Александр Риман Служители культа
«Раввин – служитель культа в иудаизме…
В современном Израиле раввинат активно поддерживает
реакционную внутреннюю и экспансионистскую
внешнюю
политику правительства»
БСЭ, 3-е изд., т.21, 1975, с.321
…Утром 2 ноября депутат Кнессета от партии «Ликуд» Рони
Бар-Он в интервью израильским СМИ высказал недоумение и сожаление
по поводу того, что израильский парламент никак не отметил
очередную, 87-ю годовщину со дня появления Декларации Бальфура. Как
известно, этот документ представлял собой письмо тогдашнего главы
английского МИДа одному из представителей влиятельного семейства
Ротшильдов, который занимал в то время пост руководителя
Сионистской организации Великобритании. В письме содержалось
принципиальное согласие Королевского правительства на создание
«еврейского национального дома в Палестине». Причём под
«Палестиной» подразумевалась тогда территория приблизительно в 130
тысяч квадратных километра по обе стороны реки Иордан. Но кому
сейчас это интересно, особенно среди власть имущих…
В этот же день в интервью радиостанции «Коль Исраэль»
свою обиду на «народных избранников» высказали и родственники Ханы
Сенеш и Авивы Райх – двух героических девушек из Эрец-Исраэль,
погибших от рук гитлеровских палачей ровно 60 лет назад. Их
нелегально переправило в Европу осенью 1944 года руководство
«Хаганы» для спасения оставшихся в живых евреев Венгрии, но они
были выслежены и расстреляны немецкими карателями. На
торжественно-траурные мероприятия, организованные в киббуце
Сдот-Ям, где несколько лет прожила Хана Сенеш - талантливая
поэтесса и настоящая патриотка еврейского народа - не явились ни
премьер-министр Израиля Ариэль Шарон, ни министр обороны Израиля
Шауль Мофаз, ни даже министр просвещения Израиля Лимор Ливнат.
А на следующее утро, 3 ноября, на Интернет-сайте газеты
«Маарив» появилась статья известного публициста Надава Аэцни под
символичным названием «Храмовая гора не в наших руках». Её
квинтэссенция выражена в следующих словах: «Вот уже несколько лет
подряд при полном попустительстве израильских властей представители
исламского ВАКФа систематически уничтожают археологические
ценности, свидетельствующие о многовековом еврейском присутствии на
Храмовой горе. Премьер-министр Шарон, чей последний политический
взлёт начался с восхождения на Храмовую гору в сентябре 2000 года,
всё это время делает вид, что ничего особенного не происходит. Как
будто речь идёт о мелком хулиганстве, а не о фактическом
провозглашении полного арабского суверенитета над самым святым для
нашего народа историческим и религиозным объектом».
По старому стилю
«Но, может быть, действительно не стоит больше
создавать культ вокруг этих событий?», - глубокомысленно произнесла
радиоведущая в ходе интервью с племянницей Авивы Райх. На эту фразу
не последовало ответа по существу. А жаль! Потому что на самом деле
речь идёт не об исчезновении культов, а об их замене. Сейчас у
прогрессивных израильских СМИ появились новые кумиры,
«раскручивание» которых идёт невероятно быстрыми темпами. Это,
разумеется, «крутые парни» из правительства (во главе с
премьер-министром), которым надо помочь в борьбе с новоявленными
«бяками» в чёрных шляпах и вязаных кипах, не оценивших по
достоинству «громадьё» смелых политических инициатив главы
правительства.
Надо сказать, что новоявленные «служители культа»,
профессионально прославляющие «Арика-бульдозера», взялись за дело с
размахом, особенно после скандального парламентского марафона
накануне голосования в пользу «программы отделения». Интересно, что
всё это действо происходило в исторические революционные дни – 25 и
26 октября (по старому стилю – время большевистского переворота в
России). И потому отсвет «великого Октября» явственно присутствует
почти во всех политических комментариях на тему «размежевания».
Амплитуда «всенародной поддержки» мудрой политики правящей партии и
родного правительства, которую пытаются, в лучших советских
традициях, организовать ивритоязычные газеты в последние дни,
весьма велика. Она колеблется от булгаковского «Мы в восхищении!»
(газета «Маарив») до иронично-высокомерного похлопывания по плечу,
которое демонстрируют некоторые авторы газеты «Ха-Арец».
«Он делает историю!» - именно таким аршинным заголовком на
первой странице своего номера от 26 октября сопроводила редакция
«Маарива» портрет мудрого вождя, задумчиво глядящего куда-то вдаль.
