Александр Риман

Дойчланд снова "Юбер аллес"

     
(К ВЫХОДУ В СВЕТ КНИГИ АМЕРИКАНСКОГО ИСТОРИКА  Д. ГОЛЬДХАГЕНА «ДОБРОВОЛЬНЫЕ ПАЛАЧИ ГИТЛЕРА» И ПЕРВОЙ РЕАКЦИИ ТЕХ, О КОМ ОНА НАПИСАНА)


Германия бурлит. Германия скре­жещет зубами. Знаменитая норди­ческая выдержка отброшена, и от по­каз­ной любви к евреям, а тем более, от «чувства вины» не осталось и следа... К книгам у немцев всегда было  особое отношение. Не зря же потомки славного племени вандалов начали национал-социалистическое переуст­ройство Германии именно с сожжения книг. Я ничуть не удив­люсь, если такая же судьба постигнет произведение Даниэля Гольдхагена, а потом и...
Впрочем, не будем забегать вперед. Заметим лишь, что книга 36-летнего профессора Гарвардского универси­тета с красноречивым подзаголовком «Простые немцы и Холокост» не ос­тавляет камня на камне от красивой тео­рии, популярной как среди не­мцев, так и среди евреев, эмигрирующих  в Германию. Смысл этой теории сводит­ся к тому, что гитлеровские преступ­ления совершались  фанатиками с извращенной психикой, составляю­щими ничтожное меньшинство не­мецкого народа. Остальные немцы, воевавшие вместе с Гитлером, делали это крайне неохотно, из-под палки. А в душе они, конечно, были ан­тифа­шистами или, по меньшей мере, ни­как не сочувство­вали Великой наци­ональной идее, под флагом которой на свободных выборах 1933 г. наци­онал-социалистиче­с­кая рабочая парт­ия Германии получила 17.4 млн. голо­сов.
Ну что ж, эта трактовка не нова. Люди старшего поколения наверня­ка вспомнят: накануне гитлеровского вторжения 22 июня 1941 г. и даже в первые дни войны упорно циркули­ровали слухи, что начавшееся втор­жение вермахта быстро захлебнется по одной простой причине: немецкий пролетариат, движимый чувством классовой солидарности и интерна­ционализма, немедленно  повер­нет штыки против зарвавшегося агрессо­ра. К чести то­гдашнего советского руководства, оно очень быстро пере­ориентировалось и превратило начав­шуюся битву в на­циональную войну советских народов против общего врага. Были подняты на щит классо­во-чуждые герои феодально-буржуазной России - Александр Невский и Дмитрий Донской, Суворов и Куту­зов, Ушаков и Нахи­мов. Украинцам было позволено считать националь­ным героем Богдана Хмельницкого, и даже евреям разрешили на время вспомнить о Маккавеях и Бар-Кохбе...
Даниэль Гольдхаген в принципе не открыл Аме­рику, в которой он живет и работает. Он лишь наполнил строго академическим, научным содержани­ем витавшую в воздухе идею, кото­рую на научно-попу­лярном уровне уже давно закладыва­ли в свои книги и статьи многие ученые, писатели и публицисты в различных странах мира. «Один из врачей-убийц вел дневник, - пишут И. Гутман  и X. Шацкер в книге «Катастрофа и ее значе­ние», - в нем записи о музыке Баха и новостях из дома перемежаются с безмятежным повес­твованием о работе - селекции людей, судьбу которых он решал мановением руки. Наряду с активными исполни­телями самого акта умерщвления, в процесс селекции были вовлечены кан­целярские служащие, железнодо­рожные рабочие и воо­руженные ох­ранники, для которых это была повседнев­ная работа, и они стремились выполнять ее как можно лучше».
В то же время никто, пожалуй, до Гольдхагена не  побоялся  доказать столь  однозначно и   безапелляцион­но, что немецкий национальный анти­семитизм - совер­шенно особое явле­ние, принципиально отличное от ан­ти­семитизма, скажем, английского или румынского. Это может подтвердить каждый, кто, подобно мне, по роду занятий регулярно общается с людь­ми, пережившими Катастрофу. «Дойчантисемитизм» - подсознательный, иррациональный, лишенный какого-либо практического смысла. И причи­на его кроется в некоторых типовых особенностях немецкого национального характера, суть которого коротко и конкретно выразил один из геро­ев романа В. Гроссмана «Жизнь и судьба»: «Мостовской, обращаясь к Ершову, но отвечая не только ему, сказал: «Конечно, и у нас найдешь мерзавцев, но что-то есть в немецком убийце такое, неповторимое, что только в немце и может быть».
Это «что-то» по-разному определя­ли писатели и ученые различных стран и народов, но, пожалуй, лучшие опре­деления национальных черт германс­кой нации дал один из самых «немец­ких немцев» - Фридрих Ницше: «Этот народ самовольно одурял себя почти в течение ты­сячи лет»; «Определение германцев: послушание и длин­ные ноги...»; «Куда бы ни простиралась Германия - она портит культуру...» («Сочинения» в 2-х тт. - Т. 1. - М., 1990. - С. 43.)
