь другую щеку»…
Далее пастор из Швеции конкретизирует свою мысль: «Лишь очень
незначительная часть христиан во все времена исповедовали
радикальный пацифизм. Лично я, в период прохождения службы в
шведской армии, общался с немалым количеством верующих христиан.
Лишь крайне незначительная часть моих собеседников интерпретировали
известное высказывание рабби Иисуса (так в тексте – А.Р.) как
призыв к «непротивлению злу насилием». Если враг нападает на твой
дом, хочет убить твоих близких или тебя самого, любой человек
доброй воли просто обязан взять в руки оружие и защищаться всеми
возможными способами».
Наверное, с этим мнением будет невредно ознакомится многим
израильским политикам. И прежде всего, Роману Бронфману, который
уже поспешил объявить «агрессивных раввинов» в подстрекательстве к
убийству. Оказывается, и в цивилизованной Европе, где г-н Бронфман
часто бывает, и в которой видит пример толерантности и разумной
уступчивости в спорных вопросах, далеко не все граждане настроены
так уж миролюбиво по отношению к террору и террористам. Особенно,
после последних событий в России…
А в это время
тридцать лет назад…
Тему взаимосвязи еженедельной главы Торы с актуальными
политическими событиями затронул в своей статье «Кто теряет
государство» известный адвокат и публицист Эльяким Аэцни («Едиот
ахронот», 6 сентября). Он напомнил читателям, что обнародование
Ариэлем Шароном конкретного графика реализации программы
«одностороннего отделения» произошло в ту самую неделю, когда в
синагогах читали главу «Ки таво» («Когда придёшь в страну, которую
Всевышний даёт тебе…».
Эльяким Аэцни обращает внимание на одно из обозначенных в
этой главе проклятий, которое может обрушиться на еврейский народ в
случае систематического нарушения заповедей («если не будешь
слушаться гласа Господа»). Вот оно: «Построишь дом, но жить в нём
не будешь, посадишь виноградник, но не соберешь в нём свой урожай…
Плоды, выращенные на твоей земле, благодаря твоим стараниям, будет
поедать другой народ» (Тора, кн. «Дварим», 28: 30, 33).
«По иронии судьбы, именно в шабат «Ки таво» руководитель
нового «Управления по размежеванию» Йонатан Басси - член
религиозного киббуца Сде-Элиягу - должен был участвовать в
праздновании «бар-мицвы» своего родственника в поселение Офра, -
пишет Аэцни. – Однако жители этого населённого пункта,
расположенного на «территориях», объявили Басси «персоной
нон-грата» и попросили его не приезжать».
Картина, действительно, получается кафкианская: религиозный
еврей Басси с библейским именем Йонатан согласился возглавить
государственную структуру, которая будет заниматься воплощением в
жизнь одного из главных антиеврейских проклятий, указанных в Торе –
«Построишь дом, но жить в нём не будешь». Впрочем, даже отсутствие
кипы на голове, напоминает Эльяким Аэцни, когда-то не мешало тому
же Ариэлю Шарону активно отстаивать право евреев на заселение
Иудеи, Самарии и сектора Газа.
Аэцни напоминает читателям, что в 1974 году 46-летний Шарон
выступил с резким протестом против решения тогдашнего правительства
«Аводы» воспрепятствовать созданию нового поселения в Самарии. Мало
того: Ариэль Шарон заявил тогда, что любое правительственное
постановление, мешающее активному заселению освобождённых
территорий с древней библейской историей, является «аморальным по
определению», и солдаты ЦАХАЛа, получившие приказ изгнать евреев из
какого-либо района Эрец-Исраэль, имеют полное право такой приказ не
выполнять. Не будем забывать, что так рассуждал боевой генерал с
многолетним армейским стажем, прекрасно знакомый с военным уставом…
«Держите меня восемь
человек!»
Можно, конечно, утверждать, что четко просматривающаяся
идеологическая направленность статьи Эльякима Аэцни продиктована
его определёнными политическими убеждениями. Однако, всё
возрастающая тревога по поводу конкретных аспектов реализации плана
«одностороннего отделения» хорошо заметна в последние дни именно у
тех журналистов, которых трудно обвинить в симпатиях к жителям
Гуш-Катифа. Причём предложенный Ариэлем Шароном около недели назад
принцип ликвидации поселений «одним махом» эту тревогу только
усилил.
Резче всего по этому поводу высказался постоянный автор
газеты «Ха-Арец» Узи Бензиман в своём очерке, напечатанном 5
сентября. В самом начале публикации, которая названа весьма
красноречиво – «Поэтапная эвакуация, но не поспешная депортация!» -
журналист из «Ха-Арец» пишет: «Нервозная суетливость, которая была
хорошо заметна в поведении Шарона на последнем заседании
правительства, не может не вызвать беспокойства. Глава
правительства напоминал уличного хулигана («бирьон шхунати»),
который готов вот-вот ввязаться в весьма нежелательную драку с
конкурентами и потому кричит своим друзьям: «Держите меня восемь
человек!».
После столь многообещающего начала Узи Бензиман продолжает:
«Ариэль Шарон вернулся из краткосрочного отпуска в очень
агрессивном настроении и был полон решимости как можно быстрее
разбросать новые баррикады, которые успели нагромоздить на его пути
противники плана «одностороннего отступления». Однако, вместо
того, чтобы действовать осторожно и взвешенно, глава правительства
пошел напролом и еще более обострил и без того наряженную до
предела моральную атмосферу в кабинете министров… Отказ Шарона от
его же собственного обещания о поэтапной реализации план эвакуации
евреев из сектора Газа, которое было утверждено на заседании
правительства 6 июня, может привести к непредсказуемым
последствиям».