«Беги, Арик, беги!» («Руц, Арик, руц!»), - поощрительно прикрикнул
Йоэль Маркус из «Ха-Арец» на Шарона днём позже, 27 октября,
комментируя электоральную победу главы правительства в Кнессете по
вопросу «программы размежевания». И никого не смутило даже то
обстоятельство, что в оригинале этого высказывания (речь идёт,
естественно, о названии знаменитого романа американского писателя
Апдайка), «бежать» предлагалось послушному и затравленному кролику…
30 октября, на одной из страниц пятничного приложения
«Маарива» его редакторы разместили, в честь главы правительства,
настоящую «Фотохронику ТАСС» под вполне советским названием,
которое можно перевести как «Светлый путь». Полтора десятка
небольших фотографий, снабжённых высказывания самого Шарона,
явственно показывают этапы его «прозрения» - от политических
деклараций середины семидесятых годов (вроде: «палестинское
государство уже существует – это Иордания») до последних
беспрецедентных инициатив по одностороннему выводу евреев из
сектора Газа.
Впрочем, именно газете «Ха-Арец» всё же придётся отдать
пальму первенства в конкурсе революционных заголовков на тему «Да
здравствует!..». «Или Шарон, или катастрофа!» («О Шарон - о асон!»)
– что может сравниться по силе эмоционального заряда с этим
рифмованным лозунгом, который предпослал своей публикации в конце
октября опытный политический комментатор Ари Шавит. «Несмотря на
все обоснованные подозрения, которые испытывают представители
«лагеря мира» по отношению к нынешнему премьеру, необходимо понять
простую вещь: сегодня Ариэлю Шарону просто нет альтернативы».
Шизофрения, как и
было сказано Томи Лапидом…
Разумеется, образ любимого вождя выглядит намного ярче на
фоне чёрных (в прямом и в переносном смысле) образов символов
религиозного иудейского «мракобесия». Авторы советского журнала
«Воинствующий безбожник», который издавался в Москве в период
расцвета сталинской демократии, могут спать спокойно. Их дело
попало в надёжные руки. Правда, лидер антирелигиозной партии
«Шинуй» и профессиональный публицист Томи Лапид еще недавно
утверждал, что проводит чёткую разницу между «тунеядцами» из числа
«ультраортодоксов» («харедим») и слегка «чокнутыми», но в принципе
терпимыми религиозными сионистами («вязаные кипы»).
Однако первого ноября в газете «Маарив» была опубликована
статья Лапида под названием «Шизофрения, поощряемая раввинами»
(«Схизофрения бе-идуд а-рабаним»), где автор обрушивается с резкой
критикой как раз на руководителей «военных иешив», которые, по его
мнению, не совсем нормальны психически. Мы не будем обсуждать
вопрос, насколько приличествует министру юстиции употреблять для
обозначения своей публикации весьма сомнительное выражение, грубо
порочащее достоинство духовных лидеров еврейского народа. По
крайней мере, таковыми они являются для сотен тысяч граждан
Израиля, которые служат в армии (причём нередко в боевых частях),
работают во всех отраслях народного хозяйства и исправно платят
налоги. Увы, идеологические пристрастия ультрасветского политика
Лапида заставили его забыть о минимальной политической
корректности, необходимой для государственного служащего столь
высокого ранга…
Что уж говорить о профессиональных публицистах, которые ради
красного словца не пожалеют никого, тем более каких-то там
раввинов. Уже давно любимым «коньком» ивритоязычных мастеров пера
стало сравнение неугодных им политических оппонентов с тёмными
символами советского режима. Однако поверхностное знание истории
чужой страны нередко играет злую шутку с всезнающими мастерами пера
местного разлива. В эту ловушку попал и популярный журналист Зеэв
Шиф, который 27 октября опубликовал в «Ха-Арец» статью под
названием «Религиозные комиссары в ЦАХАЛе». Г-н Шиф выражает резкое
недовольство в связи с тем, что некоторые раввины «военных иешив»
(многие из которых, после окончания срочной службы, продолжают
ходить на резервистские сборы) позволяют себе высказываться по
политическим вопросам.
Место раввинов в синагоге и в иешиве, - категорически
настаивает Зеэв Шиф. – В крайнем случае, они могут занимать
символические должности вроде «главного раввина ЦАХАЛа». На другие
армейские посты служителей культа допускать ни в коем случае
нельзя». Ну что ж, журналист из «Ха-Арец» очевидно забыл, что в
Израиле религия не отделена от государства и всё еще существует
статус-кво, позволяющее людям в кипах и с верёвочками цицита на
поясе не только участвовать в военных действиях, но и беседовать с
солдатами в период затишья, поддерживая их боевой дух. Как это
делает, например, бывший офицер спецназа Игаль Киршензафт –
представитель Любавичского ребе в Гуш-Катифе. Накануне шабата он с
женой и детьми приходит на боевые позиции, раздавая солдатам
скромное угощение и еженедельные газеты ХАБАДа. И так поступает не
только он…
Почему-то ни г-н Шиф, ни другие «прогрессивные журналисты» не
замечают откровенно подстрекательской деятельности настоящих
комиссаров из организации типа «Махсом вотч», которые в точности
копируют поведение продажных большевиков ленинского типа,
разложивших российскую армию в условиях войны. Вскоре после
недавнего теракта в Тель-Авиве была обнародована информации о том,
что террорист-самоубийца, убивший троих израильтян на рынке
«Кармель» вышел из Шхема. То есть он наверняка преодолел один из
блокпостов в окрестностях этого города, где регулярно устраивают
свои антиармейские вакханалии истеричные тётки из «Махсом вотч».
