Александр РиманДемократическое самоубийство
…26 октября, в день скандального голосования в Кнессете по
вопросу «одностороннего размежевания», в газете «Джерузалем пост»
была опубликована редакционная статья, посвященная, естественно,
этому главному событию последних дней и недель. В принципе, сам по
себе материал не содержал какой-либо оригинальной информации или
сногсшибательных прогнозов. А вот эпиграф к статье выглядел весьма
интересно и нетривиально. На этот раз «ударная» фраза, предваряющая
авторский текст, была заимствована редактором газеты у второго
президента США Джона Адамса (1735 – 1826). Она была произнесена уже
бывшим, к тому времени, хозяином Белого Дома ровно 190 лет назад –
в 1814 году. Вот оно, это весьма парадоксальное, на первый взгляд,
наблюдение американского политика (и, между прочим, правоведа по
специальности):
«Необходимо помнить, что демократическая форма правления не
может удержаться в той или иной стране слишком долго. Эта
политическая система довольно быстро исчерпывает себя, постепенно
«выдыхается» и, в конце концов, самоуничтожается. Нет ни одного
демократического режима, который не заканчивал бы своё
существование политическим самоубийством».
За истекшие два столетия накопилось немало исторических фактов
в пользу этого утверждения. Так, например, в конце 18-го – первой
половине 19 века во Франции период революционной республики
сменился диктатурой императора Наполеона, а затем – реставрацией
монархии Бурбонов, которые были окончательно сброшены с трона в
результате новой революции (на сегодняшний день в этой стране
существует уже «Пятая республика»). В соседней с Францией Германии
на смену Веймарской демократии, продержавшейся чуть более
десятилетия, в 1933 году пришёл тоталитарный гитлеровский режим...
Да и в самой демократической стране мира – США – после
событий 11 сентября 2001 года контроль сил безопасности над
рядовыми гражданами этого государства, а также правила въезда в
страну настолько ужесточились, что многие публицисты и политологи
всерьёз говорят о постепенном превращении Соединённых Штатов в
«полицейское государство». Хотя в данном случае речь идёт, скорее,
о вынужденных ограничениях демократических прав и свобод на
непродолжительное время.
«Когда Шарон
был маленький…»
Впрочем, сторонники политической философии Джона Адамса
вряд ли могут опасаться того, что нетривиальные сентенции их
кумира будут вскоре сданы в архив. Сегодняшние события в Израиле
служат столь яркой иллюстрацией справедливости высказывания
прозорливого американца, что становится даже немного не по себе.
Остановимся на двух главных аспектах этого тревожного явления, на
которые обращают внимание ивритоязычные СМИ.
Прежде всего, с каждым днём становятся всё заметнее
антидемократические тенденции в поведении нынешнего главы
правительства. Политическим обозревателям приходится вновь и вновь
напоминать гражданам Израиля, что Ариэль Шарон занял свой нынешний
пост не по «воле Небес» или по желанию президента США, а как лидер
партии, выступившей с определённой идеологической программой.
Однако вскоре после выборов 2003 года «Арик-бульдозер» полностью
отрёкся от этой, весьма однозначной национально-патриотической
программы и дал «задний ход». Именно об этом пишет, например, в
своей статье «Диктатура на пороге» политический обозреватель Мартин
Шерман. Его публикация появилась на Интернет-сайте газеты «Едиот
ахронот» 26 октября и содержит, в частности, такой отрывок:
«На последних выборах Ариэль Шарон получил, как
руководитель партии «Ликуд», массовую поддержку израильских
избирателей из-за своих вполне конкретных политических заявлений и
деклараций, - пишет Мартин Шерман. - Сегодня выяснилось, что г-н
Шарон попросту грубо обманул всех тех, кто ему поверил. Человек с
демократическими убеждениями так себя вести не может. Таким
образом, наивные и доверчивые израильские избиратели проложили
дорогу к власти настоящей диктатуре («шилтон родани»).
Несколько иначе смотрит на эту проблему известный
израильский политолог профессор Авраам Дискин, который изложил свое
мнение 25 октября в вечерней программе Пеерли Шахар на радиоканале
«Решет бет». По мнению профессора Дискина, всем тем, кто сегодня
обвиняет Шарона в непоследовательности и резком изменении своего
мировоззрения, следовало повнимательнее ознакомится накануне
выборов с некоторыми особенностями личной и политической биографии
нынешнего премьера.
И действительно, не трудно обратить внимание на то, что
будущий лидер партии «Ликуд» родился и вырос в мошаве Кфар-Малаль,
который был создан репатриантами социалистической ориентации в 1922
году. Незадолго до создания государства Израиль молодой Арик Шарон
вступил в левосионистскую организацию «Хагана» и, следовательно,
при определённом стечении обстоятельств, вполне мог вместе с
покойным Ицхаком Рабином принимать участие в печально знаменитой
акции против «Альталены» летом 1948 года.
