Александр Риман
Еще раз о еврейской самообороне
...В малоизвестном широкой публике Художественном музее
калифорнийского города Беркли хранится картина «Рождение
еврейского сопротивления». Ее создал в 1905 году еврейский
художник из Литвы Лазарь Крестин (1868-1938) под впечатлением
Кишиневского погрома. В ходе этой кровавой резни проявилось не
только бессилие наших прадедов в неравном противостоянии
вооруженным бандитам, но и попытки еврейских рабочих,
ремесленников, извозчиков и торговцев всеми доступными средствами
защитить своих жен и детей от произвола погромщиков.
На картине Крестина изображена не батальная сцена, а всего лишь
лица этих людей, принадлежащих к разным «классовым группам», у
которых, по законам марксизма-ленинизма, не должно быть ничего
общего. Но правда жизни никогда не соответствовала этой и другим
подобным теориям, которые, к сожалению, и сегодня пользуются
популярностью у некоторых российских евреев. Лазарь Крестин
изобразил и «передового пролетария», и «чистюлю-интеллигента», и
«раввина-мракобеса», и «грубияна-биндюжника», то есть самых
обычных персонажей многочисленных картин, рассказов, анекдотов и
кинофильмов на еврейскую тему. Но это уже не покорные жертвы, не
кривляющиеся шуты и не безликие функционеры «революционных
партий». Это свободные люди, которые принадлежат к одному народу,
и их нельзя победить, хотя в руках у обороняющихся всего лишь
лопаты, грабли, кнуты и другое «холодное оружие»...
Единственный револьвер, который, как чеховское ружье на стене,
должен выстрелить, мужчины отдали еврейской девушке. Она одета в
длинную черную юбку и модную блузу с длинными рукавами, и еще
вчера, наверное, усваивала «передовые идеи» демократии, а также
национальной и женской эмансипации в университетских
аудиториях... Но сегодня эта девушка вспомнила, что ее зовут Эстер,
или Дебора, или Шуламит, и именно она вместе со своими товарищами
по несчастью принадлежит к потомкам бесстрашных Маккавеев.
...Я часто смотрел на репродукцию этой картины в последние месяцы,
когда решалась судьба репатриантки Иланы Подольской, в руках
которой так же оказался пистолет - оружие индивидуальной защиты.
Ее злоключения начались в сентябре 1994 года на автомобильном
шоссе Кирьят-Арба - Иерусалим. Для тех, кто, как говорится, «не в
курсе», сообщу, что Кирьят-Арба - это еврейский поселок вблизи
Хеврона, где проживают более шести тысяч человек, причем около
тысячи из них - новые репатрианты из бывшего СССР. Илана
Подольская жила в Кирьят-Арбе со своей семьей и в тот злополучный
сентябрьский день мчалась на своей машине в иерусалимскую
больницу, где в тяжелом состоянии лежала ее сестра, пострадавшая в
результате автомобильной аварии. Вместе с Иланой в машине
находилась ее мать и племянники - дети искалеченной сестры.
Те, кто ездят по дорогам Израиля, знают, что планировать прибытие
«из пункта А в пункт Б» в определенное время у нас очень сложно.
Помимо традиционных пробок причиной этому являются периодически
возникающие в разных точках армейские и полицейские «махсомы»
(заслоны), которые обычно устанавливаются с целью проверки
документов, а иногда - для обезвреживания «подозрительных
предметов». На дорогах Иудеи и Самарии «махсомы» возникают чаще,
чем в пределах «зеленой черты», и в нормальной ситуации Илана,
конечно, терпеливо переждала бы вместе со всеми роковую для нее
непредвиденную остановку у арабской деревни Хальхуль.
Но в тот день она решила нарушить известные всем израильтянам
правила безопасности и, обогнув армейский заслон, поехала напрямую
через Хальхуль, который постоянно фигурирует в сводках новостей как
один из питомников палестинских террористов. Разумеется,
израильские номерные знаки желтого цвета, укрепленные на машине
Иланы, подействовали на обитателей Хальхуля как красная тряпка на
быка. Избегая открытых столкновений с вооруженными жителями
«территории», арабские «герои-муджахеды» набрасываются, как
гиены, на тех, кто, по их мнению, слабее и не в состоянии
обороняться. Еврейские женщины и дети показались им очень удобным
объектом борьбы за «освобождение Палестины»...