Можно соглашаться или не согла­шаться с этими заявлениями Ницше, но нельзя никуда уйти от того непре­ложного факта, что именно немцы с радостью и эн­тузиазмом откликну­лись на призыв Гитлера избавиться от «химеры совести», навязанной германскому народу «грязными евреями». Миллионы рабочих, торговцев, учи­телей, врачей, адвокатов и журналис­тов сбрасывали  с себя постылое ярмо моральных ограничений с такой же легкостью, с какой сегодняшние не­мецкие туристы сбра­сывают одежду и предаются групповому сексу на пус­тынных таиландских пляжах...
«Мы - варвары, и мы хотим быть варварами», - кричал Гитлер на мас­совых митингах, и толпа отвечала ему восторженным ревом. История со­хранила фотогра­фии, на которых в традиционном нацистском приветст­вии застыли священники и спортсме­ны, домохозяйки и воспитательницы детских садов. Сегодня настало  вре­мя  сказать правду: немецкий антисе­митизм, направленный против евре­ев как носителей принципиально чуждого великогерманской националь­ной психологии принципа морально­го императива, не имеет аналогов в мировой истории.
Уклоняясь от при­знания этого факта,  невозможно по­нять психологию немецких врачей, хладнокровно про­водивших бесчело­вечные опыты над беззащитными за­ключенными, немецких инженеров, вдохновенно проек­тировавших вмес­тительные и экономичные кремато­рии, немецких химиков, изобретав­ших эффективные и быст­родействую­щие отравляющие вещества для газо­вых ка­мер и спецавтомобилей - «газвагенов».
Книга Д. Гольдхагена заставляет вспомнить и по-новому оценить из­рядно подзабытые академические сте­пени и титулы идеологов герман­ского антисемитизма, который поче­му-то ассоциируется лишь с озлоб­ленными люмпенами и дегенератами-недоучками. Между тем, не кто иной, как великий Гете, был автором знаме­нитого лозунга «Евреям не место среди нас» и, в качестве члена парла­мента Саксен-Веймарского герцогства, голосовал против принятия законов, облегчающих положение враж­дебного народа.
Иоганн Готлиб Фихте, один из ос­новоположников немецкого класси­ческого идеализма, первый выборный ректор Берлинского университета писал: «Для даро­вания им (евреям - Авт.) гражданских прав я не вижу иного способа, как отсечь им в одну и ту же ночь головы и при­ставить иные, в которых не будет уже ни единой еврей­ской идеи» (из сборника «Израиль в прошлом, настоя­щем  и будущем». - Москва, 1915. - С. 77-78). И, наконец, классическое изрече­ние «Евреи - наше национальное не­сча­стье», ставшее впоследствии ос­новным лозунгом на­ционал-социалис­тического движения, было придума­но не Геббельсом или Борманом, а известным прусским исто­риком А. Трейчке.
Ознакомившись с этой информа­цией, уже не удив­ляешься тому, что главный врач Освенцима Иозеф Мен­геле изучал философию в Мюнхенс­ком университете и получил докторскую сте­пень в университете Франк­фурта-на-Майне. Шеф эйнзацгруппы «Д» Отто Олен­дорф, лично ответственный за массо­вое истребление ев­реев на Украине, успешно изучал юриспруденцию в Лейпциге и Геттингене, а затем рабо­тал ассистентом профессора Инсти­тута Мировой экономики Кильского университета. Ну а потомственный арийский интелли­гент Рейнхардт Гейдрих, воз­главлявший до своей гибели в 1942 г. Имперское управление безопасности (РСХА) и принявший непосредствен­ное участие в разработке плана «окончатель­ного решения», происходил из семьи дрезденского преподавателя музыки, основателя консер­ватории в городе Галле...
Но, может быть, сами немцы ничего об этом не знали?.. Весьма маловеро­ятно, если учесть, с каким рве­нием послевоенные руководители ФРГ и ГДР начали трудоустраивать бывших нацистов «по специальности».
Если бы современные немцы дей­ствительно хотели извлечь урок из своего недавнего прошлого, они не при­лагали бы столь энергичных про­пагандист­ских усилий  для того, что­бы заставить другие народы и, прежде всего, евреев, побыстрее забыть исто­рию и не обращать внима­ния на «неприятные» факты, явно противо­речащие вну­шаемой нам мысли о том, что вообще-то немцы обожают евре­ев, а при Гитлере они всего лишь слегка «погорячи­лись». Даниэль Гольдхаген и его единомышленники в Израиле и других странах мира с этим  не согласны. А ВЫ?..                                                            

«Ами», С.-Пб., 25 сентября 1996 г.


Hosting by TopList Rambler's Top100 Rambler Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. Дизайн: © Studio Har Moria