Правда, в дальнейшем (на несколько десятилетий) в силу
различных причин пересеклись и совпали политические пути Ариэля
Шарона и Менахема Бегина - главного правого «фигуранта» скандала с
«Альталеной» и идеологического противника «Хаганы». Однако хорошо
известно, что домашнее воспитание и идеологические взгляды,
усвоенные тем или иным человеком в детстве и юности, со временем
никуда не исчезают. Они нередко проявляются уже в преклонные годы,
являясь частью естественных возрастных изменений человеческой
психики.
«Во всяком случае, - подытожил свои наблюдения профессор
Дискин, - несправедливо говорить, что нынешние резкие изменения во
взглядах Шарона были абсолютно неожиданными и непредсказуемыми.
Глава правительства попросту «вспомнил молодость», о которой уже
успели забыть те, кто привык считать «Арика-бульдозера» убеждённым
идеологом правого лагеря».
«Больше двух не
собираться»
Второй тревожный признак развала парламентской демократии
в Израиле связан не столько с личными качествами нынешнего
премьера, сколько с особенностями усиленно продавливаемой им
программы «одностороннего отделения». Как известно, в последние дни
и недели власти в обход Кнессета инициировали некоторые
законодательные меры или проекты, цель которых, к сожалению, весьма
прозрачна – явное или опосредованное ограничение демократических
свобод граждан Израиля. В начале нынешней недели министр по делам
Иерусалима и диаспоры Натан Щаранский предельно откровенно
прокомментировал новый законодательный акт, в котором его больше
всего поразил чисто КГБистский подход к свободе собраний и
демонстраций – «больше двух не собираться!».
«В законе есть пункт, согласно которому глава правительства
решает, когда закрыть те или иные территории, - сказал Щаранский в
интервью израильским СМИ. - Нарушители могут быть заключены под
стражу. Три человека, собравшиеся в этих районах, рискуют лишиться
свободы. Это практически дословная цитата из советского закона, на
основании которого в тюрьму были брошены сотни людей».
Речь, разумеется, шла о территориях, которые планируется
закрывать для свободного доступа граждан в случае реализации плана
«одностороннего отделения», а точнее той его части, которая
предусматривает трансфер евреев из их собственных домов в
Гуш-Катифе. Однако, как говорится, «лиха беда начало»! Кто может
поручиться, что эти, вроде бы, «временные нововведения» не обретут
«плоть и кровь» как постоянные правила жизни граждан страны в
рамках фактически создаваемого в Израиле оруэлловского
«Министерства Правды»?
Именно об этом, хотя и не прибегая к
литературно-историческим ассоциациям, говорил в интервью каналу
«Решет Бет» утром 26 октября известный адвокат и публицист Хаим
Мисгав. Не являясь принципиальным оппонентом Шарона и его
«односторонней программы», этот опытный правовед высказал серьёзные
опасения по поводу того, что не в меру ретивые юристы могут
использовать сиюминутные запросы властей «на злобу дня» для
ограничения важнейших демократических свобод граждан Израиля.
«Речь идёт об ограничении свободы передвижения, свободы
собраний и свободы слова, - заявил Адвокат Мисгав. – Кроме того, с
юридической точки зрения, сам факт присутствия в определённом месте
группы граждан в любом количестве еще не может служить поводом для
обвинения их в противоправных действиях».
Возможно, на этот странный законопроект, который один из
моих коллег уже остроумно обозначил как «на троих не соображать»,
можно было бы и не обращать особенного внимания. Если бы не одно
«но»… Обнародование нового ограничительного юридического акта
произошло ровно через месяц после появления в израильских СМИ более
чем странной и, в то же время, пугающей информации. Речь шла о
проекте создания «лагерей предварительного заключения» («маханот
маацар») для непослушных жителей Иудеи, Самарии и сектора Газа.
Уже 22 сентября на эту информацию откликнулся известный
публицист Надав Аэцни. Напечатанная тогда в «Маариве» заметка
иронично назвалась «Лагеря сейчас!» («Маханот маацар ахшав!»),
пародируя тем самым, название левапацифистской организации «Шалом
ахшав!». «Создание или отсутствие лагерей подобного типа, - писал в
своей публикации Надав Аэцни, - является, на самом деле,
«лакмусовой бумагой» отсутствия или существования демократического
строя. Причём это еще и палка о двух концах. Если правящий режим
начинает злоупотреблять силовыми методами для подавления
инакомыслия, его противники могут использовать сложившуюся
ситуацию для создания сначала тюремного, а затем и внетюремного
подполья… На сегодняшний день именно глава правительства подаёт
пример пренебрежительного отношения к демократии и постоянно
нарушает принятые на себя ранее обязательства перед своими
избирателями и собственной партией».
