Александр РиманЕще не потеряна надежда!
(Алекс Левин как символ возрождения еврейской национальной живописи
в Израиле)
Прежде всего – небольшой подарок читателям «Моста». А точнее
– настоящий эксклюзив, с которым читатели газеты познакомятся
раньше, чем все прочие «охотники за новостями» в нашей стране.
Несколько дней назад бывший президент США Билл Клинтон и его
супруга Хиллари – сенатор от штата Нью-Йорк – устроили в деловой
резиденции г-на Клинтона в одном из районов Манхеттена
неофициальный приём в честь самого известного молодого художника
Израиля – Алекса Левина.
На фотографии, которая иллюстрирует эту статью, хорошо
видна картина израильского живописца, которая украшает рабочий
кабинет недавнего хозяина Белого Дома. Она была приобретена у
Алекса Левина одной из престижных израильских галерей и
преподнесена Клинтону около года назад во время его последнего
визита в Израиль. «Когда я оказался в оффисе бывшего президента
США, то увидел свою картину на самом видном месте, - сказал
художник автору этих строк. – В личной беседе Клинтон дал мне
понять, что уже привык подзаряжаться положительной энергией от моих
произведений, и у него всегда улучшается настроение, когда он видит
мои холсты «живьём» или на сайте в Интернете».
К этому можно добавить, что картины Алекса Левина, которому
еще не исполнилось и тридцати лет, занимают почётное место в
коллекциях современной живописи всемирно известных американцев.
Речь идёт о режиссёре Стивене Спилберге, актёре и продюсере
Ричарде Гире, а также певице Мадонне, которая около двух месяцев
пригласила Алексом в числе «ВИП-персон» на свой официальный приём в
Тель-Авиве. Талант молодого художника оценили по достоинству – как
в прямом, так и в переносном смысле этого слова – десятки других
известных людей в самых разных концах планеты. Среди них и недавний
президент Израиля Хаим Вейцман, и легендарный джазовый пианист из
Канады Оскар Петерсон, и очень капризный в своих художественных
вкусах бизнесмен Борис Березовский, проживающий сегодня в Лондоне.
Интересно, что многие из поклонников творчества Алекса
Левина, не являются евреями (и уж тем более «верующими»), однако
почти все они приобретают его картины, связанные с иудейской
национально – религиозной тематикой. Есть произведения и других
жанров, в чём можно убедиться, заглянув на авторский сайт . И всё же еврейская
тема удаётся Алексу лучше всего. Удивляться тут нечему. Он родился
в Киеве, в удивительной семье, где сошлись старинные корни
потомственных левитов и коэнов (Коган – девичья фамилия его
матери). Хотя, конечно, само по себе это ничего не гарантирует.
Вспомним хотя бы Лазаря Кагановича…
…Трудно сказать, как сложилась бы судьба Алекса и двоих его
братьев, если бы они вместе с родителями в 1990 году не
репатриировались в Израиль, хотя уже в столице Украины у 15-летнего
художника Левина были персональные выставки. На исторической родине
никто не создавал молодому «вундеркинду» тепличных условий. Он
окончил обычную школу в Герцлии, отслужил срочную службу в ЦАХАЛе,
и, конечно же, всё это время рисовал – даже на армейских
пластмассовых тарелках! К еврейской теме в своём творчестве Алекс
пришёл не сразу. Но сейчас у него это тот самый, как говорят в
искусстве, «мейнстрим» («главное течение») без которого художника
Левина уже нельзя представить.
Казалось бы, именно в нашей стране такое творческое
кредо должно было бы встретить наибольшее понимание и одобрение у
художественной критики и творческого истеблишмента. Увы! Всё
оказалось не так-то просто. Нельзя сказать, что общепризнанные на
государственном уровне «таланты и поклонники» израильской живописи
встречают полотна Алекса Левина неодобрительно. У него были
успешные выставки в Иерусалиме, Хайфе и Герцлии, его картины
украшают залы престижных частных галерей и коллекций в различных
городах страны. Но вот официальные ивритоязычные СМИ, которые умеют
профессионально создавать как положительный, так и отрицательный
имидж того или иного писателя, живописца или эстрадного
исполнителя, творчество Алекса Левина упорно игнорируют.
Причина такого отношения кроется за пределами проблем
«чистого искусства». По всему видно, что главная тематика
произведений молодого художника-репатрианта не слишком вписывается
в художественно-идеологическую концепцию современной израильской
элиты левопацифистского направления. Космополитически настроенным
«ценителям прекрасного» из Рамат-Авива и Савьона, за редким
исключением, не по вкусу национально-религиозные мотивы в
творчестве Алекса.
Алекс Левин и Игаль Тумаркин: два
взгляда на еврейскую культуру
В связи с этим вспоминается недавний скандал, который
возник в начале нынешнего года назад в связи с намерением
высокопоставленных инстанций, ведающих раздачей призов и премий в
области культуры, присудить престижную Государственную премию
Израиля художнику и скульптору Игалю Тамаркину. Сразу после
обнародования этого решения немало известных политиков, а также
деятелей науки и искусства в нашей стране попытались его
опротестовать.
Дело в том, что Игаль Тумаркин, который, будучи ребёнком,
приехал вместе с матерью в Страну Израиля из Германии в 1933 году,
известен не только и не столько как «служитель муз». Среди
левонастроенных интеллектуалов он прославился как человек с
откровенно антирелигиозными взглядами, которые порой граничат с
явным расизмом. Достаточно вспомнить одно из его самых громких
высказываний в отношении ультраортодоксальных евреев Израиля:
«Когда я их вижу, я понимаю нацистов, устроивших Холокост», -
сказал Тумаркин в одном из газетных интервью.
