Александр Риман
"Скажите, кто сшил костюм?.."
(НЕСМЕШНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ВИНОВНИКАХ ПЕРЕДИСЛОКАЦИИ ИЗРАИЛЬСКИХ ВОЙСК В ХЕВРОНЕ)
Старинная еврейская пословица гласит: «Не осуждай человека, пока
сам не оказался на его месте». Многие израильтяне уверены, что
знают, как нужно было себя вести на месте премьер-министра
Нетаниягу на переговорах о продолжении мирного процесса,
завершившихся 15 января 1997 г. подписанием спорного соглашения по
дальнейшему отступлению из Иудеи и Самарии. Одни говорят: «Надо
было все подписать намного раньше», другие: «Нетаниягу нас
предал». Мне кажется, что на сегодняшний день (а я пишу эти строки
29 января) еще многое неясно. Израильская армия покинула арабские
кварталы Хеврона, но 20 % территории города, включая важнейшую
еврейскую святыню - Пещеру Патриархов - остались в наших руках.
Хотя в тексте соглашения определены даты дальнейшей
передислокации подразделений Армии обороны Израиля из районов Иудеи
и Самарии с преобладающим арабским населением, в договоре четко
обозначен принцип взаимности в выполнении обязательств обеими
сторонами: если Арафат вновь будет «тянуть резину», отказываясь от
изменения Палестинской хартии, предусматривающей уничтожение
Израиля, или не сможет подавить террористическую деятельность
ХАМАСа, наше правительство тоже имеет возможность не спешить с
реализацией подписанных документов...
И все же, все же, все же... Конечно, у Нетаниягу были связаны руки
предыдущим соглашением, второпях подписанным Шимоном Пересом в
сентябре 1995 г. Конечно, молодой кандидат в премьер-министры
вряд ли получил бы столь необходимые 50,1 % голосов на последних
выборах, если бы не пообещал избирателям уважать международные
договоры, подписанные ранее, где уже был «заложен» Хеврон.
Беспристрастный анализ сложившейся ситуации не оставляет сомнения
в том, что Нетаниягу, не побоявшийся открыто признать, что он
вынужден подписать «плохое» соглашение, действительно пытался (и,
возможно, сумел) добиться максимальных уступок от Арафата. Однако,
как говорится, сердцу не прикажешь... Не прикажешь верить, что
наш премьер сделал ВСЕ возможное, чтобы предотвратить передачу в
руки вчерашних бандитов из ООП еще одного нашего города.
При всей условности предлагаемого сравнения напрашивается аналогия
с футбольным вратарем, оставшимся один на один с нападающим
противника при пробитии одиннадцатиметрового штрафного удара. Да,
вратарь не виноват, что кто-то нарушил правила игры и свалил
ответственность на него. Все знают, что «по науке» человек, даже с
феноменальной реакцией, не в состоянии отразить мяч, посланный с
расстояния одиннадцати метров в ворота, площадь которых около
двадцати квадратных метров. И если вратарь «не возьмет» пенальти,
никто из полевых игроков не упрекнет его... Болельщики в сердцах
скажут: «Эх, не выручил!» Скажут потому, что не раз видели, как
высококлассные вратари вытаскивают безнадежные мячи, знают десятки
«маленьких хитростей», при помощи которых можно лишить противника
психологической устойчивости и вынудить его совершить
ошибку...
Увы, ничего подобного не произошло. Мы снова сыграли «по правилам»
с командой, которая сама трактует эти правила так, как ей
вздумается, пользуясь «объективностью» главного судьи из-за
океана и откровенной симпатией «боковых арбитров» из европейских
стран. Но самая большая ошибка, которую можно совершить сегодня,
когда многое уже потеряно, а аппетиты наших «заклятых друзей»
лишь начинают разыгрываться по-настоящему, это обвинять в
происшедшем КОГО-ТО, но только не самих себя. Меня потрясла
редакционная статья в одном из последних номеров еженедельника
«Восхождение», выпускаемого молодежной организацией ХАБАДа в
Израиле. Вот что там написано: «По нашей собственной глупости, по
подлому недомыслию, по сердечной глухоте нашей подписан еще один
позорный документ, еще один этап капитуляции... Каждый из нас
виноват. Даже если не в наших силах было остановить - мы виноваты
тем, что не живем там. Мы не в Хевроне, мы не с ними».
И это говорят «хабадники», которые дневали и ночевали в Хевроне и
его пригороде Кирьят-Арбе накануне подписания соглашения, которых
можно увидеть в каждом ульпане и на передовых позициях наших
войск в Южном Ливане раздающими новым репатриантам, солдатам и
всем прохожим субботние подарки, книги ТАНАХа и наклейки для
автомобилей с надписью «Хеврон - наш навеки» и «Хеврон - для
праотцев и для нас»... Это их человек - Иосеф-Ицхак Гутник - тратит
миллионы долларов для того, чтобы выкупить у арабов как можно
больше участков на Святой Земле и передать их поселенцам. Раньше
это делал барон Ротшильд. Благодаря таким вот «сумасшедшим» в 1947
г. евреи смогли претендовать на заселенные ими территории
Эрец-Исраэль накануне принятия решения ООН о разделе Палестины.
И все же хабадники, молодые парни из «Бейтара», кричавшие после
майских выборов «Вперед, Биби!», седобородые раввины, молящиеся
в хевронской Пещере Патриархов по сей день, чувствуют себя
виноватыми. А мы, живущие у границы сектора Газа, но считающие
Хеврон «слишком опасным местом»? И, наконец, считают ли себя
виноватыми наши родственники в бывшем СССР, видящие Израиль одной
маленькой «горячей точкой» и с удовольствием рассуждающие о
преимуществах жизни в Германии?..
В этой ситуации легко запаниковать, если не знать о высказывании
великого мудреца и праведника рабби Нахмана из Браслава - «Асур
леитъяэш!» («Нельзя отчаиваться!»). А главное, что придает сил и
поддерживает оптимистический взгляд на будущее - это встречи с
молодыми и не очень молодыми репатриантами, продолжающими
приезжать из Петербурга и Киева, Биробиджана и Алма-Аты.
Поразительно, насколько быстро вчерашние «эсэнгойцы» впитывают
информацию о нашей истории и традициях. Конечно, это относится к
тем, кто хоть немного чувствует себя виноватым, пусть даже не зная
слов рабби Гиллеля: «Если я только за себя, зачем я? И если не
сейчас, то когда?
«Ами», С.-Пб., 28 февраля 1997 г.
|