К этому можно добавить, что еще в 1995 году в Иерусалиме
вышла в свет небольшая публицистическая повесть журналистки из
Кирьят-Арбы Софья Рон. Книга называлась незатейливо - «Пережить
фараона». Эта малоформатная брошюра на русском языке привела в
состояние шока лидера партии МЕРЕЦ Йоси Сарида. Убежденный
«демократ» и «борец за права человека» почему-то сразу узнал себя в
образе книжного диктатора Йоси Харида, который в случае прихода к
власти собирался построить исправительные лагеря для «правых
экстремистов» в пустыне Негев.
Реальный прообраз фантастического, вроде бы, персонажа
книги Софьи Рон немедленно подал судебный иск на солидную сумму «за
клевету» против автора этой весьма актуальной, как оказалось,
литературной утопии. Однако вскоре лидер МЕРЕЦа Сарид опомнился и
отозвал свой иск. При этом он прямо заявил, что не желает
способствовать повышению и без того растущей популярности книги
Софьи Рон на «русской (да и не только русской) улице»…
Сегодня мы можем убедиться в том, что даже самая смелая
писательская и журналистская фантазия не в состоянии «переплюнуть»
реальные жизненные и политические коллизий, которые обрушились
сегодня на наше государство. Если бы лет девять (да чего там, даже
четыре года) назад Софья Рон или кто-либо другой придумал для
будущего диктатора псевдоним типа «Арик Харон», над таким
предсказателем абсолютно все от души бы посмеялись. Однако факт
есть факт… Сценарист под названием «жизнь» снова подготовила для
нас самый неожиданный поворот сюжета…
«Мы поимённо вспомним всех, кто
поднял руку…»
Не знаю, читал ли депутат Кнессета Арье Эльдад известное
стихотворение Александра Галича, написанное вскоре после
знаменитого голосования в Союзе писателей СССР по вопросу
исключения из этой организации опального Бориса Пастернака. Однако
именно эти слова профессор медицины и бывший военный врач Эльдад
выбрал в качестве подзаголовка к своей аналитической заметке «О
«протестантах» и циниках», которая была опубликована в газете
«Едиот ахронот» утром 26 октября. Как выяснилось, депутат Кнессета
от блока «Национальное единство» абсолютно точно обрисовал ту
скандальную ситуацию, которая сложилась вечером того же дня на
голосовании по вопросу «одностороннего отделения».
«Те избиратели, которые привели к власти нынешнюю
политическую команду из партии «Ликуд», должны хорошо запомнить тех
ликудовских министров, которые не так давно изображали из себя
истинных патриотов Страны Израиля, - пишет Арье Эльдад. – Они
голосуют против планов Шарона на внутрипартийных форумах, для того
чтобы «сохранить лицо» и обеспечить себе теплые места накануне
грядущих «праймериз». Однако, когда дело дойдет до открытого
волеизъявления на судьбоносном заседании Кнессета, те же самые
«принципиальные» министры, слегка «поколебавшись», обязательно
проголосуют за антиеврейскую этническую чистку в нашей стране.
Разумеется, это будет сделано исключительно во имя «сохранения
единства партийных рядов».
… Когда Биби «со товарищи» гордо ушёл из зала
парламентских заседаний во время «первого тура» перечисления имён
членов Кнессета при голосовании, я с радостью подумал о том, что на
этот раз Арье Эльдад всё же ошибся… К сожалению, в конечном счёте,
оказался прав именно скептически настроенный депутат от
«Национального единства». Это и не удивительно – ведь г-н Эльдад
намного лучше знает характер г-на Нетаниягу или, скажем, г-жи
Ливнат, чем автор этих строк. В то же время, есть все основания
считать, что лишь русскоязычные журналисты могут в полной мере
оценить символичность «поднятой руки» депутата Кнессета Марины
Солодкиной, представляющей сегодня партию «Ликуд».
Поясню свою мысль. Не далее как пятого сентября, то есть
менее двух месяцев назад, автор этих строк присутствовал на бурном
митинге в городе Ашкелоне – месте постоянного проживания г-жи
Солодкиной. Мероприятие проходило под лозунгом борьбы за демократию
и права человека – в данном случае, прав новых репатриантов,
систематически подвергающихся несправедливому, мягко говоря,
обращению со стороны некоторых представителей местной полиции.