Религиозных евреев – сторонников партии ШАС Тумаркин назвал
«шпаной, живущей по канонам культуры амулетов и равов-шептунов».
Это только одна фраза из серии грубых и оскорбительных высказываний
скандального скульптура, многие из которых направлены лично против
духовного лидера партии ШАС рава Овадии Йосефа. Говоря о сефардских
евреях в целом, то есть - выходцах из Марокко и других восточных
стран - Тумаркин брезгливо заметил, что «звуки, которые они издают,
в разряд «культурных» не попадают вовсе. «Именно «йеки» (немецкие
евреи) создали государство, а что сделали марокканцы?», - сказал
этот «рафинированный интеллигент», продемонстрировав тем самым свою
полную некомпетентность в этом вопросе. Достаточно вспомнить хотя
бы десятках выдающихся деятелей науки, культуры и искусства
сефардского происхождения, один из которых – Ицхак Навон – не так
давно был президентом Израиля.
По-видимому, вовсе не случайно презрительно отношение к
«неправильным евреям» (религиозным, восточным, «русским») обычно
сочетается у представителей местной «прогрессивной интеллигенции» с
ультралевыми политическими убеждениями. В марте нынешнего года
Интернет-сайт «Седьмой канал» со ссылкой на газету «Маарив» привел
явно подстрекательские высказывания Игаля Тумаркина в отношении
Рехавама Зеэви (министра туризма и лидера партии «Моледет», убитого
арабскими террористами), а также бывшего начальника Генштаба
Рафаэля Эйтана (Рафуля). «Моим истинным вкладом в культуру Израиля
будет тот день, когда я возьму пистолет и пристрелю их», - заявил
этот «борец за мир».
Казалось бы, подобных фактов вполне достаточно, чтобы
Государственная комиссия, отвечающая за «раздачу» премий
общенационального масштаба, пересмотрела свое решение. Тем более,
что с художественной точки зрения творения г-на Тумаркина весьма
небесспорны. Достаточно посмотреть на ужасных монстров из
металлоконструкций вперемежку с каким – то хламом, которые
«украшают» кампус Телль-Авивского университета… Тем не менее
идеологические союзники проблемного скульптора заупрямились и
высокопоставленная Комиссия решила отклонить апелляцию против
присуждения одиозному Игалю Тумаркину Государственной премии
Израиля.
К сожалению, этот случай нельзя назвать неким исключением
из существующих правил. Не успели утихнуть страсти по поводу
присуждения Государственной премии Израиля Игалю Тумаркину, как
вспыхнули новый скандал в связи с другим спорным решением подобного
рода. На этот раз речь шла о присвоении накануне Дня независимости
Израиля другой престижной правительственной награды - премии имени
Вольфа - израильскому композитору Даниэлю Баренбойму, постоянно
проживающему в Германии. Баренбойм известен, среди прочего, как
поклонник Ясера Арафата и горячий пропагандист музыки Рихарда
Вагнера, к которому у многих израильтян, особенно пожилого
возраста, весьма противоречивое отношение.
На церемонии вручения Премии Вольфа в Иерусалиме в мае
нынешнего года, Баренбойм, вместо того чтобы поблагодарить
присутствующих (среди которых был и президент Израиля) за высокую
оценку его вклада в музыкальное искусство, начал говорить об
«оккупации»: «Я спрашиваю сегодня: разве оккупация и господство над
другим народом соответствуют тексту «Декларации Независимости»? -
патетически воскликнул Баренбойм. - Есть ли смысл в независимости
одного народа за счет нарушения основных прав другого?»
Услышав его выступление, министр просвещения Лимор Ливнат
вопреки протоколу поднялась на сцену. Она подчеркнула, что решение
о вручении премии Баренбойму было нелегким. Этот дирижёр разозлил
многих израильтян провокационным решением исполнить на одном из
музыкальных фестивалей в 2001 году музыку Рихарда Вагнера,
композитора-антисемита, под чью музыку евреи шли на смерть в
концлагерях. По словам Лимор Ливнат, она даже хотела присоединиться
к спикеру Кнессета Реувену Ривлину и бойкотировать из-за Баренбойма
церемонию вручения премий. В конце концов, она решила
присутствовать из уважения к фонду, который она возглавляет. С
момента учреждения фонда в 1978 году почетную премию получили 224
ученых и художников из 21 страны. «Я выразила уважение к церемонии,
и очень жаль, что Баренбойм не смог сделать то же самое», - сказала
Лимор Ливнат
К этому можно добавить, что весь свой призовой фонд – 100
тысяч долларов -Баренбойм решил передать на просветительские
проекты в Израиле и… в Рамалле. В этот город скандальный дирижёр
всегда стремился попасть, прекрасно зная о том, что именно там в
октябре 2000 года толпа арабских варваров растерзала двух
безоружных израильских солдат-резервистов…
… Как мы уже говорили, солдат Алекс Левин несколько лет
назад снял военную форму. Но при помощи кисти и холста он
продолжает служить своей стране и своему народу. И еще очень много
раз, у входа в самые престижные галереи и на страницах роскошных
каталогов во всём мире настоящие ценители настоящего искусства
прочтут это неразделимое словосочетание: «Алекс Левин, художник,
Государство Израиль».
***
P.S. B тот день, когда эта газета выйдет из печати, в одном из
галерей фешенебельного нью-йоркского района Сохо должна завершиться
очередная персональная выставка молодого израильского художника,
посвященная еврейскому национальному наследию. На момент написания
этой статьи (вечер 6 ноября) все картины уже распроданы, хотя до
конца выставки они останутся на стендах и будут радовать
посетителей. Пока что, к сожалению, только американских…
«Мост», 10.11.04
|