...Автомобиль Иланы был заблокирован с двух сторон, в него полетел
град увесистых булыжников и бутылок с «коктейлем Молотова».
Возможно, таким способом наши арабские «партнеры» хотели
отпраздновать первую годовщину церемонии подписания в Вашингтоне
«Договора о принципах мирного урегулирования», завизированного
Ицхаком Рабином и Ясером Арафатом. Кроме того, их наверняка
вдохновлял на новые «подвиги» скандальный инцидент, имевший место
несколькими днями ранее в городе Рамалла, расположенном севернее
Иерусалима. Там в подобную ситуацию попал случайно заехавший в
центр Рамаллы солдат-резервист, который под градом камней и
бутылок не сопротивлялся, а лишь просил о пощаде.
Я не знаю, наблюдала ли Илана на экране телевизора окровавленное
лицо униженного израильтянина, искалеченного камнями и осколками
стекол, но, оказавшись в тесных «объятьях» арабских бандитов на
узкой улочке, она решила сопротивляться. Смелая женщина выскочила
из машины, выхватила пистолет и начала стрелять в воздух. Одна из
пуль рикошетом попала в юного «камнеметателя», оравшего «Итбах
яхуд» («Смерть жидам»), вместе с десятками своих друзей, опьяненных
ненавистью к евреям. Толпа расступилась, арабский бандит был
переправлен в больницу, где через несколько дней скончался...
Разумеется, жители Хальхуля, предвкушая легкую победу, решили
«насолить» сопротивлявшейся женщине другим путем и немедленно
сообщили номер ее машины представителям израильской полиции.
Илана Подольская была арестована и после длительного судебного
разбирательства в феврале 1997 года была признана виновной «в
превышении необходимого уровня самообороны». Приговор судьи
гласил: полтора года тюремного заключения. Приговор должен был
вступить в силу первого мая нынешнего года. Илана подала прошение о
помиловании на имя президента Израиля Эзера Вейцмана, но почти не
надеялась на то, что это прошение будет рассмотрено быстро и даст
положительный результат - подобных просьб у президента много, а
ведь у него есть и другие государственные дела...
Однако в этой трагической ситуации в Израиле нашлись люди,
помнящие о том, что настоящих евреев отличает три главных
качества: скромность, сострадание и милосердие. 18 апреля 1997
года в газете «Новости недели» появилась статья Аси Энтовой, в
которой она сообщила подробности трагического инцидента и
призвала всех, кто прочтет газетную публикацию, оказать посильную
моральную и материальную помощь Илане - направить письмо на имя
президента Вейцмана, или сообщить личные данные для коллективного
послания, или перевести деньги на личный счет Иланы, так как для
подачи апелляции на имя президента Израиля необходима сумма в 4500
долларов.
Каюсь, но я выбрал самый простой вариант - позвонил Асе Энтовой по
телефону, указанному в газете, и передал ей информацию, необходимую
для того, чтобы мое имя появилось в числе «подписантов». Кроме
того, я связался с писательницей и журналисткой Мариной Потоцкой -
пресс-секретарем движения «Авив». Она немедленно согласилась
сообщить о происшедшем руководителю движения Александру Шапиро, и
уже через несколько дней на страницах, еженедельно
предоставлявшихся «Авиву» газетой «Новости недели», Движение за
моральное обновление Израиля публично заявило о поддержке Иланы
Подольской...
Как известно, слова в Израиле - больше чем слова. Письма и
обращения в поддержку Иланы диктовались не только желанием
избавить ее от тюремных нар, хотя, согласно Талмуду, спасающий хотя
бы одного человека - спасает целый мир, в нас проснулась
генетическая память наших дедов и прадедов, сумевших перебороть в
себе галутную трусость и стремление ублажать своих врагов. Я не
сомневаюсь в том, что среди израильтян, подписавших апелляцию или
жертвовавших деньги на счет Иланы, были потомки участников
еврейской самообороны в Гомеле и Варшаве, Одессе и Кишиневе.