Именно поэтому вечером того же дня, 1 ноября, рядовой
гражданин Шмуэль из Беэр-Шевы - один из участников политического
форума на Интернет-сайте газеты «Маарив» - опубликовал такое
сообщение: «Уважаемые дамочки из «Махсом вотч»! А не хотели бы вы
убраться куда подальше? Ведь именно вы мешаете нашим солдатам
выполнять свои обязанности на блокпостах вокруг Шхема, откуда вышел
террорист. По-моему, вы просто являетесь пособниками хамасовцев!».
Сколько дивизий смогут
выставить левые миротворцы?
Впрочем, неуместное использование советской политической
терминологии может быть в какой-то мере простительно для уроженца
Израиля Зеэва Шифа. А вот почему в такую же идеологическую лужу с
размаха въехал видный представитель левой русскоязычной
интеллигенции Александр Якобсон, совершенно непонятно. 2 ноября наш
бывший и нынешний земляк решил в очередной раз пнуть
злодеев-раввинов, а заодно продемонстрировать ивритоязычной публике
свои познания в области истории сталинского режима. Статья А.
Якобсона в «Ха-Арец» называется весьма прозрачно: «А сколько
дивизий могут выставить раввины?». Любой советский школьник знает о
том, что похожую фразу произнёс вождь всех народов, узнавший о
непропорциональных, по его мнению, политических амбициях Папы
Римского.
«А сколько дивизий есть в наличии у Папы?», - задумчиво
спросил Иосиф Виссарионович, раскуривая свою знаменитую трубку.
Впрочем, используя эту известную историческую ассоциацию, г-н
Якобсон забыл, по меньшей мере, о двух важных вещах. Во-первых,
именно во время войны убеждённый атеист Сталин заметно ослабил
пресс, которому подвергались религиозные институты в СССР на
протяжении двух десятков лет. Как опытный политик (к тому же - с
небольшим стажем учёбы в семинарии), он понял, что духовная опора,
которую простой человек может почерпнуть, посетив церковь или
синагогу, несравнима с примитивной материалистической «промывкой
мозгов» со стороны советских «комиссаров в пыльных шлемах».
Ну а во-вторых (и это, пожалуй, самое главное), сталинская
империя, построенная на тотальном страхе и подавлении
демократических свобод, начала рушиться сразу же после смерти
«дядюшки Джо». Сначала взбунтовались отдалённые бараки
«социалистического лагеря» (ГДР в 1953 году, Венгрия в 1956-м и
Чехословакия в августе 1968 года), а затем пошло-поехало… «Великий
и могучий» Советский Союз бесславно развалился в 1991 году, а
гигантская католическая вотчина безоружного римского Папы
существует до сих пор, пополняясь новыми сторонниками. Так что сила
того или иного политика или духовного лидера («служителя культа»)
не всегда определяется только численностью дивизий. Весь вопрос в
том, каков культ…
То же самое касается и политических режимов. В 1948 и 1967
годах немногочисленная армия молодого еврейского государства
блестяще громила своих врагов на всех фронтах. А сегодня прекрасно
вооружённый и закалённый в боях ЦАХАЛ по воле морально и физически
постаревших героев прошлых лет готовится к отступлению с важных
стратегических позиций на подступах к Ашкелону. О причинах этого
феномена размышляет депутат Кнессета Арье Эльдад в статье «Всё на
продажу» («Едиот ахронот», 2 ноября). Главная мысль этого
произведения выражена такими словами:
«Вот уже на протяжении многих лет из общественного сознания
граждан Израиля усиленно вымываются веками существовавшие у нашего
народа представления о вечных духовных ценностях. А когда
выясняется, что национально-историческое наследие еврейского народа
– это всего лишь «религиозные пережитки», наступает неизбежная
«смена культа» (ведь «свято место» пусто не бывает). Поэтому
сегодня для многих известных политиков «правого лагеря» новым
идолом и объектом их поклонения (требующих, кстати, немалых
жертвоприношений) стали их собственные министерские кресла».