Выступление Марины Солодкиной на этом митинге лично мне запомнилось
больше всего. Громким, срывающимся от волнения голосом ашкелонская
правозащитница с депутатским мандатом, грозно заявляла о том, что
она будет и дальше изо всех сил сражаться против произвола,
применяемого бездушными властями по отношению к рядовым гражданам
страны.
В связи с этим выглядит несколько странно та антигуманная,
по сути, позиция, которую г-жа Солодкина заняла в Кнессете 26
октября 2004 года, безоговорочно поддержав «односторонний план»
Ариэля Шарон. Как опытная правозащитница, уважаемая Марина не может
не понимать, что она проголосовала (между прочим, в одном строю с
депутатами от МЕРЕЦа и «Аводы»), за лишение нескольких тысяч
евреев, по меньшей мере, одного из фундаментальных демократических
прав – права на свободный выбор места проживания. И это право,
кстати, закреплено не где-нибудь, а во Всемирной декларации прав
человека, которая была утверждена Организацией Объединённых Наций в
декабре 1948 года…
Но и это еще не всё. Как жительница Ашкелона, г-жа Солодкина
не может не понимать очень простую вещь. А именно: в результате
реализации одобренного ею лично плана изгнания евреев и вывода
ЦАХАЛа из сектора Газа, её прекрасный город на средиземноморском
побережье будет простреливаться усовершенствованными ракетами типа
«Касам» и «Насер» (или того хуже – «Катюшами») абсолютно насквозь
- от южной промышленной зоны со знаменитой электростанцией до
престижных районов «Афридар» и «Барнеа». Интересно, дадут ли в этом
случае жителям Ашкелона денежную компенсацию в случае панического
бегства из города? И куда конкретно им предложат «эвакуироваться»?
Намного практичнее в этом плане выглядит депутат Кнессета
Цви Гендель – постоянный житель одного из поселений Гуш - Катифа.
Он уже сейчас (в шутку, конечно) во всеуслышание заявил о том, куда
конкретно его семья собирается переехать в случае насильственного
изгнания евреев из сектора Газа. «Я готов переселиться только на
ферму «Шикмим», - именно так озаглавлено интервью с депутатом
Генделем, которое было опубликовано в газете «Ха-Арец» 25 октября.
В ходе этой беседы нынешний житель Гуш-Катифа заявил журналисту
Гидеону Алону буквально следующее:
«За пару месяцев до обнародования «плана одностороннего
отделения» из весьма надёжных источников я узнал интересную
новость. Оказывается, Ариэль Шарон крайне озабочен намерением
Государственного прокурора выдвинуть новое обвинение против Давида
Аппеля по «делу о греческом острове», и созвал на ферме «Шикмим»
недалеко от Сдерота экстренное совещание своих ближайших
помощников. На этой встрече они долго думали о том, как решить
возникшую проблему. После длительного обсуждения один из советников
сказал Шарону, что существует единственный способ вывернуться из
этой криминальной истории. Нужно объявить об эвакуации всех
еврейских поселений из сектора Газа».
Ну что ж, для начала неплохо. Читаем дальше: «Я долго
думал над тем, стоит ли предавать эту информацию гласности, -
продолжает Цви Гендель. - Но решил сначала услышать мнение самого
Арика. Однако в течение нескольких недель я не мог добиться у него
аудиенции. Наконец, мне позвонили из канцелярии премьер-министра и
сказали: «Г-н Шарон не хочет тебя видеть». Такого раньше никогда не
случалось. Обычно, когда я, житель сектора Газа, хотел повидать
«отца поселений», встреча происходила в течение нескольких дней… С
учётом новой сложившейся ситуации я принял нелёгкое решение. Когда
Арик обнародовал свой план, я открыто выступил против него и
заявил, что «чем дальше продвигается уголовное расследование, тем
активнее ведется размежевание».
Действительно, такое заявление из уст Цви Генделя
звучало неоднократно. И ни разу глава правительства не опроверг его
по существу. Интересно, что несколько дней назад высокие
юридические инстанции отвергли апелляцию бизнесмена Михаила
Чёрного, который просил всего лишь предать его суду, чтобы доказать
беспочвенность циркулирующих в ивритоязычной прессе априорных
обвинений в «мафиозности». В то же время г-н Шарон делает всё
возможное, чтобы выдвинутые против него серьёзные подозрения
поскорее забылись на фоне шума, поднятого вокруг «плана
размежевания». И это вполне объяснимо. Ведь никто из
высокопоставленных особ не желает вреда себе и своей семье. А
совершить коллективное самоубийство предлагают людям попроще.
Разумеется, сугубо демократическим путём…
«Новости недели», 28.10.2004
Фульмахт Виктор Территории в обмен на власть
|
|