Эту тему развили в своих публикациях в «Маариве» и «Едиот
ахронот» в начале нынешней недели два опытных журналиста – Шломо
Иерушалми и Эйтан Хабер соответственно. Причем один из них
(Иерушалми) отвечает в «Маариве» за постоянную рубрику, описывающую
хронику внутрипартийной жизни. Впрочем, на этот раз Эйтан Хабер
затронул проблему более общую, чем его коллега, который ограничился
6 августа весьма шаблонным, хотя и тревожным очерком под названием
«Ликуд против Ликуда» (в нём обсуждаются проблемы противостояния
Ариэля Шарона и «Центра» возглавляемой им партии).
Название публикации Хабера («Едиот ахронот», 7 августа)
выглядит почти апокалиптически: «Политическая система Израиля на
грани краха». Любопытно, что и этот журналист вполне светской
ивритоязычной газеты в начало своей статьи связывает с
приближающимся иудейским праздником Рош-Ашана и начинающимися вслед
за ним десятью «днями раскаяния» («грозными днями»). По мнению
Эйтана Хабера, нашим парламентариям, которые погрязли во
внутрипартийных разборках, абсолютно не интересуясь актуальными
проблемами страны, самое время вспомнить о приближающемся «Судном
дне». И, пользуясь подходящим моментом, провести честную духовную
самооценку с целью раскаяния и исправления своего поведения (то
есть совершить «тшуву»). Пусть и с некоторой долей иронии,
журналист из «Маарива» советует чрезмерно прагматичным депутатам
следующее:
«Пожалуй, следует всерьёз задуматься над тем, чтобы провести
в промежутке между еврейским Новым годом и Йом-Кипуром коллективную
молитву с просьбой о прощении для всех депутатов Кнессета. Те, кто
не знаком с иудейским религиозным ритуалом, и не видит
принципиальной разницы между праздничным молитвенником («махзором»)
и романом «Любовники леди Чаттерлей» могут просто присутствовать на
богослужении и в нужное время говорить «Амен!». Если это им не
поможет, то уж во всяком случае, и не повредит».
По мнению Эйтана Хабера, «разброд и шатания», которые
окончательно подточили нынешнюю парламентскую демократию в Израиле,
и сделали нынешнюю систему управления страной практически
нежизнеспособной, наводят на мысль о необходимости «твёрдой руки»,
которая, наконец-то, сможет навести порядок. Другими словами, речь
идёт о введении института президентской власти в нашей стране, о
чём вновь говорил, среди прочего, лидер партии «Наш дом Израиль»
Авигдор Либерман на митинге русскоязычной общественности в Ашкелоне
5 сентября…
«В поисках еврейского
«бэби»
Как легко догадаться, название этого раздела заимствовано
у Василия Аксёнова («В поисках грустного бэби»). Использовать его
нас побудило содержание статьи профессора Габи Авиталя,
опубликованной в газете «Маарив» в конце прошлой недели. Она
называется «Не жалеть средств на еврейское духовное воспитание» и
посвящена резкому падению уровня морали и нравственности, а также
снижению патриотизма у израильской молодёжи в последние годы (не из
этих ли молодых людей потом вырастают корыстные политики?).
По мнению Габи Авиталя – члена объединения «Профессора за
сильный Израиль» - сегодняшняя обстановка в нашей стране во многом
напоминает кризисную ситуацию в Соединённых Штатах в середине
1970-х годов, вскоре после окончания войны во Вьетнаме. Однако в
дальнейшем духовные лидеры американской нации при полной поддержке
Белого дома сумели возродить патриотические настроения и чувство
гордости за свою страну у большинства жителей огромного
заокеанского государства, и прежде всего – у молодежи.
«Точно также и в Израиле невозможно добиться оздоровления
морального климата в обществе, если не знакомить, по-настоящему,
наших студентов и школьников с основами еврейской духовности, -
пишет профессор Авиталь. - Около восьмидесяти лет назад раввин
Авраам-Ицхак Акоэн Кук – основоположник религиозного сионизма –
писал о том, что патриотическое воспитание подрастающего поколения
не должно ограничиваться идеей необходимости строительства
«национального дома для евреев». Необходимо развивать у молодых
людей понимание уникальности Страны Израиля, а также сочетать
универсальное образование с детальным изучением нашего
многовекового национально-религиозного наследия».
Статья Габи Авиталя заканчивается такими словами: «Все мы
надолго запомним всплеск общей радости и гордости за нашу страну
после завоевания в Афинах первой золотой олимпийской медали. Это
событие показало, насколько велик у нашего народа заряд здорового
патриотизма. Осталось добавить к этому, как учил рав Кук, чувство
преданности и любви к Стране Израиля, а также желание изучать и
хранить богатейшее духовное наследие еврейского народа».
…Ну что же, глядя на взволнованное лицо Пини Гершона,
который в начале нынешней недели вновь попросил благословение у
Любавичского Ребе, можно сказать, что эта задача не так сложна, как
это видится на первый взгляд.
«Новости недели», 9.09.2004
Статьи о Ликуде
|
|