О том, как беспомощно выглядит альтернативные «подпорки»,
которые предлагаются жителям Гуш-Катифа в рамках нового
законопроекта «пинуй-пицуй» («депортация-колмпенсация») пишет 2
ноября в газете «а-Цофе» Гила Финкельштейн из МАФДАЛа – коллега
Арье Эльдада по парламентской оппозиции. «Посмотрите, что
предлагается евреям в обмен на их право жить в любом регионе Страны
Израиля, - цитирует автор статьи отрывки документа «Пинуй-пицуй».
– «…Эвакуированным будет предоставлена квалифицированная
психологическая помощь… Полученной компенсации должно хватить на
приобретение собственного дома или квартиры вблизи от морского
побережья… Условия жизни там будут мало отличаться от тех, которые
были прежде».
Остаётся добавить, что каждый из подобных «перлов» Гила
Финкельштейн снабжает вопросительными и восклицательными знаками в
скобках, выражающим её личное отношение к подобным щедротам.
Впрочем, нежелание подавляющего большинства жителей еврейских
поселений сектора Газа даже обсуждать возможность получения
действительно щедрых компенсаций за свои дома в Гуш-Катифе уже
сломала весьма популярную, в недавнем прошлом, «стигму» идеологов
левого лагеря. Она гласила, что главным фактором, удерживающих
«врагов мира» на «оккупированных территориях», являются именно
материальное благополучие. Похоже, наши прогрессивные материалисты
как обычно, брали в качестве примера самих себя (жить по принципу
«где платят, там и родина»). И, как всегда, ошиблись…
Заберите деньги у
Ясера…
Что же касается многолетнего кумира прогрессивной
израильской интеллигенции – Ясера Арафата, то здесь всё
действительно просто и понятно. Война - войной, а денежки счёт
любят.Первого ноября в газете «Джерузалем пост» была опубликована
весьма поучительная статья постоянного автора этого издания Халеда
Абу-Туаме. В ней излагается краткое содержание книги журналиста
Мэтью Рисса – главы иерусалимского бюро американского журнала
«Тайм». Книга называется весьма устрашающе: «Каинова печать:
братоубийство, вера и страх на ближнем Востоке». И вот что можно в
ней прочесть, судя по отрывку из статьи в «Джерузалем пост»:
«Только в 2002 году Ясер Арафат переправил миллионы долларов
террористам из "Бригад мучеников Аль-Аксы" в то время, как его
полицейские из официальных «сил безопасности» не получали зарплату
на протяжении нескольких месяце. Появление этой информации
совпало с просочившимися на нынешней неделе в некоторые СМИ данными
о том, что арафатовская администрация не в состоянии выплатить
жалованье своим чиновникам и сотрудникам служб безопасности за
последнее время. Позже сам Арафат, который проходит лечение в
Париже, позвонил своему министру финансов и приказал заплатить
деньги в срок…
Только в июне 2002 года Арафат направил два миллиона долларов
"Бригадам мучеников Аль-Аксы" в секторе Газа. Тогда же два
высокопоставленных офицера палестинских спецслужб посетили дом
генерала Абделя-Разека аль-Маджайды - командующего «силами
безопасности» Арафата в секторе Газа. Офицеры, которым не платили
жалованье уже несколько месяцев, пожаловались на то, что, по их
сведениям, Арафат направил два миллиона долларов "Бригадам
мучеников Аль-Аксы". Смущенный аль-Маджайда ответил им, что Арафат
прислал ему всего 30 тысяч долларов на выплату зарплаты всем
офицерам палестинских сил безопасности в секторе Газа».
Как отмечает журналист из «Джерузалем пост», финансовыми
махинациями дело не ограничивалось: «Бригады мучеников Аль-Аксы"
(боевое крыло арафатовского ФАТХа) хозяйничали в палестинских
городах как гангстеры, не подчиняясь официальным чиновникам службы
безопасности. Мэтью Рисс также рассказывает шокирующую историю о
девочке-христианке из посёлка Бейт-Джала (около Бейт-Лехема),
которая была изнасиловала и убита «полевыми командирами» из «Бригад
мучеников Аль-Аксы». Умертвив девочку, лидеры группировки выступили
с заявлением о том, что хотят «очистить палестинскую улицу от
проституток».
Цитирование подобного рода можно было бы и продолжить. Но оно
не даст ничего нового тем, кто предсказывал подобное развитие
событий еще на заре «Эпохи Осло» и вряд ли переубедит «служителей
культа» Арафата из левого лагеря. Которые в эти дни так обеспокоены
состоянием драгоценного здоровья своего вечного идола…
«Новости недели», 4.11.2004
Моше Фейглин Скорей! Убейте его прежде, чем он умрет!
|