Еврейский писатель Хаим-Нахман Бялик, написавший на иврите
потрясающую поэму «Сказание о погроме» (мы ее можем прочесть в
русском переводе Зеэва Жаботинского), побывал в Кишиневе вскоре
после апрельской трагедии 1903 года. Он не только увидел
«присохший на стволах и камнях и заборах остылый мозг и кровь
комками», но и собрал свидетельства народного сопротивления
погромщикам. Вот что рассказал Бялику кишиневец Мордехай Зельцер:
«Хаим Кажушинер, Зелиг Китерман, Гершон Водовоз - все участвовали
в столкновении с хулиганами... У нас были колья, у нескольких -
пистолет. В восемь часов утра явились погромщики. Завязалась
драка. Мы заставили их отступить». (Д. Дорон. «Кишиневское гетто -
последний погром». Иерусалим, 1991, с. 38).
У каждого из тех, кто приехал в Израиль недавно, да и тех, кто
живет в нем много лет, есть если не личный, то опосредованный опыт
столкновения с государственной бюрократической системой, пробить
которую очень сложно. И все же это можно и нужно делать. Первые
отклики на статью Аси Энтовой помогли отсрочить приведение в
исполнение приговора о тюремном заключении. После летних каникул
борьба развернулась с новой силой. В нее включились депутаты
Кнессета от репатриантской партии «Исраэль ба-алия» - Юрий Штерн,
Натан Щаранский и Юлий Эдельштейн, советник премьер-министра Зеэв
Гейзель, бывший лидер партии «Тхия» (Возрождение) Геула Коэн,
председатель местного совета поселка Кирьят-Арба Цви Кацовер...
Особое участие в судьбе Иланы Подольской приняла репатриантка из
Южно-Африканской Республики Надя Матер, руководитель
национально-религиозной организации «женщины в зеленом». Накануне
праздника Суккот она провела одну из наиболее успешных акций в
защиту Иланы и всего лишь за два часа собрала на одной из улиц
Иерусалима более 600 подписей в ее поддержку. Около 100 подписей
передали президенту члены ассоциации «Профессора - за сильный
Израиль».
15 октября 1997 года журналистка Софья Рон, живущая, как и Илана
Подольская, в Кирьят-Арбе, опубликовала в газете «Вести» призыв к
согражданам прийти 20 октября в традиционный шатер, в котором
президент Израиля в дни Суккота принимает всех желающих, и
произнести слова солидарности с Иланой. Не прекращал обращаться во
все юридические инстанции адвокат Нафтали Верцбергер, который за
свою работу не брал денег...
И вот 26 октября пресс-служба парламентской фракции «Исраэль
ба-алия» распространила радостное известие: президент Вейцман
изменил Илане Подольской меру пресечения. Это случилось за 3 дня до
роковой даты 29 октября, когда истекал срок последней отсрочки. К
сожалению, наша победа оказалась неполной. Обвинительный приговор
остался в силе, хотя несчастная женщина не будет проводить время в
компании уголовников: согласно новому решению юридических
инстанций, она приговаривается к общественным работам сроком на
один год в детской больнице на севере страны.
Но дело даже не в относительной мягкости этой меры наказания, а в
том, что мы добились принципиального подтверждения легитимности
нашего права на самооборону в Государстве Израиль - единственном
месте на Земле, где у евреев это право нельзя отнять! Немаловажно и
то, что вновь показала свою силу партия новых репатриантов, с
которой уже никто не может не считаться - ни министры, ни
парламент, ни «желтая пресса», распространяющая о нас всякую чушь.
Ведь мы приехали из той страны, где родились почти все президенты
и премьер-министры Государства Израиль, а также главные идеологи
сионистского движения, среди которых сейчас наиболее актуален
Владимир (Зеэв) Жаботинский.
Еще в 1924 году, в одной из статей, опубликованных в журнале
«Рассвет», он писал: «Человеческое общежитие построено на
взаимности: отнимите взаимность, и право становится ложью. Тот
господин, который в эту минуту проходит за моим окном по улице,
имеет право на жизнь лишь потому и лишь постольку, поскольку он
признает мое право на жизнь; если он захочет убить меня, то
никакого права на жизнь я за ним не признаю. Это относится и к
народам. Иначе мир станет звериным бегом в запуски, где погибнет не
только слабейший, но и кротчайший. Мир должен быть миром круговой
поруки. Если жить, то всем поровну, и если погибать, то всем
поровну; но нет такой этики, по которой жадному полагается есть
досыта, а скромному издохнуть под забором». («Борьба за наши
права». Сб. статей. Тель-Авив, 1992, с. 145)
Как жаль, что к этим словам миллионы будущих жертв не прислушались
еще тогда, в спокойном 1924-м...
«Ами», С.-Пб., 15 января 1998 г.
|
|